Проектирование театров (к СНиП 2.08.02-89), часть 4

а - план; б - продольный разрез; 1 - стол гримировальный; 2 - кресло рабочее; 3 - диван;

4 - пульт дирижера; 5 - пульт режиссера; 6 - вешалка для костюмов; 7 - ширма репетиционная; 8 - пюпитр для нот; 9 - зеркало большое и зеркала балетных залов;

10 - санитарный узел; 11 - шкаф для музыкальных инструментов; 12 - штора светозащитная; 13 - станок театральный полустационарный (100-200 см); 14 - станок театральный репетиционный; 14а - лестница репетиционная; 15 - станок балетный (палка); 15а - станок балетный (палка) переносной; 16 - пианино; 17 - табурет к пианино; 18 - занавес антрактный; 19 - кулисы поплановые; 19а - кулисы портальные, подвижные; 20 - занавес поплановый; 21 - декорационный подъем (ручной); 22 - рояль; 23 - мостик смотровой;

24 - водостойкий занавес; 25 - скамья спортивная; 26 - шкаф для нот; 27 - кресло с пюпитром; 28 - стул складируемый; 29 - световое табло; 30 - магнитофон, видеомагнитофон; 31 - комплект звукозаписи и звуковоспроизведения театральный; 32 - часы настенные электрические; 33 - телефонный аппарат; 34 - софитный подъем (ручной);

35 - сетка защитная для окон; 36 - светильник общего освещения; 37 - вешалка для полотенец; 38 - приспособление для защиты зеркал; 39 - щит осветителя; 40 - регулятор света; 41 - прожектор театральный; 42 - комбинированный прибор рассеянного света (рамка, софит, подсвет); 43 - перекладина гимнастическая, 44 - кольца гимнастические;

45 - конь гимнастический; 46 - ковер борцовский; 47 - маты гимнастические; 48 - мешок боксерский; 49 - груша боксерская; 50 - штанга; 51 - стол для настольного тенниса;

52 - стенка шведская


3.90. При отсутствии малого зала целесообразно оборудовать на базе большого репетиционного зала студийно-репетиционный зал (СРЗ), совмещающий в себе репетиционные функции с возможностью постановки и показа экспериментальных и камерных спектаклей для сравнительно узкого круга зрителей (см. рис. 27). Увеличение площади в этом случае достигает 15-20% площади БРЗ. Необходимые зрительские помещения - гардероб, фойе, буфет, курительные и санитарные узлы могут быть размещены в смежных репетиционных залах и помещениях. Это одна из причин, по которой выгодно объединять несколько репетиционных помещений в обособленный функциональный блок, имеющий самостоятельный вход.

СРЗ допускает возможность изменения пространственных отношений в системе "зал-сцена", поэтому целесообразно выполнять сценическую площадку из отдельных элементов-станков, а зрительские места (около половины) в виде подвижных секций-блитчеров. Смотровой мостик выполняется по всему периметру зала и сцены. Механические системы допустимы в виде индивидуальных (точечных) подъемов, расположенных между рабочими мостиками, размещенными над залом-сценой и образующими верхнее техническое пространство. Устройство студийно-репетиционного зала специально оговаривается в задании на проектирование.

3.91. При любом взаимном расположении большого демонстрационного комплекса и БРЗ (СРЗ) обеспечивается надежная акустическая изоляция между ними.

Рис. 27. Пример планировки большого репетиционного зала театров музыкальной комедии или оперы и балета с шириной игрового портала 12 м

а - план большого репетиционного зала; б - план в варианте студийно-репетиционного зала; в - продольный разрез в варианте студийно-репетиционного зала; экспликацию оборудования см. на рис. 26


3.92. Площади вспомогательных помещений при БРЗ или СРЗ принимаются:

артистические уборные (не менее двух помещений) площадью 30 — 50 м2 (в эту площадь включаются места ожидания выхода на сцену, примыкающие к ней);

санитарные узлы с умывальными, курительные при артистических уборных — 12 — 14 м2 ;

постановочные склады декораций, бутафории, мебели и реквизита, осветительной аппаратуры — 40 — 80 м2 ;

светоаппаратная, аппаратная звуковоспроизведения, светопроекционная — 30 — 60 м2 .

Артистические уборные БРЗ оборудуются аналогично групповым артистическим уборным из расчета 2,5 м2 / чел.

3.93. Малый репетиционный зал (МРЗ) предназначен для проведения второй стадии репетиционной работы — репетиций мизансцен. В музыкальных театрах, помимо этого, используется для спевок солистов с хором, сдачи вокальных партий и т.д. (см. рис. 28, в ). Размеры МРЗ связаны с параметрами главной сцены: ширина зала на 1-2 м более ширины игрового портала, глубина игровой зоны принимается не менее двух планов сцены (план — 2-3 м), глубина зоны наблюдения позволяет располагать место режиссера таким образом, чтобы горизонтальный угол зрения его был не более 90°. МРЗ музыкальных театров отличаются от драматических акустической обработкой помещения, позволяющей при сравнительно небольших размерах вести репетиции в полный голос.

В музыкальных театрах МРЗ используется в качестве второго репетиционного зала балета или разминочного зала солистов. В соответствии с этими функциями определяется состав технологического оборудования МРЗ; проектируется естественное освещение. Исправление акустических недостатков может достигаться непараллельностью (от 2 до 12°) стен и специальной обработкой отражающих поверхностей. В целях звукоизоляции рекомендуется тамбур с двойными дверями.

При всех малых репетиционных залах проектируются помещения инвентарных, площадь которых зависит от размеров зала и колеблется в пределах 10 — 20 м2 .

Если МРЗ отстоят на достаточно большом расстоянии от артистических уборных, при них рекомендуется иметь санитарный узел (один или два) с умывальной. Ширина дверей МРЗ — 2 м, полы — дощатые.

3.94. Зал для репетиций балета служит для репетиционной работы балетной труппы, ежедневных тренировочных занятий, разминки перед спектаклем и самостоятельных работ (см. рис. 28, б ). Существенным фактором, влияющим на размеры залов репетиций балета, является численность балетной труппы. Для полноценного занятия у станка на каждого из участников приходится, в среднем, по 2,15 м длины станка.

Помещения залов репетиций балета проектируются с естественным освещением и надежной акустической изоляцией от остальных помещений.

Одну из стен балетного зала занимают зеркала. Эта стена не размещается против фронта окон. В отечественной практике не принято располагать балетные станки на зеркальном поле зала. Исключение составляют театры музыкальной комедии.

Для оперно-балетных театров с числом артистов балета более 70 чел. проектируются не менее двух залов репетиций балета. В театрах музыкальной комедии в качестве дополнительного балетного зала рекомендуется использовать малый репетиционный зал. При зале балета устраиваются инвентарные площадью 8-9 м2 .

Одним из главных элементов оборудования залов балета является специально выполненный деревянный настил пола. Возможно применение для настила пола современных пластических материалов.

Для помещений универсального назначения (например, МРЗ), используемых в качестве дополнительных залов для репетиций и занятий балетной труппы, возможно применение секций съемных или переносных балетных станков. При входе в зал для репетиций балета устраиваются тамбуры.

3.95. Зал для репетиций оркестра предназначается для всех видов репетиционных работ с полным составом оркестра театра, репетиций отдельных оркестровых групп, подготовки концертных программ и пр. (рис. 29, а).

Одним из основных требований к размещению и оборудованию зала для репетиций оркестра, является его полная акустическая изоляция от остальных помещений театра и, в первую очередь, от демонстрационного комплекса.

Площадь на каждого артиста оркестра принимается не менее 2 м2 и объем - не менее 7 м3 . Примерное количество артистов оркестра приведено в прил. 5. Размеры помещения допускают размещение артистов оркестра, аналогичное, их размещению в оркестровой яме. При количестве артистов оркестра более 30 чел. рекомендуется применение одно- и двухступенчатого подиума. Дверные проемы залов делаются шириной не менее 2,5 м для беспрепятственной транспортировки громоздких музыкальных инструментов.

Залы для репетиций оркестра имеют естественное освещение. При входе в зал устраивается тамбур.

Рис. 28. Примеры планировки репетиционных залов

а - зал для репетиций хора в театре оперы и балета; б - зал для репетиций балета и театра музыкальной комедии с шириной игрового портала 10 м; в - малый репетиционный зал театра с шириной игрового портала 10 м; г - инвентарная; экспликацию оборудования см. на рис. 26

Рис. 29. Оборудование репетиционных залов

а - зал для репетиций оркестра театра музыкальной комедии с шириной игрового портала 12 м; б - помещение для хранения инструментов, пюпитров и нот; в - репетиционно-физкультурный зал для драматических и музыкально-драматических театров с труппой менее 50 актеров; г - инвентарная пло щадь 18 м2 ; д - станок балетный (палка); е - кресло с пюпитром; ж – пульт дирижера; и - пульт режиссера; к - мостик смотровой; экспликацию оборудования см. на рис. 26


3.96. Оркестровая яма, репетиционный зал оркестра, комнаты отдыха и переодевания артистов оркестра (в крупных театрах — дополнительно фойе артистов оркестра), комната отдыха дирижера, комната инспектора оркестра, помещение для занятий артистов оркестра и настройки инструментов, кладовая музыкальных инструментов и библиотека и архив нот составляют комплекс помещений оркестра. Все эти помещения обычно располагаются в едином уровне с оркестровой ямой и трюмом сцены. При них проектируются: курительная, санитарные узлы с умывальными и душевые кабины, из расчета полного состава оркестра и вспомогательного персонала, что составляет, в среднем 60-65 чел. В крупных оперно-балетных театрах с оркестром, превышающим 100 музыкантов при 15—20 вспомогательных работниках, целесообразно иметь для артистов оркестра отдельный служебный вход с вестибюлем и гардеробом. Ширина коридоров комплекса проектируется не менее 2 м, а ширина дверных проемов — не менее 1,8 м.

3.97. Площадь комнат отдыха и переодевания артистов оркестра (две) определяется на весь штатный состав оркестра (см. прил. 5) исходя из 70% мужчин и 30% женщин, средней площади на одного человека 1,8 м2 (на 60% состава) и на один шкафчик 0,2 м2 (на весь состав).



Рис. 30. Функционально-планировочные схемы связей репетиционных помещений

1 - большой репетиционный зал; 2 - артистические уборные с местами выхода на сцену;

3 - постановочные склады; 4 - светоаппаратная, светопроекционная, аппаратная звуковоспроизведения; 5 - к складам сцены; 6 - малый репетиционный зал; 7 - инвентарная;

8 - санитарные узлы (при удалении от артистических уборных); 9 - репетиционно-физкультурный зал; 10 - репетиционный зал балета; 11 - комната для переодевания с санитарными узлами (при удалении от артистических уборных); 12 репетиционный зал xop а; 13 - блок репетиционных залов (кроме репетиционного зала оркестра); 14 - к артистическим уборным; 15 - оркестровая яма; 16 - комната для отдыха и переодевания артистов оркестра; 17 - библиотека нот; 18 - комната отдыха дирижера; 19 - комната инспектора оркестра;

20 - репетиционный зал оркестра; 21 - помещение для занятий артистов оркестра и настройки музыкальных инструментов; 22 - кладовая музыкальных инструментов;

23 - санитарные узлы, душевые, курительная; 24 - к подъездным путям автотранспорта; 25 - вестибюль с гардеробной (в крупных оперно-балетных театрах); 26 - блок помещений оркестра; условные обозначения связей см. рис. 3 и 25.


3.98. Зал для репетиций хора служит для разучивания хоровых партий как полным составом хора, так и по голосам, спевок с солистами и регулярных занятий, подготовки концертных программ (см. рис. 28, а).

Площадь на каждого из артистов хора — не менее 1,5 м2 , а объем — не менее 6 м3 . Примерное количество артистов хора — см. прил. 5.

Зал для репетиций хора представляет собой прямоугольное помещение с круто поднимающимся амфитеатром мест для артистов. Место для хормейстера и концертмейстера располагается на приподнятой площадке-подиуме высотой 0,15— 0,2 м. В зале рекомендуется предусматривать средний и боковые проходы, а также обход за последним рядом мест. Для больших залов рекомендуется полукруглый амфитеатр.

Зал репетиций хора надежно акустически изолируется от всех других помещений, в том числе и от других залов аналогичного назначения.

Залы нуждаются в естественном освещении. Большие залы для репетиций хора имеют не менее двух выходов.

3.99. Репетиционно-физкультурный зал (РФЗ) является частью репетиционного комплекса драматических и музыкально-драматических театров. РФЗ представляет собой специально оборудованное помещение для регулярных занятий жестом, пластикой, ритмикой, сценическим движением (фехтование, борьба, падения и т.п.), танцем (см. рис. 29, в). В свободное время зал используется для общефизической подготовки и спортивных игр с целью сохранения творческим составом рабочей формы. Для крупных драматических и музыкально-драматических театров с общей численностью труппы 50 чел. и более рекомендуются залы размером (в осях) 24х12 м. Для театров с меньшим составом — 18х9 м, что является достаточным для многих спортивных игр. При зале размещается инвентарная от 10 до 20 м2 . В репетиционно-физкультурном зале предусматривается естественное освещение.

Рекомендуемое покрытие пола: рулонно-ворсовый материал на звукоизолирующей основе. Ширина дверных проемов — не менее 2,5 м для транспортировки громоздкого оборудования.

3.100. Комнаты для индивидуальных занятий артистов предназначены для работы с педагогами по сценической речи, вокалу, самостоятельной работы над партией, образом, ежедневных упражнений вокалистов и актеров. В драматических театрах предусматривается не более двух, а в музыкальных трех-четырех комнат для занятий. Их площадь — в драматических театрах 12 — 15 м2 , в музыкальных (в соответствии с требованиями акустики) — 16—20 м2 . Комнаты проектируются с естественным освещением.

3.101. Функционально-планировочные схемы связей репетиционных помещений приведены на рис. 30. Классификацию связей см. на рис. 25.


Склады


3.102. Склады постановочного имущества подразделяются на: дежурные, где предметы оформления хранятся в состоянии готовности к подаче на сцену; текущего, сезона, в которых содержится оформление всего репертуара данного театрального сезона раздельно по спектаклям и резервные, где складируется имущество редко идущих или снятых с репертуара спектаклей для повторного использования.

По принципу раздельного хранения различают восемь основных видов складских помещений: объемных и станковых декораций; мебели, бутафории и реквизита; костюмов; обуви; электроаппаратуры и электрореквизита; звукотехнической аппаратуры; мягких и живописных декораций; париков и иных пастижерских изделий.

Имеется еще восемь подвидов хранения: настоящее оружие, уникальные мебель и реквизит, стандартные станки, одежда сцены и драпировки, ценные костюмы, нестандартное оборудование сцены, головные уборы и белье, транспортная тара.

Размеры складов состоят в прямой зависимости от размеров сцены, назначения и штатной группы театра, определяющих количественный состав труппы, количество спектаклей в репертуаре. В Пособии приводятся только площади дежурных складов и складов текущего сезона.

При определении площадей резервных складов рекомендуется исходить из сложившейся практики театров, обычно принимающей их равными площади дежурных складов по всем видам хранения. Как правило, резервные склады имеют четыре вида хранения: объемных и станковых декораций; мебели, бутафории и реквизита; костюмов, головных уборов, белья и обуви; сейф для мягких и скатанных декораций.

3.103. Помещения складов преимущественно проектируются прямоугольной формы, позволяющей полностью использовать полезное пространство, и с размерами, регламентация которых продиктована расстановкой технологического оборудования, размерами проходов, методами транспортировки и иными параметрами, обусловленными габаритами предметов хранения.

3.104. Дежурные склады декораций наиболее целесообразно проектировать шириной 9 м (в осях с учетом строительного модуля), так как это обеспечивает двухрядное хранение с центральным проходом. Декорации при этом занимают 2/3 площади. Однорядное хранение в помещении шириной 6 м позволяет использовать лишь 1/2 площади. Высота складов принимается равной высоте карманов.

Дежурные склады декораций оборудуются разделительными вертикальными конструкциями — пряслами шириной 2,5 м и высотой, равной высоте склада. Прясла устанавливаются с шагом 3 м, образуя секции, разделяющие оформление спектаклей (актов или картин). Ширина проходов между штабелями декораций — 2,5-3 м. Пол в дежурных складах рекомендуется дощатый. Помещение не нуждается в естественном освещении. Проемы, соединяющие склады декораций со сценой и карманами, рекомендуются шириной не менее 2,5 м, а высотой — равной высоте проемов карманов.

3.105. Площадь складов декораций текущего сезона определяется из расчета: декорации одного спектакля в хранении занимают примерно 10% площади сцены; в складе, хранятся декорации всех спектаклей текущего репертуара за исключением декораций двух (для ТЮЗов трех) спектаклей, хранящихся в дежурных складах декораций. Рекомендуется предусматривать механизированное перемещение предметов из склада в склад в соответствии со взаимным расположением помещений и принятой системой хранения. Для складов декораций текущего сезона рекомендуется горизонтальный способ хранения в стандартных контейнерах размером 6,05х2,43х2,43 м или флетах (полуконтейнерах), специально выполненных с использованием стандартного поддона. Этот склад также не нуждается в естественном освещении.

3.106. В дежурном складе сценической электроаппаратуры и электрореквизита хранятся переносные осветительные приборы, проекционная и светоэффектная аппаратура, переходные устройства, объективы, маски, светофильтры, источники света и электрореквизит — подлинные и бутафорские люстры, торшеры, бра, подсвечники, настольные лампы, "костры", "камины", "факелы" и т.д. В целях экономии площади громоздкие хрупкие люстры, плафоны, абажуры и пр. подвешиваются на блоках под потолком склада. Поэтому его высота в свету целесообразна не менее 3,6 м. По условиям переноски осветительных приборов на штативах размеры дверного проема на сцену проектируются не менее 1х2,4 м. Полы склада рекомендуется дощатые.

Склад электроаппаратуры и электрореквизита текущего сезона примыкает к дежурному складу — под или над ним. Помещение может не иметь естественного освещения. Полы - линолеум или пластик.

3.107. Основой для определения ширины дежурных складов мебели, бутафории и реквизита (рис. 31) являются размеры стеллажей для мебели (расстояние между полками 1 м, глубина 1 м) и проход между ними (не менее 1,7 м), размеры стеллажей для бутафории и реквизита (глубина 0,6 м) и проход между ними (не менее 0,8 м). При однорядном хранении ширина склада принимается не менее 3,7 м. Полностью изолированной частью склада является специальный участок приготовления исходящего реквизита (еды, напитков, табачных изделий и пр.) и хранения белья с естественным освещением.

Покрытие пола — линолеум или рулонный пластик.

Пример планировки склада мебели, бутафории и реквизита текущего сезона см. на рис. 31. Ширина склада при двухрядном хранении — не менее 4 м. Размеры отсека для грузового лифта — не менее 2,5х1,2х3,1 м.

Полы складов текущего сезона — асфальтобетонные. Склады текущего сезона выполняются без естественного освещения.

3.108. Особое место в группе дежурных складов занимают помещения дежурных костюмерных и дежурных гримерно-парикмахерских (рис. 31 и 32). Они включены в комплекс помещений, обслуживающих сцену, вместе с помещениями для творческого состава. Это сделано потому, что деятельность, протекающая в них, связана непосредственно с исполнителями, а не со сценой, как в складах по другим видам хранения.

В последние годы в драматических театрах и театрах музыкальной комедии с относительно небольшим (до 80 чел.) составом труппы принято использовать одно помещение гримерно-парикмахерской площадью не менее указанной в прил.1.


Рис. 31. Примеры планировки складов

а - дежурный склад мебели, бутафории, реквизита; б - участок размещения; в - участок размещения мебели; г - отделение исходящего реквизита; д - то же, разрез; е - отделение исходящего реквизита, план; ж - склад мебели, бутафории и реквизита текущего сезона;

и - дежурная гримерно-парикмахерская; 1 - раковина-мойка; 2 - титан; 3 - закрытые навесные полки для хранения посуды, столового белья, курительных принадлежностей и пр.;

4 - холодильник для пищевых продуктов; 5 - подвижный сервировочный столик; 6 - лифт;

7 - двухъярусные стеллажи для мебели; 8 - пятиярусные полки для бутафории и реквизита; 9 - стандартные секции шкафов для хранения париков; 10 - места для наложения сложного грима со столами длиной 1 и 1,5 м; 11 - столы рабочие пастижерские; 12 - электроплита;

13 - шкафы вытяжные; 14 - секции для хранения простых париков, бород, усов и пр.;

15 - стул (кресло)


3.109. Дежурные костюмерные проектируются с естественным освещением. Для покрытия пола рекомендуется линолеум.

В складах костюмов, головных уборов и белья, а также складах обуви сезона (см. рис. 32) транспортировка из складов в дежурную костюмерную выполняется ручными тележками-вешалками размером 1,3х0,7х1,7 м. Все проходы, проемы, лифтовые кабины проектируются с обеспечением беспрепятственного движения этих тележек.

При разделении артистических уборных на мужскую и женскую половины дежурные костюмерные и склады костюмов текущего сезона соответственно разделяются. В иных случаях дежурные костюмерные могут быть объединены в отделение подготовки костюмов с более высоким уровнем механизации работ.

Ширина помещения склада текущего сезона определяется размещением и шириной рядов — 0,7 м и проходов — 0,8 м (при расположении костюмов в четыре ряда ширина — 4,4 м в чистоте, для шести и восьми рядов, соответственно — 6,6 и 8,8 м). Помещение проектируется без естественного освещения. Пол склада покрывается линолеумом или рулонным пластиком. Отдельно от склада, костюмов, головных уборов и белья располагается склад обуви текущего сезона. Глубина полок склада — 0,4 м, ширина проходов между стеллажами — 0,8 м. Ширина склада с четырьмя рядами стеллажей — 3,2 м в чистоте. Помещение проектируется с естественным освещением.

Рис. 32. Примеры планировки складов

а - дежурная костюмерная; б - отделение централизованной подготовки костюмов;

в - белье, головные уборы; г - обувь; д - костюмы; е -участок подстирки; ж - отделение подготовки обуви; и - участок разборки и мелкого ремонта; к - отделение подготовки костюма; л - участок глажения; 1 - одноярусная вешалка для 35-40 сценических костюмов;

2 - открытые стеллажи для головных уборов, белья и обуви; 3 - рабочий стол; 4 - доска гладильная откидная; 5 - раковина-мойка; 6 - табурет рабочий; 7 - стиральные машины;

8 - стол мелкого ремонта; 9 - стол разборки костюмов; 10 - тележки для перевозки костюмов; 11 - шкаф для инструментов; 12 - станок универсальный сапожный; 13 - стол сапожника


3.110. Помещения дежурных гримерно-парикмахерских сочетают в себе функции мастерских по изготовлению париков и других пастижерских изделий, их ремонту и периодической чистке с функциями складов этих предметов. Помещение проектируется с естественным освещением и полами, покрытыми линолеумом или пластиком. В крупных театрах производственное помещение может быть отделено от склада париков. Ширина склада определяется из расчета: глубина полок шкафов 0,5 м, проход между шкафами — 0,75 м.

3.111. Склад мягких скатанных декораций - сейф, предназначен для хранения живописных фоновых декораций панорам, горизонтов, задников, заспинников, тюлей чистых и апплицированных, театральной сетки и пр., свернутых в скатки. Длина сейфа принимается равной 1,5 ширины игрового портала сцены. Ширина сейфа зависит от расположения полок — при одностороннем она складывается из ширины полки 0,9 и ширины прохода — 0,9 м, при двухсторонних полках — 0,9х2 и 0,9 м. На уровне пола сейфа в коротких сторонах делаются дверные проемы для выноса скаток и очистки сейфа.

В театрах, часто использующих живописные декорации, рекомендуется проектировать кассетный сейф, представляющий собой стальную пространственную конструкцию с полками, поднимаемую с помощью лебедки из шахты-сейфа. Преимущество заключается в возможности подавать на уровень сцены любую из полок со скатками декораций. Ширина кассетного сейфа определяется шириной полки. Сейф располагается под сценой или арьерсценой.

3.112. Все склады рекомендуется проектировать сообщающимися с подъездными путями автотранспорта для того, чтобы иметь возможность отправлять сценическое оформление на выездные и гастрольные спектакли, перевозить его в резервные склады или мастерские для ремонта. В связи с большими объемами такого рода работ транспортировка оформления по всем видам механизируется. В месте погрузки декораций целесообразна площадка, приподнятая на 1,4 м и навес, защищающий от атмосферных осадков. В районах с расчетной наружной температурой средней наиболее холодной пятидневки минус 15°С и ниже рекомендуется устройство закрытой погрузочной площадки. Возможен вариант с заездом автомашин в склад.

Рис. 33. Функционально-планировочные схемы связей складов

1- сцена, карманы; 2 - дежурный склад объемных и станковых декораций; 3 - склад декораций текущего сезона; 4 - резервный склад объемных и станковых декораций; 5 - сейф;

6 - дежурный склад звукотехнической аппаратуры; 7 - дежурный склад электроаппаратуры и электрореквизита; 8 - склад электроаппаратуры и электрореквизита текущего сезона; 9 - дежурный склад бутафории, мебели и реквизита; 10 - склад бутафории, мебели и реквизита текущего сезона; 11 - резервный склад бутафории, мебели и реквизита;

12 - кладовая машиниста сцены; 13 - к помещению для монтажа станковых декораций;

14 - к подъездным путям автотранспорта; 15 - склад костюмов, головных уборов и белья текущего сезона; 16 - дежурные костюмерные; 17 - склад обуви текущего сезона;

18 - резервный склад костюмов, головных уборов и белья; 19 - к мастерским пошивочной, головных уборов, трикотажной, обуви, красильной; к артистическим уборным; условные обозначения связей см. рис. 25.


3.113. Расположение дежурного склада декораций и карманов сцены, склада звукотехнической аппаратуры и дежурного склада электроаппаратуры и электрореквизита, дежурного склада мебели, бутафории и реквизита и выходов актеров по периметру сцены проектируется так, чтобы исключить пересечение потоков движения актеров и оформления.

Связь дежурных складов с комплексом художественно производственных мастерских, расположенных в пределах общей территории в подсобном корпусе, рекомендуется осуществлять закрытым переходом с размерами и оборудованием, допускающим транспортировку громоздких декораций. Это особенно рекомендуется для районов с низкими среднегодовыми температурами.

3.114. Для резервных складов рекомендуется горизонтальный способ хранения в контейнерах или полуконтейнерах (флетах) объемных и станковых декораций, мебели и крупной бутафории. Реквизит может храниться на стеллажах в чехлах или ящиках. Костюмы, головные уборы, белье и обувь — в одном помещении. Костюмы на двухъярусных вешалках, головные уборы — в специальных круглых кофрах, белье — в ящиках и корзинах, обувь — в коробках или мешках, сапоги — в подвешенных чехлах. Исходя из принятого способа хранения определяются размеры и пропорции резервных складов. Помещения этой группы проектируются без естественного освещения.

Резервные склады могут быть как в подсобно-производственном корпусе театра, так и отнесены от него на значительное расстояние.

В перспективе возможен вариант централизованного контейнерного хранения оформления в общегородских складах с высокой степенью механизации трудоемких работ.

3.115. Функционально-планировочные схемы связей складов приведены на рис. 33.


ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ


3.116. Особенность театрального производства заключается в том, что при изготовлении многие предметы приходят через несколько производственных помещений (художественно-производственных мастерских). При этом каждая мастерская выполняет свою технологическую функцию - изготовляет определенные элементы оформления.

3.117. При выборе предпочтительного способa размещения производственных помещений (в отдельном корпусе, в централизованных комбинатах, в основном здании театра) учитывается назначение театра, возможно уже сложившиеся традиции, расположение отведенной площадки для строительства, ее рельеф и места возможных грузовых коммуникаций, количество и состояние театральных зданий в городе (для возможной централизации) и т.п.

3.118. Мастерские, расположенные в отдельном корпусе, размещаются вблизи основного здания театра и соединяются с ним крытыми переходами. Размеры и оборудование переходов проектируются из расчета транспортировки громоздких декораций, движения тележек.

При этом требуется несколько большая площадь застройки, чем при включении производственных помещений в основное здание, но создается возможность для полного отсутствия в нем шумовых помех и действия вибрации.

3.119. Централизованные театральные художественно-производственные мастерские в отечественной практике встречаются редко. Они могут обслуживать группу театров в городе, области. Один из путей создания централизованных комбинатов — обеспечение театров полуфабрикатами.

3.120. Размещение встроенного в здание театра комплекса мастерских вызывает сложности, так как шум и вибрация от работающих станков могут проникнуть на сцену и в зрительный зал. Поэтому мастерские рекомендуется размещать так, чтобы между ними и сценой были другие помещения или коридоры. Таким же образом рекомендуется осуществлять сообщение между ними и сценой.

3.121. В технологическом процессе изготовления оформления спектаклей производственные помещения подразделяются на блоки изготовления и ремонта: объемных декораций; костюмов, обуви, париков; мягких декораций; сюда же можно отнести и помещения для руководства мастерских.

В первый блок входят: столярная, слесарная, помещение для монтажа станковых декораций, бутафорская, кладовая оперативного хранения материалов, навес для лесоматериалов и труб (вне здания).

Во второй блок входят: пошивочная, мастерские головных уборов и обувная; пропиточная, постирочная, сушильная, трикотажная, пастижерская.

В третий блок входят: живописно-декорационная мастерская, красильная, макетная, помещение для приготовления красок с мойкой и сушкой, кладовая красок, комната художников, обойно-драпировочная, мастерская росписи тканей.

Смысл объединения в блоки заключается в более полном использовании рабочей площади парка станков, приспособлений и оснастки.

3.122. Современные мастерские драматических и музыкально-драматических театров включают в себя до 12 отдельных подразделений (цехов): столярное, слесарное, бутафорское, монтажа станковых декораций, живописное, макетное, обойно-драпировочное, росписи тканей, пошивочное, обувное, постирочное, красильное, пропиточное.

Закрыть

Строительный каталог