Учебные комплексы и центры (к СНиП 2.08.02-89), часть 3

5.8. Учебные центры, размещаемые на предзаводских площадях или в предзаводских зонах, становятся формирующими элементами застройки. В этом случае их композиция требует достаточно крупного решения, которое может удержать большое пространство площади или протяженной магистрали. Здесь концентрация функциональных элементов учебных комплексов должна достичь наибольшей степени (рис.20,а). Одновременно в проектах следует учитывать необходимость постепенного перехода в архитектурном решении от индустриального масштаба к человеку, переключения масштабного восприятия архитектурного окружения.

5.9. В отличие от объектов, размещенных в промышленной зоне и решаемых крупными массами, при размещении учебного центра в селитебной зоне города его архитектура должна отражать особенности окружающей застройки и быть соразмерна с жилыми домами, учитывать особенности ландшафта, организацию транспортных и пешеходных связей и другие градостроительные факторы. Облик учебного комплекса, расположенного непосредственно в селитебной зоне, должен рассчитываться на восприятие с близкого расстояния, преимущественно зрителями-пешеходами, поэтому и решаться более локальными средствами — деталями зданий, четко установленными соотношениями объектов и форм в замкнутом, плотно застроенном пространстве (рис.20,б).


Рис. 18. Варианты композиционного решения учебного центра торгово-бытового обслуживания (архит. Н.К.Цуканова)

а  — территориальное объединение ПТУ и техникума; б — организационное объединение ПТУ и техникума; в — функциональное объединение ПТУ и учебного комбината; 1 — учебно-теоретические помещения; 2 — помещения спецдисциплин; 3 — учебно-производственные мастерские; 4 — помещения культурно-бытового обслуживания учащихся; 5 — помещения бытового обслуживания населения учащимися

Рис. 19. Размещение учебных заведений в компактном здании учебного комплекса

а — смешанное; б— поэтажное; в — секционное; г — лучевое; 1 — вечерний техникум; 2 — школа рабочей молодежи; 3 — учебно-курсовой комбинат

Рис. 20. Зависимость архитектурно-композиционного решения здания учебного комплекса от места расположения

а - учебный комплекс на предзаводской территории (учебный центр ВАЗа, г. Тольятти; Гипропрос, архит. А.Н.Голощапов, Г.И.Собельман); б — учебный комплекс в селитебной зоне (комплекс профтехучилищ (г.Ленинград). ЛенНИИпроект, проектное предложение, архит. Л.К.Фешина)

5.10. При наличии в специализированном учебном комплексе развитой группы учебно-практических помещений, обогащающих функцию обслуживания населения, а также в полифункциональных комплексах культуры, здравоохранения и торгово-бытового обслуживания — учреждений обслуживания населения следует в проекте комплекса предусматривать композиционную самостоятельность групп помещений, используемых населением. Эта группа помещений должна быть архитектурно выражена наиболее активно для облегчения ориентации посетителей в сложном полифункциональном объекте. С учетом этого требования должна быть решена и территория перед зданием, с выделением направления движения и применения малых форм в первую очередь для посетителей учреждений обслуживания.

5.11. В проектах учебных комплексов следует учитывать:

дальнейшие структурные изменения в методике обучения и составе учебных заведений путем максимальной унификации планировочных и конструктивных параметров;

возможность последующего расширения или развития учебного комплекса.

С этой целью в архитектурную концепцию учебного комплекса следует закладывать идею архитектурного развития сооружения с использованием повторяющихся композиционных элементов (рис.21).

5.12. Учебные комплексы — крупные по своим масштабам объекты — приобретают все большее центроформирующее значение для городской застройки. Поэтому наряду с необходимым учетом функциональной специфики, определяющей требования к объемно-пространственной организации и архитектуре, следует:

предусматривать органическое включение учебных комплексов в систему городских ансамблей, в архитектурную среду города или промрайона;

учитывать их взаимосвязь с общегородским центром, другими общественными центрами города;

предусматривать обязательную связь с пешеходными коммуникациями и остановками общественного транспорта (рис.22).

5.13. Архитектурное решение полифункциональных комплексов должно строиться на композиционном единстве всех составляющих, образующих комплекс. При включении учебного комплекса в административно-технический центр предприятия группы учебных помещений целесообразно располагать в корпусах, размещаемых в зеленой зоне в удалении от основных транспортных магистралей (рис.23).

Примеры оптимального включения учебных подразделений в лечебный и культурно-просветительный полифункциональные комплексы приведены на рис.24.


Рис. 21. Композиция, учитывающая поэтапное развитие учебных заведений

а — построение корпусов с использованием унифицированных блок-секций (учебный центр Калужского химико-металлургического комбината — ЦНИИЭП учебных зданий, проектное предложение, архит. А.М.Гарнец); б — применение унифицированных блок-секций с внутренними дворами (учебный комплекс электротехнических предприятий, г.Минусинск, Гипропрос, проектное предложение, архитекторы С.Н.Гринев, А.Н.Голощапов, А.В.Мочалов, А.М.Гарнец); в — повторение сложных по объемному решению блоков (ученый центр Авиапромышленного комплекса, г.Ульяновск, Гипропрос, архитекторы Г.И.Собельман, Е.Владимиров, Г.И.Звездина)

1  — блок ПТУ; 2 — блок техникума; 3 — блок учебного комбината; 4 — блок УКП вуза; 5 — блок учебного комбината, вечерней школы, УКП вуза; 6 — типовой корпус техникума; 7 — учебные мастерские;8  — блоки культурно-бытового обслуживания

Рис. 22. Доминантное расположение учебных заведений

а — завершение центральной магистрали (учебный центр завода Атоммаш, г.Волгодонск, Гипропрос, архитекторы Ю.Н.Малов, Э.В.Смолин); б — оформление развилки двух улиц (учебный центр Метростроя, г.Москва, Моспроект, мастерской N 17, архитекторы Р.Кананин, П.Пахомов, В.Устинов, Г.Боженскова, А.Березникова); в — организация перекрестка (учебный центр ГПЗ-1, г.Москва, Гипропрос, проектное предложение, архитекторы Г.Н.Лапир, М.Е.Рыжков, Б.В.Тихонов)


Рис. 23. Композиционное соподчинение учебных подразделений в общественно-административных центрах промпредприятий

а — административно-общественный центр предприятия, г.Днепропетровск, ЦНИИЭП учебных зданий, проектное предложение; б административноучебный центр Черниговского завода автотракторных прицепов, Гипропрос, проектное предложение; 1 - корпуса с учебными помещениями; 2 - корпуса с административными и общественными помещениями (архитекторы А.Н. Голощапов, М.И. Десятников, А.М. Стойлик)


Рис. 24. Архитектурно-функциональное решение городских полифункциональных комплексов

I — клиническая больница "Гайльэзерс" с медицинским училищем, г.Рига, архитекторы А.Урвиньш, В.Кадырнов, II  — центр искусств "Барбикен" с учебными заведениями, г. Лондон, Великобритания; а  — общий вид; б — схема 2-го уровня; в — схема 3-го уровня;

г  — схема 5-го уровня; д  — схема 8-го уровня;

1 — музыкальная школа; 2 — театральная школа; 3 — консерватория; 4 — театр;

5 — концертный зал; 6 — главное фойе; 7 — ресторан; 8 — зал скульптуры;

9 — галерея искусств; зоны: УЗ — учебных заведений; ПСИ — помещений совместного

использования; ГУК — городских учреждений культуры


Приложение 1


ТЕРМИНОЛОГИЯ

1. Общие термины

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — функциональное, архитектурное, организационное или территориальное объединение зданий нескольких учебных заведений одного или разных уровней образования с различными формами и степенью их кооперации. Часто применяется термин УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР для названия одной из разновидностей отраслевого учебного комплекса, как правило, с четко выраженной ведомственной принадлежностью производства.

МОНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — комплекс зданий и сооружений, формируемый учебными заведениями на основе единства функции обучения.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — комплекс общественных зданий, в котором учебное заведение равноправно и взаимосвязано включено наравне с другим учреждением (например, учебно-культурный, учебно-лечебный, учебно-производственный, учебно-научный комплексы и т.п.).

ОДНОУРОВНЕВЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — объединение нескольких учебных заведений одного уровня обучения по территориальному или функциональному признаку.

ОТРАСЛЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС (МНОГОУРОВНЕВЫЙ) — объединение нескольких учебных заведений, как правило, разных уровней образования, но одной отрасли народного хозяйства, одного ведомства.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС —территориальное или функциональное объединение нескольких учебных заведений одного или разных уровней образования для ряда небольших предприятий, организаций разных отраслей, подотраслей (например, агропромышленный учебный комплекс).

2. Одноуровневые учебные комплексы

КОМПЛЕКС ВУЗОВ — совместное размещение нескольких вузов на общей территории, создающей учебную зону города. Возможна кооперация отдельных функциональных зон.

КОМПЛЕКС ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ — совместное размещение нескольких самостоятельных ПТУ на общей территории с возможной кооперацией идентичных зон.

КОМПЛЕКС СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — совместное размещение нескольких средних специальных учебных заведений на общей территории.

3. Отраслевые учебные заведения

ВЕДОМСТВЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — комплекс учебных заведений разного уровня образования, по одной отраслевой направленности в подготовке кадров. Предназначен для группы небольших предприятий (учреждений) одного ведомства. Среди них — учебный комплекс культуры, учебный комплекс торгово-бытовых отраслей, учебный полигон агропрома, учебно-тренировочный центр и т.п.

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОМПРЕДПРИЯТИЯ (в проектной практике широко используется для этого типа комплексов термин УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР) — комплекс учебных заведений разного уровня образования одного крупного предприятия, производственного объединения или промузла. Возможна частичная блокировка или кооперация с административными, научными, техническими подразделениями предприятия в административно-учебные, учебно-технические и другие комплексы или центры.

4. Полифункциональные комплексы

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС — кооперация отраслевого или академического НИИ на базе учебного заведения.

НАУЧНО-УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — включение учебного заведения или комплекса учебных заведений в состав научного городка, академгородка.

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС — кооперация учебного заведения с предприятием, имеющие единство целей — учебное заведение готовит кадры для предприятия, предприятие — учебно-производственная база для учащихся.

УЧЕБНО-ЛЕЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — кооперация медицинского учебного заведения с лечебным учреждением на базе функционального единства.

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС — кооперация педагогического учебного заведения с базовыми школой, ПТУ и детсадом — местом педагогической практики.

УЧЕБНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ, УЧЕБНО-КУЛЬТУРНЫЙ И Т.П. КОМПЛЕКСЫ — кооперация учебного заведения с учреждением культуры на базе функционального единства.

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ, УЧЕБНО-НАУЧНО-ЛЕЧЕБНЫЙ И ДРУГИЕ КОМПЛЕКСЫ — полифункциональные комплексы, объединяющие группу взаимосвязанных функционально учреждений различного назначения (учеба—наука—производство) на базе общности деятельности.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — административно единое учреждение, в котором интегрированы функции разных учреждений — профессиональное обучение и какая-либо деятельность (например, школа-магазин, совхоз-училище, совхоз-техникум, завод-втуз и т.п.

НАУЧНО-УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР (НУЦ) — соединение в полифункциональном учреждении функций обучения и научных исследований процесса обучения специалистов по отдельным отраслям знаний (например, специалистов — пользователей вычислительной техникой).

5. Учебный комплекс как градостроительный объект

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР (учебная зона в городе) — градостроительное понятие одного из специализированных центров города — комплекс учебных заведений, размещенный на специально отведенной территории, включаемой в планировочную структуру города.

МЕСТНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — объединение учебных заведений, готовящих специалистов для предприятий, учреждений и организаций одного города.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — объединение учебных заведений, готовящих специалистов на несколько населенных пунктов, районов, областей или на регион.

ОТРАСЛЕВОЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — объединение учебных заведений, готовящих специалистов для одной отрасли народного хозяйства.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ-УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — объединение учебных заведений, готовящих специалистов разных отраслей для небольших организаций, размещенных на определенной территории.

6. Разное

СТУПЕНЬ (уровень) ОБРАЗОВАНИЯ — одна из нескольких ступеней профессиональной подготовки, каждой из которых соответствует свое учебное заведение.

ВИД ОБУЧЕНИЯ — применяемый в статистике, но недостаточно точный термин, обозначающий уровень образования.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ — дневная, вечерняя, заочная, вечерняя сменная, чередование обучения с работой (завод-ВТУЗ).

РАСЧЕТНЫЙ КОНТИНГЕНТ — исходный показатель числа учащихся или ученических мест для расчета учебно-материальной базы учебного заведения. Для монофункционального учебного комплекса определяется как сумма расчетных показателей каждого учебного заведения.

УЧЕБНАЯ ЗОНА — одна из функциональных зон учебного заведения. В учебных комплексах и крупных учебных заведениях возможна ее дифференциация на подзоны: учебно-научную, учебно-производственную, учебно-теоретическую и т.п., возможна интеграция учебной зоны, особенно в полифункциональных комплексах (например, учебно-лечебная, учебно-административная).

УЧЕБНОЕ МЕСТО —показатель количества мест в учебном помещении — классе, кабинете, лаборатории, мастерской.

УЧЕНИЧЕСКОЕ МЕСТО — показатель расчетного числа одновременно занимающихся в максимальную смену (для сменных учебных заведений). Для учебных заведений с одновременными занятиями равнозначно показателю расчетного контингента.


Приложение 2


Примерный состав кооперированных комплексов учебных и общественных зданий


Состав комплексов

Зоны и подзоны совместного использования

Группы помещений совместного использования

1. Учебные комплексы одного уровня образования

Комплекс профтехучилищ

Производственная, физкультурно-спортивная, хозяйственная

Учебно-производственные помещения (одной отрасли), учебно-спортивные помещения, помещения учебно-военного цикла, технический центр, лекционная аудитория, актовый зал, кружковые помещения, библиотека, медпункт, столовая, вспомогательные и обслуживающие помещения

Комплекс средних специальных учебных заведений

То же

То же

Комплекс учебных комбинатов(промрайона или отрасли народного хозяйства)

Производственная, хозяйственная

Помещения питания, библиотеки, технических средств обучения, актовый зал, административно-хозяйственные и технические помещения

Комплекс вузов

Спортивная, хозяйственная, жилая, в отдельных случаях - научная, производственная

Здания и сооружения: спорта, культуры, питания, мед. обслуживания, научные и технические центры, вычислительные, общежития, базы отдыха

2. Учебные комплексы разного уровня образования

Общеобразовательная школа + профтехучилище

Спортивная, отдыха, озеленения, хозяйственная

Учебно-производственные мастерские, учебно-спортивные помещения, помещения учебно-военного цикла, технический центр, лекционная аудитория, актовый зал

Профтехучилище + учебный комбинат + межшкольный УПК

Производственная, хозяйственная

Учебно-производственные помещения, библиотека, медпункт, столовая, вспомогательные и обслуживающие помещения

Профтехучилище + среднее специальное учебное заведение

Все зоны

То же

Профтехучилище + среднее специальное учебное заведение + высшее учебное заведение(одной отрасли)

Все зоны

Все помещения обслуживания учащихся; технические и хозяйственные помещения, спортивный и актовый зал

Учебный центр предприятия (учебный комбинат + профтехучилище + филиал техникума + учебно-консультационный пункт вуза)

То же

То же

Высшее учебное заведение + институт (факультет) повышения квалификации

Учебная, отдыха

Помещения обслуживания студентов и слушателей

3. Учебные заведения, кооперированные с общественными учреждениями

ПТУ (техникум) + культурный центр района для села

Спортивная

Актовый зал, кружковые помещения, библиотека, учебно-спортивные помещения, помещения общественного питания

Высшее учебное заведение + культурно-спортивный центр города

Спортивная, культурная, отдыха, озеленение, хозяйственная

Актовый зал, кружковые помещения, библиотека, учебно-спортивные помещения, помещения общественного питания

Учебное заведение обслуживающих отраслей (ПТУ, техникум или высшее заведение) + учреждения обслуживания населения(музыкальное училище + концертный зал; художественное училище + музей; торговое учебное заведение + магазин и др.)

Хозяйственная, отдыха, озеленения

Помещения производственной практики


Закрыть

Строительный каталог