Учебные комплексы и центры (к СНиП 2.08.02-89), часть 2
Как правило, университеты, ввиду своей большой величины, не нуждаются в кооперировании и сами превращаются в учебно-научный комплекс, сформированный несколькими НИИ и вузом.
Периферийное размещение комплекса позволяет использовать и другие преимущества размещения, такие, как возможность перспективного развития, природный ландшафт, возможность обособления и создания атмосферы институтской жизни.
Более подробно вопросы размещения вузов рассмотрены в справочном пособии к СНиП "Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации".
2.15. При определении места строительства полифункционального комплекса следует руководствоваться как требованиями к размещению учебных заведений комплекса, так и входящих в его состав учреждений и предприятий. Приоритетными должны быть требования наиболее крупного объекта, формирующего полифункциональный комплекс. Тем более что объединение может быть лишь территориальное.
При формировании научно-учебного комплекса учебные заведения должны размещаться в зоне влияния научного учреждения, в том числе и в научных городках (академгородках), учебно-научные комплексы — в соответствии с требованиями к размещению учебного заведения.
Место учебно-производственных комплексов, а также всех типов учебно-обслуживающих комплексов в структуре города, должно определяться с учетом требований к размещению учреждения, входящего в состав полифункционального комплекса.
Полифункциональные учреждения, имеющие несколько равнозначных ведущих функций, должны размещаться с учетом требований, предопределяемых функциями "производство" (в том числе "обслуживание") и "наука".
3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКАМ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Общие положения
3.1. Для оптимального функционирования учебных комплексов следует создавать функционально-планировочную организацию территории, которая бы удовлетворяла требованиям целесообразного решения всего комплекса при рациональном функционировании на территории каждого учебного заведения, отражала специфику кооперирования, а также учитывала общеархитектурные требования.
3.2. Следует соблюдать следующие функциональные требования к участкам учебных комплексов:
достаточность территории для строительства и резервирования на перспективное развитие;
четкое функциональное зонирование участка учебного комплекса;
функциональная законченность группы объектов на каждой очереди строительства с максимальной степенью удобства и возможно короткими связями между зданиями;
удобная взаимосвязь отдельных зон (по функциональным условиям).
Следует выполнять следующие проектные требования:
объемно-пространственная и архитектурная законченность композиции на разных этапах строительства по взаимосвязи с окружающими городскими территориями;
компактность планировки и максимальная концентрация сооружений на территории, в том числе по этапам строительства;
структурность построения системы зданий на участке учебного комплекса.
3.3. Проект генерального плана учебного комплекса должен решаться с учетом проекта детальной планировки окружающей застройки и учитывать очередность строительства. При этом элементы первой очереди строительства должны разрабатываться более детально. Это позволит обеспечить последующие оперативные преобразования здания и участка комплекса.
Проект должен содержать схемы функционирования учебного комплекса на всех этапах строительства, предусматривающие оптимизацию обслуживания учащихся и инженерное обеспечение комплекса на каждом этапе.
3.4. При проектировании генерального плана учебного комплекса и определения его функционально-планировочной структуры следует стремиться к рациональной интеграции основных функциональных зон, характерных для всех учебных заведений, а в крупных учебных заведениях — и функциональных подзон, перечень которых приведен в таблице. Необходимость кооперирования учебных зон определяется заданием на проектирование с учетом отраслевых принадлежностей учебных заведений. Варианты возможной степени кооперирования учебных комплексов приведены на рис.8.
3.5. Учебные комплексы с расчетным контингентом учащихся менее 4000, как правило, делятся на функциональные зоны: учебную, спортивную, жилую, хозяйственную. На участках учебных комплексов с числом учащихся более 4000 основные зоны обычно дифференцируются на подзоны, которые приобретают функциональную значимость и самостоятельность.
При решении генерального плана следует стремиться к функциональной оптимизации территории учебного комплекса при максимальном объединении соответствующих функциональных зон его учебных заведений. Для учебных комплексов с числом учащихся более 4000 возможно создание единых подзон.
Интеграция функциональных зон учебного комплекса без четкого выделения отдельных зон на участке возможна для учебных комплексов (до 1000 учащихся), не имеющей ярко выраженной учебно-практической базы, а также при выделении отдельного участка для общежитий учащихся.
3.6. При числе учебных заведений комплекса не более трех все функциональные зоны следует проектировать едиными для всех учебных заведений. При большем числе учебных заведений следует учитывать величину контингента и принцип объединения учебных заведений.
3.7. Состав учебных заведений определяет форму объединения, которая имеет два варианта — кооперация учебных заведений по уровню обучения или по отрасли народного хозяйства (см.рис.2).
В первом случае в составе кооперированного комплекса могут быть объединены функции, которые не зависят от профиля учебного заведения и являются общими для всех заведений в составе комплекса. Это отдых, культурно-бытовое и медицинское обслуживание, занятия спортом во внеучебное время и др.
_________
* Для комплексов здравоохранения величина контингента не является определяющей.
Учебное заведение |
Зона |
||||||||
|
учебная |
жилая |
спортивная |
хозяйственная |
|||||
|
Подзона |
|
|||||||
|
учебно- теоретическая |
учебно- практическая |
общественная |
жилых зданий |
культурно-бытовых сооружений |
физкультурно-оздоровительная |
спортивных сооружений |
зеленых насаждений |
|
Учебный комплекс |
|
+ |
|
|
— |
|
— |
— |
|
помещений (УКП) вуза, отделение вуза |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Среднее специальное |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
учебное заведение (ССУЗ) |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
0 |
— |
ССУЗ вечернее, |
|
+ |
|
|
— |
|
— |
0 |
|
сменное |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Профессионально- |
|
+ |
|
|
+ |
|
— |
+ |
|
техническое училище (ПТУ) |
+ |
+ |
0 |
+ |
— |
+ |
+ |
0 |
— |
ПТУ вечернее, сменное |
|
+ |
|
|
— |
|
— |
0 |
|
|
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Учебный комплекс- |
|
+ |
|
|
0 |
|
— |
0 |
|
комбинат (УКК) |
+ |
0 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Школа рабочей |
|
+ |
|
|
— |
|
— |
— |
|
молодежи(ШРМ) |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Обозначения: "+" - зона и подзона обязательны; "0" - зона и подзона возможны.
Во втором случае кооперирование может быть гораздо более развитым за счет отраслевой однородности учебно-производственных функций заведений, формирующих комплекс, что во многих случаях позволяет организовывать не только единые библиотеку, актовые залы, клубные, вспомогательные и административные помещения, но при особенно близком родстве профилей учебных заведений — и общие учебные помещения.
Требования к проектированию отдельных зон
3.8. Площади территорий учебных комплексов определяются заданием на проектирование с учетом места расположения комплекса, состава учебных заведений и существующих нормативов по каждому типу учебного заведения. При этом размеры участков должны устанавливаться не по сумме площадей участков учебных заведений, входящих в комплекс, а исходя из общей численности учащихся в максимальную смену, т.е. расчетного контингента. Следует максимально интенсивно использовать при кооперировании однородные зоны, уменьшая суммарные размеры территории по сравнению с нормативными, за счет учета возможного несовпадения времени занятий и возможности соседних незагруженных зон.
Рис. 8. Классификация форм объединения и терминология (архит. А.М.Гарнец)
Функциональные зоны
3.9. При укрупненных расчетах величину требуемого участка учебной зоны можно определять по норме площади на одного учащегося расчетного контингента, равной 20-25 м2 .
На территории учебной зоны следует размещать учебные и административные здания, мастерские, клубные и актовые залы, столовую.
При контингенте учебного комплекса более 4000 учащихся, как правило, на генеральном плане в составе учебной зоны следует выделять:
подзону учебно-производственных или научно-производственных подразделений (в зависимости от вида учебного заведения);
подзону общественного назначения.
На участке подзоны общественного назначения следует размещать корпуса или подразделения административно-управленческого обслуживания, информационные службы, научно-технический центр, актовый и клубные залы и т.д.
При проектировании генерального плана комплекса учебных заведений одного уровня обучения, но различных отраслей народного хозяйства, учебную зону при любой численности учащихся в комплексе следует, как правило, дублировать для каждого учебного заведения.
3.10. Учебно-практическая подзона комплекса может выделяться на отдельный участок: в учебных центрах промпредприятий I— II категорий по санитарным нормам, в учебных комплексах агропромышленных объединений и ряде других.
Учебная зона учебных комплексов здравоохранения подразделяется на две подзоны — учебно-теоретическую и учебно-практическую, основу которой составляют клинико-поликлиническая подзона, размещаемая на территории учебного комплекса, а также городская клиническая зона, размещаемая в зависимости от планировочной структуры в различных частях города.
Научные подразделения крупных монофункциональных учебных комплексов, формирующие научную подзону, являются функционально едиными для теоретических и практических циклов обучения, и поэтому их следует размещать, как правило, между теоретической и практической подзонами учебной зоны.
3.11. Совместное размещение жилой и учебной зон в едином комплексе является наиболее рациональным, так как обеспечивает тесную взаимосвязь основных зон комплекса, исключает ежедневные нагрузки на транспорт, экономит городскую территорию и средства, позволяет избежать дублирования технических сооружений и предприятий культурно-бытового назначения.
3.12. Общую площадь жилой зоны, которая состоит из зданий общежитий и территории для отдыха комплекса, следует определять:
суммированием площадей жилых зон — для учебных заведений разного уровня образования;
по общему количеству проживающих в общежитиях — для учебных заведений одного уровня обслуживания.
На территории жилой зоны специализированного учебного комплекса, как правило, размещаются общежития разных учебных заведений. Следовательно, зона формируется зданиями общежитий с учащимися разного возраста, что требует автономного расположения каждого здания, но с единым блоком обслуживания.
При организации жилой зоны одноуровневых учебных комплексов следует предусматривать максимальную кооперацию всех элементов, составляющих комплекс. При этом общежития всех учебных заведений могут объединяться в одном здании, что обосновывается и одинаковыми условиями проживания.
3.13. При числе проживающих более 4000 следует в составе жилой зоны выделить подзоны: жилых зданий, культурно-бытового назначения и физкультурно-оздоровительную.
Подзону культурно-бытового обслуживания, тяготеющую к месту проживания, следует создавать в основной функциональной зоне — жилья, так как их использование приходится большей частью на внеучебное время.
Подразделения культурно-воспитательного назначения (актовый, клубный, конференц-залы) и блок питания, входящие в состав зоны общественного назначения не зависят от профиля учебных заведений.
Такие подразделения целесообразно объединять на территории в единый комплекс зданий, блокируемый с самостоятельными учебными зонами учебных заведений, входящими в состав учебного комплекса.
Рис. 9. Зонирование территории отраслевых учебных комплексов
а — размещаемых в городе (учебный центр лесопромышленного комплекса, г. Усть-Илимск; ЦНИИЭП учебных зданий, архитекторы М.А.Красников, А.Михе, Т.В.Виноградова, А.Ю.Харкеевич, С.Ф.Наумов); б — размещаемых в производственной зоне (учебный центр Чугунолитейного завода, г. Ярцево; Гипропрос, архитекторы В.В.Щербаков, И.Я.Фридман, Ю.В.Мочалов, А.В.Кубочкин; в, г — принципиальные схемы зонирования участков; 1 — учебная зона; 2 — спортивная зона; 3 — озеленение; 4 — жилая зона; 5 — культурно-бытовая зона
3.14. Целесообразна полная кооперация в любом многофункциональном учебном комплексе жилой и спортивной функциональных зон, так как функции жилья, быта, отдыха и занятий спортом в различных учебных заведениях не имеют принципиальных отличий (рис.9).
3.15. Физкультурно-спортивные сооружения учебных заведений, входящих в состав комплекса, следует объединять в единую спортивную зону и размещать в наиболее благоприятной части территории, примыкающей к озелененным участкам, или связанной с озелененными пешеходными коммуникациями (рис.10). Количество сооружений спортивной зоны определяется их пропускной способностью на расчетное число учащихся, занимающихся спортом.
Набор открытых спортивных площадок на группу учебных заведений в учебных комплексах определяется заданием на проектирование.
3.16. При значительных размерах территории учебного комплекса наряду с выделением функциональных зон и подзон проект комплекса следует решать как многоцентровую композиционную структуру с выделением входной зоны, учебных подзон, зоны общественного обслуживания, рекреационной зоны и т.д.
Рис. 10. Частичное функциональное кооперирование отраслевых учебных комплексов: а — учебный комплекс химико-металлургической отрасли, г. Калуш УССР; ЦНИИЭП учебных зданий, проектное предложение, архит. А.М.Гарнец; б - Схема зонирования участка: 1 — техникум; 2 — зона мастерских; 3 — спортзона; 4 — культурно-бытовая зона; 5 — ПТУ, учебный комбинат; 6 — Дом знаний; в - учебный центр нефтехимического комбината, г.Тобольск; ЦНИИЭП учебных зданий, проектное предложение, архитектор Э.П.Путинцев;
г — схема зонирования участков:1 —профтехучилища; 2 — техникум и филиал вуза; 3,4 — общежития учащихся и студентов; 5 — спортзона; 6 — озеленение
3.17. При проектировании генеральных планов предзаводских территорий участок учебного комплекса следует рассматривать как подзону административно-общественного центра (АОЦ) предприятия, в состав которой должны входить корпус административно-управленческого назначения, инженерный корпус, конференц-зал, научно-техническая библиотека и т.д.
Учебная подзона в составе АОЦ вместе с другими зонами организуют главную предзаводскую площадь. В этом случае функциональные зоны учебного комплекса следует по возможности кооперировать с соответствующими функциональными зонами предзаводской территории (рис.11 и 12).
4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
4.1. Состав помещений учебных комплексов и требования к их проектированию следует принимать в соответствии с перечнем учебных заведений, формирующих комплекс. В отраслевых учебных комплексах следует стремиться к объединению однородных по функции групп помещений (рис.13).
Проектирование зданий учебных комплексов должно вестись с учетом интеграции видов и уровней обучения, а следовательно — путем кооперации идентичных групп учебных помещений, их универсализации по оборудованию и унификации по планировочным параметрам. Это должно предопределить мобильность и приспособляемость здания к видовым и количественным изменениям в процессе функционирования учебного заведения.
Рис. 11. Генплан административно-общественного центра предприятия с учебным центром, г. Днепропетровск; ЦНИИЭП учебных зданий, проектное предложение, авторы А.В.Анисимов, А.М.Гарнец, С.Ф.Наумов
а — генплан; б — схема зонирования территории; 1 — учебная зона; 2 — спортивная зона;
3 — озеленение; 4 — культурно-бытовая зона
Рис. 12. Предзаводская зона ВАЗ в г. Тольятти, Промстройпроект, Гипрозапрос
1 — учебный центр; 2 — административный центр; 3 — ПТУ; 4 — медицинский центр; 6 — музей; 6 — мастерские; 7 — автотрек
Рис. 13.Функциональная классификация и степень взаимосвязи групп помещении учебных комплексов
I - блокировка, объединение помещений; II - интеграция функций;
- полное объединение помещений;
- то же, частичное;
-автономное использование помещений
4.2. В отраслевых учебных комплексах, объединяющих учебные заведения разных ступеней образования, желательна кооперация помещений для теоретических занятий всех учебных заведений комплекса. Эти помещения следует группировать по кафедральному принципу, создавая блоки или группы помещений по предметам - предметные секции.
Предметную секцию рекомендуют разделять на универсальную мобильную зону и специализированную статичную зону. Исходя из этого, предметная секция может состоять из:
учебных помещений для лекционных и фронтальных форм занятий;
учебных помещений для семинарских и лабораторно-практических занятий (занятия групповые);
учебно-практических (производственных) помещений, помещений для тренажеров, макетов и имитаторов производственной среды (занятия - бригадные и индивидуальные).
4.3. При размещении учебных заведений профессионального обучения рабочих в комплексе с другими учебными заведениями следует, как правило, предусматривать кооперированные учебные мастерские.
Помещения учебных мастерских и полигоны учебных комплексов рекомендуется кооперировать с соответствующими помещениями и зонами производства (мастерскими, фермами, теплицами и др.).
Если в состав учебного центра входят профтехучилище, учебно-производственные мастерские, следует рассчитывать по числу учащихся ПТУ на односменную работу. Во вторую смену будут заниматься учащиеся техникумов и учебного комбината.
4.4. В крупных учебных центрах, где организуется обучение трудящихся для группы предприятий, отрасли или экономического района, следует дополнительно иметь в составе подразделений расширенный методический кабинет с киностудией учебных фильмов и печатно-множительный цех.
При создании в учебном комплексе АСУ необходимо предусмотреть диспетчерскую площадью 36 м2 .
4.5. Подразделения культурно-воспитательного назначения (актовый, клубный, конференц-залы) и блок питания, входящие в состав зоны общественного назначения не имеют зависимости от профиля учебных заведений. Поэтому на группу учебных заведений или в составе учебного комплекса следует, как правило, предусматривать единые учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания, состав и вместимость которых определяется заданием на проектирование.
В учебных центрах предприятий, размещаемых рядом с производством, возможна кооперация соответствующих групп помещений учебного центра и предприятия (рис.14).
При определении величины, пропускной способности обслуживающих групп помещений — актового зала, столовой, библиотеки, здравпункта и т.п. следует предусматривать очередность их использования, а также сменность занятий (для учебных заведений курсовой сети, для заочных и вечерних учебных заведений).
4.6. Полная кооперация групп помещений общественно-бытового обслуживания в учебных комплексах (учебно-спортивные и актовые залы, клубные помещения, столовые, здравпункты) целесообразна при общем контингенте до 3 тыс. учащихся (например, для комплекса профтехобразования).
Рис. 14. Возможные направления кооперации отдельных групп помещений учебного центра промпредприятия
РП - рабочие предприятия
В крупных учебных комплексах на 5-6 тыс. учащихся совместно может использоваться лишь часть элементов учебно-вспомогательного назначения:
плавательный бассейн, профилакторий, клуб и т.п.
Рис. 15. Схема функциональной взаимосвязи групп помещений в проекте ЦНИИЭП учебных зданий учебного комплекса НПО "Курскрезинотехника"
1 — обучаемые; 2 — посетители; 3 — взаимосвязь помещений; 4 — обмен преподавателями; 5 — технологическая связь
Хотя любое учебное заведение относится к "закрытым" учреждениям, т.е. предназначенным для специфического контингента, ориентированного на данное учреждение, в учебном комплексе содержатся функциональные элементы учреждений открытой сети— питание, культура. Крупные учебные комплексы имеют значительные по объему элементы культурно-бытового обслуживания учащихся, поэтому следует объединять их с учреждениями обслуживания населения в единые комплексы или специализированные учреждения обслуживания, которые могут образовать самостоятельную группу кооперированных комплексов (рис.15).
4.7. Расчет книжного фонда, числа читательских мест и состав помещений в учебных комплексах определяются заданием на проектирование.
При кооперировании учебных комбинатов и институтов повышения квалификации и подразделений высших учебных заведений с различными учреждениями состав и площади библиотек устанавливаются заданием на проектирование с учетом их совместного использования.
4.8. При проектировании предприятий общественного питания на группу высших учебных заведений одну из столовых следует, как правило, проектировать как столовую-заготовочную с развитыми группами производственных и складских помещений, обеспечивающими производство полуфабрикатов для остальных предприятий.
4.9. В учебных комплексах, а также при кооперировании учебных комбинатов, подразделений высших учебных заведений и институтов повышения квалификации с другими учреждениями или зданиями состав и площади помещений медицинского обслуживания устанавливаются с учетом совместного использования по суммарной численности обслуживаемого контингента.
4.10. Наличие системы единых управленческих служб — решающий фактор, предопределяющий создание учебных комплексов.
В связи с этим желательно, чтобы к заданию на проектирование учебного комплекса заказчик представил проектной организации, в зависимости от конкретных условий, дополнительные исходные данные:
организационную структуру комплексного учебного заведения;
требования по управлению учебными процессами и вспомогательными службами, включая уровень диспетчеризации и АСУ;
уровень оснащения техническими средствами обучения с применением стандартных комплектных устройств отечественного и зарубежного производства.
4.11. На стадии проектирования с целью преодоления отраслевой разобщенности при единой ведомственной подчиненности учебных заведений необходимо штатные структуры преподавателей и обслуживающего персонала в учебных комплексах приводить в соответствие с требованиями нового типа учреждения. Новые штатные структуры являются основанием для определения дополнительных помещений. Площади таких помещений устанавливаются по нормам на соответствующие учреждения.
4.12. В учебных центрах крупных предприятий и промузлов полный состав помещений или групп помещений может быть изменен за счет переноса или объединения их с аналогичными помещениями предприятий (рис.16).
4.13. В архитектурную концепцию учебного комплекса следует закладывать идею архитектурного развития сооружения. Для крупных комплексов может осуществляться фронтальное, линейное и ландшафтное развитие (рис.17).
4.14. При включении в полифункциональный комплекс учреждений обслуживания их следует объединять с учебными зданиями переходами, вестибюлями, системой внутренних двориков в единые архитектурные комплексы с выделением самостоятельной зоны для посетителей (обслуживаемого населения).
5. АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
5.1. Архитектурная концепция учебного комплекса в целом может быть создана средствами, подчеркивающими специфику функции того или иного структурного элемента. Это должно найти свое отражение в объемно-пространственном решении зданий, учитывающем специфические особенности организации учебного процесса.
Условия формирования объемно-пространственной композиции учебных комплексов имеют четкую систему архитектурных требований, в которых можно выделить три уровня рассмотрения объекта:
архитектурно-планировочный, требующий решения генерального плана участка (его композиции) во взаимосвязи с планировочной структурой города;
объемно-пространственный, требующий композиционной целостности и взаимосвязи зданий учебного комплекса на основе объемно-композиционного единства с окружающей застройкой;
архитектурно-художественный, на котором рассматриваются художественное и стилистическое единство, эстетический облик и масштабность зданий учебного комплексы в целом и решение отдельных, чрезвычайно контрастных по своим функциям частей комплекса — от учебных помещений и помещений зрелищного и спортивного характера до цехов промышленного типа и бытовых помещений — во взаимосвязи с элементами окружающей застройки.
Рис. 16. Примеры кооперации основных учебных комплексов промпредприятий
а — автономное размещение учебного комплекса; б — объединение учебного комплекса с административным центром; в — объединение учебного комплекса с общественным центром; АДМ — административный комплекс; У — учебный комплекс; ОК — общественный комплекс; А — административно-управленческие помещения; Б — библиотека; М — медпункт; П — учреждения питания; С — спортпомещения; 1 — промпредприятие; 2 — жилая зона
Рис. 17. Варианты объемно-планировочного развития учебного комплекса
а — фронтальное, б — линейное, в — ландшафтное; HP — направление развития; I,II,III — I,II и III очереди строительства
5.2. При проектировании учебных комплексов следует учитывать следующие условия:
проекты учебных центров должны предусматривать дальнейшие структурные изменения в системе образования и в составе учебных заведений;
объемно-планировочное решение учебных зданий должно быть компактным, учитывать возможность будущего расширения и объединения с другими учреждениями;
при размещении учебных комплексов в общественных центрах промузлов следует по возможности объединять общие группы помещений (рис.18).
5.3. Единство архитектурного проекта учебного комплекса должно основываться на максимальной унификации конструктивных, планировочных и объемных решений и объединений групп помещений по признаку общности указанных параметров.
При проектировании учебных комплексов следует по возможности группировать помещения с одинаковыми параметрами и конструктивными решениями.
5.4. Рекомендуется, как правило, предусматривать помещения универсального назначения, что обеспечит функциональную гибкость и вариантность использования отдельных групп помещений. Учебное здание должно удовлетворять требованиям:
предприятия, определяющего на каждый период времени количество и профиль обучаемых специалистов;
современной педагогики, совершенствующей методы и формы обучения;
технического прогресса, изменяющего содержание труда, а, следовательно, и требования к квалификации специалиста, объему его знаний и перечню необходимых специальностей.
5.5. Следует стремиться к компактному решению учебного корпуса, объединяющего несколько учебных заведений. При этом следует учитывать функциональную автономию учебных заведений (главным образом по тем помещениям, которые не могут быть объединены, или при разноотраслевых учебных заведениях). Примеры функционального членения единого корпуса даны на рис.19.
5.6. Учебные комплексы в зависимости от конкретных особенностей градостроительной ситуации, величины и объемно-пространственного решения административно-общественного центра промпредприятия, решают одним из двух приемов формирования учебных комплексов: самостоятельными или входящими в застройку общественного центра предприятия в виде соподчиненного элемента (см.рис.16).
Кооперация учебного комплекса с учреждениями административной зоны предопределена как самой функциональной структурой учебного комплекса, имеющего группы помещений, аналогичных учреждениям обслуживания трудящихся, так и организационной структурой предприятия.
5.7. Прием самостоятельного расположения учебного комплекса следует применять в проектах предзаводских зон крупных предприятий, когда создаются специализированные комплексы, составляющие административный центр предприятия. Причем возможны два варианта взаиморасположения учебных зданий и пешеходных магистралей, которые условно можно назвать параллельным и перпендикулярным. В первом, наиболее распространенном, учебный комплекс располагается параллельно пешеходной магистрали. Перпендикулярное решение предполагает размещение учебного здания на пути основного потока трудящихся, что достигается включением проходной в это здание, в другом случае учебный корпус может фланкировать трассу. Это сокращает затраты времени на путь к учебному зданию.