Битумные дорожные эмульсии (к СНиП 3.06.03-85), часть 3
5.11. Готовый черный щебень выгружают в автомобили - самосвалы и отвозят к месту складирования или на строительный объект. Местом складирования черного щебня может служить открытая, тщательно спланированная бульдозером площадка. Во избежания загрязнения щебня грунтом и для обеспечения дренажа воды, вытекающей из смеси в процессе ее формирования, и дождевой воды, площадку засыпают слоем песка толщиной в несколько сантиметров. Щебень укладывают в штабель, высоту и объем которого устанавливают исходя из производительности смесительной установки, размеров площадки, предполагаемых сроков хранения.
5.12. Щебень, обработанный эмульсией, может храниться в штабеле не слеживаясь несколько месяцев. Образующаяся со временем корка плотного материала не препятствует разработке штабеля. В процессе разработки и погрузки она разрыхляется. Черный шебень погружают экскаватором или погрузчиком, транспортируют к месту работ автомобилями - самосвалами.
5.13. Черный щебень укладывают асфальтоукладчиком или автогрейдером в соответствии с "Инструкцией по устройству покрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных органическими вяжущими" (ВСН 123-77). Работы по укладке черного шебня из штабеля в конструктивный слой можно выполнять при температуре воздуха до - 5 ° С. Свежеприготовленный щебень, обработанный анионной эмульсией, укладывают в конструктивный спой при температуре воздуха не ниже 10, катионной - не ниже 5, обратной совместно с прямой или одной обратной - до - 5 ° С.
5.14. Для уплотнения, которое начинают сразу после распределения черного щебня, применяют средние и тяжелые катки как с металлическими вальцами, так и на пневматических шинах. Если при уплотнении щебень прилипает к катку, поверхность укладываемого слоя нужно присыпать небольшим количеством песка.
5.15. Если по устроенному конструктивному слою сразу открывают движение транспортных средств, поверхностъ слоя из черного щебня в процессе уплотнения необходимо присыпать песком из расчета 3 — 5 кг/м2 .
5.16. При стадийном строительстве слои из щебня, обработанного эмульсией, могут служить покрытиями при условии устройства на них поверхностной обработки.
Пористые щебеночные смеси
5.17. Рекомендуемый зерновой состав пористых щебеночных смесей, полученных дроблением горной породы без последующего разделения на фракции или составленных из щебня различных фракций и отсева продуктов дробления или природного песка, приведен на рис. 4.
Рис. 4. Кривые зернового состава пористых щебеночных смесей
5.18. Свойства смесей, обработанных эмульсаями, должны соответствовать требованиям п 6.6.
5.19. Для обработки щебеночных смесей из кислых пород целесообразно использовать катионные эмульсии классов ЭБК-2, ЭВК-3, обеспечивающие хорошее сцепление эмульгированного битума со щебнем и быстрое формирование смеси, а также обратные вязкие ЭО-В и жидкие ЭО в сочетании с прямыми эмульсиями ЭБА-2 и ЭБА-3. В случае применения обратных эмульсий минеральный материал необходимо предварительно обработать известью.
Для обработки щебеночных смесей из основных пород рекомендуются как катионные,так и анионные эмульсии классов ЭБК-2, ЭБК-3, ЭБА-2, ЭБА-3.
5.20. Для обработки щебеночных смесей, содержащих до 15% частиц мельче 1,35 мм (в том числе не более 2% пыли и глины), целесообразно применять эмульсии ЭБА-2, ЭБК-2.
При большем содержании вышеуказанных фракций необходимо применять эмульсии ЭБК-3, ЭБА-3.
5.21. Если эмульсии, используемые для обработки щебеночных смесей, не обеспечивают необходимого коэффициента водостойкости образцов (табл. 15), в щебеночную смесь необходимо добавить 1-2% извести (от массы смеси) или 2-3% цемента.
5.22. Количество вводимого в смесь вяжущего определяется требованиями, предъявляемыми к конструктивному слою. Ориентировочно эмульсии (в пересчете на битум) должно быть 3,5-5,5% (см. табл. 12). Меньшее количество вяжущего - для крупнозернистых смесей, предназначаемых в нижние слои.
При одинаковом зерновом составе, как правило, для менее прочного и менее плотного щебня вяжущего требуется больше, чем для плотного и прочного.
5.23. Концентрация битума в прямой эмульсии может изменяться от 60 до 45% в зависимости от влажности и чистоты минерального материала. Концентрацию уточняют по пробному замесу. При изменении концентрации эмульсии количество вводимого в смесь битума должно быть постоянным. Обратную эмульсию применяют 70 — 80%-й концентрации.
Если смеси после приготовления сразу укладывают в конструктивный слой, то их приготовляют на эмульсии с глубиной проникания битума (80— 100) 0,1 мм; если смеси предполагается складировать, т.е. хранить какое-то время на складе в штабелях, то глубина проникания битума, использованного для приготовления эмульсии, должна быть (200—250) 0,1 мм.
5.24. Пористые щебеночные смеси приготавливают в смесителях, предназначенных для перемешивания минеральных материалов с вяжущим холодным способом. Из серийно выпускаемых для этих целей пригоден смеситель ДС-50 А (Б) . Использование смесителей, предназначенных для приготовления асфальтобетонных смесей, нецелесообразно.
Установка по приготовлению эмульсионно-минеральных смесей может быть смонтирована также на базе одной из бетоносмесительных установок. Она должна включать в себя (рис.5): смеситель двухвальный непрерывного действия, дозаторы минеральных материалов, транспортер, подающий минеральный материал в мешалку, накопительный бункер, расходные емкости для эмульсии и воды и трубопроводы, подающие эмульсию и воду в смеситель. Накопительный бункер должен быть такой емкости, чтобы не останавливать работу смесителя при смене машин под загрузкой. Хранить смесь в бункере в течение нескольких часов не рекомендуется. Высота падения смеси в кузов автомашин при загрузке должна быть как можно меньше.
Рис. 5. Схема установки для приготовления эмульсионно-минеральных смесей: 1. Дозаторы минеральных материалов. 2. Транспортер. 3. Емкость для воды. 4. Емкость для эмульсии. 5. Смеситель двухвальный непрерывного действия. 6. Накопительный бункер. 7. Автомобиль-самосвал
Смеситель должен обеспечивать интенсивное и равномерное перемешивание смеси. Одним из основных условий при этом является достаточная скорость вращения валов. Окружная скорость лопастей должна быть около 2,5 м/с.
5.25. Минеральные материалы дозируют и подают в смеситель естественной влажности и температуры. При дозировании материалов следует учитывать их влажность. Если минеральные материалы требуют увлажнения, что определяют в лаборатории или пробными замесами на смесителе, то воду в необходимом количестве подают на минеральный материал в самом начале смесителя, т.е. в месте поступления материала с ленты транспортера в смеситель. Затем на увлажненный минеральный материал в смеситель подается эмульсия. Необходимо предусмотреть возможность подачи эмульсии в различных местах смесителя в зависимости от скорости ее распада при смешении с данным материалом. Для этого нужно иметь возможность перемещать сопло, через которое подается эмульсия, вдоль оси мешалки. Место подачи эмульсии в мешалку определяется пробными замесами, Необходимо обеспечить также введение эмульсии в данном сечении по всей ширине мешалки и независимость (стабильность) дозировки ее от уровня эмульсии в расходной емкости.
5.26. Точность дозирования минеральных материалов ±5%, эмульсии ±3% массы материала.
5.27. Если щебеночные смеси приготовляют с применением обратных эмульсий, то при температуре воздуха ниже 15 ° С минеральный материал должен быть нагрет до температуры 40-60 ° С, а эмульсия - до 60-70 ° С.
5.28. При применении смесителей периодического действия время перемешивания минеральных материалов с эмульсией определяется пробными замесами на конкретных материалах.
5 .29. Работы по устройству слоя из щебеночных смесей, обработанных анионными эмульсиями, следует проводить при температуре воздуха не ниже 10 ° С, катионными эмульсиями - до 5 ° С, обратными в сочетании с прямыми - до -5 ° С. Не разрешается укладывать смеси в дождливую погоду во избежание вымывания вяжущего из смеси.
Щебеночные смеси укладывают асфальтоукладчиком или автогрейдером. Слои основания толщиной 10 -12 см удобнее укладывать автогрейдером, который позволяет выравнивать при необходимости поверхность слоя в процессе уплотнения. При необходимости готовую смесь, вывезенную на дорогу, можно хранить в валике, не разравнивая в течение нескольких дней. Смеси, не содержащие цемента, не теряют при этом удобоукладываемости, а процесс формирования материала в конструктивном слое после его устройства ускоряется за счет уменьшения влажности смеси во время хранения.
5.30. Пористые щебеночные смеси уплотняют самоходными катками на пневматических шинах или средними и тяжелыми катками с гладкими вальцами. Если при уплотнении щебень прилипает к катку, поверхность уплотняемого слоя присыпают небольшим количеством песка, или отсевов дробления.
5.31. По окончании уплотнения щебеночных смесей, обработанных катионной эмульсией, сразу открывают движение транспортных средств; при обработке анионной эмульсией в сухую теплую погоду движение разрешают в тот же день, ограничивая скорость до 30 - 40 км/ч и регулируя это по ширине проезжей части; во влажную прохладную погоду движение закрывают на несколько суток для формирования слоя.
5.32. На слоях из пористых щебеночных смесей, обработанных эмульсией, устройство других конструктивных слоев или поверхностной обработки допускается не ранее чем через 3-5 дней в зависимости от погодных условий.
Плотные щебеночные смеси
5 .33. Плотные щебеночные смеси, обработанные эмульсиями, применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах III -V категорий.
Свойства плотных щебеночных смесей, обработанных эмульсиями, должны соответствовать требованиям, указанным в п. 6 .6 .
5.34. Особенностью плотных смесей является длительный период формирования, обусловленный, с одной стороны, применением медленнораспадающейся эмульсии, взаимодействие которой с минеральным материалом, а следовательно, и распад происходят в течение длительного времени, а с другой стороны, высокой плотностью материала, препятствующей испарению воды и формированию слоя.
Эти особенности требуют соблюдения следующих условий для обеспечения качества работ:
покрытия из плотных эмульсионно-минеральных смесей следует устраивать толщиной не более 3-4 см только в теплую сухую погоду (при температуре не ниже 10 ° С) и с таким расчетом, чтобы покрытие сформировалось до наступления устойчивой ненастной осенней погоды и заморозков;
влажность минеральных материалов должна быть ограничена 3-5%;
обязательно введение 1,5-2% (от массы минеральной части) извести-пушонки при использовании анионных эмульсий.
Рис. 6. Кривые зернового состава плотных щебеночных смесей
5.35. Зерновой состав плотных эмульсионно-минеральных смесей подбирают в соответствии с кривыми зернового состава (рис. 6).
5.36. Эмульсии класса ЭБА-3 и ЭБК-3 50-55% концентрации приготовляют на битумах вязких марок (п. 3 .1) .
Возможность смешения минеральных материалов с эмульсией предварительно устанавливается лабораторией. При этом следует иметь в виду, что летом в южных районах в связи с сильным нагревом минеральных материалов может наблюдаться ухудшение качества перемешивания, что требует увеличения влажности смеси.
5.37. Плотные эмульсионно-минеральные смеси приготовляют в смесителях, предназначенных для приготовления холодных смесей с принудительным перемешиванием периодического или непрерывного действия, оборудованных дозирующими устройствами для всех компонентов смеси (см. п. 5 .24),
Порядок дозирования компонентов в смесителях периодического действия обычный, т.е. сначала взвешивают и подают минеральные материалы и известь, перемешивают их, а затем вводят эмульсию. Длительность перемешивания зависит от состава смеси, свойств эмульсии, влажности минеральных материалов, типа смесителя и определяется по пробным замесам.
5.38. Плотные эмульсионно-минеральные смеси после приготовления целесообразно хранить в штабеле или валике, так как это способствует уменьшению влажности смеси и ускоряет формирование слоя покрытия. Возможное время хранения смеси зависит от температуры воздуха, вязкости битума, из которого приготовлена эмульсия, и других факторов, и должно быть установлено в каждом конкретном случае.
Ориентировочно оно составляет 2-7 сут. Применение эмульсий на битумах с пенетрацией (200-300) 0,1 мм значительно уменьшает слеживаемость смесей во время хранения. Смеси распределяют автогрейдером.
5.39. Для уплотнения эмульсионно-минеральных смесей применяют катки на пневматических шинах. Последние 2-3 прохода делают катками с металлическими вальцами для выравнивания поверхности покрытия.
5.40. Движение транспортных средств, регулируемое по ширине покрытия, открывают сразу после уплотнения, ограничивая скорость и запрещая длительные остановки на свежеуложенном покрытии в течение первых двух суток.
5.41. Поверхностную обработку на покрытии из плотных эмульсионно-минеральных смесей допускается устраивать после его формирования, но не ранее чем через 5-7 сут при сухой теплой погоде.
Гравийные и гравийно-песчаные смеси
5 .42. Гравийные смеси как карьерные, так и составленные из песка и гравия, содержащие от 50 до 80% зерен крупнее 5 мм, должны иметь непрерывный зерновой состав (рис. 7).
Рис. 7. Кривые зернового состава плотных гравийных смесей
Карьерные смеси, зерновой состав которых не соответствует требованиям к плотным смесям, обогащают гранулометрическими добавками.
5.43. Для обеспечения лучшей удобоукладываемости смеси и большей несущей способности слоя рекомендуется обогащать гравийную смесь 25-45% дробленых частиц (от общего количества гравийных частиц) .
5.44. Для оснований рекомендуются смеси с максимальным размером зерен 30-35 мм и содержанием частиц менее 0,071 мм до 4%, для покрытий - с максимальным размером зерен до 20 мм и содержанием частиц менее 0,071 мм до 10—12%. При этом глинистых частиц не должно быть больше 2% по массе. Максимальный размер зерен ограничивают для того, чтобы получить более однородную смесь, которая лучше перемешивается и меньше расслаивается при транспортировании и укладке.
5.45. Если нельзя обогатить гравийную смесь дробленым гравием, следует применить способ обработки одновременно двумя вяжущими - анионной битумной эмульсией и цементом; этот способ позволяет повысить несущую способность конструктивного слоя, водо- и морозостойкость материала. Двумя вяжущими (эмульсией и цементом) целесообразно обрабатывать также гравийно-песчаные смеси, содержащие менее 50% гравийных частиц (крупнее 5 мм) .
5.46. Для обработки гравийных и гравийно-песчаных смесей применяют эмульсии ЭБА-3 или ЭБК-3 50-55%-й концентрации, приготовленные из дорожных вязких битумов.
5.47. Ориентировочное количество вяжущего (в пересчете на битум) составляет для крупнозернистых смесей 3,5-5%, среднезернистых - 4,5-5%, мелкозернистых - 4,5-6%. Для слоев оснований целесообразно придерживаться нижнего предела содержания вяжущего.
5 .48. При обработке смесей анионной эмульсией для обеспечения сцепления пленки вяжущего с поверхностью каменного материала добавляют 1,5-2% извести от массы минерального материала.
5.49. При обработке гравийных и гравийно-песчаных смесей эмульсией и цементом известь не применяют. Количество цемента в таких смесях принимают 4—6% массы минерального материала. Верхний предел назначают для смесей с большей пористостью минерального остова, т.е. менее плотных.
5.50. Свойства смесей должны соответствовать требованиям табл. 15 и 16.
5.51. Эмульсиоино-гравийные смеси приготовляют в смесителях принудительного действия (см. п. 5.24), обеспечивающих дозирование всех компонентов смеси. Длительность перемешивания устанавливают по пробным замесам.
5.52. Оптимальная влажность минеральных материалов при обработке их эмульсией или эмульсией совместно с цементом составляет 3—5%. Когда возникает необходимость обработать минеральные материалы повышенной влажности, следует использовать эмульсию большей концентрации.
Если готовая смесь переувлажнена, ее следует оставить на некоторое время на промежуточном складе или в валике на дороге для подсушивания. Длительность выдерживания в валике зависит от погоды и влажности смеси. В теплую сухую погоду переувлажненную смесь достаточно выдержать в течение нескольких часов. В дождливую погоду смесь, не содержащая цемента, может храниться несколько суток.
5.53. При перевозке смесей, содержащих цемент, кузов автосамосвала следует слегка увлажнить.
5.54. Смесь укладывают асфальтоукладчиком или разравнивают автогрейдером.
5.55. Смесь уплотняют непосредственно после укладки или через несколько часов (если она переувлажнена и ее необходимо подсушить), но обязательно до конца рабочей смены. Для смесей, содержащих цемент, нельзя допускать высыхания поверхности слоя до начала уплотнения.
5.56. Отяосительно токие слои (3-5 см) следует уплотнять легкими или средними катками. Слои большой толщины уплотняют средними и тяжелыми катками. Наиболее целесообразны катки на пневматических шинах. При уплотнении смеси катками на пневматических шинах последние 2-3 прохода следует делать катками с металлическими вальцами для выравнивания поверхности слоя.
5.57. По слою гравийных и гравийно-песчаных смесей движение транспортных средств открывают сразу после уплотнения, регулируя его по ширине проезжей часта и ограничивая скорость до 30—40 км/ч в течение 5 - 7 сут.
5.58. Работы по устройству конструктивных слоев из гравийных и гравийно-песчаных смесей с катионными эмульсиями следует проводить при температуре воздуха не ниже 5, а с анионными - не ниже 10 ° С.
5.59. На слое из гравийных и гравийно-песчаных смесей, обработанных эмульсией, устройство других конструктивных слоев или поверхностной обработки допускается после формирования его, но не ранее чем через 5—7 сут при сухой теплой погоде.
Песчаные смеси
5.60. Песчаные смеси следует обрабатывать битумной эмульсией совместно с цементом. Песчаные смеси могут быть составлены из природного песка и минерального порошка или из природного песка и отсевов дробления гранитных или известняковых пород. В качестве минеральных порошков можно использовать материалы, предусмотренные ГОСТ 9128-84* .
Слои из смесей, обработанных двумя вяжущими, обладают меньшей жесткостью, большей водо- и морозостойкостью, чем из песчаных смесей, укрепленных одним цементом. Наличие в этом материале битума увеличивает его устойчивость против усадочных и температурных напряжений. По сравнению с битумоминеральными песчаными смесями смеси, обработанные двумя вяжущими, отличаются большей прочностью и модулем упругости.
Введение в смесь цемента позволяет не только получить материал с более высокими прочностными показателями, но и в значительной мере ускоряет формирование эмульсионно-минеральных смесей и делает формирование в меньшей степени зависимым от погодных условий.
5.61. Песчаные смеси, полученные способом обработки двумя вяжущими- битумной эмульсией и цементом, рекомендуются для устройства оснований на дорогах II -V категорий и покрытий на дорогах IV категории.
5 .6 2. Для устройства оснований пригодны песчаные смеси, содержащие пески любой крупности.
5.63. Для устройства покрытий рекомендуются песчаные смеси, зерновой состав которых соответствует требованиям ГОСТ 9128-84*.
5.64. Эмульсии применяют прямого типа, анионные или катионные классов ЭБА-3, ЭБК-3, приготовляемые из битумов БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 1 30/200. Количество эмульсии зависит от состава смеси, назначения слоя в дорожной одежде и ориентировочно составляет (в пересчете на битум) для оснований 5-6%, для покрытий 6-7%.
5.65. Цемент применяют марки 400, удовлетворяющей требованиям ГОСТ 10178-85. Содержание свободной извести в цементе не ограничивается. Количество цемента зависит от зернового состава смесей и подбирается в соответствии с требованиями пп. 6.7-6.15.
Приготовление смеси производится согласно пп. 5.24-5.26.
Производство работ по устройству конструктивных слоев из песчаных смесей производится в соответствии с пп. 5.53-5.59.
При производстве работ в жаркую сухую погоду свежеуложенный и уплотненный слой смеси, содержащий цемент, необходимо предохранить от быстрого испарения воды, разлив по поверхности битумную эмульсию из расчета 0,8—1 л/м2 и присыпав песком. Движение по свежеуложенному и уплотненному слою открывают сразу, запрещая длительные остановки транспортных средств в течение первых двух суток.
5.68. Покрытие по основанию из песка, укрепленного битумной эмульсией и цементом, устраивают при сухой теплой погоде через 2-3 сут, при прохладной - через 5 - 7 сут.
Устройство дорожных одежд из эмульсионно-минеральных смесей способом смешения на дороге
5.69. Способом смешения на дороге обрабатывают щебеночные, гравийные, щебеночно-гравийные, гравийно-песчаные и песчаные смеси. При этом способе нельзя обеспечить высокую точность дозирования вяжущего и активной добавки, а также равномерность перемешивания материалов, что обусловливает более низкое качество работ, чем при приготовлении смесей в установке.
5.70. Способ смешения на дороге применяют для устройства конструктивных слоев дорожных одежд на дорогах IV и V категорий. Зерновой состав смесей должен отвечать требованиям пп. 5.17, 5.35, 5.42, 5.63.
5.71. Свойства эмульсионно-минеральных смесей должны отвечать требованиям табл. 15 или 16.
5.72. Для обработки смесей применяют эмульсии классов ЭБА-3, ЭБК-3. Для обеспечения водоустойчивости щебеночно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных смесей в минеральный материал перед обработкой его анионной эмульсией вводят 1-2% извести-пушонки. При обработке гравийно-песчаных и песчаных смесей эмульсией совместно с цементом известь не применяют.
5.73. Количество эмульсии (в пересчете на битум) ориентировочно составляет: для щебеночных и гравийных крупнозернистых смесей 3,5-4,5%, среднезернистых 4,5-5%, мелкозернистых 4,5-6%; песчаных 5-6%. Количество цемента назначают в соответствии с пп. 6.7-6.15.
5.74. Требуемая влажность минеральных материалов перед смешением с эмульсией зависит от температуры воздуха во время производства работ. В сухую ветреную погоду при температуре воздуха выше 15 ° С щебеночные и гравийные материалы увлажняют до 5-7%; влажность щебеночно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных смесей должна быть выше оптимальной на 1-2% . В прохладную погоду минеральные материалы смешивают с эмульсией при естественной влажности.
5.75. Для перемешивания щебеночных, гравийных, щебеночно-песчаных и гравийно-песчаных смесей используют автогрейдеры; для перемешивания песчаных - фрезу или автогрейдер.
Длину захватки при строительстве дорожного покрытия способом смешения на дороге с применением эмульсии назначают с учетом производительности смесительных машин, условий доставки эмульсии, погоды. Ранней весной и поздней осенью, когда обеспечена естественная влажность смеси и производится непрерывное снабжение эмульсией, длина захватки может быть до 1,5 км.
При ограниченных возможностях доставки эмульсии и в жаркую сухую погоду при необходимости искусственного увлажнения длину захватки сокращают до 400 - 5 00 м.
5.76. Минеральный материал вывозят на полотно дороги, вносят, если требуется, гранулометрические добавки, тшательно перемешивают, затем добавляют известь, распределяя ее специальными приспособлениями или сельскохозяйственными машинами для внесения удобрений. После этого минеральный материал снова тшательно перемешивают.
5.77. При смешении материалов автогрейдером эмульсию разливают автогудронатором за несколько приемов, тщательно перемешивая смесь после каждого розлива. На участках с продольным уклоном выше 30% во избежание стекания эмульсии уменьшают норму розлива, соответственно увеличивая количество приемов.
5.78. Перемешивание минеральных материалов с эмульсией на захватке должно заканчиваться за один рабочий день. Переувлажненную смесь необходимо оставить в валике для просушивания. В прохладную погоду смесь можно хранить в валике несколько дней.
5.79. Смеси следует уплотнять катками на пневматических шинах, при их отсутствии — катками с металлическими вальцами.
5.80. Движение транспортных средств по уплотненному участку открывают сразу, регулируя его по ширине проезжей части и в течение 1-2 сут ограничивая скорость 30-40 км/ч.
5.31. Работы по устройству конструктивных слоев из материалов, обрабатываемых способом смешения на дороге, следует заканчивать за 15-20 сут до наступления периода с дневной температурой воздуха менее 10 ° С и осенних дождей.
5.82. Покрытие или поверхностную обработку разрешается устраивать после формирования эмульсионно-минеральных смесей, т.е. через 3-5 сут при теплой сухой погоде и через 7-12 - при прохладной.
Устройство конструктивных слоев дорожных одежд способом пропитки
5.83. Покрытие и основание по способу пропитки устраивают с применением эмульсий марок ЭБК-2, ЭБА-2, ЭБК-3. При применении анионных эмульсий работы выполняют при температуре воздуха не ниже 15 ° С. Работы с катионными эмульсиями можно проводить при температуре воздуха не ниже 10 ° С.
5.84. Эмульсии, используемые для устройства конструктивных слоев способом пропитки, должны выдерживать испытание на водоустойчивость пленки в соответствии с ГОСТ 18659-81 . Испытания проводят на конкретном щебне, предназначенном для пропитки.
5.85 . Щебень применяют изверженных и осадочных пород, имеющий марку не ниже 600. В зависимости от толщины устраиваемого слоя максимальный размер щебня должен быть от 40 до 70 мм. На каждые 100 м2 расходуется от 10 до 8 м3 щебня. Нормы расхода устанавливают исходя из проектной толщины слоя с учетом коэффициента уплотнения, принимаемого равным 1,25—1,3.
5.86. Длину участка выбирают с таким расчетом, чтобы весь цикл работ выполнять за одну смену. Количество эмульсии, необходимое для пропитки, зависит от толщины слоя и назначается из расчета 0,7-0,8 л/м2 (в пересчете на битум) на каждый сантиметр толщины слоя в уплотненном состоянии.
5.87. При устройстве конструктивного слоя способом пропитки соблюдают следующий порядок работ:
первая россыпь щебня фракции 40-70 мм;
уплотнение за 5-6 проходов по одному следу катка массой 5-6 т;
вторая россыпь щебня фракции 25-40 мм из расчета 0,8-1 м3 /100 м2 (расклинка);
уплотнение за 6-8 проходов по одному следу катка массой 5-6 т;
первый розлив эмульсии из расчета примерно 50% общей ее нормы;
третья россыпь щебня размером 10-20 (15-25) мм из расчета 0,5-0,6 м3 / 100 м2 сразу после розлива эмульсии до ее распада;
уплотнение за 4-6 проходов по одному следу катка массой 8-10 т;
второй розлив эмульсии;
четвертая россыпь щебня 5-10 (3-15) мм из расчета 0,4-0,5 м3 /100 м2 сразу после розлива эмульсии до ее распада;
уплотнение за 4-6 проходов по одному следу катка массой 8—10 т. При устройстве оснований последнюю фракцию применять не следует, за исключением тех случаев, когда оно при стадийном строительстве некоторое время выполняет функции покрытия.
5.88. При толщине конструктивного слоя менее 8 см применяют только три последние фракции. Последовательность всех операций соответствует указанной в п. 5.87. Количество проходов катка после каждой россыпи щебня может быть уменьшено на 1-2.
5 .89. Движение по слою, устроенному с применением анионных эмульсий, открывают через 1-3 сут в зависимости от погодных условий, ограничивая скорость транспорта 30 км/ч. При использовании катионной эмульсии срок формирования слоя сокращается до нескольких часов.
5.90. Устройство покрытий способом пропитки анионными эмульсиями должно быть закончено за месяц до наступления осенних дождей. Для катионных эмульсий этот срок может быть сокращен до 5-7 сут.
5.91. Поверхностную обработку или покрытие по слою пропитки устраивают через 10-15 сут, если пропитка выполнена анионными эмульсиями, и через 3-5 сут - при пропитке катионными эмульсиями.
5.92. Оценка качества устройства слоя выполняется согласно СНиП 3 .06.03—85.
Устройство поверхностной обработки покрытий
5.93. Поверхностную обработку покрытий устраивают на новых асфальтобетонных, различных видах черных и цементобетонных покрытиях, а также на покрытиях, бывших в эксплуатации, для обеспечения необходимого коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия, а также для увеличения срока службы покрытий.
При устройстве конструктивных слоев из пористых, высокопористых асфальтобетонов, из черного щебня, эмульсионно-минеральных смесей, дегтеминеральных смесей и других поверхностная обработка является также защитным слоем, предохраняющим конструктивные слои от деформативного износа при проезде автотранспорта и проникновения в них атмосферных осадков.
5.94. На асфальтобетонных и других черных покрытиях устраивают, как правило, одиночную поверхностную обработку. На цементобетонных покрытиях применяют двойную поверхностную обработку.
5.95. Работы по устройству поверхностной обработки с использованием анионной эмульсии следует проводить при температуре воздуха не ниже 15 ° С, с использованием катионной - не ниже 5 ° С.
5.96. При выборе способа устройства поверхностной обработки покрытий необходимо учитывать ее назначение, условия движения на дороге, климатические условия района строительства, имеющиеся материалы и средства механизации.
Устройство поверхностной обработки с использованием фракционированного щебня
5.97. Поверхностная обработка фракционированным щебнем устраивается преимущественно для обеспечения требуемого коэффициента сцепления на участках дорог с опасными и затрудненными условиями движения.
5.98. При устройстве поверхностной обработки фракционированным щебнем следует применять щебень из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород марки не ниже 1200 фракций 5-10, 10-15, 15-20 мм с преимущественно кубовидной формой зерен. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины.
5.99. При устройстве поверхностной обработки фракционированным щебнем следует применять преимущественно катиокные эмульсии класса ЭБК-1, ЭБК-2, а также эмульсии анионные класса ЭБА-1, ЭБА-2.
Эмульсии должны выдерживать испытание на сцепление пленки вяжущего со щебнем по ГОСТ 18659-81.
При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, необработанный предварительно органическим вяжущим, при использовании анионных эмульсий - преимущественно черный щебень.
5.100. Для приготовления битумных эмульсий следует применять битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200.
Для приготовления битумных эмульсий, используемых для устройства поверхностных обработок на дорогах с большой грузонапряженностью, с движением преимущественно грузовых автомобилей, а также в районах с резко континентальным климатом, рекомендуется применять полимерно-битумное вяжущее (например, на основе ДСТ). Технология приготовления эмульсий на полимерно-битумных вяжущих не отличается от обычной.
5.101. Расход эмульсии и щебня должен соответствовать нормам, установленным в табл. 13.