Выбор, установка и эксплуатация сплит систем. Часть 1
Выбор, установка и эксплуатация сплит систем. Часть 2
Выбор, установка и эксплуатация сплит систем. Часть 3
В этой статье: самостоятельное обслуживание фильтров грубой очистки; фильтры тонкой очистки воздуха — сменные и восстанавливаемые; наиболее частые причины поломки компрессора сплит системы и способы избежать их.
По сравнению с другими разновидностями бытовой техники системы кондиционирования физически не способны работать без сервисного обслуживания, причем со строго определенной периодичностью. Если вы рассчитывали приобрести сплит систему, оплатить ее установку и с этого момента обеспечить в своем доме оптимальные климатические условия на долгие годы путем легкого касания кнопок на пульте ДУ — это заблуждение. Рассмотрим виды профилактических работ, необходимых кондиционирующим установкам — часть их проста и выполняется владельцами, а вот некоторые работы могут произвести только специалисты.
Обслуживание фильтров грубой очистки воздуха
Первая линия обороны внутреннего блока сплит системы от взвешенной в воздухе пыли — фильтры грубой очистки воздуха, установленные перед радиатором-испарителем. В зависимости от длины блока-фена таких фильтров может быть от одного до трех. Фильтр грубой очистки воздуха состоит из решетчатой пластиковой рамы, в которой закреплены несколько слоев тонкой мелкоячеистой сетки. Задача данного фильтра — в блокировании доступа к испарителю пыли и других крупнодисперсных частиц, взвешенных в атмосфере комнаты.
В процессе эксплуатации сплит системы воздух закачивается во внутренний блок вентиляционной установкой, пылевые частицы оседают на фильтре, со временем образуя довольно плотный и толстый слой по всей его площади, напоминающий войлок. Если очистка фильтра не производилась долгое время, то пылевой «войлок» будет успешно блокировать поступление воздуха в кондиционер, вынуждая вентилятор работать с максимальной нагрузкой и на износ.
Как поведет себя внутренний блок сплита при забитом пылью фильтре? Первый признак — слабый поток кондиционированного воздуха, производимый прибором даже при задании турбо режима. Вследствие недостаточного обдува радиатора-испарителя нарушится холодильный цикл сплит системы, т.к. поступающий в него хладагент не переходит в газообразное состояние (не испаряется) ввиду недостатка теплого воздуха, что вызовет обмерзание фреоновой магистрали и может привести к поломке компрессора. Типичный признак замерзших медных труб — после выключения кондиционера из блока-фена вытекают капли воды, вызванные таянием наледи, образовавшейся из осевшего на обмороженных трубах конденсата. В более запущенных случаях плотные комки пылевого «войлока», не способного удерживаться на фильтре, будут падать в емкость для конденсата и забивать сливную трубку — емкость переполнится жидкостью, из фена вода польется на пол потоком. Последний аргумент в пользу регулярной чистки фильтра: влажный пылевой слой создает идеальные условия для развития разнородных микроорганизмов, т.е. сплит с засоренным фильтром не только не защищает своих владельцев от вирусов, совсем наоборот — эффективно способствует их распространению в комнатной атмосфере.
Как чистить воздушный фильтр? Самое сложное в этой операции — найти подходящий стул или стремянку, чтобы достать руками до внутреннего блока. Итак, встаем на стул, пальцами беремся за крышку на блоке по двум его сторонам, аккуратно сдвигаем оба края крышки «на себя», затем поднимаем ее вверх — крышка легко сдвинется и зафиксируется в положении «открыто». Фильтры грубой очистки расположены сразу же за крышкой — чтобы вынуть их, требуется потянуть за выступ в нижней части фильтра, сдвигая вверх и освобождая пластиковую раму из паза в корпусе внутреннего блока. Далее нужно просто вытянуть и извлечь фильтр — старайтесь не трясти его. Затем требуется удалить слой пыли с помощью пылесоса или потока воды из-под крана (можно использовать неабразивные моющие средства и щетку), во втором случае фильтр нужно высушить на воздухе в тени — нагревательные приборы с целью ускорения сушки использовать нельзя!
Пока вы не установите очищенный фильтр обратно в сплит систему, включать кондиционер не следует — запылится радиатор-испаритель.
Установить воздушный фильтр так же просто, как вынуть: заводите его верхнюю часть вдоль и вверх испарителя; затем вставляете нижнюю часть в паз блока; легким усилием двух рук опускаете крышку, прижав по краям к корпусу блока до ее фиксации в этом положении. Кстати, крышку блока-фена тоже можно снять и помыть водой с моющими средствами (не абразивными) — она вынимается из пазов, расположенных по двум верхним сторонам внутреннего блока.
Как часто нужно чистить фильтры грубой очистки кондиционера? Периодичность чистки зависит от ряда факторов — интенсивности движения людей через данное помещение, частоты проведения уборки, наличия ковровых покрытий, близости оживленных улиц к дому, влажности воздуха и т.д. Точная периодичность определяется экспериментально, путем осмотра состояния фильтра, однако эту операцию необходимо производить не реже одного раза в месяц-два в период активного использования сплит системы.
Фильтры тонкой очистки воздуха
Если пластиково-сетчатые фильтры грубой очистки воздуха в сплит системах способны служить без ограничения срока, то фильтры тонкой очистки устроены сложнее и поэтому служат лишь определенный срок. Рассмотрим возможность чистки и периодичность замены таких фильтров:
- адсорбирующий угольный фильтр нельзя чистить, требуется менять каждые 4 месяца;
- адсорбирующий цеолитный (фотокаталитический) фильтр допускает чистку в емкости с теплой мыльной водой в течение часа, затем нужно сушить его 4 часа и обязательно на солнце — ультрафиолет расщепит загрязнители органического происхождения, накопленные в нем. Полную замену необходимо производить раз в 5 лет;
- плазменный (ионизирующий, электростатический) фильтр, притягивающий и разрушающий органические загрязнители, не требует замены в течение всего срока эксплуатации сплита — достаточно чистить его при помощи бытового пылесоса один раз в 6 месяцев;
- катехиновый антибактериальный фильтр можно промывать под водой с последующей сушкой в тени, частота замены на новый зависит от интенсивности очистки — чем чаще требуется его мыть, тем быстрее нужно менять на новый. В среднем антибактериальный фильтр необходимо менять раз в полгода.
Чистка внешнего блока сплит системы
Пыль, присутствующая во внешней атмосфере практически круглый год, поступает во внутрь уличного сплит-блока и откладывается на содержащихся в нем агрегатах, и что особенно плохо — на радиаторе конденсатора. Если его не чистить несколько лет подряд, то производительность кондиционера серьезно понизится по причине недостаточного отвода тепла из системы кондиционирования.
Самостоятельно удалить пылевые отложения из внешнего блока владелец сплита не сможет, необходимо привлекать специалистов, однако представители этой профессии могут деньги с вас взять, а профилактику толком не выполнить. Как же правильно должен быть почищен внешний блок сплит системы? Полноценно устранить пыль из уличного блока можно только одним способом — особыми щетками, с сопровождением процесса чистки постоянной подачей к данному участку работ сжатого воздуха. Зачастую представители профилактического сервиса заливают выключенный сплит-блок несколькими ведрами воды или применяют мойку под давлением — подобные приборы используются для мойки автомашин. Оба варианта малоэффективны, а последний даже опасен — мощная струя воды может легко погнуть оребрение конденсатора, о чем владелец даже не узнает, а падение производительности кондиционера после такой чистки «специалисты» объяснят выработкой ресурса, сложными климатическими условиями и т.д.
Полную чистку уличного блока сплит системы рекомендуется производить не реже одного раза в 2 года и раз в год — при круглогодичном использовании кондиционера.
Профилактика сплит системы
Ежегодно фреоновый контур двухблочного кондиционера теряет до 8% хладагента, причем данные потери — в пределах нормы, т.е. совершенно обычны при качественно выполненной установке сплита. Причина кроется в особенности соединения медных труб, объединяющих внутренний и внешний блоки между собой — развальцованные трубы соединить со штуцерами сплит-блоков таким образом, чтобы утечки не было вообще, невозможно.
Отсутствие дозаправки, выполняемой не реже одного раза за два года, приведет к понижению и, со временем, полной утрате производительности по холоду в данной кондиционирующей установке. При падении хладопроизводительности неизбежна поломка компрессора, т.к. во время работы этот агрегат, крайне необходимый для любой холодильной системы, перегревается и охлаждает его именно фреон — если фреона недостаточно, то и охлаждения компрессора не будет. Перегретый компрессор заклинит, потребуется его замена, а стоимость данного агрегата — 40–45% цены всей сплит системы.
Во время визуального осмотра внешнего блока со снятым кожухом можно сразу понять, что хладагента недостаточно — в участке соединения штуцеров и медных трубок работавшего перед осмотром прибора наблюдается иней и частичное обледенение. Подтвердить подозрения поможет замер рабочих температур на вводе и выводе фреоновой магистрали во внешнем блоке — разница между ними должна быть не ниже 8 °С.
Четыре основные причины неисправности компрессора сплит системы
Лидирует в этом списке некачественно выполненный монтаж — отсутствие вакуумизации, нарушения при построении фреонового контура, протекающие штуцерные соединения, низкокачественная обработка медных труб при их развальцовке.
Техника проведения вакуумизации описана в предыдущей части статьи, при ее игнорировании или выполнении кое-как, в холодильном контуре останется воздух и влага, что обычно приводит к пробою обмотки компрессорного двигателя. Еще больший вред воздух и вода нанесут в случае, если фреоновая магистраль заправлена современными хладагентами вроде R410A — полиэфирное масло, применяемое в системах с такими фреонами, отлично поглощает влагу, что изменяет его рабочие характеристики. В результате качество смазки компрессора падает, он заклинивается.
Ряд нарушений при построении холодильного контура — игнорирование уклонов и маслоподъемных петель, заломы труб, слишком короткая или чрезмерная длина трубопровода и пр. — также снижают качество смазки компрессора, что приводит к его заклиниванию и полному выходу из строя.
Посредственное качество соединения развальцованных медных труб со штуцерами компрессора, как уже говорилось, вызовет большие потери хладагента и, как следствие, перегрев компрессора.
Еще одной причиной неисправности «сердца» кондиционера, возникающей из-за некачественно выполненных монтажных работ выступает проникновение в холодильный контур твердых частиц — медной стружки, фрагментов флюса и припоя.
Тщательно выбирайте монтажную бригаду, которой предстоит установить кондиционер!
На втором месте — полное игнорирование владельцами сплит систем условий эксплуатации климатических приборов, приведенных в инструкциях. Чаще всего, в расчете на авось, не соблюдается нижний температурный предел у реверсивных сплитов — установка включается при низких уличных температурах, на которые не рассчитана. Вопреки простой логике, компрессор при температурах за окном ниже ноля не охлаждается, а еще больше нагревается, поскольку атмосферный холод снижает плотность хладагента, поэтому в компрессор фреона поступает меньше, чем это необходимо. А поскольку именно фреон охлаждает компрессор, то последний перегревается и неизбежно выходит из строя.
Кроме того, попытки обогрева помещения с помощью сплита при низких температурах вне дома с большой вероятностью вызовет гидроудар, бьющий по компрессору и выводящий агрегат из строя. Причина гидроудара в холодильном контуре кондиционера такова — в систему клапанов магистрали, поставляющей хладагент от внутреннего блока, поступает жидкий фреон, неиспарившийся из-за низких уличных температур.
В холодный сезон серьезные повреждения агрегатам внешнего блока наносит образующаяся на них наледь. Слой льда, нарастающий на радиаторе компрессора, ломает лопасти вентиляционной установки, а при нарастании льда на лопастях их вращение затрудняется или полностью блокируется, в результате сгорает электродвигатель вентилятора.
Не включайте сплит систему при температурах на улице, уровень которых близок и, тем более, равняется указанному в инструкции к прибору!
Третье место среди причин выхода из строя компрессора сплит системы занимают сомнительного качества комплектующие, в первую очередь — некачественные медные трубы. Обнаружить дефект в медной трубе крайне сложно не только на стадии монтажа, но и после его выполнения.
Не следует пытаться сэкономить на комплектующих за счет более дешевых аналогов неизвестного происхождения! Необходимо приобретать их только у специализированных и хорошо известных поставщиков.
На последнем месте — заводской брак компрессоров. Крупные производители не допустят, чтобы их продукция прошла контроль на ненадлежащем уровне, т.к. это влияет на «лицо фирмы», поэтому процент брака среди компрессоров, выпущенных под известными брэндами близок к нулю. Низкокачественные агрегаты встречаются в сплит системах малоизвестных марок, собранных в странах третьего мира.
Приобретая дешевый, но сомнительного происхождения компрессор в составе сплит системы или отдельно, вы рискуете потратить свои денежные средства дважды — первый раз на покупку и оплату монтажа дешевого агрегата, а второй раз на приобретение брэндовой модели с демонтажем предыдущего компрессора и оплатой установки нового.
В завершении
Профилактическое обслуживание не требуется холодильнику и моноблочному кондиционеру, оконному или мобильному — их контур собирается в заводских условиях, поэтому утраты фреона из системы не происходит. В отношении сплит систем такого не скажешь, т.к. им требуется подкачка фреона определенной марки, причем в обязательном порядке. Попытки сэкономить на техобслуживании приведут только к одному — система кондиционирования выйдет из строя и восстановить ее можно лишь за гораздо большую сумму, т.к. замена компрессора дешевой не бывает.
Следующий материал из цикла «о климатических системах» посвящается заболеваниям, так или иначе связанным с системами кондиционирования и способам превентивной защиты от них.
Выбор, установка и эксплуатация сплит систем. Часть 1