Пресловутая "точечная" застройка в конце концов стала настолько серьезной проблемой, что власть вынуждена была обратить на нее самое серьезное внимание. В июне минувшего года мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что в столице введен мораторий на "точечную" застройку. Он пообещал, что строительство, которое негативно воспринимают многие москвичи, вестись больше не будет
"Мы намерены проанализировать уже существующие решения на размещение таких объектов, - сказал Юрий Лужков. - По результатам анализа примем решения о строительстве. Новых объектов такого плана, решения по которым еще не приняты, мы возводить не будем". В связи с этим префектурам административных округов было запрещено выдавать разрешения на "точечную" застройку.
Позднее при рассмотрении проекта Градостроительного кодекса депутат Московской городской Думы Михаил Москвин-Тарханов уточнил, что в режиме уплотнительной застройки планируется разрешить возводить лишь объекты социальной инфраструктуры и жилье по целевым программам. Объекты "точечной застройки" можно включать в уже сложившиеся микрорайоны, если речь идет об объектах социальной инфраструктуры или жилье по целевым программам для очередников, нуждающихся, дольщиков, отметил он. "Коммерческое строительство недопустимо в режиме уплотняющей застройки" , - добавил депутат,
21 августа минувшего года правительство Москвы выпустило специальное постановление № 714-ПП "О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Москве". В соответствии с этим документом "решения о размещении отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Москве принимаются при наличии документации, прошедшей публичные слушания (информирование) в установленном порядке и обосновывающей отсутствие "точечного" строительства, нарушающего градостроительные регламенты, планировочные градостроительные решения и нормативы плотности застройки, границы природных комплексов и зон исторического и культурного наследия, требования санитарных, противопожарных норм". Этот правовой акт исключает "размещение объектов капитального строительства на благоустроенных и озелененных территориях и на придомовых территориях сохраняемой, не подлежащей уплотнению, опорной жилой застройки".
Для того, чтобы оперативно решать возникающие вопросы, создана специальная Межведомственная комиссия по оценке соответствия размещения объекта капитального строительства (застройки) на территории города Москвы техническим, градостроительным и иным регламентам. Ее работой руководит председатель московского Комитета по архитектуре и градостроительству, главный архитектор города Александр Кузьмин. Решения Межведомственной комиссии носят рекомендательный характер. Они докладываются первому заместителю мэра в правительстве Москвы, руководителю Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимиру Ресину. Дальнейшие решения принимает он.
С 30 августа минувшего по 19 февраля нынешнего годов прошли 17 заседаний Межведомственной комиссии, 21 заседание рабочей группы, 8 встреч с депутатами и жителями, а также 4 встречи по конкретным объектам. Кроме того, был проведен круглый стол в Белых палатах и состоялась встреча с представителями общественности по застройке в охранных зонах. В ходе этих мероприятий членами комиссии рассмотрены ситуации вокруг 544 объектов.
Сразу надо сказать, что однозначно не соответствующими градостроительным, техническим и иным регламентам признаны лишь 68 объектов. Причем, собственно "точечные" из них - только 39. Остальные 29 можно построить, если подкорректировать функциональное назначение, технико-экономические показатели и "посадку" объекта. В качестве примера Александр Кузьмин привел участок во владении № 63 по Малой Черкизовской улице, на котором планировалось возвести гостиницу. Однако комиссия рекомендовала построить там физкультурно-оздоровительный комплекс.
По 197 объектам делать выводы пока рано - объем предоставленной документации недостаточен для рассмотрения на комиссии. По 111 объектам не завершена разработка градостроительной документации. По 31 -нет заключения по проведению публичных слушаний. По 49 - требуется заключение московских Комитета государственного строительного надзора и Комитета по культурному наследию. Еще по 6 объектам ведутся судебные разбирательства. Инсинуации в адрес 217 объектов комиссией были отвергнуты. Все они соответствуют градостроительным, техническим и иным регламентам. Это 72 жилых дома, гаражи - 21 "народный" и 29 конкурсных, 9 гостиниц, 4 образовательных учреждения, 41 здание общественного назначения, 27 административных зданий, 6 спортивных сооружений, 4 детских сада, 2 объекта инженерии, здание суда и поликлиника.
44 объекта давно строятся. Причем работы ведутся на основании ранее оформленной исходно-разрешительной и распорядительной документации. Прекращать их строительство уже поздно. Поэтому, как говорят чиновники, эти объекты "не входят в компетенцию Межведомственной комиссии".
И, наконец, 18 объектов, которые будоражат общественность - фантомные образования. В планах строительства их просто нет.
Как показывает практика, больше всего объектов "точечного" строительства -в Центральном административном округе (29), меньше всего - в Зеленоградском АО (1). Аналогичная ситуация и с проектами, которые требуют дополнительной проработки: 71 из них - в ЦАО и только 1 - в ЗелАО.
По количеству недоразумений также лидирует ЦАО. Здесь вихри враждебные веют над 69 объектами, которые вполне соответствуют техническим, градостроительным и иным регламентам. А самая спокойная в этом плане ситуация - в Северо-Западном АО. Там незаслуженные нападки терпят лишь на 5 объектах. Площадок, на которых работы рациональнее завершить, нежели прекратить, больше всего, разумеется, в ЦАО (18). На его фоне выгоднее других выглядят Северный АО, Юго-Восточный АО, и ЗелАО. В каждом из них таких площадок - по одной. Как и положено территории, пропитанной энергиями веков, центр лидирует по количеству фантомных объектов. Их здесь 8. Если рассуждать по аналогии, самый спокойный энергетический фон - в Восточном АО, Южном АО, Юго-Западном АО и Западном АО. В них - по одному фантому.
В своей работе члены комиссии в немалой степени опираются на информацию, которая поступает на телефоны горячей линии по "точечной" застройке. Операторы принимают звонки москвичей по телефону (495) 699-41-47 (в рабочие дни - с 9: 00 до 18: 00, в выходные - в режиме автоответа). Линия была открыта в июле минувшего года. К ноябрю - за четыре месяца работы - от жителей города поступили 679 звонков по 355 объектам. Наибольшее количество жалоб получено от жителей центра.
Как особо отметил Александр Кузьмин, "решение проблем "точечной" застройки в столице - это в первую очередь поиск компромиссов, а не поиск врагов". При этом с точки зрения города экономическая составляющая проблемы ничтожна. По итогам работы комиссии город потерял около 74 тысяч квадратных метров жилья. В 5 миллионах кв. м, которые сдаются в эксплуатацию ежегодно, эта цифра вряд ли будет заметна. Поэтому деятельность межведомственной комиссии по "точечной" застройке не повлияла на темпы строительства жилья в столице. Кроме того, нельзя упускать из вида тот факт, что на многих из этих площадок возведут детские сады и физкультурно-оздоровительные комплексы.Приходится Александру Кузьмину отвечать и на неприятные вопросы. Нередко можно слышать: "Значит раньше, давая разрешения на "точечную" застройку, власти действовали ошибочно?" Нет.
Раньше перед стройкомплексом и городом в целом стояла задача выжить. Город был просто не в состоянии реализовывать социальные строительные программы на собственные средства. Приходилось привлекать инвесторов. И, естественно, приходилось с ними делиться.
Но именно тогда удалось удачно стартовать и довольно прилично разогнаться. Теперь надо продвигаться вперед, не снижая темпов. Но работа теперь ведется в других условиях.
Для ясности Александр Кузьмин привел аналогию: "Допустим, вы научились очень хорошо бегать. И готовы бежать дальше. Но тут правила поменялись: бежать надо в мешках".
Правила действительно поменялись. Теперь правительство Москвы в состоянии самостоятельно финансировать реализацию многих городских социальных программ. "Если раньше на территорию микрорайона мы пускали частных инвесторов ради благих дел, то сейчас Юрий Михайлович Лужков сказал, что мы сами можем решить многие задачи, - говорит Александр Кузьмин. - Сейчас и капитальный ремонт фонда будет делаться за счет бюджета, точно так же, как школы, ФОКи будут строиться без участия инвесторов".