Почему растут тарифы?

Главная и, пожалуй, самая неприятная компонента коммунальной реформы - рост тарифов, порой неоправданный, когда качество услуг остается запредельно низким, а цена становится запредельно высокой. В росте тарифов повинны и инфляция, и монополизм поставщиков ресурсов, при отсутствии реальной конкуренции предприятий ЖКХ, и дефицит инвестиций в силу высоких рисков (работать приходится в условиях изношенности основных фондов на 60-70 процентов), наконец, отсутствие прямой зависимости поставщика услуг (коммунального предприятия) от заказчика (жителя).

Что касается обслуживания и ремонта жилого фонда - тут, как и прежде, все в руках ДЕЗа. Вступивший в силу с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ должен был изменить ситуацию, поставив коммунального монополиста в прямую договорную зависимость от жителей, открыв дорогу конкуренции, независимой экспертизе коммунальных тарифов. Однако в силу инерции коммунального комплекса ростки нового едва-едва пробиваются сквозь толщу сложившихся хозяйственных стереотипов.

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Большинство экспертов сходятся во мнении, что основная беда ползучего роста тарифов - отсутствие контроля со стороны потребителей (жителей) и институтов независимой экспертизы. У ценовой вакханалии есть лишь два серьезных ограничителя - Региональная энергетическая комиссия Москвы и правительство города. Они определяют основные показатели тарифов (тепло, вода, электроэнергия, газ, стоимость техобслуживания и так далее). Но за каждой такой цифрой стоит и своя арифметика.

Мосводоканал недавно рапортовал о рекордном снижении потребления воды в столице, и нет оснований не верить этим данным. В то же время раздаются звонки некоторых жителей, которые жалуются, что самотеком увеличилась плата за водоснабжение и водоотведение. Оказывается, придомовый счетчик фиксирует перерасход воды, данные счетчика фиксирует ДЕЗ, а сведения из ДЕЗа поступают в ЕИРЦ, где излишки распределяются по тем жителям, у кого нет квартирного водомера, то есть на тех, кто оплачивает воду по нормативу. Порой излишки измеряются сотнями рублей. Ну чем не театр абсурда: с одной стороны, потребление воды падает, с другой - цены за услуги растут...

Без независимой экспертизы разобраться с этим сложно. Во-первых, жителей никто не пустит в подвал снимать показания придомового прибора учета, ЕИРЦ отошлет правдоискателя в ДЕЗ, поскольку сведения пришли оттуда, а ДЕЗ - организация хоть и государственная, но блюдет коммерческую тайну. Круг замкнулся... Правда, предлагают выход - установить водомер в квартире. Но это сегодня удовольствие не из дешевых - 5-6 тысяч рублей вам придется выложить.

Домком, старший по дому, да даже руководитель ТСЖ далеко не всегда сможет разобраться в ситуации: почему это происходит? То ли есть утечка во внутридомовых водоводах, то ли сантехника течет - пора менять, то ли кто-то открыл у себя прачечную, то ли баню для гастарбайтеров, то ли ДЕЗ мухлюет...

В любом случае он должен оплатить счета, иначе с ним могут разобраться по всей строгости ЖК. То есть крайний в ситуации житель. А ДЕЗ получит дезово, Мосводоканал - мосводоканалово. И хоть трава не расти...

Еще пример - оплата внутризоновых соединений, которая введена МГТС согласно федеральному законодательству. Здесь также у абонентов возникает много вопросов. В условиях бурно развивающейся телефонии каждый абонент должен бы иметь сведения, какие телефоны принадлежат МГТС, какие - сотовым и иным телефонным компаниям, которые предоставляют клиентам прямые московские номера (без кода). И вообще в любой конфликтной ситуации, когда вы пытаетесь оспорить выставленный вам счет, практически невозможно отстоять свои права. У потребителя нет технической возможности проверить правильность начисления платежей, количество соединений и так далее. Поэтому лишь некоторые абоненты обращаются с жалобами к поставщику услуг, тем более - в суд. А надо бы еще прибегнуть и к независимой экспертизе тарифов.

В качестве ограничителя роста коммунальных тарифов городскими властями используются конкурсы, в том числе на ремонт, уборку подъездов, дворовых территорий, вывоз мусора. В какой-то мере это способствует конкуренции на рынке коммунальных услуг, но при этом не всегда цена соответствует качеству. Кроме того, в шорт-лист попадают зачастую одни и те же компании. Пробиться на московский рынок коммунальных услуг новым компаниям очень и очень непросто.

В ПОИСКАХ УПРАВДОМА

Выборы управляющих компаний показали, что и выбирать-то, собственно, не из кого. И раньше, и теперь ДЕЗы остаются вне конкуренции. У них сложившаяся структура управления жилищным фондом, кадры, подрядные организации, контакты с местной властью. Справедливо, что они останутся в качестве управляющих компаний и в будущем. Ведь неизвестно, во что обойдутся услуги альтернативных организаций. За ДЕЗами сохранилась и практика транзитных счетов, когда население платит им за все коммунальные услуги, а ДЕЗ уже расщепляет их и направляет в другие организации - Мосводоканал, Мосгаз и так далее. Причем за эту работу ДЕЗы требуют вознаграждение от ресурсоснабжающих организаций. Размер его, по данным ведущего аудитора компании "ОргПром-Аудит" О. Агамалыева, составляет 2-10 процентов от собранных средств населения.Естественно, ресурсосберегающие организации включают эти проценты в свои тарифные планы, а расплачиваются опять-таки жители.

Пока рано говорить, сколько захотят заполучить частные управдомы - и с ресурсоснабжающих компаний, и с жителей. С ДЕЗами, по крайней мере, все ясно. Выбор управляющих компаний во многом определила бы тарифная политика. Если тарифы на водоснабжение, водоотведение, тепло, свет и газ в компетенции РЭК, то жилищные услуги (содержание и ремонт жилого фона) - в компетенции органов местного самоуправления. Они совместно с исполнительной властью устанавливают потолок, естественно, опираясь на сложившуюся в городе хозяйственную практику. Приход частника на рынок управляющих компаний может способствовать повышению высоты этого потолка, поскольку частника интересует прежде всего собственный бизнес.

ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ

По мнению Сергея Сиваева - директора направления "Городское хозяйство" Института экономики города, рост тарифов обусловлен не только инфляцией, аппетитами монополистов, но и государственной политикой. В последнее время проводится курс на рыночную трансформацию ЖКХ, прежде всего за счет повышения доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг. Сегодня население оплачивает ЖКУ в размере 90 процентов. Остальное доплачивает государство. Значительное количество регионов уже перешло на 100-процентную оплату. Не за горами день, когда все жители России, и Москвы в том числе, подойдут к этому пороговому рубежу.

ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?

Разрекламированные государством цели реформы ЖКХ пока не достигнуты. По-прежнему на повестке дня модернизация коммунального комплекса, изменение системы управления за счет привлечения управляющих компаний, формирование жесткой конкурентной среды. Если бы более эффективно решалась проблема модернизации отрасли, то производство 1 кубометра питьевой воды стоило бы на 30 процентов меньше - за счет экономии электроэнергии. То же самое касается тепла.

Потери воды в водопроводах в среднем по России составляют 15 процентов. В некоторых городах - 25 процентов.

В техническом отношении коммунальный комплекс остается энергоемким и ресурсозатратным. Впрочем, в этом отношении он отнюдь не выделяется по сравнению с другими секторами экономики России.

Москва пытается защититься от этой энергоемкости и энергозатратности созданием собственных объектов малой коммунальной энергетики - газотурбинных установок, мини-ТЭЦ - в основном в районах новостроек (Куркино, Солнцево). Ведь никому не хочется оплачивать теплопотери в сетях энергетиков, которые составляют около 4,6 процента.

Московские власти уже давно осознали, что решение проблем капремонта, модернизации сетей невозможно без бюджетных ассигнований. К этой же мысли, похоже, пришел и федеральный центр. Нацпроект "Доступное жилье" и создание Госфонда содействия реформе ЖКХ - тому пример. Коммунальная отрасль слишком долго находилась в состоянии недофинансирования, и улучшить ее техническое и финансовое состояние только за счет граждан и за счет роста тарифов оказалось невозможно.

20.08.07

Закрыть

Строительный каталог