Правительство России еще не успело решить, нужен ли вообще проект прокладки высокоскоростной железнодорожной магистрали Петербург–Москва, как компания РЖД уже начала искать способы его воплощения в жизнь.
Руководство РЖД ищет способы удешевления проекта и, судя по всему, нашло их — проект предполагается строить частями, причем каждая часть будет стоить гораздо меньше, чем весь проект в целом. Начать строительство ВСМ руководство РЖД предлагает с отрезка «Логовежь – Новая Тверь – Крюково» длиной 180 километров. Стоимость этого участка высокоскоростной магистрали составит лишь 187 миллиардов рублей, в то время как весь проект требует денежной суммы в размере 1,12 триллиона рублей.
Благодаря строительству данного участка, время в пути по маршруту Москва–Тверь будет составлять менее 40 минут, к тому же его прокладка позволит освободить Октябрьскую железную дорогу для других видов железнодорожного транспорта. На этот проект уйдет три года, а после его воплощения планируется перейти к следующим отрезкам высокоскоростной магистрали.
Данная схема строительства, вероятно, понравится правительству России, однако в этом случае вся магистраль возможно не будет достроена к 2018 году.
Напомним, что согласно первоначальной задумке ВСМ Петербург–Москва должна была быть закончена к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Изначально планировалось, что время в пути составит два с половиной часа. Экспертами стоимость строительства была оценена в 1,12 триллиона рублей, 70 процентов из которых должны были поступить из бюджета. Остальные средства власти планировали привлечь у частных инвесторов. Однако привлекательность данного проекта для частных инвестиционных компаний кажется сомнительной — сроки окупаемости вложений могут быть существенно растянуты.
Стоит отметить также, что не все клиенты уже существующего железнодорожного сообщения между Москвой и Северной столицей с готовностью поменяют свой привычный маршрут, ведь новый маршрут позволит сэкономить всего 1,5 часа времени пассажиров. Таким образом, шансов у проекта на привлечение стабильного потока негосударственных инвестиций не так уж и много.
Как сообщили в правительстве РФ, дополнительных средств на строительство ВСМ в бюджете на 2013–2015 годы не предусмотрено. Однако, вполне возможно, что для этого проекта будет создана отдельная программа финансирования как, к примеру, в случае с сочинской Олимпиадой. Но эта информация пока предварительная и все может измениться.