Московский рынок недвижимости идет к цивилизованным отношениям

Пусть медленно, но все же московский рынок недвижимости идет к цивилизованным отношениям меж покупателем и продавцом жилья. Московская ассоциация риэлторов (МАР) немало делает для этого. Беседа с вице-президентом сообщества Михаилом Грином, надеемся, поможет читателю разобраться, с какой риэлторской компанией стоит иметь дело, а от какой лучше держаться подальше. Агенты ОО7 нам не требуются

- Михаил Евгеньевич, о чем вам хотелось бы сказать сразу? Что больше всего беспокоит?

- Очень волнует трудовое положение риэлтора. Не будучи в штате какой-либо компании, он почти бесправен. В «свободном полете» нет ничего хорошего: компания превращается в проходной двор. И в агентствах недвижимости появляются люди, которые за спиной у руководства фирмы обделывают свои «делишки», обогащаются за счет дополнительной комиссии. Такие «сотрудники» разрушают представление о профессии риэлтора.

Мы собрали базу данных компаний, так сказать, «черный список» недобросовестных риэлторов. Принимая нового сотрудника на работу, директор может поискать его имя в этом списке.

- Есть ли возможность с этим бороться? Принимать людей на работу, соблюдая трудовое законодательство...

- При изобилии специальной литературы по налогообложению, строительству, образованию в других секторах экономики вы не найдете пособий, подробно описывающих методику начисления зарплаты и ведения бухгалтерского учета в сфере недвижимости. Так что здесь - сложности.

Кроме того, что греха таить, некоторые руководители не хотят платить налоги, обязательные для работодателя. А работа «в черную» вновь не лучшим образом сказывается на авторитете нашей профессии, который зарабатывается годами.

Ведь прежде слово «риэлтор» считалось у потребителей синонимом обманщика. Приятно, что за 12 лет усилиями МАР и РГР такие сравнения начинают исчезать. В нас видят профессионалов. Со всеми компаниями, входящими в нашу организацию, работаем «на имидж». Каждая сделка тщательно планируется и контролируется. Добавлю, что очень огорчает, когда на телеэкране появляются такие фильмы, как «Риэлтор». Это сводит всю работу на нет.

- Вы говорите о несовершенстве налогового и трудового законодательства и об отсутствии специальной литературы. Но разве МАР не мог бы заняться обучением кадровиков, бухгалтеров?

- Кое-что мы делаем: проводим «круглые столы» и форумы. На ежегодном Форуме столичных риэлторов была организована отдельная секция по законодательству в этой сфере. Есть на рынке компании, имеющие колоссальный опыт кадровой работы и ведения документации. Мы их приглашаем на наши «круглые столы», они делятся опытом. Не скрою, пока этого недостаточно.

- Все члены МАР имеют сертификаты? Ведь для клиента наличие сертификата - лишнее доказательство надежности и профессионализма компании.

- Только единицы не имеют таковых, да и то по техническим причинам. На получение сертификата отводится шесть месяцев, и пока длится эта процедура, тем, у кого нет сертификата, предоставляется временное членство в МАРе. Клиенты считают, что если фирма входит в МАР или РГР, то они и защищены лучше. Это на самом деле так.

Всегда найдется третий

- А как МАР может защитить права клиента компании?

- Есть комитет защиты прав потребителей риэлторских услуг. Есть третейский суд. При возникновении конфликта дело может быть сразу рассмотрено судом. Если в гражданском суде эта процедура длится очень долго, то у нас дело рассматривается в сжатые сроки.

- Но согласитесь, Михаил Евгеньевич, члены комитета - те же риэлторы, и может случиться так, что они невольно будут защищать свою честь, а вовсе не докапываться до истины...

- Решение комитета или третейского суда - не конечная точка. И мы тоже заинтересованы в том, чтобы высший суд не отменял решений нашего суда, иначе грош нам цена. Стараемся, чтобы все было в рамках закона. Или ищем компромисс. Кстати, судьи третейского суда не имеют отношения к риэлторскому сообществу.

- Расскажите, пожалуйста, что такое единый договор.

- Основные пункты договоров, которые клиенты заключают с компаниями, входящими в наше сообщество, имеют практически одинаковые, корректные формулировки. Потребитель может быть уверен, что права всех участников договора соответствуют нормам и требованиям действующего законодательства.

Офисы выгоднее?

- Агентства недвижимости начали переквалифицироваться на сделки с коммерческой недвижимостью. Наверное, там и проще с клиентом, и заработок повыше?

- Действительно, компании, заработавшие авторитет и деньги в Москве, из-за возникшего дефицита площадей для строительства вынуждены были переориентироваться либо на рынок коммерческой недвижимости, либо на строительство жилья в Подмосковье, где есть земля и стройка обходится дешевле.

- Как вы считаете, изменился ли российский клиент за последние годы?

- Безусловно, люди стали грамотными, более требовательными к риэлторским компаниям, ее агентам, к тому, как их обслуживают.

Мы, конечно, это должны учитывать, готовить профессионалов. Создали учебный центр для риэлторов. А в ближайшее время откроется Высшая школа недвижимости (ВШН), где смогут пройти ликбез и наши клиенты.

О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ

Михаил Евгеньевич Грин родился в 1971 году. Окончил Московский институт управления по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». В настоящее время аспирант этого вуза, курс ССIМ - инвестиции в коммерческую недвижимость.

С 2003 года - генеральный директор компании «Гранд энд Метро консалтинг». Вице-президент Московской ассоциации риэлторов, председатель комитета по членству и председатель комитета по региональной политике МАР.

19.01.07

Закрыть

Строительный каталог