Границы природоохранных зон Москвы корректировались 49 раз за последние пять лет

Только по официальным данным департамента природопользования Москвы, за последние пять лет было проведено 49 "корректировок" границ городских природоохранных зон. Естественно, не в сторону увеличения зеленых территорий. Каким образом это происходит и что ждет экосистему Москвы, если "корректировки" будут продолжаться, корреспондент "Известий" Богдан Степовой спросил у специалиста, знающего эту кухню изнутри, - бывшей заведующей отделом охраны окружающей среды НИиПИ Генплана Москвы Галины Морозовой. вопрос: Сегодня москвичи встали на защиту Бутовского леса, часть которого собирается отгородить Служба внешней разведки, многочисленные пикеты против вырубки деревьев собираются в центре города и на окраинах, но зеленые территории продолжают сокращаться. Были ли у москвичей победы на экологическом фронте? ответ: Давно. В конце 1980-х люди впервые выразили свой протест против вырубки зеленых зон - это была борьба за спасение Битцевского леса, где собирались построить новые корпуса зоопарка, - и добились своего.

Моссоветом было принято решение все "зеленые", природные и озелененные территории, включая санитарно-защитные зоны (территории вокруг крупных промышленных предприятий, железных дорог и т.д. - "Известия"), выделить в единый природный комплекс (ПК) Москвы. Москомархитектура с 1995 года начала устанавливать границы ПК. В итоге в Генеральном плане развития Москвы до 2020 года, который был утвержден правительством Москвы в 1998 году, появился раздел "Основные направления сохранения и развития природного комплекса Москвы", куда вошел перечень всех природоохранных территорий. На них отдельным городским законом запретили любое строительство, кроме "рекреационного" - то есть не капитального. Политика "никого не пускать" на природоохранные территории и в Москомархитектуре, и в правительстве Москвы начала меняться в 2002 году. А теперь территории природного комплекса чуть ли не официально считаются резервными - для застройки. в: Какие зеленые территории за последние годы потеряла Москва? о: Самые большие потери понесла особо охраняемая природная зона "Долина реки Сетунь" - из нее буквально вырвали два больших участка для застройки.

Причем изъяли "сердцевину" заказника, оставив тоненькую полоску вдоль самой реки, которая тоже обречена, так как в этом районе собираются строить дублер Кутузовского проспекта. Эта часть заказника - бывшие совхозные земли - была оформлена в собственность одной из могущественных московских строительных фирм, которая пожелала исключить приобретенные земли из особо охраняемой территории, чтобы строить без ограничений. в: Как называется фирма? о: А какая у нас самая могущественная строительная компания? в: Легко ли изъять участок из ПК? о: Довольно просто. Заказчик-застройщик подает заявку на корректировку границ конкретной территории ПК, после чего подбирают компенсационный участок взамен изъятого, проходят государственную экологическую экспертизу и выпускают постановление правительства Москвы. Такова общая схема корректировки границ - как простой территории ПК, так и особо охраняемой.

Но есть случаи, когда эту схему нарушают. Например, часть Серебряного Бора из природного комплекса исключили вовсе. в: Что там происходит? о: Совсем рядом с гребным каналом - на территории парка Крылатские холмы - уже построили ледовый дворец и спорткомплекс "Динамо". В планах - строительство гостиниц. в: На первый взгляд все нормально. По крайней мере спортсооружения можно отнести к рекреационным сооружениям. о: Нельзя. Использование охраняемых природных зон для размещения капитальных спортивных сооружений не предусмотрено, возможна только физкультурно-оздоровительная деятельность, да и то не везде. А на землях природно-исторических парков, к которым относится и "Москворецкий", и ею заниматься по закону нельзя. в: Часть ПК "Москворецкий" - это единственная потеря? о: Год назад вышло постановление правительства Москвы с мало что говорящим названием "О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012 "О проектных предложениях установления границ", которое не только вывело памятник природы "Серебряный Бор" из состава парка "Москворецкий", но и исключило из состава памятника дачную и физкультурно-оздоровительную зоны. "Москворецкий" парк потерял 328 га без компенсации, а "Серебряный Бор" - почти 120 га и также без компенсации. Этот список можно продолжить. В парке культуры и отдыха "Северное Тушино" на территории природно-исторического парка "Тушинский" большой участок земли отдали под строительство ландшафтного центра, хотя изымать под эти цели земли общего пользования, тем более в границах особо охраняемой природной территории, нельзя. В Куркине, в природном парке "Долина реки Сходня", собираются строить гольф-клуб. Но кому-то показалось, что выделенной ранее земли мало, и мэр принял решение нарезать дополнительный участок. А это - уникальный пойменный луг, который мы называем орхидным из-за того, что там много северных орхидей. в: Может, не все так плохо? В Москве сейчас действует много целевых экологических программ. Например, программа компенсационного озеленения, которая должна сохранить городскую зелень. о: Эти меры не эффективны, хотя бы потому что взамен взрослых деревьев укореняют саженцы, которые не могут быть равноценной заменой - саженец никогда не выработает столько кислорода, сколько взрослое дерево. Кроме того, деревья рубят в центральной части города, а высаживают где-нибудь на окраине. Это разве компенсация? в: Какой процент городской территории должны занимать зеленые зоны, чтобы москвичи чувствовали себя комфортно? о: Трудно дать определенный ответ. Директор лаборатории лесоведения АН СССР академик Молчанов считал, что для поддержания достойной среды обитания в средней полосе России лесом должно быть занято не менее 45% территории.

При этом следует учесть, что остальные 55% - это не застройка. в: По данным департамента природопользования Москвы, из 107 тысяч гектаров общей площади города 45 тысяч покрыто зеленью. о: Этой цифре уже не один десяток лет, и ее давно не уточняли. При этом никто не считает, сколько насаждений уничтожается при той же реконструкции пятиэтажек. В Москве, если внимательно посмотреть на карту, серьезные зеленые массивы - не скверы или бульвары, а городские леса и лесопарки - занимают не больше 10% территории. Если так будет продолжаться, в Москве скоро станет нечем дышать: каждый новый квартал - это сотни тысяч квадратных метров асфальта и крыш, покрытых битумом. В жару и то и другое, накаляясь, выделяет в воздух тонны вредных веществ. В период антициклонов, когда в городе нет даже легкого ветерка, а следовательно, и притока свежего воздуха, мы пользуемся кислородом, который воспроизводит городская зелень.

Уже сейчас двух-трех дней полного штиля достаточно, чтобы концентрация вредных веществ в атмосфере начала зашкаливать. в: Это очень вредно для здоровья? о: В перспективе нас может ожидать участь Парижа времен летней жары 2003 года, когда столицу Франции поразила "эпидемия" сердечных приступов - сердечникам не хватало воздуха и прохладной тени. Многие приступы, к сожалению, закончились летальным исходом - во Франции погибло почти 15 тысяч человек.

"Известия" готовы в ближайших номерах предоставить слово руководству департамента природопользования Москвы.

17.11.06

Закрыть

Строительный каталог