Вмешательство государства в рынок недвижимости может привести к непоправимым последствиям

ПРОГНОЗЫ, ПОХОЖЕ, СБЫВАЮТСЯ. НЕСМОТРЯ НА ВСЕ СТАРАНИЯ, АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ НЕ УДАЕТСЯ НАЙТИ "СГОВОР" ИЛИ НАРУШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ. МЕЖДУ ТЕМ ЧИНОВНИКИ РАССМАТРИВАЮТ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ УСИЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ЭТОЙ СФЕРЕ.

"Сильнейший рост цен объясняется не недобросовестной конкуренцией, а несоответствием спроса и предложения", - заявила на днях исполняющая обязанности руководителя управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Свердловской области Татьяна Колотова. По ее словам, единственный вопрос, связанный с недвижимостью, которым сейчас занимается управление, - проверка документов, разрешающих выделение участков для строительства жилья. "На сегодняшний день управление инициировало уже 24 дела, но не сумело доказать нарушение земельного и антимонопольного законодательств в них", - подчеркнула она.

Эксперты уверены, что ФАС придет к аналогичным выводам и в других регионах, в том числе в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге - трех регионах, которые антимонопольщики и Генпрокуратура по одним им ведомым причинам считают наиболее "проблемными". "Все застройщики мониторят рынок, и, как только спрос превышает предложение, цена автоматически вырастает", - так комментирует механизмы ценообразования на рынке жилья руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко.

Не обещает ничего утешительного тем, кто ищет на рынке заговоры, и исследование, опубликованное в сентябре Ассоциацией строителей России (АСР). "Результаты исследования еще раз свидетельствуют о том, что цены на жилье определяются исключительно рыночными механизмами. Выявленный разброс стоимости квадратного метра в различных областях России подтверждает, что на себестоимость жилья значительно влияют затраты застройщиков: на приобретение земли, строительные материалы, транспорт, подключение к сетям. В связи с этим рост цен на жилье является нормальной рыночной тенденцией", - подчеркнули в АСР.

В начале августа Генпрокуратура поручила ФАС проверить соблюдение строительными организациями Москвы, Подмосковья и Петербурга антимонопольного законодательства при определении ими цены на возводимое жилье на предмет возможного ценового сговора. Однако все эксперты, участники рынка и экономисты с самого начала в один голос утверждали, что проверки закончатся ничем - потому что цену недвижимости на рынках всех регионов России определяет ажиотажный спрос на жилье и недостаточные темпы строительства. Но если то, как работает рынок, было столь очевидно для всех, что же все-таки заставило чиновников "искать черную кошку в темной комнате"?

Не исключено, что у инициированного Генеральной прокуратурой расследования существуют не столько экономические, сколько политические мотивы. Во всяком случае такой вывод напрашивается при сопоставлении некоторых событий последних месяцев не только на рынке недвижимости, но и на политической арене. Совсем недавно объединились в одну структуру три партии - Партия жизни, Российская партия пенсионеров и "Родина". А чуть раньше РПЖ окрестили "второй ногой" российской политической системы. Второй - после "Единой России". Ни для кого не секрет, что если "Единая Россия" пользуется поддержкой главным образом тех властных групп в Кремле, которых принято называть "либералами-государственниками" и "питерскими юристами", то РПЖ - креатура так называемой "силовой" группы. Но если до недавних пор конкуренция этих двух лагерей разворачивалась главным образом в тиши высоких кабинетов, то теперь с объявлением российской политической системы де-факто двухпартийной это соперничество выходит в публичное поле.

Общеизвестно также, что одним из важнейших "программных" столпов "единороссов" в преддверии выборов 2007-2008 годов стали национальные проекты, провозглашенные главными приоритетами для страны президентом Владимиром Путиным ровно год назад.

Одним из ключевых нацпроектов, напомним, стал проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Курирует его, как и остальные три нацпроекта, первый вице-премьер Дмитрий Медведев, которого политологи считают одним из видных членов "либерального" кремлевского крыла. Национальные проекты - очень благодатная политическая тема, ведь они призваны привнести конкретные, "адресные" позитивные перемены в жизнь многих россиян. Неудивительно, что при успешной реализации этих проектов политические дивиденды вполне заслуженно достанутся тем, кто воплощает их в жизнь. То есть - Дмитрию Медведеву и "единороссам".

Что же в такой ситуации делать партии, которая хоть и считается "второй ногой" официальной партийной системы, но заявляет о себе как об "оппозиционной"? До сих пор никто из высшего руководства РПЖ не смог выдвинуть ни одной идеи, сравнимой по масштабам с нацпроектами. А пока партия испытывает "идеологический дефицит", единственно возможный способ заявить о себе - действовать по принципу "от противного". Поэтому нет ничего удивительного в том, что в последнее время лидер РПЖ, а по совместительству спикер Совета Федерации и, по слухам, сторонник "силового" крыла Сергей Миронов так активизировался на ниве жилищной политики.

Уже после того, как Генпрокуратура инициировала расследование на рынке недвижимости, Сергей Миронов призвал не останавливаться на достигнутом. Он сам признал, что проверки Генпрокуратуры и ФАС "желаемого результата" не дадут. И заявил, что государство обязано повлиять на ситуацию на рынке жилья... организовав государственную строительную компанию, которая будет диктовать ценовую политику. Такой подход является прямо противоположным тому, который был зафиксирован в механизме реализации жилищного нацпроекта. Нацпроект предполагает, что жилищные условия россиян должны улучшаться с максимальным использованием рыночных механизмов - таких, как ипотека. Роль государства при этом, по замыслу создателей проекта, должна ограничиваться помощью, поддержкой, но никак не прямым вмешательством.

И члены экономического блока правительства, и участники рынка уже не раз предостерегали федеральные власти от грубого вмешательства в рынок. Он и так страдает оттого, что спрос на жилье явно превышает предложение. Вместо того чтобы пытаться искусственно "сбить" цены, критикам нацпроекта следовало бы позаботиться о том, чтобы снизить административные барьеры в федеральном законодательстве, мешающие строителям возводить столько жилья, сколько требует растущий рынок. Эксперты едины во мнении: если государство хотя бы на день волевым усилием доведет средние цены на недвижимость, скажем, в Москве до предлагаемых ФАС "справедливых" 1300 долларов за квадратный метр, спрос на жилье подскочит так, что рынок новостроек просто постигнет катастрофа. Ее сценарий очень прост. Все имеющиеся к продаже квартиры будут "сметены" по столь привлекательной цене не только гражданами, но и крупными инвесторами, и уже на следующий день продавать будет просто нечего. А это в свою очередь приведет к столь гигантскому скачку цен, что прогнозировать его наотрез отказывается любой уважающий себя эксперт.

07.11.06

Закрыть

Строительный каталог