ЖКХ хотят сделать безубыточным, но не получается

Министр регионального развития Владимир Яковлев выступил на заседании правительства с докладом о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Лучше бы он этого не делал. Разнос, учиненный ему, превзошел все ожидания. Потому что никто ничего особенного не ждал.

Доклад был недавно опубликован на официальном сайте минрегиона и сопровождается таким послесловием: "Работа по подготовке материалов велась в течение нескольких месяцев с обсуждением широкой группой экспертов.

Материалы прошли согласование в Комитете Государственной Думы, на Правительственном часе в Совете Федерации. Вопрос рассматривался на всероссийском совещании с субъектами Российской Федерации. Слушали на Общественном совете. Получили поддержку на Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации. Материалы направлялись в министерства и ведомства. Проводились согласительные процедуры, совещания".

Титанический труд, а не "бу-бу-бу" какое-нибудь, как выразился премьер Фрадков, потерпел фиаско скорее по форме, чем по содержанию, которое заслуживает особого внимания. Большинство из 24 перечисленных в докладе проблем, сдерживающих развитие отрасли, следовало решить до начала движения. По этой причине главным образом реформа пробуксовывает.

Например, "не проведены в полном объеме инвентаризация и регистрация имущества ЖКХ, что не дает возможности оценить состояние отрасли". Иными словами, объектом реформирования является кот в мешке.

К такому выводу подталкивают и следующие данные. Плата населения на начало 2005 года составила 67 процентов от полного тарифа. Еще 16 процентов составляют бюджетные компенсации малоимущим. "Оставшиеся 17 процентов до полной стоимости в 100 процентов практически никем не оплачиваются и эта часть, как правило, переходит в долги".

Далее читаем, что "собираемость платежей населения увеличилась и в 2005 году составила 93 процента от предъявленных к оплате сумм". Как видим, жители страны намного сознательнее и дисциплинированнее мифического "никем" недодающего 17 процентов. А объем жилищно-коммунальных услуг в 2005 году превысил триллион рублей. Где же зависли большие миллиарды?

Частично ответ находим в таком признании: "необязательность (в том числе бюджета) всех участников процесса по отношению друг к другу в оплате услуг". Скромное упоминание о бюджете наводит на мысль, что не такой уж он у нас сильно профицитный.

В докладе поставлены пять задач по решению 24 проблем. Во-первых, развитие инициативы собственников жилья и создание эффективных управляющих компаний. Во-вторых, развитие конкурентных отношений в сфере ЖКХ.

В-третьих, развитие бизнеса на основе частно-государственного партнерства.

В-четвертых, совершенствование тарифного регулирования коммунального комплекса, стимулирующего внедрение энергосберегающих технологий. В-пятых, повышение эффективности государственной социальной и бюджетной политики.

Признается, что население недостаточно информировано о Жилищном кодексе и конкретно о формах управления жильем. Необходимо "агрессивное" освещение прав и обязанностей собственников. Показывать преимущества создания ТСЖ. Это путь через договорные обязательства к снижению затрат.

Необходимо выделение из бюджета средств на информационную политику и создание федерального информационного центра. В субъектах Федерации предлагается создать центры по поддержке ТСЖ.

Никто не спорит, пропаганда - великая сила. Было бы что пропагандировать. Пока ТСЖ вкупе с жилищно-строительными и просто жилкооперативами составляют менее шести процентов в управлении ЖКХ.

По мнению минрегиона, стимулом может стать исключение связанных с оплатой госпошлины (2000 рублей), а также за открытие расчетного счета в банке и оформление правоустанавливающих документов, в том числе на техническую документацию, необходимую для последующей эксплуатации инженерного оборудования. При оформлении собственности на землю под зданием освободить от уплаты земельного налога на 3-5 лет в период становления ТСЖ.

Все расходы минрегион предлагает осуществлять за счет местных бюджетов. Неправда ли, щедрый жест со стороны федерального центра?

"Передать часть расходов от аренды помещений независимо от формы собственности на расчетные счета ТСЖ. В том числе и размещение рекламы, различного рода растяжек на фасадах здания оформлять договором с участием ТСЖ". (Очевидно, имеются в виду не расходы, а доходы. Доклад явно не редактировался как следует и даже перед публикацией не прошел элементарную корректуру. - М.М.). - Полагаю, что это было бы хорошим стимулом для создания ТСЖ в экономическом плане. Средства от аренды в полном объеме могли бы направляться на будущие ремонты, - считает министр. - Налоговое законодательство построено таким образом, что ТСЖ должно заплатить налоги на прибыль от средств, собранных на капитальный ремонт своего же дома. Мы предлагаем внести изменения в Налоговый кодекс в части освобождения от налога на прибыль взносов на капитальный ремонт дома.

Что же тут пропагандировать? Пока не решены даже такие мелкие вопросы, немногие отважатся на организацию ТСЖ. А ведь есть проблемы покрупнее.

Большой страх, по словам министра, вызывает капитальный ремонт. При любой передаче собственности осуществляются ремонтные работы или выделяются средства из бюджета, чем отличается передача собственности от государства и ведомств организациям, местным органам власти от передачи собственности МСУ жителям, изъявившим желание стать собственниками? Здесь нет вины местных органов власти и жителей за несистематическое невыделение средств на капитальный ремонт из бюджетов всех уровней. Необходим компромисс, делает вывод глава минрегиона. Мы предлагаем органам управления субъектов и местного самоуправления оказывать финансовую помощь ТСЖ для проведения капитального ремонта, в том числе в форме субсидирования процентных ставок, предоставления государственных гарантий и т.д. В то же время мы не исключаем софинансирования из федерального бюджета.

Честно говоря, от этих слов большой страх не проходит. Стало быть, в нынешних условиях ТСЖ ждет хорошенькая засада.

Кроме прав, новый Жилищный кодекс определил обязанности собственников по содержанию домов. Предлагается создать инспекцию по надзору за эксплуатацией жилых и нежилых зданий.

Что касается развития конкурентных отношений в сфере ЖКХ, то "необходимо действовать по формуле: а) предоставление услуг по управлению и обслуживанию жилищного фонда должно проходить только на конкурсной основе; б) разделить услуги на жилищные и коммунальные.

Жилищные услуги с 01.01.2007 г. определяются договорными условиями между собственниками (управляющей компанией) и поставщиком услуг; в) В 2007 году завершить приватизацию всех нерентабельных МУПов и ГУПов; г) Местным органам власти в соответствии с Жилищным кодексом провести работу по объединению собственников либо по организации управляющих компаний".

Не случайно все решение узловой задачи уложилось в короткую формулу, носящую императивный характер. Кто и с кем будет конкурировать? Каким приказом заставить приватизировать все нерентабельные МУПы и ГУПы, объединиться в ТСЖ.

Новый вариант доклада должен быть готов через месяц после 19 октября.

Ждать осталось немного. Какие-то еще будут сюрпризы?

07.11.06

Закрыть

Строительный каталог