Поправки в Жилищный кодекс, которые будут представлены в Госдуму для рассмотрения во втором чтении, не затрагивают вопросов ипотеки. Об этом заявила депутат Госдумы Галина Хованская, которая является одним из разработчиков законопроекта о внесении изменений в Жилищный и Гражданский кодексы.
Отвечая на вопрос о предлагаемых изменениях в Жилищный кодекс, касающихся прав бывших членов семьи нанимателя при продаже жилого помещения, Г.Хованская отметила: «Мы на эту тему сделали поправки, которые не будут затрагивать ипотеку, не будут увеличивать риски банков».
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, сейчас Жилищный кодекс предоставляет собственнику жилого помещения возможность лишить права пользования этим помещением бывшего члена своей семьи.
Несмотря на то, что суд может установить определенный срок, в течение которого за бывшим членом семьи собственника сохраняется право пользования жилым помещением, а также обязать собственника обеспечить этих членов семьи иным жилым помещением, действующий Жилищный кодекс позволяет собственнику отчуждать имеющееся у него в собственности жилое помещение независимо от решения суда.
Таким образом, как указывается в пояснительной записке, Кодекс дает возможность неисполнения судебного решения и нарушает права граждан, в отношении которых принято решение суда.
Кроме того, после принятия законопроекта в первом чтении, комитет Ассоциации российских банков по ипотеке провел совещание, в котором приняли участие Ассоциация строителей России (АСР) и Национальная ассоциация участников ипотечного рынка (НАУИР). По их мнению, одобренные в первом чтении поправки повышали кредитные риски на фоне растущего количества выдаваемых ипотечных кредитов.
АСР и НАУИР указывали, что если жилое помещение, в отношении которого рассматривается конфликтная ситуация, приобретено ранее за счет кредитных средств, то право отчуждения данного помещения в случае обращения взыскания должно быть приоритетным.
Две ассоциации предложили разделить права и обязанности граждан, возникающие вследствие «рыночных отношений», и права и обязанности граждан, имеющие «социальное наполнение».
Поправки, предложенные Г.Хованской, учитывают предложения АСР. «У нас совпали позиции», - подчеркнула она.
«Мы делаем изъятие для ипотеки», - сказала Г.Хованская. «Потому что есть разница: я пользуюсь, я всегда жил в этой квартире, я член семьи - у меня есть вещное право. Совершенно другая история, когда берется ипотечный кредит и возникают обязательства у заемщика по его погашению», - пояснила она. «Есть не просто компромисс, а снимается этот вопрос и все», - добавида Г.Хованская.
«Суд разбирается по существу с учетом всех обстоятельств, дохода, возраста, возможностей бывшего члена семьи решить жилищную проблему, - заявила она. - Мы требуем при наличии решения суда о сохранении права пользования жилым помещением на определенный срок не проводить отчуждение квартиры до выполнения судебного решения за исключением случаев, когда квартира является предметом залога по ипотеке».
«Таким образом, мы решаем проблему 99% и не забываем об 1%, который может попасть в эту ситуацию, не забываем о рисках банков», - заключила Г.Хованская.