Мэр Москвы Сергей Собянин требует навести порядок на улицах, прежде чем строить новые дороги. Перед тем, как провести совещание по борьбе со столичными пробками, он лично понаблюдал за движением в центре города в час пик.
Новые гаражи, парковки и развитие общественного транспорта, по мнению властей, помогут разгрузить Москву. Кроме того, обсуждается идея ввести платный въезд в центр мегаполиса. Можно ли что-то изменить на столичных трассах, выяснял корреспондент «Вести ФМ» Николай Осипов.
С крыши высотки все пробки как на ладони. Сергей Собянин делился своими впечатлениями от увиденного на совещании столичного правительства. Посмотрев на безрадостную картину, он попробовал проехать по Садовому в час пик. Внизу ощущения не лучше.
Строить что-то новое — бесполезно, констатировал Сергей Собянин. Надо разобраться с тем, что уже есть.
«Посмотрите, что делается в центре города. Машины возле бордюров стоят практически в два ряда везде. При этом мы начинаем строить новые улицы. А что толку их строить, если мы на старых действующих улицах не можем навести порядок? Бессмыслица полная», — отметил Собянин.
Многочисленные дорожные стройки крупных узлов в последние годы еще больше парализовали Москву. Работы растягиваются на годы, все это время водители видят сплошные знаки объездов, строительные ограждения и суженые полосы. Строить что-то новое — бесполезно, констатировал Сергей Собянин. Надо разобраться с тем, что уже есть. Парковка у бордюра — одна из главных бед, городу жизненно нужны нормальные парковки, хороший общественный транспорт.
«Нужно в первую очередь деньги и ресурсы направить на то, чтобы создать нормальные условия для людей, чтобы они могли парковаться. Парковки, конечно, не должны быть бесплатными и административные санкции должны быть за то, что вовремя и в нужном месте не паркуют. Это комплекс задач: а) парковки, б) общественный транспорт и уже потом новое дорожное строительство», — заявил мэр Москвы.
К тому моменту, как Сергей Собянин объявил о своем намерении победить пробки, в Москве сложились самые неприятные традиции — оставлять машины, перегораживая въезды в переулки, прямо на пешеходных переходах, залезая на тротуары или в два ряда от бордюра, превращая две-три полосы проезжей части в одну. При этом никто не считает себя виноватым. Пешеходы ругают водителей, которые вытесняют их с тротуаров, водители ругают чиновников за их мигалки и за то, что не построили широкие дороги и нормальные парковки. При этом далеко не всегда сами пользуются платными стоянками. Очень часто парковки у крупных торговых комплексов пустуют, зато бордюры забиты машинами. Редкие карательные рейды с эвакуаторами выхватывают нарушителей, но картину не меняют. Независимый эксперт Юрий Бабенко объясняет важность воспитательного момента. Дело не в мигалках и не в отсутствии парковок, дело в том, кто из водителей, бросая машину у тротуара, думает о том, что он перекрывает движение.
Сергей Ткаченко предложил самую радикальную меру — ограничить въезд в центр, сделать его платным.
«Мы должны с вами понимать, что деваться некуда. Это не потому, что кто-то решил делать платную парковку, выхода другого нет — либо стоят часами в пробках, либо наводить порядок. Да, в этом смысле будет какая-то дополнительная нагрузка. И это не потому, что кому-то это сейчас захотелось, мы пожинаем плоды той градостроительной политики, которая была последние 10-15 лет», — рассуждает Бабенко.
А вот директор «НИиПИ Генплана Москвы» Сергей Ткаченко, похоже, окончательно разочаровался в культуре поведения на дорогах. Он предложил самую радикальную меру — ограничить въезд в центр, сделать его платным. По крайней мере, пока не придумают, как увеличить пропускную способность улиц и не научат автомобилистов правильно парковаться.
«Когда у нас появятся средства, чтобы реализовать старые, еще советского времени проекты о многоуровневом Новом Арбате, о многоуровневой Тверской? Нижний уровень — парковки, под землей — это транспортное движение, 2 уровня, а наверху — пешеходное движение и бульвары. Когда-то это будет, но долго ждать. А до тех пор лучше ввести естественные, на мой взгляд, ограничения безумного потока в центр или хотя бы заставить нас соблюдать указания тех знаков, которые висят», — говорит Ткаченко.
Ежегодно в Москве прибавляется несколько сотен тысяч автомобилей, поэтому многие горожане заранее не верят в расширение улиц и новые развязки. Любые свободные места на дороге тут же занимают. Борьба с пробками идет по замкнутому циклу. Но московские власти под руководством нового мэра надеются вырваться из этого круга. Причем, как замечают эксперты, построить парковки и обновить общественный транспорт не самое сложное, гораздо сложнее будет научить людей пользоваться всем этим так, чтобы они не мешали друг другу.