Жители 38 многоквартирных домов в Челябинской области стали жертвами мошеннических действий управляющей компании, в результате которых собственники квартир потеряли почти 10 миллионов рублей.
В результате проверки прокуратурой Челябинской области была раскрыта мошенническая схема взимания денег с населения ООО «Троицкая управляющая компания ЖКХ». В течение всего 2009 года обманутые граждане переплачивали компании за услуги ЖКХ по завышенным тарифам.
Проверку провели по распоряжению заместителя генерального прокурора России Юрия Золотова. Проверка установила, что в 38 многоквартирных домах Троицка, обслуживаемых названной управляющей компанией, были установлены коммерческие узлы учета тепловой энергии, на основании показаний которых производились расчеты с поставщиком этих ресурсов. Однако жильцов домов никто не поставил в известность о наличии счетчиков, а руководство УК взимало с них плату за отопление по необоснованно завышенным тарифам, без учета показаний соответствующих приборов. В результате этих действий с горожан только за 2009 год было незаконно взыскано 9,6 миллиона рублей.
Несмотря на очевидность преступления, сотрудники местного ГУВД пытались замять скандал. В результате их действий делу не давали ход более двух месяцев. Бумажная волокита, устроенная милиционерами мешала расследованию. В отсутствии должной правовой оценки со стороны ГУВД дело не поступало в суд. Только после вмешательства управления Генпрокуратуры в УрФО и внесения представления начальнику ГУВД по Челябинской области, в котором был поставлен вопрос к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, нарушения были устранены.
По факту хищения денежных средств граждан возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере), организовано его расследование. За ходом следствия, восстановлением имущественных прав граждан и применением предусмотренных законом санкций в отношении виновных должностных лиц установлен особый контроль.
Комментарий Александра Лаврентьева, ГК «Юрэнерго».
В российских реалиях подобные случаи не редкость. Рекомендовать можно следующее. Если гражданин подозревает, что ему некорректно выставляются счета, то он сперва, должен направить запрос в УК по интересующим его вопросам (в том числе рассчитывается ли УК с ресурсоснабжающей организацией по нормативам, по общедомовому счетчику или по квартирным счетчикам) и как УК рассчитывает плату за услуги непосредственно гражданина. Можно потребовать копию или выписку из договора с ресурсоснабжающей организацией.
Одновременно с этим гражданин может обратиться в ресурсоснабжающую организацию (письменно или устно) с вопросом, по какому принципу проводится расчет между УК его многоквартирного дома и ресуроснабжающей организацией (по счетчикам, по нормативам). В случае отсутствия развернутого и четкого ответа, гражданин вправе обратиться в органы местного самоуправления с жалобой на действия/бездействия указанной организаций. После чего можно обратиться с жалобой к депутату своего округа (для подготовки депутатского запроса) и правоохранительные органы. Времени потребуется много, но подобная последовательность процедур поможет гражданину собрать максимум информации, и подтвердить обоснованность каждого следующего своего запроса.