Самый дорогой город Европы для ритейлеров - Париж, где максимальная арендная ставка на торговую недвижимость в первом квартале 2009 года составляла 7,5 тыс. евро за 1 кв. м в год, выяснили эксперты компаний Experian и Jones Lang LaSalle. Однако самым привлекательным мегаполисом для розничного бизнеса они назвали Лондон, где расходы населения за первый квартал текущего года составили 6,17 млн евро. Москва стала единственным городом Восточной Европы, вошедшим в первую десятку самых привлекательных городов с точки зрения торговой недвижимости, и заняла девятое место.
На прошлой неделе компании Experian и Jones Lang LaSalle обнародовали данные исследования, выявляющего соотношение между потребительскими расходами и максимальными арендными ставками в европейских городах. Подобный рейтинг был составлен впервые, при его создании эксперты использовали данные по арендным ставкам на торговых площадках крупных городов и активности потребителей в первом квартале 2009 года. "Сочетая оба показателя и применяя знания в области торговой недвижимости в каждой стране, мы можем лучше понять обстановку на рынке, спрос со стороны арендаторов, доступность площадей и в конечном счете можем понять, каковым станет потенциальный уровень продаж", - считает руководитель европейского отдела по работе с торговой недвижимостью Jones Lang LaSalle Джеймс Долфин.
Городом с самыми высокими арендными ставками оказался Париж, здесь максимальная стоимость квадратного метра торговой недвижимости в год составляет 7,5 тыс. евро. При этом потребительские расходы в первом квартале 2009 года в столице Франции составили 5,88 млн евро. По этому показателю Лондон обогнал Париж, заняв первое место в рейтинге с потребительскими расходами в размере 6,17 млн евро. Однако арендные ставки здесь ниже - 6,44 тыс. евро за 1 кв. м в год. На третьем месте - Рим, его показатели составляют 6,5 тыс. евро за 1 кв. м и 5,76 млн евро потребительских расходов.
Города Центральной и Восточной Европы занимают всего пять мест в топ-50. Эксперты отмечают, что, несмотря на бурный рост торговли за последние несколько лет, эти страны не могут похвастаться таким же качеством и количеством торговых площадей, как в Западной Европе. В первую десятку самых привлекательных городов вошла только Москва (девятое место), величина максимальной арендной ставки здесь, по данным рейтинга, составляет 2,9 тыс. евро, уровень потребительских расходов в первом квартале 2009 года превысил 4 млн евро. Санкт-Петербург занял в рейтинге лишь 65-е место. Эксперты объясняют, что в мегаполисах, не попавших в первую полусотню, более низкое предложение торговых площадей в центре города и при этом более высокая конкуренция между торговыми центрами на окраинах, что делает эти города менее привлекательными для ритейла.
Данные исследования подтверждают и аналитики CB Richard Ellis (CBRE), по чьим данным Великобритания, и в частности Лондон, является самой привлекательной для розничной торговли. В стране работают 58% глобальных розничных сетей, а в столице показатель доходит до 60%. Среди европейских стран Россия, по данным CBRE, занимает пятое место по привлекательности для международных розничных сетей. Здесь уже работают 42% игроков глобального рынка ритейла. Сейчас, по мнению экспертов рынка, из-за снижения арендных ставок и активности местных игроков Россия может стать еще более востребованной иностранными ритейлерами.