Строители доказали, что могут выполнять работы по сносу ювелирно

Последние десять лет для Москвы – годы обновления. Не только строительство новых современных зданий, но и снос ветхих, отслуживших свой век сооружений идут в столице полным ходом. На месте пятиэтажек, аварийных домов с коммунальными квартирами вырастает комфортабельное жилье, удобное для человека и архитектурно привлекательное.

В прошлом году московские строители доказали, что могут выполнять работы по сносу ювелирно – в самом центре Москвы была разобрана гостиница "Интурист". Опробовав на этом объекте новейшие технологии сноса, правительство города переходит к другому проекту – сносу гостиницы "Москва". Но причина, по которой "под ковш" идет это знаменитое здание – принципиально другая.

Если в случае с "Интуристом" необходимо было убрать из центра архитектурного монстра ушедшей эпохи, уродующего город, то "Москву" сносят как раз для того, чтобы …сохранить здание. Ведь после сноса гостиницу построят заново, повторив исконные формы, но наполнив их современным содержанием – гостиничными номерами пятизвездного отеля.

"Москва" возвышается у стен Кремля с 1935 года – именно тогда по проекту архитектора А.В. Щусева был построен главный корпус гостиницы. Еще два появились в 70-х годах. Гостиница, одна из самых монументальных, самых престижных в советской столице, как нельзя лучше отражает свою эпоху. За великолепием фасадов и холлов скрываются тесные номера, неудобная инфрастуктура. При всем ее внешнем пафосе "Москва" построена из шлакобетона, на фундаменте из плит от разобранных домов. Теперь здание стремительно разрушается, балконы и лепнина висят кусками, грозя рухнуть на головы прохожих.

В настоящее время износ главного корпуса составляет более 80%, уже больше года там не живут постояльцы. Издалека гостиница выглядит исполином, которому не страшно время. Но если подойти поближе видно, что здание умирает – печальное зрелище.

Проекты реконструкции "Москвы" рассматривались правительством города еще в 80-е. Но тогда Моссовет ограничился лишь капитальным ремонтом корпусов гостиницы. Сегодня вопрос встал ребром. Камень преткновения – архитектурное своеобразие здания. Наследие сталинского ампира, гостиница дорога многим ценителям искусства в своем первозданном виде.

По мнению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, дальнейшая эксплуатация гостиницы без серьезнейшей реконструкции невозможна. При этом проводить реставрацию здания, сохранив существующие стены, бессмысленно. Только на укрепление фундамента потребовались бы огромные средства, поскольку в этом районе очень сложная геодезия и много подземных сооружений. А если учесть еще и то, что набор и качество помещений гостиницы не соответствуют мировым стандартам, получится, что при реконструкции придется переделывать все внутренности здания, включая инженерию, перекрытия, планировку.

Таким образом, поскольку здание не является памятником архитектуры, охраняемым государством, но, тем не менее, является одним из символов столицы, решено было снести гостиницу и на ее месте построить новую. Александр Кузьмин не раз подчеркивал, что внешний облик здания будет тщательно восстановлен, и даже некоторые идеи Щусева, которые тому не удалось воплотить, - например, парадный вход со стороны Театральной площади - будут реализованы.

По мнению руководителя стройкомплекса Москвы В.И.Ресина, вариант со сносом и последующим воссозданием выгоден и с экономической точки зрения. Гостиница должна быть доведена до уровня современнейших международных стандартов, считает он. В итоге город получит современный пятизвездный отель мирового уровня. Смешно сказать, у старой "Москвы" на почти тысячу номеров даже не было нормальной стоянки! В новом здании будет подземный паркинг, трехуровневый конгресс-центр, современная инженерия, связь, сервис. Общая площадь комплекса увеличится почти в два раза, при том, что фасады останутся те же.

Мучительно выбирая между сносом и реконструкций, правительство города приняло окончательное решение. 20 июля "Москву" покинет последний постоялец, а 15 сентября строители начнут демонтаж здания, с тем, чтобы уже в скором будущем снова вернуть его возрожденным на улицы столицы.

27.06.03

Закрыть

Строительный каталог