СНиП 3.06.07-86, часть 2

ОБКАТКА

3.24. Обкатка мостов производится с целью выявления нормального поведения конструкций под воздействием обращающихся на данной линии или дороге наиболее тяжелых эксплуатационных нагрузок.

Обкатку железнодорожных мостов и мостов под пути метрополитена производят тяжелыми поездами, а обкатку мостов, запроектированных под автомобильную нагрузку АБ, — тяжелыми автомобилями.

При обкатке проводятся визуальные наблюдения за состоянием конструкции, а также могут быть выполнены измерения прогибов в серединах пролетов простейшими средствами (например, нивелированием) .

3.25. Обкатку железнодорожных мостов и мостов под пути метрополитена рекомендуется выполнять посредством челночного движения поезда. Общее количество проездов нагрузки с различными скоростями следует назначать, как правило, не менее 12. Первые два-три проезда следует выполнять с малой скоростью (5—10 км/ч); при необходимости измерений прогибов делаются остановки поезда.

3.26. При обкатке мостов, запроектированных под автомобильные нагрузки АБ и имеющих две или более полос движения, на одну из крайних полос в пределах обкатываемой конструкции устанавливается колонна автомобилей с расстояниями между задними и передними осями соседних автомобилей 10 м. По другой свободной полосе осуществляется движение одиночных автомобилей со скоростью 10-40 км/ч. Количество проездов принимается, как правило, не менее пяти.

После визуального осмотра сооружения колонна автомобилей устанавливается на другую крайнюю полосу, а движение одиночных автомобилей производится по освободившейся полосе.

При обкатке однополосных мостов используется только проезд одиночных автомобилей.

4. ОЦЕНКА СООРУЖЕНИЯ ПО ДАННЫМ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЙ

4.1. Оценка состояния и работы сооружения должна производиться путем всестороннего анализа данных, полученных при обследовании и испытаниях по всем видам выполненных работ. При этом могут быть использованы рекомендации по анализу и оценке основных результатов обследования и испытаний мостов, изложенные в рекомендуемом приложении 4. Анализ может быть выполнен с использованием методики оценки по категориям неисправностей.

4.2. Полученные при обследовании данные по контрольным измерениям и съемкам сравниваются с допускаемыми отклонениями на изготовление и монтаж конструкций, указанными в СНиП III-43-75, а также сопоставляются с результатами предшествовавших обследований. В случае нарушения допусков и других требований должны быть оценены влияние зафиксированных отклонений на несущую способность и эксплуатационные качества сооружения.

4.3. Обнаруженные при обследовании дефекты и повреждения конструкций следует оценивать с точки зрения их влияния на несущую способность, долговечность и эксплуатационные качества сооружения.

4.4. Определение расчетной грузоподъемности по данным обследований и испытаний мостовых сооружений производится в соответствии с указаниями действующих общесоюзных и ведомственных нормативных документов, перечень которых приводится в справочном приложении 5.

4.5. По материалам проведенных обследований и испытаний, а также по результатам оценки расчетной грузоподъемности сооружения в каждом случае должны разрабатываться меры по обеспечению нормальной и безопасной эксплуатации сооружения.

В зависимости от характера, значимости и распространения обнаруженных дефектов и повреждений могут предусматриваться проведение различных видов ремонтных работ, усиление отдельных элементов, введение ограничений для обращающихся нагрузок (в том числе уменьшение количества рядов или увеличение интервалов между транспортными единицами на автодорожных и городских мостах), ограничение скорости движения транспортных средств и др.


5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБСЛЕДОВАНИЙ И ИСПЫТАНИЙ


5.1. Результаты обследований и испытаний мостовых сооружений оформляются в виде актов, заключений и отчетов.

Акты по выполненным обследованиям составляются комиссиями, назначенными согласно п. 1.2.

Заключения по результатам обследований и испытаний вновь построенных или реконструированных сооружений составляются мостостанциями при необходимости передачи полученных данных приемочным комиссиям в сжатые сроки. Кроме того, заключения могут составляться мостостанциями по результатам работ локального характера (например, по обследованиям и испытаниям одного или нескольких отдельных элементов сооружения) .

Отчеты о проведенных обследованиях и испытаниях с выводами и предложениями составляются мостостанциями после полной обработки и анализа всех полученных материалов и данных.

5.2. Документы по результатам обследований и испытаний должны содержать:

а) акты и заключения:

краткое описание объекта обследования и испытаний;

перечень выполненных работ;

основные результаты работ и их краткий анализ;

выводы о возможности пропуска нагрузок по сооружению;

б) отчеты:

описание конструкций сооружения и необходимые сведения из проектной и другой технической документации по сооружению, использованные для обоснования выводов мостостанции;

краткое описание технологии строительства с указанием имеющихся отступлений, а также дефектов, возникших на стадии строительства;

результаты контрольных измерений и инструментальных съемок;

результаты осмотра сооружения с указанием состояния отдельных его частей и описанием обнаруженных дефектов и повреждений; при большом количестве дефектов и повреждений составляется их ведомость;

результаты испытаний моста (включая сравнение опытных данных с данными, полученными расчетным путем);

выводы о состоянии сооружения и о соответствии его работы расчетным предпосылкам;

рекомендации по устранению обнаруженных дефектов и повреждений;

условия дальнейшей эксплуатации сооружения.

При необходимости проведения повторных обследований и испытаний (в том числе для изучения работы сооружения по истечении некоторого срока эксплуатации) или длительных наблюдений в выводах следует делать соответствующие предложения.

5.3. В отчет необходимо включать чертежи, схемы, фотографии и другие иллюстрационные материалы. Вспомогательные материалы, расчетные таблицы и т.п. следует приводить в приложениях.

В приложениях к отчету рекомендуется также помещать: программу испытаний, выписки из проектной, строительной и эксплуатационной документации, результаты поверочных расчетов, акты и материалы по работам, выполненным с привлечением специализированных организаций, и др.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное


ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ

ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ И ИСПЫТАНИЯМ МОСТОВ И ТРУБ

1. К выполнению работ по обследованию и испытаниям мостов и труб допускаются работники, прошедшие обучение и проверку знаний, инструктажи по охране труда в соответствии с требованиями СНиП III -4-80 (разд. 1) и ГОСТ 12.0.004-79.

2. До начала полевых работ по обследованию и испытаниям все участвующие в них работники должны быть проинструктированы их руководителями о безопасных методах проведения работ с учетом особенностей данного конкретного объекта и о действиях в случаях обнаружения отклонений от нормальной работы сооружения.

Для выполнения работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда, ответственному исполнителю работ выдается наряд-допуск на производство работ повышенной опасности согласно требованиям СНиП III -4-80 (разд. 1). Работающие должны быть обучены безопасным методам и приемам ведения таких работ по типовым программам.

3. Для возможности проведения обследования и испытаний (осмотра, инструментальных измерений, установки и снятия приборов и взятия отсчетов по ним) организация, в ведении которой находится сооружение, обязана осуществлять меры, обеспечивающие безопасные условия работы.

4. Контроль выполнения требований охраны труда и техники безопасности сотрудниками мостостанции при проведении полевых работ по обследованию и испытаниям должен осуществлять их руководитель.

5. Работы по обследованию и испытаниям мостов и труб. движение по которым прекращается частично, не должны нарушать безопасность движения транспорта, а организация работ должна обеспечивать безопасность работающих. Разработка необходимых мероприятий по обеспечению безопасности работающих и их осуществление производятся организацией, в ведении которой находится сооружение.

6. При производстве работ по обследованию и испытаниям мостов и труб в случаях наличия на них или вблизи них высоковольтных линий электропередачи (в том числе контактной сети) запрещается приближаться или подносить какие-либо предметы на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети. Особенно внимательно за этим необходимо следить при работах с предметами большой длины (штангами, металлическими рулетками, отрезками проволоки и т.д.).

При невозможности соблюдения этого требования линия по согласованию с организацией, в ведении которой она находится, должна быть обесточена.

7. К работе с ручными электрическими машинами при напряжении сети более 42 В могут допускаться только специально проинструктированные работники, знающие безопасные методы работы, меры защиты при работе с электрическим током и приемы оказания первой помощи при поражении им.

8. Работа с лебедками, домкратами и другими специальными приспособлениями при проведении обследований и испытаний должна производиться под руководством работника, отвечающего за безопасное производство работ и имеющего соответствующую квалификацию и опыт.

9. Одновременное проведение работ в двух или более ярусах по одной вертикали может быть разрешено только при принятии мер обеспечения безопасности работающих внизу.

10. При производстве работ, связанных с передвижением по воде, сотрудники мостостанций должны быть обеспечены спасательными средствами (спасательными кругами, шарами, веревками и т.п.).

11. Работа людей со льда допускается при его толщине не менее

15 см (без учета толщины снежного покрова) и расстоянии до кромки льда не менее 5 м.

12. На мостах через реки шириной более 100 м (по урезу меженных вод) руководитель работ мостостанций обязан до начала обследования проверить наличие спасательных средств. На воде должны находиться подготовленные плавсредства.

13. Работу на вновь антисептированных мостах, а также работу с клеями из полимерных составляющих следует производить в резиновых перчатках. При попадании антисептика или клея на открытые части тела их необходимо немедленно обильно смыть водой. По окончании работ необходимо вымыть теплой водой с мылом открытые части тела (руки, лицо).

14. Работники мостостанций, выезжающие на объекты обследований и испытаний, должны быть снабжены аптечкой с набором необходимых медикаментов и средств оказания первой помощи.

15. Работники мостостанций, участвующие в работах на объектах обследований и испытаний, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями) согласно типовым отраслевым нормам и ГОСТ 12.4.011—75. Работы следует выполнять в тщательно заправленной одежде, не имеющей порванных мест, свисающих пол и концов, в нескользкой обуви.

16. При работе на объектах в зимних условиях должны приниматься меры по обеспечению возможности периодического обогрева работающих.

17. Подмости и смотровые ходы, расположенные над землей, водой или конструкцией на расстоянии 1 м и более, должны быть ограждены перилами.

18. Подъем и спуск людей на подмости разрешается только по надежно закрепленным лестницам. Лестницы должны устанавливаться с уклоном, не превышающим 60°. Запрещается установка лестниц на различных подкладках.

19. При обследовании сооружений, особенно в стесненных условиях (между балками, в коробах, на ригелях опор и т.п.), все работающие должны быть предельно внимательны, чтобы не удариться о конструктивные элементы или о выступающие из них штыри, остатки опалубки и т.д. Не следует делать резких движений и перемещаться бегом.

20. При остукивании заклепок, зашлакованных сварных швов, поржавевших металлических элементов, поверхности бетона следует, как правило, пользоваться защитными очками или козырьками.

21. При производстве работ на объекте сотрудники мостостанций должны иметь защитные каски, а при работе на проезжей части сооружений, находящихся в эксплуатации, обязаны надевать сигнальные жилеты оранжевого цвета.

22. При обследовании сооружений, не полностью законченных строительством, необходимо соблюдать особую осторожность в связи с возможностью возникновения повышенной опасности.

23. При работах на старых деревянных сооружениях и настилах следует соблюдать особую осторожность в связи с тем, что в них могут быть элементы, утратившие прочность вследствие загнивания, элементы с нарушенными прикреплениями и т.п.

24. На время испытаний подходы к автодорожным и городским мостам должны быть ограждены в соответствии с требованиями действующих правил дорожного движения.

25. Во время проведения испытаний нахождение на сооружении и под ним не занятых в испытаниях людей запрещается.

Работники, непосредственно участвующие в испытаниях, должны находиться на своих рабочих местах: сотрудники мостостанции — в местах, указанных руководителем работ мостостанции; водители транспортных средств, загружающих конструкцию,  — в кабинах транспортных средств; другие работники (например, составители поездов, дежурные электрики и т.п.) — в местах, указанных их непосредственными руководителями.

26. При проведении вибрационных испытаний запрещается приближаться к незащищенным эксцентрикам работающей вибромашины на расстояние менее 1,5 м.

27. При проведении испытаний ударной нагрузкой запрещается приближаться к намеченному месту падения груза на расстояние менее 3 м.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Справочное


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, ТРЕБОВАНИЯМИ КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ

ПРИ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛОВ


МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ


1. Отбор проб, заготовок и образцов


7564—73 Сталь. Общие правила отбора проб, заготовок

(СТ СЭВ 2859—81) и образцов механических и технологических

испытаний

7565—81 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для

(СТ СЭВ 466—77) химического состава

2. Методика испытаний


1497—84 Металлы. Методы испытания на растяжение

11150—84 Металлы. Методы испытаний на растяжение

при пониженных температурах

12004—81 Сталь арматурная. Методы испытаний на

растяжение

7268—82 Сталь. Метод определения склонности к

(СТ СЭВ 1957—79) механическому старению по испытанию на

ударный изгиб

9454—78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб

(СТ СЭВ 472—77, при пониженной, комнатной и повышенной

СТ СЭВ 473—77) температурах

6996—66 Сварные соединения. Методы определения

(СТ СЭВ 3521—82, механических свойств

СТ СЭВ 3524—82)

9012—59 Металлы. Методы испытаний. Измерение

(СТ СЭВ 468—77) твердости по Бринеллю
9013—59 Металлы. Методы испытаний. Измерение

(СТ СЭВ 469—77) твердости по Роквеллу


3. Неразрушающие методы контроля

22761—77 Металлы и сплавы. Метод измерения твердости
по Бринеллю переносными твердомерами

статического действия

23273—78 Металлы и сплавы. Измерение твердости

методом упругого отскока бойка (по Шору)

12503—75 Сталь. Методы ультразвукового контроля.

Общие требования

14782—76 Контроль неразрушающий. Швы сварные.
(СТ СЭВ 2857-81) Методы ультразвуковые

22368—77 Контроль неразрушающий. Классификация
дефектности стыковых сварных швов по

результатам ультразвукового контроля

7512—82 Контроль неразрушающий. Соединения

сварные. Радиографический метод

23055—78 Контроль неразрушающий. Сварка металлов
плавлением. Классификация сварных

соединений по результатам радиографического

контроля

20415—82 Контроль неразрушающий. Методы

акустические. Общие положения

23240—78 Конструкции сварные. Метод оценки

хладостойкости по реакции на ожог сварочной

дугой


ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

1. Методика испытаний


10180—78 Бетоны. Методы определения прочности на
(СТ СЭВ 3978—83) сжатие и растяжение

22783—77 Бетоны. Метод ускоренного определения

прочности на сжатие

12730.0—78 Бетоны. Общие требования к методам

определения плотности, влажности,

водопоглощения, пористости и

водонепроницаемости

12730.1—78 Бетоны. Методы определения плотности

12730.2—78 Бетоны. Метод определения влажности

10060—76 Бетоны. Методы определения морозостойкости

21243—75 Бетоны. Определение прочности методом

отрыва со скалыванием


2. Неразрушающие методы контроля


18105.0—80 Бетоны. Правила контроля прочности

18105.1—80 Бетоны. Правила контроля прочности на сжатие

для сборных конструкций

18105.2—80 Бетоны. Правила контроля прочности на сжатие

для монолитных конструкций

17624—78 Бетоны. Ультразвуковой метод определения

прочности

22690.0—77 Бетон тяжелый. Общие требования к методам

определения прочности без разрушения приборами

механического действия

22690.1—77 Бетон тяжелый. Методы определения прочности по

отскоку и пластической деформации

22690.2—77 Бетон тяжелый. Методы определения прочности

эталонным молотком Кашкарова

22690.3—77 Бетон тяжелый. Методы определения прочности

отрывом

22690.4—77 Бетон тяжелый. Методы определения прочности

скалыванием ребра конструкции


ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ


16483.0—78 Древесина. Методы отбора образцов и общие

(СТ СЭВ 319—76, требования при физико-механических испытаниях

СТ СЭВ 830-77)

16483.1—84 Древесина. Метод определения плотности

(СТ СЭВ 388-76)

16483.2—70 Древесина. Методы определения условного

(СТ СЭВ 389—76) предела прочности при местном смятии поперек

волокон

16483.3—84 Древесина. Метод определения предела

(СТ СЭВ 390—76) прочности при статическом изгибе

16483.5—73 Древесина. Методы определения предела

(СТ СЭВ 814—77) прочности при скалывании вдоль волокон

16483.7—71 Древесина. Методы определения влажности

(СТ СЭВ 387—76)


ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ


6992—68 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Метод

испытаний на стойкость в атмосферных условиях



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендуемое


ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ,

ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ

МОСТОВ И ТРУБ, И СПОСОБЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ


I. ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ, БЕТОННЫЕ И КАМЕННЫЕ

ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ


1. В железобетонных конструкциях могут иметь место дефекты и повреждения, возникающие на стадиях изготовления, транспортирования и монтажа:

а) технологические трещины: усадочные, образующиеся в незатвердевшем бетоне вследствие усадочных деформаций бетона при плохом уходе за его поверхностью, а также осадочные, возникающие вследствие неравномерной осадки бетонной смеси при ее уплотнении или при деформации опалубки; эти трещины имеют рваные края, резко изменяющиеся по длине раскрытия;

б) температурно-усадочные повреждения, возникающие в затвердевшем бетоне вследствие плохой тепловлажностной его обработки и обычно проявляющиеся в виде трещин с раскрытием до

0,2 мм;

в) дефекты бетонирования: раковины и каверны; места с вытекшим цементным раствором; обнажение арматуры или недостаточная толщина защитного слоя;

г) другие повреждения: сколы бетона, силовые трещины из-за непредвиденных воздействий (возникают обычно в слабоармированных местах) .

2. При действии на железобетонные конструкции нагрузок и воздействий могут возникать следующие виды трещин:

силовые трещины в бетоне: поперечные в растянутых элементах и растянутых зонах изгибаемых элементов, продольные в сжатых элементах и в сжатых зонах изгибаемых элементов, косые (наклонные) в стенках балок;

трещины от местного действия нагрузки в зонах установки анкеров напрягаемой арматуры, в местах опираний и в других подобных местах.

Образование и раскрытие этих трещин ограничивается расчетами по трещиностойкости, а в сжатой зоне бетона — также расчетами и по прочности.

3. Температурно-усадочные трещины, которые возникают в результате неравномерных по сечению деформаций от действия температуры окружающего воздуха и усадки бетона. Эти явления могут самостоятельно приводить к образованию сетки поверхностных трещин (см. п. 16 настоящего приложения) или, суммируясь с напряжениями от нагрузки, усугублять образование силовых трещин. Развитие последних в этом случае (например, в стенках балок) может происходить в течение 5—7 лет.

4. Продольные трещины вдоль арматуры, возникающие из-за стесненной арматурой усадки бетона, замерзания сырого инъекционного раствора в каналах или из-за коррозии арматуры в бетоне. Эти факторы могут ускорять появление продольных трещин от обжатия бетона.

5. Причинами развития коррозии арматуры могут быть недостаточная толщина защитного слоя бетона, низкая плотность бетона защитного слоя и как следствие — потеря бетоном пассивирующих свойств (например, в результате карбонизации), особенно опасная в условиях агрессивного воздействия среды (чаще всего хлористых солей) .

Величины раскрытия трещин в этих случаях бывают равны примерно двойной толщине продуктов коррозии (ржавчины) на арматурном стержне или пучках стержней. В свою очередь толщина продуктов коррозии превышает толщину прокорродировавшего металла в 2,5—3 раза.

6. В конструкциях могут возникнуть коррозионные повреждения, связанные с попеременным замерзанием и оттаиванием бетона во влажной среде (размораживание). Такие повреждения проявляются в виде растрескивания поверхности бетона, разрыхления и последующего разрушения наружных слоев.

В случае попадания воды во внутренние полости и каверны могут наблюдаться сколы бетона, вызванные расширением замерзающей воды.

7. В конструкциях из-за неисправностей водоотвода и гидроизоляции наблюдаются протечки воды, сопровождающиеся высолами, т.е. появлением продуктов выщелачивания бетона на поверхностях элементов. Это явление связано с выносом водой растворяемых в ней солей (вы-щелачивание). Могут наблюдаться также высолы, образовавшиеся на стадии строительства до укладки гидроизоляции, омоноличивания стыков и заделки различных технологических отверстий.

8. В клееных стыках составных по длине конструкций могут иметь место следующие дефекты:

наличие щелей в стыке, вызванных отсутствием клея на части площади стыка, что может приводить к появлению трещин в бетоне вблизи стыка из-за концентрации напряжений;

пластичная консистенция клея или его неоднородность, вызванная плохим перемешиванием составляющих, что может снизить сопротивление стыка сдвигу.


II. СТАЛЬНЫЕ И СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ

ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ


9. При обследовании металлических конструкций мостов внешним осмотром выявляют наличие коррозии металла, а также дефекты и повреждения элементов, стыков и прикреплений (погнутости, вмятины, местные ослабления, трещины, разрывы, неплотности, слабые заклепки, незатянутые болты и др.). Внутренние дефекты сварных швов выявляют с помощью неразрушающих методов обследования (ультразвуковая дефектоскопия, радиографические и акустические методы) .

10. При наличии коррозии металла непосредственными замерами устанавливают степень ослабления сечения элементов. По ослаблениям определяют также скорость протекания процессов коррозии.

Выявляют конструктивные недостатки, способствующие интенсивной коррозии из-за застоя влаги и плохого проветривания („мешки"; недостатки водоотвода; пазухи и щели, коррозия в которых приводит к распучиванию элементов, и др.).

11. Во всех стальных конструкциях проверяют состояние их окраски; при этом выявляют количество и качество слоев краски, сцепление краски с металлом и состояние металла под краской. Отмечают дефекты в окраске металла (недостатки шпатлевки, различные механические повреждения, трещины, пузыри, отлупы, шелушение, размягчение, потеки, пропуски и т.п.).

12. Трещины в металлических конструкциях (особенно в сварных, для которых развитие трещин не ограничивается отдельными элементами сечения — уголками или листами) представляют значительную опасность для сооружения. Поэтому при обследовании обращают особое внимание на обнаружение трещин, в случае их выявления выясняют причины их образования, оценивают их опасность для несущей способности, а также дают указания по срочной нейтрализации трещин (сверление отверстий по концам, перекрытие трещин накладками на высокопрочных болтах и т.п.).

13. Причинами образования трещин могут быть:

а) концентрация напряжений;

б) остаточные напряжения от сварки;

в) усталостные явления;

г) повышенная хладноломкость металла.

Эти причины могут сказываться самостоятельно, однако обычно имеет место влияние нескольких факторов.

14. Наиболее часто образование трещин происходит в местах концентрации напряжений. Поэтому при обследовании на такие места обращают особое внимание.

Концентраторами в первую очередь являются места с резким изменением сечения элементов (обрывы листов; неплавное изменение их толщины и ширины; места примыкания накладок, ребер, диафрагм и др.) . Кроме того, концентрации напряжений могут способствовать необработанные концы сварных швов и различные их дефекты: непровары, несплавления по кромкам, подрезы кромок, наплывы, шлаковые включения, поры, прожоги, неразделанные кратеры, заклепочные отверстия при слабых заклепках.

Большое влияние на образование трещин оказывают остаточные напряжения сварки, которые в околошовной зоне могут достигать предела текучести стали. В связи с этим большое внимание уделяют местам, насыщенным сваркой (обваренным по контуру накладкам, узлам элементов и т.п.).

Для выявления усталостных трещин тщательно осматривают элементы, воспринимающие наибольшее количество циклов нагружения:

места прикрепления знакопеременных раскосов, стоек и подвесок к фасонкам главных ферм;

места прикрепления распорок поперечных связей к ребрам жесткости главных балок (особенно в железнодорожных мостах);

горизонтальные полки уголков верхних поясов продольных балок без горизонтальных листов и горизонтальные листы верхних поясов сквозных ферм при непосредственном опирании на них мостовых брусьев или плиты проезжей части;

стенки продольных балок и уголки прикрепления их к поперечным балкам, „рыбки", концевые поперечные связи;

элементы проезжей части с этажным расположением балок;

ортотропные плиты в автодорожных и городских мостах.

15. При обследовании заклепочных соединений обращают особое внимание на заклепки в узлах и стыках главных ферм, а также на заклепки в прикреплениях элементов проезжей части.

Дефектными считаются заклепки: дрожащие при их остукивании; с неоформленными, плохо притянутыми, сбитыми, маломерными, пережженными головками; поставленные с зарубкой основного металла; поставленные в отверстиях неправильной формы.

16. При осмотре стальных конструкций с болтовыми соединениями проверяют целостность болтов и надежность соединений: степень натяжения болтов и плотность прилегания головок болтов и гаек к соединяемым элементам.

При расположении болтов под углом к соединяемым элементам следует проверять наличие клиновидных шайб под головками болтов или под гайками.

Во фрикционных соединениях в первую очередь производят выборочную проверку величины натяжения высокопрочных болтов с помощью специального ключа, снабженного приспособлением для контроля. В число проверяемых включают болты со следами потеков ржавчины у головок, шайб или гаек.

17. При осмотре заклепочных и болтовых соединений, кроме выполнения указаний пп. 15 и 16, руководствуются также требованиями, изложенными в „Инструкции по содержанию искусственных сооружений" (ЦП/4363), утвержденной МПС, „Инструкции по технологии устройства соединений на высокопрочных болтах в стальных конструкциях мостов" (ВСН 163-69), утвержденной Минтрансстроем и МПС, и в „Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог" (ВСН 24-75), утвержденных Минавтодором РСФСР.

18. В болтах-шарнирах проверяют наличие приспособлений, предупреждающих развинчивание гаек при прохождении нагрузки (стопорных винтов, контргаек и т.п.) .

19. При обследовании сталежелезобетонных пролетных строений (особенно со сборной плитой проезжей части) уделяют внимание качеству омоноличивания плиты с упорами балок (ферм) , а также состоянию сопряжения плиты с металлической конструкцией, особенно на концевых участках. Состояние плит проверяется в соответствии с указаниями разд. I настоящего приложения.

20. В мостах висячих и вантовых систем уделяют внимание состоянию вант и подвесок, узлов крепления подвесок к несущим кабелям и к балке жесткости, соединительных муфт подвесок и их резьбы, узлов прикрепления кабелей (вант) к пилонам, опорных частей пилонов и анкерных конструкций на концах оттяжек (во внешнераспорных системах) .

21. В разводных пролетных строениях обращают внимание на исправность устройств наведения и разведения пролета, а также на наличие и исправность средств сигнализации и других устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов, автотранспорта и пешеходов по мосту.


III. ДЕРЕВЯННЫЕ МОСТЫ

Закрыть

Строительный каталог