СНиП 32-03-96, часть 2
6.2 Искусственные основания
6.2.1 Для искусственных оснований и термоизоляционных слоев следует применять бетон тяжелый и мелкозернистый по ГОСТ 26633, бетон легкий — по ГОСТ 25820, жесткие бетонные смеси — по ТУ 218 РФ 620—90, асфальтобетон плотный, пористый и высокопористый — по ГОСТ 9128, материалы щебеночные, гравийные и песчаные, не обработанные — по ГОСТ 25607 и обработанные неорганическими — по ГОСТ 23558 и органическими вяжущими, щебень и гравий — по ГОСТ 3344, ГОСТ 23845, песок — по ГОСТ 8736, а также другие местные материалы.
6.2.2 Материалы всех слоев искусственных оснований должны обладать морозостойкостью, соответствующей климатическим условиям района строительства. Требования к морозостойкости приведены в таблице 9 .
Таблица 9
Материал слоев искусственных основании |
Морозостойкость материалов, не ниже, при среднемесячной температуре воздуха наиболее холодного месяца, °С |
||
|
ниже минус 15 |
ниже минус 5 до минус 15 включительно |
минус 5 и выше |
Щебень и щебень из гравия
Гравий
Щебень, гравий, песчано-гравийные, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси, укрепленные органическими вяжущими
Щебень, обработанный неорганическими вяжущими
Гравий, песчано-гравийные, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси, укрепленные неорганическими вяжущими, пескоцемент и грунтоцемент в части основания: верхней нижней
Песчано-гравийные, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси
Мелкозернистый бетон, керамзитобетон, шлакобетон, тощий бетон |
F 50
F 25
F 25
F 50
F 25 F 15
F 25
F 50 |
F 25
F 15
F 25
F 25
F 25 F 15
F 15
F 50
|
F 15
F 15
F 15
F 15
F 15 F 10
F 15
F 25 |
Примечание — К верхней части основания относятся слои, лежащие в пределах верхней половины глубины промерзания участков, к нижней — слои, лежащие а пределах нижней половины глубины промерзания, считая от поверхности покрытия |
6.2.3 При устройстве искусственных оснований из крупнозернистых материалов, укладываемых непосредственно на глинистые грунты, должна быть предусмотрена противозаиливающая прослойка, которая исключала бы возможность проникания грунта основания при его увлажнении в слой крупнопористого материала.
Толщина противозаиливающей прослойки должна быть не менее размера наиболее крупных частиц используемого зернистого материала, но не менее 5 см
6.2.4 Для местности с гидрогеологическими условиями второго типа, когда грунтовое основание состоит из недренирующих грунтов (глин, суглинков и супесей пылеватых), в конструкциях искусственных оснований следует устраивать дренирующие слои из материалов с коэффициентом фильтрации не менее 7 м/сут. Толщина дренирующих слоев из песков крупных и средней крупности должна соответствовать данным таблицы 1 0.
Таблица 10
Грунт естественного основания |
Минимальная толщина дренирующего слоя для дорожно-климатических зон, см |
|||
|
I |
II |
III |
IV |
Глина, суглинок
Суглинок и супесь пылеватые |
35
50 |
30/35
40/50 |
20/25
30/35 |
15
15/20 |
Примечание — Толщину слоя указанную перед чертой, следует принимать для районов, рас положенных в южной части дорожно-климатической зоны, за чертой — в северной части |
Толщину дренирующих слоев из других материалов, в том числе с применением прослоек из синтетических нетканых материалов, следует определять расчетом.
6.2.5 Прочность несущих слоев искусственных оснований должна быть достаточной для восприятия нагрузок от построечного транспорта, используемого при строительстве искусственных покрытий.
6.3 Жесткие покрытия
6.3.1 Строительство жестких покрытий следует, как правило, выполнять из тяжелого бетона, отвечающего требованиям ГОСТ 26633 и настоящих норм.
Допускается применять мелкозернистый бетон, отвечающий требованиям ГОСТ 26633, при этом класс по прочности на сжатие при использовании его в однослойном или верхнем слое двухслойного покрытия должен быть не ниже В 30 .
6.3.2 Классы бетона по прочности на растяжение при изгибе необходимо принимать не ниже указанных в таблице 11 .
Таблица 11
Аэродромное покрытие |
Минимальный класс бетона по прочности на растяжение при изгибе |
Однослойное и верхний слои двухслойного монолитного покрытия из бетона, армобетона, железобетона (с ненапрягаемой арматурой)
Нижний слои двухслойного покрытия и подшовные плиты
Сборное из железобетонных предварительно напряженных плит, армированных: проволочной арматурой или арматурными канатами стержневой арматурой |
Btb 4,0
Btb 2,8
Btb 4,0 Btb 3,6 |
Примечания 1 Для сборных предварительно напряженных железобетонных плит должно быть обеспечено дополнительное требование к минимальному проектному классу прочности бетона на сжатие: В 30 — для плит, армированных проволочной арматурой или арматурными канатами, и В 25 — для плит, армированных стержневой арматурой. 2 Для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий, рассчитанных на нагрузки с давлением воздуха в пневматиках колес не более 0,6 МПа, допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании применять бетон класса прочности на растяжение при изгибе Btb 3 ,2 |
6.3.3 Марку бетона по морозостойкости для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий следует назначать в соответствии с картой на рисунке 2 .
Для аэродромов, расположенных на границе районов, указанных на карте, следует принимать большую марку по морозостойкости.
Для нижнего слоя двухслойных покрытий марку бетона по морозостойкости следует принимать при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца, °С:
от 0 до минус 5 ............................ не ниже F 50
от минус 5 до минус 15 ............... « « F 75
ниже минус 15 ............................. « « F 100
Примечания
1 Расчетная среднемесячная температура наружного воздуха принимается в соответствии с требованиями СНиП 2 .01 .01 .
2 Если нижний слой на зимний период остается открытым, он должен быть покрыт гидрофобизирующим или другими защитными составами.
Рисунок 2 — Районирование территории СНГ по требуемой морозостойкости бетона для однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий
6.3.4 Вид и класс арматуры следует устанавливать в зависимости от вида покрытия, назначения арматуры, технологии приготовления арматурных элементов и способов их использования (ненапрягаемая и напрягаемая арматура).
Характеристики арматурных сталей надлежит устанавливать в соответствии с требованиями СНиП 2.03.01.
6.3.5 Требуемую толщину монолитных жестких слоев следует определять расчетом.
Максимальную и минимальную толщину слоя жестких покрытий следует назначать с учетом технической возможности бетоноукладочных комплектов и принятой технологии строительства.
6.3.6 Сборные покрытия из типовых плит ПАГ-14 следует применять для нагрузок на колесо не более 100 кН для многоколесной опоры и не более 170 кН для одноколесной опоры, ПАГ-18 — не более 140 кН для многоколесной опоры и не более 200 кН для одноколесной опоры, ПАГ-20 — не более 180 кН и 250 кН соответственно. Плиты должны удовлетворять требованиям ГОСТ 25912.0 — ГОСТ 25912.4.
6.3.7 Между плитами жестких монолитных покрытий и искусственными основаниями, а также между слоями двухслойных монолитных покрытий необходимо предусматривать конструктивные мероприятия, обеспечивающие независимость горизонтальных перемещении слоев (разделительные прослойки из пергамина, пленочных полимерных и других материалов). Применение пескобитумного коврика не допускается.
При устройстве двухслойных покрытий методом сращивания разделительная прослойка не устраивается.
6.3.8 Сборные покрытия из предварительно напряженных железобетонных плит, устраиваемых на основаниях всех типов, кроме песчаных, следует укладывать по выравнивающей прослойке из пескоцементной смеси толщиной 3—5 см. Разделительную прослойку в этом случае не устраивают.
6.4 Деформационные швы
в жестких покрытиях
6.4.1 Жесткие монолитные покрытия следует разделять на отдельные плиты деформационными швами. Размеры плит должны устанавливаться а зависимости от местных климатических условий, а также в соответствии с намеченной технологией производства строительных работ.
6.4.2 Расстояния между деформационными швами сжатия (длина плит) не должны превышать, м, для монолитных покрытий:
бетонных толщиной
менее 30 см.......................................... 25-кратной толщины слоя (допускается округление до целых метров)
бетонных толщиной 30 см
и более................................. ..................7,5
железобетонных с арматурой в
одном уровне................................. ....... 7,5
железобетонных с арматурой
в двух уровнях ................................ ..... 20
армобетонных при годовой
амплитуде среднемесячных
температур, °С:
45 и выше..................................... 10
менее 45................................... .... 15
Примечание — Годовую амплитуду среднемесячных температур вычисляют как разницу средних температур воздуха наиболее жаркого и наиболее холодного месяцев, определяемых в соответствии с требованиями СНиП 2.01.01.
6.4.3 В районах со сложными инженерно-геологическими условиями расстояния между деформационными швами сжатия для армобетонных и железобетонных покрытий не должны превышать 10 м.
6.4.4 В монолитных покрытиях технологические швы. как правило, следует совмещать с деформационными швами. Для смежных полос покрытия одинаковой конструкции поперечные швы следует совмещать.
К технологическим относятся швы, устройство которых обусловливается шириной захвата бетоноукладочных машин и возможными перерывами в строительном процессе.
6.4.5 Необходимость устройства швов расширения в жестких монолитных покрытиях и расстояния между ними следует обосновывать расчетом с учетом климатических условий и конструктивных особенностей покрытий.
6.4.6 Швы расширения необходимо устраивать при примыкании покрытий к другим сооружениям, а также при примыкании РД к ВПП и перрону.
6.4.7 в сборных покрытиях из предварительно напряженных плит со стыковыми соединениями, препятствующими горизонтальной подвижке плит, следует устраивать деформационные швы.
6.4.8 Расстояния, м, между поперечными деформационными швами, а также между продольными деформационными швами сборных покрытий на перронах, МС и площадках специального назначения не должны превышать при годовой амплитуде среднемесячных температур, °С:
св. 45................................................. 12
от 30 до 45 ....................................... 18
менее 30............................................ 24
6.4.9 Продольные деформационные швы в сборных покрытиях ИВПП и РД не устраиваются.
6.4.10 Расстояние между деформационными швами в нижнем бетонном слое двухслойных покрытий не должно превышать 10 м.
6.4.11 В основаниях из тощего бетона, керамзитобетона, песчаного (мелкозернистого) бетона, а также шлакобетона следует устраивать швы сжатия, расстояние между которыми должно быть не более 15 м.
Примечание — Если предусматривается перерыв в строительных работах на зимний период, расстояния между деформационными швами в нижних слоях двухслойных покрытий и основаниях следует принимать как для бетонных покрытий в соответствии с требованиями 6.4.2.
6.4.12 В деформационных швах однослойных покрытий необходимо применять стыковые соединения, обеспечивающие передачу нагрузки с одной плиты на другую. Вместо устройства стыковых соединений допускается усиливать краевые участки плит либо армированием, либо применением подшовных плит, либо увеличением толщины плиты, обоснованным расчетом.
6.4.13 Двухслойные покрытия, как правило, следует устраивать с совмещением швов в слоях. В отдельных случаях допускается устраивать двухслойные покрытия с несовмещением швов (с несовмещенными швами считаются покрытия, а которых продольные и поперечные швы в верхнем и нижнем слоях взаимно смещены более чем на 2 tsup , где tsup — толщина верхнего слоя).
6.4.14 Двухслойные покрытия с совмещенными швами следует, как правило, устраивать со стыковыми соединениями в продольных и поперечных швах. Допускается устраивать стыковые соединения только в верхнем слое.
6.4.15 В двухслойных покрытиях с несовмещенными швами нижнюю зону плит верхнего слоя надлежит армировать над швами нижнего слоя в соответствии с расчетом. Допускается заменять армирование увеличением толщины верхнего слоя.
6.4.16 Деформационные швы жестких покрытий должны быть защищены от проникновения поверхностных вод и эксплуатационных жидкостей, а также от засорения их песком, щебнем и другими твердыми материалами. В качестве заполнителей швов должны использоваться специальные герметизирующие материалы горячего и холодного применения, отвечающие ведомственным требованиям деформативности, адгезии к бетону, температуроустойчивости, химической стойкости, липкости к пневматикам авиационных колес и усталостным деформациям, соответствующим условиям их применения. Материалы — заполнители швов — не должны изменять свои эксплуатационные свойства при кратковременном воздействии горячих газовоздушных струй от авиадвигателей.
6.5 Нежесткие покрытия
6.5.1 Нежесткие покрытия устраивают многослойными. Требуемую толщину слоев обосновывают расчетом. Минимально допускаемую толщину конструктивного слоя (в уплотненном состоянии) принимают согласно таблице 12.
6.5.2 Общая толщина асфальтобетонных слоев на основаниях из материалов, обработанных неорганическими вяжущими, должна быть не менее приведенной в таблице 13.
Таблица 12
Материал конструктивного слоя нежесткого покрытия и искусственного основания |
Минимальная толщина слоя, см |
Асфальтобетон при внутреннем давлении воздуха в пневматиках колес воздушных судов, МПа (кгс/см2 ): менее 0,6 (6) от 0,6 (6) до 0,7 (7) св. 0,7 (7) « 1,0 (10) « 1,0 (10)
Щебень, гравий, грунты, обработанные вяжущими
Щебень, обработанный органическими вяжущими по способу пропитки
Грунты и малопрочные каменные материалы, обработанные минеральными вяжущими
Щебень или гравий, не обработанные вяжущими и укладываемые на песчаное основание |
5 7 9 12
8
8
15
15 |
Примечания 1 Максимальный размер зерна крупной фракции, применяемого в слое минерального материала, должен быть не менее чем в 1 ,5 раза меньше толщины конструктивного слоя. 2 Допускается устройство асфальтобетонных слоев толщиной 9—12 см в два слоя из смеси того же качества при условии обеспечения сцепления между ними. |
Таблица 13
Среднемесячная температура воздуха наиболее холодного месяца, ° С |
Общая минимальная толщина асфальтобетонных слоев, см, на основаниях из материалов, обработанных неорганическими вяжущими, и покрытиях из цементобетона |
|||||
|
на ИВПП, магистральной РД |
на остальных участках аэродрома |
||||
|
при категории нормативных нагрузок |
|||||
|
в/к*, I, II |
III, IV |
V, VI |
в/к*, I, II |
III, IV |
V , VI |
Минус 5 и выше Ниже минус 5 до минус 15 Ниже минус 15, или число переходов температуры через 0 °С свыше 50 раз в год |
9 12 16 |
7 9 13 |
7 7 7 |
9 9 12 |
7 7 9 |
6 6 7 |
* в/к — внекатегорийная нормативная нагрузка. |
6 .5.3 Асфальтобетонные покрытия необходимо устраивать из асфальтобетонных смесей, отвечающих требованиям ГОСТ 9128, или полимер-асфальтобетонных смесей в соответствии с ТУ 35—1669.
6.5.4 Верхние слои асфальтобетонных покрытий следует устраивать из плотных смесей, нижние — из плотных или пористых смесей. Применение пористых асфальтобетонных смесей на основаниях, представляющих собой водоупорный слой, не допускается.
6.5.5 Под нагрузки III нормативной категории и выше в верхних слоях нежестких покрытий следует применять плотные асфальтобетонные (или полимер-асфальтобетонные) смеси марки I, под нагрузки IV категории — марки не ниже II, под нагрузки V и VI категорий — не ниже III марки по прочности.
6.5.6 Холодные асфальтобетонные смеси допускается применять при соответствующем технико-экономическом обосновании только на РД, перронах и МС под нагрузки IV категории и ниже.
6.5.7 Тип асфальтобетонной смеси и соответствующую марку битума надлежит принимать с учетом климатических условий в соответствии с ГОСТ 9128 и ГОСТ 22245.
6.5.8 Под нагрузки IV нормативной категории и выше асфальтобетонные покрытия следует устраивать на искусственных основаниях из материалов, обработанных вяжущими.
6.6 Усиление существующих покрытий
6.6.1 Необходимость и методы усиления существующих покрытий при реконструкции аэродромов следует устанавливать с учетом назначаемого класса аэродрома и категории нормативной нагрузки, а также в зависимости от состояния существующего покрытия, естественного и искусственного оснований и водосточно-дренажной сети, местных гидрогеологических условий, характеристик материалов существующего покрытия и основания, высотного положения поверхности покрытия.
6.6.2 Требуемая толщина слоя усиления должна устанавливаться расчетом с учетом фактической несущей способности существующего покрытия. При этом расчетные характеристики существующего покрытия и основания следует, как правило, определять на основе данных испытаний.
Примечание — В тех случаях, когда проведение испытаний не представляется возможным, допускается расчетные характеристики конструктивных слоев существующего покрытия определять по данным проекта с учетом категории разрушения, устанавливаемой на основании статистической обработки массовых данных о техническом состоянии аэродромных покрытий различных типов и видов.
6.6.3 При усилении покрытий следует предварительно устранить дефекты существующей конструкции, а также восстановить водосточно-дренажную сеть; в случае отсутствия сети — решить вопрос о необходимости ее устройства. Допускается производить фрагментизацию верхнего слоя существующих жестких покрытий.
6.6.4 Жесткие покрытия могут усиливаться всеми типами жестких покрытий и асфальтобетоном исходя из наиболее эффективного использования несущей способности существующего покрытия с учетом конкретных условий.
6.6.5 При усилении сборных покрытий сборными плитами швы слоя усиления по отношению к швам существующего покрытия следует смещать не менее чем на 0,5 м для продольных и на 1 м для поперечных швов.
6.6.6 При усилении монолитных жестких покрытий монолитным бетоном, армобетоном или железобетоном должны быть удовлетворены требования к двухслойным покрытиям согласно 6.3.7, 6.4.13 — 6.4.15. При числе слоев более двух нижним следует считать слой, расположенный непосредственно под верхним, а остальные слои — рассматривать как искусственные основания.
6.6.7 Для обеспечения контакта плит с основанием при усилении жестких покрытий сборными предварительно напряженными железобетонными плитами между существующим покрытием и сборными плитами следует обязательно, независимо от ровности существующего покрытия, устраивать выравнивающий слой из пескоцемента средней толщиной не менее 3 см; разделительную прослойку в этом случае не устраивают.
6.6.8 Общая минимальная толщина слоев асфальтобетона при усилении жестких покрытий должна соответствовать требованиям таблицы 13. Для усиления жестких покрытий асфальтобетоном во всех слоях должны применяться только плотные асфальтобетонные смеси.
6.6.9 Усиление нежестких покрытий может быть выполнено нежесткими и жесткими покрытиями всех типов.
6.6.10 При усилении существующих жестких покрытий асфальтобетоном следует применять конструктивные мероприятия (армирование, нарезку деформационных швов в асфальтобетоне и др.), направленные на снижение вероятности образования отраженных трещин в слое усиления и выравнивающем слое.
6.7 Основные принципы расчета
прочности покрытий
6.7.1 Покрытия аэродромов, включая слои искусственных оснований, надлежит рассчитывать по методу предельных состояний на многократное воздействие вертикальных нагрузок от воздушных судов как многослойные конструкции, лежащие на упругом основании.
Асфальтобетонные покрытия, кроме того, следует рассчитывать на восприятие аэродинамических нагрузок от газовоздушных струй авиадвигателей, если средняя скорость струи в зоне контакта с покрытием равна или более 100 м/с.
Расчетными предельными состояниями жестких покрытий являются:
бетонных и армобетонных — предельное состояние по прочности;
железобетонных с ненапрягаемой арматурой — предельные состояния по прочности, раскрытию трещин и давлению на грунтовое основание;
железобетонных с напрягаемой арматурой — предельное состояние по образованию трещин и давлению на грунтовое основание.
Расчетными предельными состояниями нс-жестких покрытий являются:
для покрытий капитального типа — предельные состояния по относительному прогибу всей конструкции и по прочности слоев из асфальтобетона;
для покрытий облегченного типа — предельное состояние по относительному прогибу всей конструкции.
6.7.2 Конструкции покрытий аэродромов гражданской авиации следует рассчитывать на нормативные нагрузки, категории и параметры которых приведены в таблицах 14 (для самолетов) и 15 (для вертолетов).
Допускается рассчитывать покрытия на воздействие нагрузок от воздушного судна конкретного типа.
Покрытия аэродромов других ведомств должны рассчитываться на нагрузки, параметры которых устанавливаются ведомственными нормативными документами.
6.7.3 При расчете прочности покрытий воздействие нагрузок от различных типов воздушных судов следует приводить к эквивалентному воздействию расчетной нагрузки. В качестве расчетного должно приниматься воздушное судно (категория нормативной нагрузки), оказывающее максимальное воздействие на покрытие.
6.7.4 Данные о прочности покрытий аэродромов гражданской авиации следует представлять классификационными числами искусственных покрытий ( PCN ) в соответствии с ведомственными нормативными документами и классификацией, установленной Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
В случаях отклонений характеристик покрытий от проектных, подтвержденных данными операционного контроля при строительстве, классификационное число PCN следует определять на основе данных испытаний покрытий и оснований пробными нагрузками.
6.7.5 Покрытия аэродромов по степени воздействия нагрузок воздушных судов и несущей способности подразделяются на группы участков а соответствии с рисунком 3. Приведенные на нем схемы допускается уточнять в зависимости от назначения и ведомственной принадлежности аэродромов, при этом участки покрытий, предназначенные для систематического руления воздушных судов, следует относить к группе А.
Расчет на прочность покрытий вертодромов следует выполнять в соответствии с требованиями для участков группы А (рисунок 3).
Толщину покрытий отмосток и укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП, следует рассчитывать как для участков группы Г с учетом примечания 3 к таблице 14.
6.7.6 Расчеты покрытий аэродромов на прочность выполняются в соответствии с СП по проектированию и строительству аэродромов.
Рисунок 3 — Схемы деления покрытий аэродрома на группы участков: схема 1 — для аэродромов, на которых руление воздушных судов осуществляется по магистральной РД; схема 2 — для аэродромов, на которых руление воздушных судов осуществляется по ИВПП
Группы участков: А — магистральные РД; магистральные пути руления на МС и перронах; концевые участки ИВПП; средняя по ширине часть ИВПП, по которой осуществляется систематическое руление воздушных судов; Б — участки ИВПП, запроектированной по схеме 1, примыкающие к концевым ее участкам; краевые по ширине участки в средней части ИВПП, запроектированной по схеме 2; вспомогательные и соединительные РД, МС, перроны, кроме магистральных путей руления, и другие аналогичные площадки для стоянки воздушных судов; В — средняя часть ИВПП (В ВПП /2), запроектированной по схеме 1 ; Г — краевые по ширине участки в средней чаете ИВПП (В ВПП /4), запроектированной по схеме 1, за исключением примыкающих к соединительным РД; укрепляемые участки, примыкающие к торцам ИВПП, отмостки
Таблица 14
Категория нормативной нагрузки для аэродромов |
Нормативная нагрузка Fn , на основную (условную) опору самолета, кН |
Внутреннее давление воздуха в пневматиках колес Ра , МПа |
Основная опора |
в/к I II
III IV |
850 700 550
400 300 |
1 ,0 |
Четырехколесная |
V VI |
80 50 |
0 ,6 0 ,4 |
Одноколесная |
Примечания 1 Расстояния между пневматиками четырехколесной опоры приняты равными 70 см между смежными колесами и 130 см — между рядами колес. 2 Нормативные нагрузки III и IV категорий допускается заменять нагрузками на одноколесную основную опору и принимать соответственно 170 и 120 кН, а давление в пневматиках колес для нормативных нагрузок V и VI категорий — равным 0,8 МПа. 3 Для покрытий отмосток и укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП, нормативная нагрузка умножается на коэффициент 0,5. |
Таблица 15
Категория вертолетов по взлетной массе |
Нормативная нагрузка Fn , на основную (условную) опору, кН |
Внутреннее давление воздуха в пневматиках колес Ра , МПа |
Тяжелые Средние Легкие |
170 60 20 |
0,7 0,6 0,4 |
Примечания 1 Основная опора — одноколесная. 2 При назначении конструктивных требований к вертодромам и их элементам нагрузки тяжелых вертолетов (со взлетной массой св. 15 т) приравниваются к III категории нормативной нагрузки, средних (от 5 до 15 т) — к V категории, легких (менее 5 т) — к VI категории. |
7 ВОДООТВОДНЫЕ И ДРЕНАЖНЫЕ
СИСТЕМЫ
7.1 Для сбора и отвода поверхностных и подземных вод в зависимости от климатических и гидрогеологических условий на аэродромах следует устраивать водоотводные и дренажные системы.
7.2 Водоотводные системы следует предусматривать для участков аэродромов с глинистыми грунтами, а также для участков, располагаемых в условиях опасности размыва (при наличии грунтов, подверженных эрозии, значительных уклонов местности, осадков ливневого характера).
Для участков с песчаными, супесчаными и другими хорошо фильтрующими грунтами, а также в V дорожно-климатической зоне водоотводные системы надлежит предусматривать выборочно.
7.3 Размеры поперечных сечений элементов водоотводных систем (труб, лотков, канав) и их проектные уклоны устанавливают на основании гидравлического расчета. Заглубление труб водоотводной и дренажной систем устанавливают на основе расчета их на прочность от воздействия эксплуатационных нагрузок.
7.4 Схемы и конструктивные решения водоотводных и дренажных систем следует принимать в зависимости от дорожно-климатической зоны расположения аэродрома; типа местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения; вида, свойств и состояния грунтов; топографических и других местных условий в соответствии с СП по проектированию и строительству аэродромов.
7.5 Необходимо обеспечивать отвод воды из дренирующих слоев оснований, а также защиту последних от поступления подземных вод или верховодки со смежных с покрытием территорий.
7.6 При устройстве водоотводных и дренажных систем следует руководствоваться требованиями СНиП 3.05.04, а также необходимо учитывать перспективы развития элементов аэродрома и соблюдать следующие правила:
протяженность линейных сооружений водоотвода и дренажа должна быть минимальной;