ИСО 9004-4-93, часть 2
Приложение А
(нормативное)
Вспомогательные средства и способы
Это приложение представляет некоторые из наиболее общих средств и способов, способствующих улучшению качества. Нижеследующие средства и способы применимы при анализе числовых и нечисловых данных. В первую очередь представлена форма для сбора данных, поскольку она применима для обоих типов данных. Далее указаны средства для анализа цифровых данных, а затем для анализа нечисловых данных.
Каждое средство или способ представлены в следующем виде:
а) применение – использование средства или способа для улучшения качества;
b ) описание – краткое описание средства или способа;
с) процедура – поэтапное представление процедуры использования средства или способа;
d) пример – пример использования некоторых средств или способов
А.1 Форма для сбора данных
А.1.1 Применение
Форма для сбора данных используется при систематическом сборе данных для попущения ясного представления фактов.
А.1.2 Описание
Форма для сбора данных представляет собой шаблон для записи собранных данных. Она помогает представить собранные данные в удобной форме и облегчить проведение их анализа.
А.1.3 Процедура
а) Установите конкретную цель сбора данных (адресуемые вопросы).
b ) Идентифицируйте данные, требуемые для достижения поставленной цели (адрес вопросов).
с) Определите, как и кем будет проводиться анализ данных (статистические средства).
d) Составьте форму для записи данных. Обеспечьте при этом место для записи информации о том:
- кто собрал эти данные,
- где, когда и как данные были собраны.
е) Проверьте форму, собрав и записав в нее некоторое количество данных.
f) Проанализируйте и измените форму, если требуется.
А.1.4 Пример
Количество дефектов каждого типа, связанных с каждой причиной, при воспроизведении документов, может быть указано в форме, представленной в табл. А.1.
Таблица А.1 Форма для сбора данных
Типы дефектов |
|||||
Причина дефектов |
Пропущен ные страницы |
Смазанные копии |
Пробитые насквозь знаки |
Количество страниц с нарушением последова тельности |
Всего |
Замятие в машине |
|
|
|
|
|
Влажность |
|
|
|
|
|
Тонер |
|
|
|
|
|
Состояние оригиналов |
|
|
|
|
|
Другие (указать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
Кто собрал данные: Дата: Где: Как: |
|
|
|
|
|
А.2 Диаграмма сродства
А.2.1 Применение
Диаграмма сродства используется при распределении по группам большого количества идей, мнений или интересов по конкретной теме.
Описание
При сборе большого количества данных о различных идеях, мнениях и интересах, связанных с одной темой, это средство дает возможность организовать информацию в группы на основе естественных связей, существующих между ними. Этот процесс предназначен для стимуляции творческих способностей и полного участия. Он более эффективен в небольших группах (рекомендуется максимальное количество членов в группе, равное восьми), в которых сотрудники привыкли работать вместе. Это средство часто используется для организации идей, возникших в ходе “мозговой атаки”.
А.2.2 Процедура
Объявите тему изучения в самых широких понятиях (подробности могут вызвать предвзятость при ответе).
Запишите как можно больше отдельных идей. мнений или интересов на карточках (по одной на карточке).
Смешайте карточки и хаотически распределите их на большом столе .
Сгруппируйте взаимосвязанные карточки следующим образом:
рассортируйте карточки, которые кажутся взаимосвязанными, по группам;
ограничьте количество групп при условии, что одна карточка не может составлять всю группу;
выберите или придумайте карточку с заголовком, который отражает содержание каждой группы;
поместите такую карточку с заголовком поверх карточек одной группы.
Перенесите информацию с карточек на бумагу, разбив на группы.
А.2.3 Пример
Требования к телефонному автоответчику представлены на рис. А.2 и в табл. А.2.
Рис. А.1 Хаотическое расположение, как на этапе А.2.2 с)
Таблица А.2 Данные, организованные по группам, как на этапе А.2.2 е)
Сообщения переменной длины |
Входящие сообщения |
Отметка даты повремени. |
|
Не подсчитывает количество случаев “повешенной трубки”. |
|
Указывает количество сообщений |
|
Секретный код доступа. |
Конфиденциальность |
Розетка наушников |
|
Ясные инструкции. |
Инструкции |
Карточка быстрой справки |
|
Элементы управления имеют ясную маркировку |
Элементы управления |
Легко использовать. |
|
Может работать от дистанционного телефона |
|
Легко стереть. |
Стирание |
Стирание “избранных” сообщений |
|
A.3 Реперные точки
А.3.1 Применение
Метод реперных точек используется для сравнения процесса с теми, которые имеют признанное лидерство, с целью идентификации возможностей улучшения качества.
A.3.2 Описание
Метод реперных точек сравнивает процессы и рабочие характеристики изделий и услуг с признанными лидерами. Он позволяет идентифицировать цели и установить приоритеты для подготовки планов, которые приведут к конкурентным преимуществам на рынке.
A.3.3 Процедура
а) Определите пункты для реперных точек:
- пункты должны представлять собой ключевые характеристики процессов и их результатов;
- реперные точки для процесса и его результатов должны быть непосредственно связаны с потребностями потребителя.
b) Определите, по отношению к кому устанавливаются реперные точки:
- типичными предприятиями могут быть прямые конкуренты и/или неконкуренты, которые признаны лидерами по данному пункту, представляющему интерес.
с) Соберите данные:
- данные о рабочих характеристиках процесса и запросах потребителя могут быть получены такими средствами, как непосредственный контакт, обзоры, интервью, личные и профессиональные контакты, технические журналы.
d) Организуйте данные и проведите их анализ:
- анализ направлен на установление наилучших практических целей по всем соответствующим пунктам.
е) Установите реперные точки:
- идентифицируйте возможности улучшения качества на основе запросов потребителей и рабочих характеристик, достигнутых конкурентами и неконкурентами.
А.4 “Мозговая атака”
А.4.1 Применение
“Мозговая атака” используется для идентификации возможных решений проблем и потенциальных возможностей улучшения качества.
А.4.2 Описание
“Мозговая атака” – это способ освободить творческое мышление коллектива для создания и выяснения перечня идей, проблем или исходных положений.
А.4.3 Процедура
Процедура складывается из двух фаз.
а) Фаза генерации идей
Организатор рассматривает основные направления “мозговой атаки” и задачу соответствующего собрания, затем члены коллектива высказывают ряд идей. Целью является генерация максимального количества идей.
b ) Фаза уточнения
Коллектив рассматривает список высказанных идей, чтобы обеспечить их всеобщее понимание. Оценка идей произойдет по завершении собрания, организованного для проведения “мозговой атаки”.
Основные направления “мозговой атаки” заключаются в том, что:
идентифицируется организатор;
ясно объявляется задача собрания для “мозговой атаки”;
все члены коллектива выступают по очереди и высказывают по одной идее;
по возможности, члены коллектива развивают и дополняют идеи, высказанные другими;
на этой стадии идеи не критикуются и не обсуждаются;
высказанные идеи записываются так, чтобы все их видели;
процесс продолжается до тех пор, пока не прекратится поток идей;
все высказанные идеи рассматриваются для уточнения.
А.5 Причинно-следственная диаграмма
А.5.1 Применение
Причинно-следственная диаграмма используется для:
анализа причинно следственных связей;
сообщения о причинно-следственных связях и
облегчения решения проблемы от ее признака до причины.
А.5.2 Описание
причинно-следственная диаграмма применяется для исследования и демонстрации связи между данным явлением (например, отклонениями характеристик качества) и его потенциальными причинами. Несколько потенциальных причин классифицируются по основным категориям и подкатегориям, так что их представление напоминает скелет рыбы. Отсюда и вытекает еще одно известное наименование этой диаграммы – диаграмма “рыбьи кости”.
А.5.3 Процедура
а) Ясно и осознанно определите явление.
b ) Определите основные категории возможных причин.
Рассматриваются следующие факторы:
информационные системы и дата;
внешние условия;
оборудование;
материалы;
измерения;
методы;
люди.
с) Начните строить диаграмму, выделив наименование явления в прямоугольнике с правой стороны и располагая основные категории как “подачу” к “явлению” (см. рис. А.2).
d) Стройте диаграмму, продумывая и вписывая все причины следующего уровня от нижнего к более высокому уровню. Хорошо разработанная диаграмма будет иметь ответвления не менее двух уровней, а многие – три или более уровней (рис. А.3).
Рис. А.2 Первичная причинно-следственная диаграмма
Рис. А.З Развитие причинно-следственной диаграммы
Рис. А.4 Пример причинно-следственной диаграммы
Примечания:
10. Альтернативный метод построения причинно-следственной диаграммы предполагает проведение “мозговой атаки” для выявления возможных причин с последующей организацией их по категориям и подкатегориям с помощью диаграммы сродства.
11. В некоторых случаях перечисление основных этапов процесса в качестве основных категорий может иметь преимущество, например, когда в качестве улучшаемого явления рассматривается ход технологического процесса. При определении этих этапов часто бывает полезно использовать карту технологического процесса.
12. Построенная однажды диаграмма может стать “живым инструментом” при внесении в нее дальнейших уточнений по мере дальнейшего накопления знаний и опыта.
13. Часто диаграмму строят коллективно, но ее могут построить и отдельные сотрудники, обладающие соответствующими знаниями и опытом.
А.5.4 Пример
На рис. А.4 показана причинно-следственная диаграмма для случая фотокопирования плохого качества.
А.6 Карта технологического процесса
А.6.1 Применение
Карта технологического процесса используется для:
описания существующего процесса или
разработки нового процесса.
А.6.2 Описание
Карта технологического процесса представляет собой графическое представление этапов процесса, удобное для исследования возможностей улучшения путем накопления подробных сведений о фактическом протекании процесса. Рассматривая связь различных этапов с другими, часто удается выявить потенциальные источники неприятностей. Карты технологического процесса могут применяться ко всем аспектам любого процесса от поступления материалов до этапов продажи или обслуживания изделия. Карты технологического процесса строятся с помощью легко распознаваемых символов. Обычно используемые символы показаны на рис. А.5.
А.6.3 Процедура
А.6.3.1 Описание существующего процесса
Идентифицируйте начало и конец процесса.
Наблюдайте процесс целиком от начала до конца.
Определите этапы процесса (действия, решения, входящие и выходящие потоки).
Постройте черновой вариант карты технологического процесса.
Рассмотрите черновой вариант карты с сотрудниками, участвующими в технологическом процессе.
Улучшите карту на основе этого рассмотрения.
Сверьте карту с фактическим технологическим процессом.
Отметьте дату составления на карте технологического процесса для последующих ссылок и применения. (Она служит документом о фактическом протекании процесса и может также использоваться для идентификации возможностей улучшения).
А.6.3.2 Разработка нового процесса
Идентифицируйте начало и конец процесса.
Визуально представьте этапы будущего процесса (действия, решения, входящие и выходящие потоки).
Определите этапы процесса (действия, решения, входящие и выходящие потоки).
Постройте черновой вариант карты, представляющий процесс.
Рассмотрите черновой вариант карты с сотрудниками, которые предположительно будут участвовать в процессе.
Улучшите карту на основе этого рассмотрения.
Отметьте дату составления на карте технологического процесса для последующих ссылок и применения. (Она служит документом о спроектированном ходе процесса и может также использоваться для идентификации возможностей улучшения проекта).
А.6.4 Пример
Карта технологического процесса, показанная на рис. А.6, представляет процесс воспроизведения документа.
Начальный и конечный этапы
Описание действия
Решение
Направление от одного действия к другому в последовательности
Рис. А.5 Символы на карте технологического процесса
А.7 Древовидная диаграмма
А.7.1 Применение
Древовидная диаграмма используется для показа связей между основной темой и ее составляющими.
А.7.2 Описание
Древовидная диаграмма разбивает основную тему на составляющие, представляя их систематическим образом. Идеи, сгенерированные в ходе “мозговой атаки” и представленные графически или совмещенные с диаграммой сродства, могут быть преобразованы в древовидную диаграмму, чтобы показать логические и последовательные звенья. Это средство может быть использовано при планировании и решении проблемы.
А.7.3 Процедура
Ясно и просто объявите изучаемую тему.
Определите основные категории темы. (Используйте “мозговую атаку” или карточки с заголовками с диаграммы сродства).
Постройте диаграмму, расположив наименование темы а рамочное левой стороны. Постройте ответвления для основных категорий в поперечном направлении слева направо.
Для каждой основной категории определите составляющие элементы и любые подэлементы.
проанализируйте диаграмму, чтобы убедиться в отсутствии пробелов а логике или последовательности этапов.
Рис. А.6 Пример карты технологического процесса
A.7.4 Пример Древовидная диаграмма на рис. А.7 представляет телефонный автоответчик.
А.8 Контрольная карта
А.8.1 Применение
Контрольная карта используется для следующих целей.
Диагностика: для оценки стабильности процесса.
Контроль: для определения необходимости регулировки процесса или отсутствия такой необходимости.
Подтверждение: для подтверждения улучшения процесса.
А.8.2 Описание
Контрольная карта представляет собой средство для различения отклонений, вызванных установленными или специальными причинами, от случайных отклонений, свойственных процессу. Случайные отклонения повторяются хаотически в предсказуемых пределах. Отклонения, вызванные установленными или специальными причинами, указывают на то, что некоторые факторы, влияющие на процесс, нуждаются в идентификации, исследовании и контроле.
Построение контрольных карт основано на математической статистике. Контрольные карты используют оперативные данные для установления пределов, внутри которых предполагается проводить будущие наблюдения, если процесс остается незатронутым установленными или специальными причинами. Дополнительную информацию о контрольных картах можно найти в соответствующих международных стандартах (например, ИСО 7870 и ИСО 8258, которые указаны в приложении В).
Примечание 14. Существует большое разнообразие методов контроля, применяемых ко всем видам измеримых или подсчитываемых характеристик процесса, изделия или любого результата. Предприятие должно обеспечить соответствующее обучение и разработать адекватную экспертизу способа построения и применения контрольных карт.
А.6.3 Процедура
Выберите характеристики для применения контрольной карты.
Выберите соответствующий тип контрольной карты.
Примите решение относительно подгрупп (небольшого количества пунктов, для которых предполагается, что существуют только случайные отклонения), их размера и частоты отбора.
Соберите и запишите данные по крайней мере по 20-25 подгруппам или используйте предварительно записанные данные.
Рассчитайте статистические данные, характеризующие выборку для каждой подгруппы.
Рассчитайте контрольные пределы на основе статистических данных выборок подгрупп.
Постройте карту и график статистических данных подгрупп.
Проверьте график по точкам вне контрольных пределов и для случаев, указывающих на присутствие установленных (специальных) причин.
Примите решение о будущих действиях.
А.8.4 Пример
По данным табл. A.3 строят график, чтобы получить контрольную карту, представленную на рис. А.8.
Рис. А.7 Пример древовидной диаграммы
Таблица А.3. Данные о переполнении и статистические характеристики выборок ( , R )
Ns подгруппы |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
X |
|
R |
1 |
47 |
32 |
44 |
35 |
20 |
176 |
35,6 |
27 |
2 |
19 |
37 |
31 |
25 |
34 |
146 |
29,2 |
18 |
3 |
19 |
11 |
16 |
11 |
44 |
101 |
20,2 |
33 |
4 |
29 |
29 |
42 |
59 |
38 |
197 |
39,4 |
30 |
5 |
28 |
12 |
45 |
36 |
25 |
146 |
29,2 |
33 |
6 |
40 |
35 |
11 |
38 |
33 |
157 |
31,4 |
29 |
7 |
15 |
30 |
12 |
33 |
26 |
116 |
23.2 |
21 |
в |
35 |
44 |
32 |
11 |
38 |
160 |
32,0 |
33 |
9 |
27 |
37 |
26 |
20 |
35 |
145 |
29,0 |
17 |
10 |
23 |
45 |
26 |
37 |
32 |
163 |
32,6 |
22 |
11 |
28 |
44 |
40 |
31 |
18 |
161 |
32,2 |
26 |
12 |
31 |
25 |
24 |
32 |
22 |
134 |
26,8 |
10 |
13 |
22 |
27 |
19 |
47 |
14 |
139 |
27.8 |
33 |
14 |
27 |
32 |
12 |
38 |
30 |
149 |
29.8 |
26 |
15 |
25 |
40 |
24 |
50 |
19 |
158 |
31,6 |
31 |
16 |
7 |
31 |
23 |
18 |
32 |
11 |
22,2 |
25 |
17 |
38 |
0 |
41 |
40 |
37 |
156 |
31,2 |
41 |
18 |
35 |
12 |
29 |
48 |
20 |
144 |
28.8 |
36 |
19 |
31 |
20 |
35 |
24 |
47 |
157 |
31.4 |
27 |
20 |
12 |
27 |
38 |
40 |
31 |
148 |
29,6 |
28 |
21 |
52 |
42 |
52 |
24 |
25 |
195 |
39.0 |
28 |
22 |
20 |
31 |
15 |
3 |
28 |
97 |
19.4 |
28 |
23 |
29 |
47 |
41 |
32 |
22 |
171 |
34,2 |
25 |
24 |
28 |
27 |
22 |
32 |
54 |
163 |
32,6 |
3 ,2 |
25 |
42 |
34 |
15 |
29 |
21 |
141 |
28,2 |
27 |
Всего: |
746,6 |
686 |
||||||
Среднее |
= 29,86 = 27,44 |
Величина в граммах
Рис. А.8 Контрольные карты и R для данных о переполнении
А.9 Гистограмма
Гистограмма используется для:
показа характера изменчивости;
сообщения визуальной информации о ходе процесса;
принятия решения о фокусе усилий по улучшению.
А.9.2 Описание
Данные представляют в виде ряда прямоугольников равной ширины и переменной высоты. Ширина представляет интервал внутри диапазона данных. Высота представляет количество значений внутри данного интервала. Характер изменения высоты показывает распределение значений данных. На рис. А.9 показаны четыре обычно встречающихся характера изменчивости. При изучении этих характеров модно получить представление о ходе процесса.
Нормальный
Скошенный
Бимодальный
Двойной
Рис. А.9 Обычно встречающиеся характеры гистограммы
А.9.3 Процедура
Соберите значения данных.
Определите диапазон данных, вычитая наименьшее значение характеристики из наибольшего.
Определите количество интервалов на гистограмме (часто от 6 до 12) и разделите значение диапазона, определенного в пп . b ), на количество интервалов, чтобы определить ширину каждого интервала.
Разметьте горизонтальную ось в масштабе значений данных.
Разметьте вертикальную ось в масштабе частоты (количество или процентное количество наблюдений).
Вычертите высоту на каждом интервале, равную количеству значений данных, которые попадают в этот интервал.
Примечание 15. Можно составить форму для сбора данных, поскольку гистограмма создается на основе собранных данных. Такую форму часто называют “учетным листком”.
А.9.4 Пример
Гистограмма на рис. А.10 представляет данные о заполнении для примера контрольной карты (табл. А.3).
Вес, г.
Рис. А.10 Пример гистограммы
А.10 Диаграмма Парето
А.10.1 Применение
Диаграмма Парето используется для:
демонстрации распределения каждого пункта в общем воздействии по порядку важности;
классификации возможностей улучшения по важности.
А. 10.2 Описание
Диаграмма Парето представляет собой простое графическое представление пунктов по степени важности от наиболее частых до наименее частых. Диаграмма Парето основана на принципе Парето, который гласит, что часто лишь небольшое количество пунктов влияют на значительную часть воздействия. При разграничении наиболее важных и наименее важных пунктов наибольшее улучшение будет достигнуто при наименьшем усилии.
Диаграмма Парето показывает (по убывающей) относительный вклад каждого пункта в общее воздействие. Относительный вклад может быть определен на основе количества явлений, или связанных с каждым пунктом затрат, или других мер влияния на воздействие. Для демонстрации относительного вклада каждого пункта используются блоки. Линия суммарной частоты показывает суммарный вклад всех пунктов.
А. 10.3 Процедура
Выберите пункты для анализа.
Выберите единицу измерения для анализа, например, количество явлений, затраты или другие меры влияния.
Выберите период времени для анализа данных.
Перечислите пункты в порядке убывания единицы измерения слева направо по горизонтальной оси. Категории, отражающие наименее значимые пункты, могут быть объединены в категорию под названием “другие”. Поместите эту категорию на краю с правой стороны.
Постройте две вертикальные оси, по одной с двух концов горизонтальной оси. Шкала слева должна быть градуирована в единицах измерения, и высота по этой оси должна быть равной сумме значений всех пунктов. Шкала справа должна быть такой же высоты и отградуирована от 0 до 100%.
Над каждым пунктом вычертите прямоугольник, высота которого представляет значение для этого пункта в единицах измерения.
Постройте линию суммарной частоты, складывая значения для каждого пункта слева направо (рис. А. 11).
Используйте диаграмму Парето для идентификации наиболее важных для улучшения качества пунктов.
А.10.4 Пример
На рис. A.1 1 представлена диаграмма Парето для отчетов о неисправностях в работе телефона.
Примечание. Эта диаграмма показывает, что линии с шумом и разомкнутые линии составляют 72% сообщений о нарушениях в работе телефона, это указывает на самые большие возможности для улучшения.
Рис.А.11 Пример диаграммы Парето
A.11 Диаграмма разброса
А.11.1 Применение
Диаграмма разброса используется для выявления и демонстрации зависимостей между двумя связанными наборами данных и для подтверждения предполагаемых зависимостей между ними.
А. 11.2 Описание
Диаграмма разброса представляет графически исследуемые зависимости между двумя связанными наборами данных, появляющихся парами (например, (X, Y) – по одному из каждого набора). Диаграмма разброса показывает пары как скопление точек. Зависимости между связанными наборами данных устанавливают по форме этих скоплений.
Положительная зависимость между Х и Y означает, что увеличение значений Х связано с увеличением значений Y. При отрицательной зависимости увеличение Х связано с уменьшением Y.
Шесть наиболее часто встречающихся форм этих скоплений показаны на рис. А.12. Изучая эти формы, можно получить представление о зависимостях между этими наборами данных.
А.11.3 Процедура
Соберите парные данные (X, Y) для двух связанных наборов данных, зависимость между которыми исследуется. Желательно иметь около 30 пар данных.
Обозначьте оси Х и Y.
Найдите минимальное и максимальное значения как для Х так и для Y и используйте эти значения для градуировки горизонтальной (X) и вертикальной (Y) осей. Обе они должны иметь примерно одинаковую длину.
Постройте точки для парных ( X, Y ) данных. Если две пары данных имеют одинаковые значения, очертите эту точку окружностью или постройте вторую точку в непосредственной близости.
Изучите форму этого скопления точек, чтобы выявить тип и степень зависимости.
А.11.4 Пример
Данные для количества добавки и результирующих значений выхода приведет в табл. А.4. Диаграмма разброса построенная по этим данным, представлена на рис. А.13.
Явно положительная зависимость
Явно отрицательная зависимость
Неявно положительная зависимость
Неявно отрицательная зависимость
Отсутствие зависимости
Криволинейная зависимость
Рис. А.12 Наиболее часто встречающиеся формы диаграммы разброса
Таблица А.4 Количество добавки “А” и связанный с этим выход
№ партии |
Добавка “А”, г |
Выход продукции, % |
№ партии |
Добавка “А”, г |
Выход продукции, % |
1 |
8,7 |
88,7 |
16 |
8,4 |
69,4 |
2 |
9,2 |
91,1 |
17 |
8,2 |
86,4 |
3 |
8,6 |
91,2 |
18 |
9,2 |
92,2 |
4 |
9,2 |
89,5 |
19 |
8,7 |
90,9 |
5 |
8,7 |
89,6 |
20 |
9,4 |
90,5 |
6 |
8,7 |
89,2 |
21 |
8,7 |
89,6 |
7 |
8,5 |
87,7 |
22 |
8,3 |
88,1 |
8 |
9,2 |
88,5 |
23 |
8,9 |
90,8 |
9 |
8,5 |
86,6 |
24 |
8,9 |
88,6 |
10 |
8,3 |
89,6 |
25 |
9,3 |
92,8 |
11 |
8,6 |
88,9 |
26 |
8,7 |
87,2 |
12 |
8,9 |
88,4 |
27 |
9,1 |
92,5 |
13 |
8,8 |
87,4 |
28 |
8,7 |
91,2 |
14 |
8,4 |
87,4 |
29 |
8,7 |
88,2 |
15 |
8,8 |
89,1 |
30 |
8,9 |
90,4 |
Количество добавки А, г
Рис. А.13 Пример диаграммы разброса
Приложение В
(информативное)
Библиография
ИСО 7870 2 Контрольные карты. Общее руководство и введение
ИСО 8258-91 Карты контрольные, требующие корректирующих мер при отклонении не менее 3 s .
ИСО 9004-87 Административное управление качеством и элементы системы качества. Руководящие указания
ИСО 9004-2-91 Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам
ИСО 9004-3-93 Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 3. Руководящие указания по обработанным материалам
2 Будет опубликован.