ГОСТ Р ИСО 9002-96, часть 2
4.14.1 Общие положения
Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры по осуществлению корректирующих и предупреждающих действий.
Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин фактических или потенциальных несоответствий, должно быть адекватным проблемам и учитывать степень риска.
Поставщик должен внедрять и регистрировать любые изменения в документированных процедурах, возникающие в результате корректирующих или предупреждающих действий.
4.14.2 Корректирующие действия
Процедуры корректирующих действий должны включать:
а) эффективное рассмотрение жалоб потребителей и сообщений о несоответствиях продукции;
б) изучение причин несоответствий, относящихся к продукции, процессу и системе качества, и регистрацию результатов такого изучения (4.16);
в) определение корректирующих действий, необходимых для устранения причины несоответствий;
г) применение средств управления, гарантирующих, что корректирующие действия предприняты и являются эффективными.
4.14.3 Предупреждающие действия
Процедуры предупреждающих действий должны включать:
а) использование соответствующих источников информации (процессы и рабочие операции, влияющие на качество продукции, разрешения на отклонения, результаты проверки, протоколы качества, отчеты об обслуживании, жалобы потребителей) с целью выявления, анализа и устранения потенциальных причин несоответствий;
б) определение мер, необходимых для решения любых проблем, требующих проведения предупреждающих действий;
в) инициирование предупреждающих действий и применение средств управления для гарантии их эффективности;
г) представление соответствующей информации о предпринятых действиях для анализа со стороны руководства (4.1.3).
4.15 Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка
4.15.1 Общие положения
Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры погрузочно-разгрузочных работ, хранения, упаковки, консервации и поставки продукции.
4.15.2 Погрузочно-разгрузочные работы
Поставщик должен предусматривать методы погрузочно-разгрузочных работ, предупреждающие повреждение или порчу продукции.
4.15.3 Хранение
Поставщик должен использовать предназначенные для хранения склады и помещения с целью предупреждения повреждения или порчи продукции до ее использования или поставки. Следует оговаривать соответствующие методы, регламентирующие приемку продукции в такие складские помещения и ее отправку.
С целью выявления порчи должна проводиться периодическая оценка состояния продукции, хранящейся на складах.
4.15.4 Упаковка
Поставщик должен управлять процессами укладки в тару, упаковки и маркировки продукции (включая используемые материалы) в той мере, которая необходима для обеспечения соответствия установленным требованиям.
4.15.5 Консервация
Поставщик должен применять соответствующие методы консервации и отделения продукции, когда она находится в сфере управления поставщика.
4.15.6 Поставка
Поставщик должен принять меры по сохранению качества продукции после проведения окончательного контроля и испытаний. Если это предусмотрено контрактом, то сохранение должно осуществляться вплоть до поставки продукции к месту назначения.
4.16 Управление регистрацией данных о качестве
Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, составления картотеки, хранения, ведения и изъятия зарегистрированных данных о качестве.
Данные о качестве следует вести для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям и эффективности действия системы качества. Соответствующие данные о качестве продукции субподрядчика должны стать составными элементами этих зарегистрированных данных.
Все данные о качестве должны быть разборчивыми, храниться и содержаться таким образом, чтобы их можно было легко найти. При этом следует обеспечить условия, предупреждающие порчу и предотвращающие их потерю. Сроки хранения данных о качестве должны быть определены и зафиксированы. Если это оговорено в контракте, зарегистрированные данные о качестве должны предоставляться потребителю или его представителю на предмет оценки на согласованный период времени.
Примечание - Зарегистрированные данные могут быть на любом бумажном или электронном носителе.
4.17 Внутренние проверки качества
Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры планирования и проведения внутренних проверок качества, чтобы удостовериться в соответствии деятельности в области качества и связанных с ней результатов запланированным мероприятиям и для определения эффективности системы качества.
Внутренние проверки качества следует планировать на основе статуса и важности проверяемой деятельности. Они должны осуществляться персоналом, не зависимым от лиц, которые несут непосредственную ответственность за проверяемую деятельность.
Результаты проверок должны быть зарегистрированы (4.16) и доведены до сведения персонала, ответственного за проверенный участок работы. Руководящий персонал, ответственный за этот участок, должен своевременно осуществлять корректирующие действия по устранению недостатков, выявленных в процессе проверки.
При последующих проверках должны контролироваться и регистрироваться выполнение и эффективность предпринятых корректирующих действий (4.16).
Примечания
1 Результаты внутренних проверок качества образуют составную часть входных данных для анализа со стороны руководства (4.1.3).
2 Методические указания по проверкам систем качества приведены в ГОСТ Р ИСО 10011-1-93.
4.18 Подготовка кадров
Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры определения потребностей в подготовке кадров, а также обеспечить подготовку всего персонала, выполняющего работы, влияющие на качество. Персонал, ответственный за выполнение конкретных задач, должен быть квалифицирован на основе соответствующих образования, подготовки и (или) опыта, если это необходимо. Следует вести соответствующую регистрацию данных о подготовке кадров (4.16).
4.19 Обслуживание
Если обслуживание является установленным требованием, поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры по его проведению, проверке и отчетности о его соответствии установленным требованиям.
4.20 Статистические методы
4.20.1 Определение потребности
Поставщик должен определить потребности в статических методах, применяемых при разработке, управлении и проверке возможностей технологического процесса и характеристик продукции.
4.20.2 Процедуры
Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры использования статистических методов, определенных в 4.20.1, и управления их применением.
"Приложение А.
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
----------------
* Приложение приводится в редакции, отличной от ИСО 9002-94.
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
ИСО 9000-1-94 Стандарты по общему руководству качеством и
обеспечению качества. Часть 1. Руководящие
указания по выбору и применению
ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения
качества при проектировании, разработке,
производстве, монтаже и обслуживании
ГОСТ Р ИСО 9003-96 Системы качества. Модель обеспечения
качества при окончательном контроле и
испытаниях
ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 Руководящие указания по проверке систем
качества. Часть 1. Проверка
ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 Руководящие указания по проверке систем
качества. Часть 2. Квалификационные
критерии для экспертов-аудиторов
ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 Руководящие указания по проверке систем
качества. Часть 3. Руководство программой
проверок
ИСО 10012-1-92 Требования, гарантирующие качество
измерительного оборудования. Часть 1.
Система подтверждения метрологической
пригодности измерительного оборудования
ИСО 10013-95 Руководящие указания по разработке
руководств по качеству