ГОСТ Р ИСО 14001-98, часть 2
в) идентифицировать соответствующие требования законодательных актов и регламентные требования;
г) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели;
д) разработать организационную схему и программу(ы) для реализации политики и достижения целевых и плановых экологических показателей;
е) способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующему действию, аудиту и анализу, с тем чтобы обеспечить как соответствие системы управления окружающей средой установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне;
ж) обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
А.2 Экологическая политика
Экологическая политика является двигателем в деле внедрения и улучшения системы управления окружающей средой для данной организации, чтобы она могла поддерживать и потенциально повышать свою экологическую эффективность. Поэтому политика должна отражать обязательство высшего руководства соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой организация устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, с тем чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.
Высшее руководство организации должно определить и документально оформить свою экологическую политику в рамках экологической политики более крупной корпоративной организации, частью которой она является, и с одобрения этой организации, если такая имеется.
Примечание — Высшее руководство может состоять из отдельного лица или группы лиц, несущих административную ответственность за организацию.
А.3 Планирование
А.3.1 Экологические аспекты
Подпункт 4.3.1 предназначен для того, чтобы обеспечить для организации процесс идентификации важных экологических аспектов в качестве приоритетных для системы управления окружающей средой. При этом процессе следует учитывать расходы и время для проведения анализа, также наличие надежных данных. В процессе идентификации можно использовать информацию, уже полученную для регламентирующей или других целей. Организации могут также принять во внимание степень практически осуществимого контроля рассматриваемых экологических аспектов. Организациям следует определить свои экологические аспекты с учетом входной и выходной информации, связанной с их текущими и соответствующими прошлыми видами деятельности, продукцией и/или услугами.
Организации, не имеющей системы управления окружающей средой, следует сначала с помощью анализа определить свою истинную позицию относительно окружающей среды. Целью анализа должно быть рассмотрение всех экологических аспектов организации в качестве основы для создания системы управления окружающей средой.
Организации, имеющие действующую систему управления окружающей средой, могут не проводить такой анализ.
Анализ должен охватывать четыре ключевые области:
а) требования законодательных актов и регламентов;
б) идентификацию важных экологических аспектов;
в) изучение всех существующих методов и процедур управления окружающей средой;
г) оценку информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий.
Во всех случаях следует уделять внимание нормальным и аномальным рабочим процессам в рамках организации, а также потенциальным аварийным условиям.
Уместный подход к анализу может включать в себя контрольные перечни, интервью, непосредственные проверки и измерения, результаты предшествующих аудитов или других анализов в зависимости от характера деятельности организации.
В процессе идентификации важных экономических аспектов, связанных с деятельностью функциональных единиц, следует, если это уместно, рассмотреть:
а) выбросы в воздух,
б) сбросы в воду;
в) удаление и очистку сточных вод;
г) радиоактивное заражение местности;
д) использование сырья и природных ресурсов;
е) другие локальные экологические и общественные проблемы.
В этом процессе следует рассматривать нормальные рабочие условия, условия останова и пуска, а также реалистические потенциально возможные значительные воздействия, связанные с обоснованно прогнозируемыми или аварийными ситуациями.
Этот процесс предназначен для того, чтобы идентифицировать важные экологические аспекты, связанные с деятельностью, продукцией или услугами, и не предназначен для того, чтобы требовать проведения оценки жизненного цикла. Организациям не надо оценивать входные данные о каждом изделии, компоненте или сырье. Они могут выбрать категории видов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы идентифицировать те аспекты, которые с наибольшей вероятностью окажут существенное воздействие.
Контроль экологических аспектов продукции и влияние на них существенно меняются в зависимости от положения организации на рынке. Подрядчик или поставщик организации может осуществлять контроль сравнительно в небольшой степени, в то время как организация, ответственная за проектирование продукции, может существенно менять аспекты, изменив, к примеру, лишь один входной материал. Признавая, что организации могут иметь ограниченную возможность контроля над использованием и удалением своей продукции, им все же следует предусмотреть там, где это осуществимо, надлежащие механизмы переработки продукции и ее утилизации. Это условие не должно привести к изменению или повышению законных обязательств организации.
А.3.2 Требования законодательных актов и другие требования
Примерами других требований, с которыми организация может согласиться, являются:
а) своды правил, применяемые в промышленности:
б) договоренности (соглашения) с государственными органами власти;
в) нерегламентные руководящие указания.
А.3.3 Целевые и плановые экологические показатели
Целевые показатели должны бить конкретными, а плановые показатели — измеряемыми там, где это возможно, там, где это уместно, следует принимать во внимание предупредительные меры.
При рассмотрении своих технологических вариантов организация может предусмотреть использование новейших технологий там, где это экономически возможно, эффективно с точки зрения стоимости и признано уместным.
Упоминание финансовых требований организации не означают, что организация обязана применять дорогостоящие природоохранные методологии.
А.3.4 Программа(ы) управления окружающей средой
Разработка и применение одной или нескольких программ является ключевым элементом для успешной реализации системы управления окружающей средой. В программе следует описать, каким образом будут достигнуты нелепые и плановые экологические показатели организации, включая сроки и персонал, ответственный за реализацию экологической политики организации. Программу можно разделить на несколько частей, каждая из которых охватывает конкретный элемент деятельности организации. Программа должна включать экологический анализ новых видов деятельности.
Там, где это уместно и выполнимо, в программу можно включить рассмотрение стадий планирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации. Это можно сделать как для текущих, так и для новых видов деятельности, продукции или услуг. Применительно к продукции можно рассмотреть проект, материалы, производственные процессы, использование и конечную утилизацию. Применительно к установкам или существенным модификациям процессов можно рассмотреть планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и в соответствующее время, установленное организацией, вывод из эксплуатации.
А.4 Внедрение и функционирование
А.4.1 Структура и ответственность
Успешное внедрение системы управления окружающей средой возможно только при участии всех сотрудников организации. Поэтому нельзя считать, что ответственность за охрану окружающей среды ложится только на экологическую службу. Она может ложиться и на другие подразделения организации, например на оперативное руководство или штатные службы, помимо экологической.
Обязательство по охране окружающей среды должно начинаться с высших уровней руководства. Соответственно этому высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить внедрение системы управления окружающей средой. Частью этого обязательства является назначение высшим руководством специального(ых) представителя(ей) с определенной ответственностью и полномочиями по внедрению системы управления окружающей средой. О больших организациях или организациях со сложной структурой может быть несколько назначенных представителей. На малых или средних предприятиях эти обязанности может выполнять одно лицо. Высшее руководство должно также гарантировать обеспечение надлежащими ресурсами в целях внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы управления окружающей средой. Важно также четко определить основные обязанности по ведению системы управления окружающей средой и сообщить об этом соответствующему персоналу.
А.4.1 Обучение, осведомленность и компетентность
Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры выявления потребностей в обучении персонала. Организация должна также требовать, чтобы подрядчики, работающие от ее имени, могли продемонстрировать необходимую подготовку своих служащих.
Руководство должно определить необходимый уровень квалификации, компетентности и образования, с тем чтобы гарантировать возможности служащих, особенно тех, которые выполняют специализированные функции по управлению окружающей средой.
А.4.3 Связь
Организация должна внедрить процедуру получения и документирования необходимой информации и запросов от заинтересованных сторон, а также полготовки ответа на них. Эта процедура может включать диалог с заинтересованными сторонами и рассмотрение поднятых ими вопросов. В некоторых случаях ответы на вопросы заинтересованных сторон могут включать соответствующую информацию о воздействиях на окружающую среду, связанных с деятельностью организации. Эти процедуры должны предусматривать необходимую связь с государственными органами власти по вопросу планирования на случай аварийной ситуации и по другим проблемам, представляющим взаимный интерес.
А.4.4 Документация системы управления окружающей средой
Степень детализации документации должна быть достаточной для описания основных элементов системы управления окружающей средой и их взаимодействия, а также для указания пути получения более подробной информации о функционировании отдельных частей системы управления окружающей средой. Эта документация может быть объединена с документацией других систем данной организации. Она необязательно должна быть в виде самостоятельного руководства.
К смежной документации можно отнести:
а) информацию о процессе;
б) организационные схемы;
в) внутренние стандарты и рабочие процедуры;
г) планы на случай аварийной ситуации на месте.
А.4.5 Управление документацией
Назначение 4.4.5 в том, чтобы обеспечить со стороны организаций разработку и актуализацию документов в той степени, которая достаточна для внедрения системы управления окружающей средой. Однако главное внимание организации должны уделять эффективному внедрению этой системы и экологической эффективности, а не комплексной системе управления документацией.
А.4.6 Управление операциями
При последующем пересмотре стандарта сюда может быть внесен текст.
А.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
При последующем пересмотре стандарта сюда может быть внесен текст.
А.5 Проведение проверок и корректирующие действия
А.5.1 Мониторинг и измерение
При последующем пересмотре стандарта сюда может быть внесен текст.
А.5.2 Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия
При разработке и поддержании в рабочем состояния процедур изучения и корректирования несоответствия организация должна учесть следующие основные элементы:
а) идентификацию причины несоответствия;
б) идентификацию и выполнение необходимого корректирующего действия;
в) выполнение или совершенствование мер контроля, необходимых для избежания повторения несоответствия;
г) регистрацию любых изменений в письменных процедурах в результате корректирующего действия. В зависимости от ситуации корректирующее действие можно выполнить быстро, с минимальным формальным планированием, или же оно может потребовать более сложной и длительной работы. Связанная с этим документация должна соответствовать уровню корректирующего действия.
А.5.3 Зарегистрированные данные
Процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных следует сосредоточить на тех данных, которые необходимы для внедрения и функционирования системы управления окружающей средой и для фиксирования объема, в каком запланированные целевые и плановые экологические показатели выполнены.
Зарегистрированные экологические данные могут включать:
а) информацию о применяемых природоохранных законодательных актах или других требованиях;
б) записи о жалобах;
в) записи об обучении;
г) информацию о процессе;
д) информацию о продукции;
е) протоколы проверок, акты технического обслуживания, протоколы поверок;
ж) информацию о подрядчике и поставщике;
з) отчеты о происшествиях;
и) информацию о подготовленности к аварийным ситуациям и реагировании на них;
к) информацию о важных экологических аспектах;
л) результаты аудита;
м) результаты анализа со стороны руководства.
Особое внимание следует обратить на конфиденциальную деловую информацию.
А.5.4 Аудит системы управления окружающей средой
Программа и процедуры аудита должны охватывать:
а) виды деятельности и участки, подлежащие аудиту;
б) частоту проведения аудита;
в) обязанности, связанные с управлением и проведением аудита;
г) передачу сведений о результатах аудита;
д) компетенцию аудитора;
е) способы проведения аудита.
Аудиты могут проводиться персоналом самой организации и/или лицами извне, выбранными организацией. В любом случае лица, проводящие аудит, должны находиться в таком положении, чтобы делать это объективно и беспристрастно.
А.6 Анализ со стороны руководства
Для того чтобы поддерживать постоянное улучшение, пригодность и эффективность системы управления окружающей средой и тем самым свою экологическую эффективность, руководство организации должно анализировать и оценивать эту систему через определенные интервалы. Область распространения анализа должна быть обширной, хотя не все элементы системы управления окружающей средой должны анализироваться одновременно, и процесс анализа может происходить в течение какого-то периода времени.
Анализ должен включать:
а) результаты аудита;
б) объем, в каком целевые и плановые экологические показатели выполнены;
в) постоянную пригодность системы управления окружающей средой с учетом изменяющихся условий и информации;
г) интересы соответствующих сторон.
Наблюдения, выводы и рекомендации должны быть документально оформлены для проведения необходимого действия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
СВЯЗЬ МЕЖДУ СТАНДАРТАМИ ГОСТ Р ИСО 14001 И ГОСТ Р ИСО 9001
В таблицах Б.1 и Б.2 устанавливается связь и техническое соответствие между ГОСТ Р ИСО 14001 и ГОСТ Р ИСО 9001 и наоборот.
Цель сравнения заключается в том, чтобы продемонстрировать сочетаемость обеих систем тем организациям, которые уже применяют один из вышеуказанных стандартов и могут пожелать применять оба.
Прямая связь между подпунктами этих двух стандартов указывается только в том случае, когда два подпункта совпадают по своим требованиям в значительной степени. Кроме того, существует много менее очевидных перекрестных связей, которые здесь не могут быть представлены.
Таблица Б.1 Соответствие между стандартами ГОСТ Р ИСО 14001 и ГОСТ Р ИСО 9001
ГОСТ Р ИСО 14001 |
ГОСТ Р ИСО 9001 |
||
Общие требования |
4.1 |
4.2.1 1-е предложение |
Общие положения |
Экологическая политика |
4.2 |
4.1.1 |
Политика в области качества |
Планирование |
|
|
|
Экологические аспекты |
4.3.1 |
1 |
|
Требования законодательных актов и другие требования |
4.3.2 |
1 1) |
|
Целевые и плановые экологические показатели |
4.3.3 |
1 2) |
|
Программа(ы) системы управления окружающей средой |
4.3.4 |
1 |
|
|
1 |
4.2.3 |
Планирование качества |
Внедрение и функционирование |
|
|
|
Структура и ответственность |
4.4.1 |
4.1.2 |
Организация |
Общение, осведомленность и компетентность |
4.4.2 |
4.18 |
Подготовка кадров |
Связь |
4.4.3 |
1 |
|
Документация системы управления окружающей средой |
4.4.4 |
4.2.1 без первого предложения |
Общие положения |
Управление документацией |
4.4.5 |
4.5 |
Управление документацией и данными |
Управление операциями |
4.4.6 |
4.2.2 |
Процедуры системы качества |
|
4.4.6 |
4.33) |
Анализ контракта |
|
4.4.6 |
4.4 |
Управление проектированием |
|
4.4.6 |
4.6 |
Закупки |
|
4.4.6 |
4.7 |
Управление продукцией, поставляемой потребителем |
|
4.4.6 |
4.9 |
Управление процессами |
|
4.4.6 |
4.15 |
Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка |
|
4.4.6 |
4.19 |
Обслуживание |
|
— |
4.8 |
Идентификация и прослеживаемость продукции |
Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них |
4.4.7 |
1 |
|
Проведение проверок и корректирующие действия |
|
|
|
Мониторинг и измерение |
4.5.1 1-й и 3-й параграфы |
4.10 |
Контроль и испытания |
|
— |
4.12 |
Статус контроля и испытаний |
|
— |
4.20 |
Статистические методы |
Мониторинг и измерение |
4.5.12-й параграф |
4.11 |
Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием |
Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия |
4.5.2 1-я часть 1-го предложения |
4.13 |
Управление несоответствующей продукцией |
Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия |
4.5.2 без 1-й части 1-го предложения |
4.14 |
Корректирующие и предупреждающие действия |
Зарегистрированные данные |
4.5.3 |
4.16 |
Управление регистрацией данных о качестве |
Аудит системы управления окружающей средой |
4.5.4 |
4.17 |
Внутренние проверки качества |
Анализ со стороны руководства |
4.6 |
4.1.3 |
Анализ со стороны руководства |
1) Требования законодательных актов (см. ГОСТ Р ИСО 9001, 4.4.4). 2) Цели (см. ГОСТ Р ИСО 9001, 4.1.1). 3) Связь с линями, заинтересованными в качестве (потребителями). |
Таблица Б.2 Соответствие между ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001
ГОСТ Р ИСО 9001 |
ГОСТ Р ИСО 14001 |
||
Ответственность руководства |
|
|
|
Политика в области качества |
4.1.1 |
4.2 |
Экологическая политика |
|
1 |
4.3.1 |
Экологические аспекты |
|
1 1) |
4.3.2 |
Требования законодательных актов и другие требования |
|
1 2) |
4.3.3 |
Целевые и плановые экономические показатели |
|
1 |
4.3.4 |
Программа(ы) управления окружающей средой |
Организация |
4.1.2 |
4.4.1 |
Структура и ответственность |
Анализ со стороны руководства |
4.1.3 |
4.6 |
Анализ со стороны руководства |
Система качества |
|
|
|
Общие положения |
4.2.1 1-е предложение |
4.1 |
Общие требования |
|
4.2.1 без 1-го предложения |
4.4.4 |
Документация системы управления окружающей средой |
Процедуры системы качества |
4.2.2 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Планирование качества |
4.2.3 |
1 |
|
Анализ контракта |
4.33) |
4.4.6 |
Управление операциями |
Управление проектирования |
4.4 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Управление документацией и данными |
4.5 |
4.4.5 |
Управление документацией |
Закупки |
4.6 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Управление продукцией, поставляемой потребителем |
4.7 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Идентификация и прослеживаемость продукции |
4.8 |
1 |
|
Управление процессами |
4.9 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Контроль и испытания |
4.10 |
4.5.1 1-й и 3-й параграфы |
Мониторинг и измерение |
|
|
4.5.2 |
|
Управление контрольным измерительным и испытательным оборудованием |
4.11 |
4.5.1 2-й параграф |
Мониторинг и измерение |
Статус контроля и испытаний |
4.12 |
|
|
Управление несоответствующей продукцией |
4.13 |
4.5.2 1-я часть 1-го предложения |
Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия |
Корректирующие и предупреждающие действия |
4.14 |
4.5.2 без 1-й части 1-го предложения |
Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия |
|
1 |
4.4.7 |
Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них |
Погрузочно-разгрузочные работы хранение, упаковка, консервация и поставка |
4.15 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Управление регистрацией данных о качестве |
4.16 |
4.5.3 |
Зарегистрированные данные |
Внутренние проверки качества |
4.17 |
4.5.4 |
Аудит системы управления окружающей средой |
Подготовка кадров |
4.18 |
4.4.2 |
Обучение, осведомленность и компетентность |
Обслуживание |
4.19 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Статистические методы |
4.20 |
— |
|
|
— |
4.4.3 |
Связь |
1) Требования законодательных актов (см. ГОСТ Р ИСО 9001, 4.4.4). 2) Цели (см. ГОСТ Р ИСО 9001, 4.1.1). 3) Связь с лицами, заинтересованными в качестве (потребителями) |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
1 ИСО 9000-1—95 Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору к применению.
2 ИСО 9000-2—95 Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 2. Руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.
3 ИСО 9000-3—95 Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 3. Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.
4 ИСО 9000-4—95 Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 4. Руководство по управлению программой обеспечения общей надежности.
5 ГОСТ Р ИСО 9001—96 Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
6 ГОСТ Р ИСО 14004—98 Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.
7 ГОСТ Р ИСО 14010—98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.
8 ГОСТ Р ИСО 14011—98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой.
9 ГОСТ Р ИСО 14012—98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.