ВСН 38-90, часть 2
4.35. Вязкость указанных в табл. 4.9 материалов назначают в зависимости от дорожно-климатической зоны, способа применения и дорожной конструкции. На повышение сроков службы и качества шероховатой поверхности оказывает влияние добавка 15-30 % каменноугольного дегтя к битуму (соотношение битума и дегтя уточняют в лаборатории).
Деготь быстрее битума изменяет свои свойства (окисляется и полимеризуется). Поэтому вяжущее в виде смеси битума и дегтя формируется скорее и обеспечивает повышение шероховатости. Дегти содержат поверхностно-активные вещества, поэтому добавка их способствует повышению активности и водоустойчивости вяжущего.
4.36. Битумы вязкие нефтяные дорожные, применяемые для дорожных покрытий и слоев износа с шероховатой поверхностью, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 22245-76. При плохом сцеплении битума с поверхностью минеральных материалов применяют поверхностно-активные вещества в соответствии с Инструкцией по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов (ВСН 59-68).
4.37. Битумы жидкие нефтяные дорожные, применяемые для дорожных покрытий и слоев износа с шероховатой поверхностью, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 11955-82.
4.38 . Каменноугольные дегти, применяемые для дорожных покрытий и слоев износа с шероховатой поверхностью, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 4641-80.
На дорогах, проходящих в городах и населенных пунктах, запрещается применять каменноугольные дегти в верхних слоях покрытий и слоях износа.
4.39. Дорожные эмульсии, применяемые для строительства дорожных покрытий и слоев износа с шероховатой поверхностью, должны быть водоустойчивыми и выдерживать испытание водой в соответствии с ВСН 115-75 Минтрансстроя СССР.
4.40. Дорожные эмульсии применяют при строительстве шероховатых покрытий преимущественно для подгрунтовки оснований и устройства шероховатых обработок.
5. ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ПОКРЫТИИ С ШЕРОХОВАТЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ
Устройство шероховатого слоя из асфальтобетонных смесей
5.1. Для устройства шероховатых слоев применяют асфальтобетонные смеси, указанные в табл. 5.1. Режим приготовления смесей, а также показатели физико-механических свойств асфальтобетона из этих смесей должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.
5.2. Шероховатый слой устраивают на сухом, чистом и непромерзшем покрытии (или основании). За 3-5 ч до начала укладки смеси поверхность покрытия (или основания) обрабатывают битумной эмульсией, вязким разжиженным битумом или жидким битумом (СГ 70/1 30). Норма расхода материалов: разжиженного или жидкого битума по основанию 0,5-0,8 и по покрытию 0,2-0,3 л/м2 ; 60 % -ной битумной эмульсии по основанию 0,6-0,9 и по покрытию - 0,3-0,4 л/м2 .
Обработку вяжущими материалами исключают, если шероховатый слой устраивают на свежеуложенном слое покрытия.
5.3. Температура асфальтобетонных смесей при их укладке должна быть не ниже указанной в табл. 5.1.
Температуру смеси необходимо проверять в каждой прибывающей машине.
5.4. Укладку смеси и ее уплотнение ведут в соответствии с требованиями соответствующих инструктивных документов.
При уплотнении слоев из щебенистых смесей целесообразно применять катки на пневматических шинах, которые обеспечивают более четкое проявление шероховатости поверхности и снижение дробимости щебня.
Таблица 5.1
Вид смеси |
Марка битума |
Температура смеси, °С, не ниже |
|
|
|
без ПАВ |
с ПАВ |
Горячие |
БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 |
120 |
100 |
” |
БНД 200/300, БНД 130/200 |
80 |
80 |
Теплые |
БГ 70/130, СГ 130/200 |
70 |
70 |
Катками на пневматических шинах начинают уплотнение, а после 10-12 проходов их по каждому следу окончательно доуплотняют слой тяжелым вальцовым катком.
Слой из песчаных смесей с дробленым песком уплотняют вначале легким катком на пневматических шинах (8-10 проходов), а заканчивают уплотнение тяжелым вальцовым катком (2-4 прохода).
Устройство шероховатых покрытий по способу втапливания щебня
5.5. Способ втапливания щебня состоит в распределении по уложенному слою асфальтобетона (горячего или теплого) прочного щебня (определенных размеров) с последующим его уплотнением. Толщина укладываемого слоя асфальтобетона при этом должна быть не менее 3 см.
5.6. Для втапливания применяют щебень преимущественно изверженных разнозернистых горных пород на дорогах I категории марки по прочности не ниже 1200 и по износу не ниже И-I , а на дорогах других категорий - марки по прочности 1200 или 1000 и по износу И-I или И-II .
Применяемый щебень должен быть предварительно обработан органическим вяжущим (черный щебень); в V дорожно-климатической зоне допустимо использование необработанного щебня.
5.7. Устройство покрытий с шероховатой поверхностью путем втапливания щебня имеет важное экономическое значение в районах с привозным щебнем для асфальтобетонных покрытий и особенно при устройстве верхних слоев повышенной толщины в целях повышения их трещиноустойчивости. Втапливание щебня следует производить в слои малощебенистых асфальтобетонных смесей. Кроме того, при этом способе для основного слоя асфальтобетонной смеси возможно снижение требований к щебеночному материалу по прочности и износу и применение щебня осадочных пород.
5.8. Асфальтобетонные смеси, в которые производят втапливание щебня, должны относиться к малощебеночным смесям типа В и песчаным типа Д. Зерновые составы этих смесей должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84.
5.9. Для втапливания применяют щебень размером, указанным в табл. 4.3.
Обработку щебня вяжущим производят в стационарных асфальтобетонных установках. Щебень перед обработкой битумом и дегтем высушивают и нагревают. В зависимости от марки битума или дегтя температура нагрева щебня и вяжущих должна быть в пределах, указанных в табл. 5.2.
При большой влажности и холодной погоде необходимо придерживаться верхних пределов температуры вяжущих.
Таблица 5.2
Марка вяжущего |
Температура нагрева ° C |
|
|
вяжущего |
щебня |
БНД 90/130, БНД 60/90 |
140-160 |
150-170 |
БНД 200/300, БНД 130/200 |
110-130 |
120-160 |
МГ 130/200, СГ 130/200, Д-6 |
90-120 |
110-130 |
МГ 70/130, СГ 70/130, Д-5 |
80-100 |
100-120 |
5.10. Массовая доля вяжущего для обработки щебня должна быть в пределах 1-1 ,3 % от массы щебня. Большее количество назначают при применении более вязких вяжущих и обработке щебня мелких размеров (5-10 и 10-15 мм), меньшее - для жидких битумов и обработки более крупного щебня (15- 25 мм). Вяжущее должно полностью обволакивать щебень и не стекать с него.
5.11. Щебень и вяжущее тщательно дозируют, так как избыток или недостаток вяжущего могут отрицательно повлиять на качество покрытия. При избытке битума покрытие становится гладким, при недостатке вяжущего щебень может отрываться колесами автомобилей.
5.12. Для повышения сцепления битума с поверхностью щебня добавляют ПАВ или активаторы поверхности (согласно действующей инструкции). Если щебень предварительно обработан известью, расход вяжущего увеличивается до 2,5-3,5 %. Целесообразна в этом случае двойная обработка щебня; сначала дегтем с расходом 1,2-1,5 %, затем битумом 1,5- 2 %. Норму вяжущего следует уточнять исходя из удобообрабатываемости щебня при укладке. При приготовлении обработанного щебня для применения в холодном виде норму вяжущего назначают с учетом неслеживаемости щебня при хранении. ПАВ добавляют в готовый обезвоженный битум. Активаторы (известь-пушонку) вводят непосредственно в мешалку, минуя сушильный барабан, и перемешивают со щебнем 15-30 с до подачи битума. Массовая доля извести 1-1,5 %. При использовании активаторов в случае необходимости в битум вводят анионактивные ПАВ.
5.13. Щебень, обработанный вяжущим, при применении его горячим или теплым сразу после приготовления доставляют на место укладки: при применении холодным из смесителя направляют на склад, где его можно хранить до 4-8 мес.
Для облегчения технологии работ предпочитают проводить втапливание холодным щебнем, так как это упрощает организацию работ. В целях повышения качества работ желательно применение горячего или теплого щебня, но это целесообразно, если имеется отдельный смеситель для его приготовления.
Щебень обработанный битумом СГ 130/200, МГ 130/200 или дегтем Д-6, применяют в холодном (охлажденном до температуры воздуха) или теплом (до температуры 80 °С) состоянии. Щебень, обработанный битумом БНД 60/90, БНД 90/130, применяют нагретым до 130 °С, дегтем Д-7 - до температуры 90 °С и битумом БНД 130/200, БНД 200/300 - до температуры 100 °С.
5.14. Устройство асфальтобетонных покрытий с шероховатой поверхностью путем втапливания щебня включает следующие операции: укладку верхнего слоя асфальтобетонной смеси; распределение щебня, обработанного вяжущим; прикатку щебня и уплотнение покрытия с втапливаемым щебнем. По нижнему слою покрытия (при двухслойном) или по основанию (при однослойном покрытии) укладывают требуемый слой асфальтобетонной смеси. Смесь приглаживают и слегка уплотняют трамбующим брусом асфальтоукладчика или одним - тремя проходами пяти-, шеститонного катка. Щебень распределяют механическими распределителями ровным слоем в одну щебенку.
Нормы расхода щебня для втапливания в зависимости от его размера следующие:
Щебень 5-10 мм 6-8 кг/м2
” 10-12, 12-15 (10-15) мм 7-10 кг/м2
” 15-20, 20-25 мм 9-12 кг/м2
5. 15. При распределении щебня температура разложенной смеси в покрытии должна быть не менее 90 -110 °C для горячих смесей и 60-80 °С для теплых. В зависимости от температуры воздуха во время укладки и размера щебня температуру смеси в покрытии следует устанавливать каждый раз опытным путем.
После распределения щебень втапливают в верхний слой покрытия за один-два прохода легких катков, а затем производят укатку средним и тяжелым катками. Втапливание щебня и окончательное уплотнение желательно проводить самоходными катками на пневматических шинах. Продолжительность укатки устанавливают в зависимости от толщины уложенной смеси, ее температуры и температуры окружающего воздуха. Так, при толщине укладываемого слоя 5 см и температуре воздуха 15- 20 °С число проходов средних катков 4-6, тяжелых - 10-12.
5.16. Плотность покрытия проверяют так же, как и плотность покрытия из обычного асфальтобетона. В этих целях образцы (вырубки или керны) из покрытия переформовывают вместе с втопленным в него щебнем.
5.17. Производство работ по приданию асфальтобетонному покрытию шероховатой поверхности путем втапливания щебня, особенно горячего, требует четкой организации работ как на линии, так и на асфальтобетонном заводе, который должен или попеременно, или на двух смесителях выпускать асфальтобетонную смесь и горячий щебень. Щебень требуемых размеров необходимо складывать и хранить отдельно и подавать его в смеситель по специальной системе.
Устройство слоя из песчано-резино-битумных смесей
5.18. Смеси должны отвечать требованиям ТУ 218 РСФСР 596-88. Для их приготовления применяют минеральный материал крупностью до 5 мм. Смеси состоят из 75- 80 % песка (высевок), 10- 15 % минерального порошка, 5- 10 % дробленой резины (марки РД с размером частиц до 1 мм по ТУ 38.108035-87) и 9-11 % битума (БНД 60/90 или БНД 90/130) к массе смеси.
5.19. Смеси приготавливают в обычных асфальтосмесительных установках, оборудованных системой подачи и дозирования дробленой резины. Технологический режим должен обеспечивать равномерное распределение в смеси резинового порошка. Последовательность технологических операций следующая: в смеситель подают песок, нагретый до температуры 220 °С, затем холодные минеральный порошок и дробленную резину, материалы перемешивают в течение 30 с; после этого подают битум, нагретый до температуры 160 °C , и все компоненты перемешивают в течение 1 мин.
При введении ПАВ температуру битума можно снизить на 20 °С.
5. 20. Показатели физико-механических свойств смесей должны соответствовать приведенным ниже требованиям:
Плотность (средняя), г/см3 2,10 - 2,15
Водонасыщение, % 2,0 - 3,0
Прочность при сжатии при температуре 50 °С, МПа 1,3 - 1,5
5.21. Смесь укладывают при температуре воздуха не ниже 10 °С на асфальтобетонное (или другое черное) покрытие после его очистки и подгрунтовки битумом марки БНД 90/130 по норме 0,5-0,6 л/м2 или битумной эмульсией - 1 л/м2 . Смесь распределяют асфальтоукладчиком по норме 20-25 кг/м2 , обеспечивая получение слоя толщиной 2 см.
5.22. Уложенную смесь уплотняют двумя- четырьмя проходами гладко-вальцового катка массой 10 т. Вальцы катка необходимо обильно смачивать водой во избежание прилипания к ним смеси.
Температура смеси при уплотнении 80-100 °С.
Устройство слоев из открытых битумоминеральных смесей
5.23. Открытые битумоминеральные смеси (БМО) по ТУ 218 РСФСР 601-88 отличаются повышенным содержанием щебня (55-86 %), обеспечивающим каркасную структуру слоя и возможность создания поверхности с высокими параметрами шероховатости.
5.24. Слой устраивают в сухую теплую погоду при температуре воздуха не ниже 5 °С на тщательно очищенном от пыли и грязи сухом покрытии. На эксплуатируемых покрытиях должен быть выполнен текущий ремонт.
На цементобетонное покрытие за 1- 2 дня до укладки смеси наносят подгрунтовку путем розлива жидкого битума (класса СГ) по норме - 0,2-0,3 л/м2 . Движение на участке не прекращается, но ограничивается скорость из условия обеспечения безопасного движения автомобилей.
Непосредственно перед укладкой смеси на покрытие разливают горячий вязкий битум марок БНД 90/130 или БНД 130/200 по ГОСТ 22245-76 из расчета 0,5-0,6 л/м2 .
На асфальтобетонное или другое черное покрытие непосредственно перед укладкой наносят подгрунтовку жидким битумом марок СГ 70/130 или МГО 70/130 по ГОСТ 11955-82 при норме 0,2-0,3 л/м2 или вязким битумом марок БНД 90/130 по ГОСТ 2245-76 при норме 0,3-0,4 л/м2 .
5.25. Смесь следует распределять асфальтоукладчиком с выключенными трамбующим брусом и виброплитой толщиной в зависимости от максимального размера щебня в смеси согласно табл. 5.3. Температуру распределения горячих и теплых смесей принимают по ГОСТ 9128-84.
Таблица 5.3
|
Максимальный |
Толщина слоя, см |
Расход смеси, |
|
Тип смеси по крупности щебня |
размер щебня, см |
свежеуложенного |
уплотненного |
кг/м2 |
Крупнозернистая Среднезернистая Мелкозернистая |
25 20 15 |
2,8-3,0 2,3-2,5 1,8-2,0 |
2,3-2,5 1,8-2,0 1,4-1,5 |
55-60 45-50 33-35 |
Таблица 5.4
|
Показатели свойств при условиях движения |
Методы |
||
Наименование свойств |
легких |
затрудненных |
опасных |
определения свойств |
Коэффициент сцепления j при скорости 60 км/ч, не менее, для дорог категории: |
|
|
|
|
I |
0,55 (-) |
0,57(-) |
0,60(-) |
Приложения |
II |
0,50(0,55) |
0,52(0,57) |
0,55(0,60) |
1; 2 |
III |
0,45(0,50) |
0,47(0,52) |
0,50(0,55) |
|
Средняя высота выступов шероховатости P , мм, не менее, для дорог категории: |
|
|
|
|
I |
6(8) |
6(8) |
7(9) |
Приложение |
II |
5(6) |
5(6) |
6(7) |
3 |
III |
3(4) |
3(4) |
4(5) |
|
Коэффициент шага шероховатости |
|
|
|
|
K ш = H ср /P не более |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
То же |
Примечания. 1. Цифры без скобок приведены для щебня не ниже марки 1200, в скобках - марки 80 0; М-100 0 из смесей БМО 55/65.
2. В I и II дорожно-климатических зонах значение H ср может быть уменьшено на 20 %.
3. Расчетные характеристики уплотненных смесей принимаются не ниже, чем для плотного асфальтобетона I и II марок по табл. 12 и 13 приложения 3 ВСН 16 -83 Минтрансстроя.
5.26. Для сокращения количества и улучшения качества поперечных сопряжений необходимо обеспечивать непрерывную в течение смены или циклическую загрузку смеси в асфальтоукладчик, ее распределение и уплотнение.
Циклическая загрузка смеси состоит в доставке по 5-10 и более машин в непрерывной загрузке смеси в асфальтоукладчик.
В первом случае удается избежать устройства поперечных сопряжений на участке протяженностью, равной сменной производительности по устройству слоя, во втором случае - количество поперечных сопряжений будет определяться количеством циклов и бригада будет иметь четко определенное время для качественного выполнения поперечных сопряжений.
5.27. Уложенную смесь незамедлительно уплотняют самоходными катками на пневматических шипах (рекомендуется также использовать гладковальцовые катки с обрезиненными вальцами), обеспечивающими необходимую глубину укатки и требуемую шероховатость поверхности, а также снижающими дробность щебня.
Порядок уплотнения рекомендуется следующий.
При температуре воздуха 1 5 °С и выше и скорости ветра не более 5 м/с:
10 - 14 проходов по одному следу легких катков на пневматических шинах (например, ДУ-31А) при температуре смеси 120-140 °С (меньшее число проходов относится к смеси пластичной, большее - к смесям сыпучей консистенции);
6 - 10 проходов тяжелых катков на пневматических шинах (например ДУ-29) при температуре смеси 90-120 °С (меньшее число проходов относится к смесям пластичной, большее - к смесям сыпучей консистенции).
После первого уплотнения параметры макрошероховатости составляют 0,8-0,9 от требуемых, после уплотнения тяжелыми катками макрошероховатость, а также плотность и водостойкость слоя достигают требуемых значений. Минимальная температура уплотнения слоев из горячих (теплых) смесей 50 (40) °С.
При температуре воздуха 5-15 °С, скорости ветра не более 10 м/с:
5-8 проходов по одному следу легких катков на пневматических шинах при температуре смеси 130-1 50 °С;
14- 18 проходов тяжелых катков на пневматических шинах при температуре смеси 100 -130 °С (катки в процессе уплотнения необходимо смачивать водой).
После уплотнения легкими катками и половины проходов тяжелых катков параметры макрошероховатости составляют 0,8-0,9 от требуемых. После завершения укатки макрошероховатость, а также плотность и водостойкость слоя достигают требуемых значений.
5.28. Готовый слой должен иметь однородную поверхность без раковин и дефектных мест и удовлетворять требованиям, приведенным в табл. 5.4. Для тонких слоев их определяют на образцах высотой 2 5 мм. За расчетную принимают толщину слоя
H сл.р = H сл - R z
где H сл - толщина слоя до вершин щебня на его поверхности, см.
Поверхностная обработка покрытий с применением вязкого битума и битумных эмульсий
5.29. Поверхностная обработка является одним из наиболее распространенных способов повышения шероховатости дорожных покрытий. Она позволяет также восстанавливать слой износа и тем самым продлевать срок службы дорожного покрытия.
5.30. Различают три вида поверхностей обработки с применением вязкого битума и битумных эмульсий:
одиночная обработка, при которой на очищенное от пыли и грязи покрытие разливают органическое вяжущее с последующим распределением щебня определенных фракций и его укаткой;
одиночная обработка с двукратным распределением щебня. При этом вяжущее наносят в большем количестве, чем в первом случае, и по нему распределяют сначала щебень размером зерен 15-2 5 мм с прикаткой его катками, а затем щебень фракции 5-10 мм, который укатывают четырьмя-пятью проходами катка по каждому следу со скоростью 2-3 км/ч;
двойная обработка покрытия с розливом вяжущего в два приема, распределением после каждого розлива щебня и его укаткой. Этот способ применяют при значительных повреждениях покрытий (повышенный износ, большое количество трещин и мелких повреждений), а также на цементо-бетонных покрытиях.
5.31. Для поверхностной обработки применяют вязкие дорожные битумы, а также битумные эмульсии, отвечающие требованиям пп. 4. 35-4.41 настоящих указаний.
Щебень должен быть получен из пород высокой прочности и отвечать требованиям п. 4.1. Допускается применять разнопрочный щебень (см. п. 4.8) с содержанием менее прочного компонента по п. 4.9.
5.32. Вяжущие материалы для поверхностной обработки, отвечающие требованиям п. 4.3 5, следует применять при температуре нагрева, обеспечивающей нормальное прилипание к минеральному материалу. Для улучшения сцепления вяжущего с каменным материалом используют поверхностно-активные добавки или активаторы.
Щебень должен быть обработан органическим вяжущим материалом по норме 1-1,5 % от массы щебня (битума и марок БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 130/200, МГ 130/200, МГ 70/130 и др.). Необработанный щебень допускается применять на дорогах с интенсивностью движения менее 1000 а вт./cy т. Не обрабатывают битумом щебень, используемый для второй россыпи при устройстве поверхностной обработки с двукратным распределением щебня (см. п. 5.30).
5.33. Поверхностную обработку устраивают, как правило, в летний период на сухом и достаточно прогретом покрытии при температуре воздуха не ниже 15°С (при использовании битумных эмульсий работы можно проводить при температуре воздуха не ниже 5°С).
К устройству поверхностной обработки приступают после устранения всех имеющихся повреждений и деформаций на покрытии (выбоин, просадок, наплывов, трещин и др.) и тщательной очистки покрытия от пыли и грязи. В отдельных случаях при невозможности обеспечить требуемую чистоту покрытия рекомендуется его подгрунтовывать путем розлива жидкого битума по норме 0,3-0,5 л/м2 .
5.34. Основной розлив вяжущего осуществляют на половине проезжей части в одни прием без пропусков и разрывов. При возможности обеспечения объезда розлив вяжущего выполняют по всей ширине проезжей части.
Таблица 5.5
Способ обработки |
Фракция щебня, |
Расход щебня |
Расход вяжущего, |
|
|
мм |
кг/м2 |
м3 /100 м2 |
л/м2 |
Одиночная с применением |
10-15 |
15-20 |
1,2-1,4 |
0,5-0,7 |
вязкого битума |
15-20 |
20-25 |
1,3-1,5 |
0,7-0,9 |
|
20-25 |
25-30 |
1,4-1,6 |
0,9-1,2 |
Одиночная с применением вязкого битума с двукратной |
15-25 (первая россыпь) |
16-18 |
1,2-1,4 |
1,4 |
россыпью щебня |
5-10 (вторая россыпь) |
6-8 |
0,6-0,8 |
- |
Одиночная с применением битумной эмульсии 50 %-ной концентрации |
5-10 10-15 15-20 20-25 |
12-15 15-20 20-25 25-30 |
0,9-1,1 1,2-1,4 1,3-1,5 1,4-1,6 |
1,6-1,8 1,8-2,0 2,0-2,4 2,4-2,6 |
Двойная обработка с применением вязкого битума |
15-20 или 20-25 (первая россыпь) |
20 25 25-30 |
1,3-1,5 1,4-1,6 |
1,1-1,3 (первый розлив) |
|
5-10 11 или 10-15 (вторая россыпь) |
12-15 15-20 |
0,9-1,1 1,2-1,4 |
0,6-0,8 (второй розлив) |
Примечания. 1. При применении необработанного щебня нормы розлива вяжущего повышают на 2 0 %.
2. Фракцию щебня для одиночной поверхностной обработки выбирают с учетом показателя твердости покрытия (см. приложение 5) .
5.35. По нанесенному тонкому слою вяжущего распределяют щебень самоходными, навесными или веерными pacпpe делителями и немедленно укатывают средними (два-три прохода по одному следу), а затем тяжелыми (не менее двух проходов по одному следу) катками. Для лучшего формирования поверхностной обработки целесообразно применять самоходные катки на пневматических нишах или катки с обрезиненными металлическими вальцами.
5.3 6. При устройстве поверхностных обработок с применением эмульсии ее разливают первоначально в количестве 30 % нормы и рассыпают 70 % нормы щебня, a затем сразу после распределения щебня разливают остальное количество эмульсии (70 % нормы) и распределяют оставшийся щебень (30 % нормы). Укладку выполняют согласно п. 5.35, приурочивая эту операцию к началу распада эмульсии.
5.37. Нормы расхода органических вяжущих и минеральных материалов при поверхностных обработках приведены в табл. 5.5.
5.38. При открытии движения необходимо обеспечить в течение первых 10 сут тщательный уход за поверхностной обработкой. Для сохранения нормальных условий формирования обработки, а также во избежание отрыва щебенок и повреждения стекол проезжающих автомобилей следует в этот же период ограничить скорость движения на участках с обработкой до 40 км/ч и организовать регулирование движения по ширине проезжей части. Незакрепленный щебень должен быть удален с покрытия не позднее 1 сут после открытия движения. Дефектные места следует немедленно исправить.
Поверхностная обработка с применением комплексных вяжущих
5.39. Применение комплексных вяжущих, т. е. битумов или дегтей с добавкой полимерных материалов, имеет целью ускорить формирование обработки и сократить сроки ограничения скорости движения за счет повышения степени и прочности прилипания минерального материала к поверхности покрытия, которому придают шероховатость.
5.40. Наиболее экономичный способ применения вяжущего на основе битума или дегтя с добавкой полимерного материала – поливинилхлорида марки ЭД-62 повышает прилипание минерального материала к покрытию и позволяет через 1-3 сут после устройства слоя износа открывать по нему движение без ограничения скорости. Комплексное вяжущее должно иметь состав и характеризоваться показателями, приведенными в табл. 5.6.
Таблица 5.6
|
Вяжущие |
|
Показатели |
Битум БНД 130/200 с массовой долей 1,5 % ПВХ |
Деготь Д-3 с массовой долей 7 % ПВХ |
Глубина проникания: |
|
|
при 25 °С |
70-100 |
190-210 |
” 0°С |
40-50 |
170-180 |
Растяжимость, см, не менее: |
|
|
при 25 °С |
58 |
96 |
” 0°С |
13 |
93 |
Температура размягчения, °С, не менее |
40 |
47 |
Смешение битума или дегтя с добавкой ПВХ осуществляют в котлах, снабженных мешалкой, частота вращения которой составляет 20-40 об/мин.
5.41. Содержание ПВХ в смеси с битумом или каменноугольным дегтем в зависимости от их марки должно быть в пределах, указанных ниже:
Битум БНД 130/200, % 1,5 - 2,0
Каменноугольный деготь Д-3, % 7,8 - 8,0
” ” Д-4, Д-5, % 1,5 - 2,0
5.42. ПBX вводят в битум или деготь при температуре 50-70 °С. Время перемешивания при этой температуре составляет 1-2 ч. Затем температуру повышают до 100- 120 °С и смесь дегтя с ПВХ перемешивают в течение 1-1,5 ч, а битум с ПВХ - в течение 20-24 ч.
Вязкость смеси при этой температуре обеспечивает достаточно хорошее распределение по поверхности покрытия и обволакивание минерального материала. Повышение указанной в п. 5.42 наибольшей температуры в течение длительного времени не допускается, так как это приводит к существенному снижению качества вяжущего. Приготовленное вяжущее можно неоднократно подогревать до необходимой температуры (в заданных пределах), качество вяжущего от этого не ухудшается.
5.43. ПВХ марки Э-62 - порошок белого цвета без запаха, нетоксичен. При производстве работ с указанными вяжущими необходимо соблюдать общие требования техники безопасности. Основное из этих требований заключается в том, что рабочие, дозирующие ПВХ, должны работать в респираторах.
5.44. Перед устройством слоя износа покрытие должно быть отремонтировано и тщательно очищено от пыли и грязи механическими щетками, а при необходимости и скребками.
5.45. Технология работ состоит из следующих операций: нанесение комплексного вяжущего на покрытие; распределение щебня; уплотнение россыпи; уход в процессе формирования.
5 .46. Битум БНД 130/200 с массовой долей 1,5 % ПВХ при температуре 120-130 °С, а деготь Д-3 с массовой долей 7,5% ПВХ при температуре 100 ° C разливают автогудронатором, обеспечивающим распределение из расчета 0,5-0,7 л/м2 . Для лучшего распределения вяжущего по поверхности дополнительно используют механические щетки.
5.47. В качестве минерального материала применяют щебень (обработанный или не обработанный вяжущим) размером и в количестве, указанных в табл. 5.5.
5.48. Движение на обработанном участке покрытия рекомендуется открывать через 6-8 ч после окончания работ. Скорость движения ограничивают до 40 км/ч. Спустя 3 сут после устройства слоя износа движение можно открывать без ограничения скорости.
Работы по устройству поверхностной обработки с комплексными вяжущими следует производить при температуре воздуха не ниже 15 °С и хорошо прогретом покрытии.
Поверхностная обработка с применением резинобитумного вяжущего
5.49. Для повышения работоспособности и сроков службы поверхностной обработки (в том числе на цементобетонных покрытиях) применяют резинобитумное вяжущее (РБВ), получаемое путем смешения битума с эластомером дорожным.
5.50. Для приготовления РБВ (приложение 6) используют вязкие битумы марок БНД 60/90, БН 60/90, БНД 90/130, БН 90/130 и эластомер дорожный. Составы РБВ приведены в табл. 5.7.