ВСН 013-88, часть 2
9.10. Установка вмораживаемых анкерных устройств опускным и комбинированным методами должна быть закончена не позднее чем за 10-15 дней до начала работ по испытанию трубопровода и не позднее чем за 1 мес до заполнения траншеи талыми водами.
9.11. Технология установки вмораживаемых анкеров буроопускным методом включает бурение скважин в основании дна траншеи, опуск анкеров в пробуренные скважины и заполнение скважины грунтовым раствором.
9.12. Буроопускной метод, применяется только для дисковых анкеров со скользящими верхними дисками. Установку анкеров осуществляют до укладки трубопровода в траншею.
9.13. Установку скользящих дисков осуществляют до полного заполнения скважины грунтом (песком).
9.14. При буроопускном способе обязателен пооперационный контроль качества производства работ по заполнению скважины грунтовым раствором.
9.15. Заполнение скважин грунтовым раствором осуществляют в 2 этапа: на 1-м этапе в скважину заливают воду в соответствии с тaбл. 2; нa 2-м - в скважину засыпают песок. Правильность объема воды, залитой в скважину, проверяется наличием влажного песка на уровне устья скважины при ее полном заполнении.
Таблица 2
Диаметр скважины, м
|
Глубина скважины, м
|
Количество воды, м
|
|
2,0
|
0,015
|
|
3,0
|
0,023
|
0,15
|
4,0
|
0,031
|
|
5,0
|
0,039
|
|
2,0
|
0,028
|
0,20
|
3,0
|
0,042
|
|
4,0
|
0,056
|
|
5,0
|
0,070
|
9.16. Для заполнения скважин используют сухой или сыпуче-мерзлый песок, в котором допускается наличие твердых включений размером не более 5 мм.
9.17. После установки и вмерзания в грунт анкеров производят монтаж силовых поясов и изоляцию мест крепления.
Изоляцию силового пояса осуществляют изоляционной лентой, наматываемой в два слоя с нахлестом, составляющим 10% ширины ленты. Места соединения силового пояса с анкерами должны быть изолированы антикоррозионной пластичной композицией.
9.18. Конструктивные решения применения нетканых синтетических материалов (НСМ) для балластировки трубопроводов должны определяться проектом.
Размеры полотнищ НСМ для балластировки трубопровода определяются проектным поперечным профилем траншей и принятым конструктивным решением.
9.19. На участках закрепления НСМ, где скорость течения талых вод вдоль оси траншеи менее 0,2 м/с, закрепление трубопровода допускается без устройства вертикальных перегородок (перемычек). На остальных участках необходимость сооружения вертикальных перегородок (перемычек) определяют проектом с учетом конкретных инженерно-геологических условий.
9.20. Закрепление трубопроводов осуществляют в два этапа:
а) сварка, упаковка полотнищ НСМ в базовых условиях;
б) расстилка полотнищ НСМ на трассе и балластировка трубопровода грунтом.
9.21. Полотнища НСМ сваривают из обрезанных по требуемому размеру рулонированных НСМ. Сварку полотнищ НСМ осуществляют с помощью теплового воздействия на края свариваемых полос и их взаимного прижатия.
9.22. Упаковка подготовленных полотнищ НСМ должна предусматривать удобство их раскладки в трассовых условиях.
9.23. Балластировку трубопровода осуществляют, как правило, привозным грунтом, не содержащим твердых и мерзлых включений размером более 50 мм. Допускается балластировка трубопровода грунтом отвала.
9.24. Балластировка трубопровода грунтом с применением НСМ включает вывозку, разгрузку и раскладку упакованных полотнищ НСМ вдоль бровки траншеи; размотку и укладку в траншею полотнищ НСМ; формирование требуемого профиля полотнища НСМ в траншее; закрепление полотнищ НСМ по краям траншеи; отсыпку балластного грунта; перекрытие балластного грунта и замыкание полотнищ НСМ; формирование земляного валика.
9.25. Разгрузку и раскладку упакованных полотнищ НСМ осуществляют со стороны технологической дороги.
9.26. Размотку и укладку полотнищ НСМ в траншею осуществляют либо с отсыпаемых в траншее грунтовых перемычек, либо с устанавливаемых над траншеей переходных трапов. При механизированной размотке и укладке полотнищ НСМ устройство грунтовых перемычек или установка переходных трапов не требуется.
Соседние полотнища НСМ укладываются в траншею с взаимным перекрытием. При сварке полотнищ между собой их перекрытие должно быть не менее 20 см. При отсутствии сварки полотнищ их перекрытие должно быть не менее 50 см; в этом случае укладку полотнищ НСМ осуществляют навстречу направлению тока талых вод.
9.27. Формирование профиля полотнища НСМ для придания ему проектного положения целесообразно осуществлять с бермы траншеи краном-трубоукладчиком, оснащенным специальным приспособлением.
9.28. С целью предотвращения срыва НСМ в траншею при отсыпке балластного грунта края полотнищ закрепляют штырями, заглубляемыми в грунт.
9.29. Отсыпку балластного грунта в полость траншеи, ограниченную полотнищами НСМ, осуществляют одноковшовым экскаватором, перемещающим привозной грунт со стороны технологической дороги.
Грунт отвала, используемый в качестве балласта, перед отсыпкой подвергается механическому рыхлению.
9.30. Перекрытие балластного грунта концами полотнищ НСМ осуществляют в соответствии с принятым конструктивным решением. Замыкание полотнищ НСМ по верху балластного грунта, как правило, осуществляют сваркой внахлест их свободных концов.
10. СООРУЖЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ
С ПОПУТНЫМ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ
10.1. Монтаж трубопровода с попутным электроподогревом должен осуществляться с использованием трубных модулей, представляющих собой двух- и трехтрубные секции с присоединенными к ним с помощью хомутов или сваркой секций трубы-спутника. Трубные модули должны иметь антикоррозионную и тепловую изоляцию. Трубные модули следует изготавливать на трубозаготовительной базе и доставлять в готовом виде к месту монтажа трубопровода.
10.2. Крепление секции трубы-спутника и секции транспортной трубы в зависимости от давления перекачиваемого продукта осуществляют сплошной приваркой односторонним швом, приваркой прерывистым двусторонним швом или хомутами на чистую поверхность трубы. Соединение обогревающей трубы с транспортной осуществляется сваркой при прокладке транспортного трубопровода с давлением перекачиваемого продукта до 1,0 МПа, если же давление выше указанного значения, то соединение этих труб должно осуществляться с помощью хомутов.
Для достижения максимальной соосности трубных модулей при монтаже их в трассовых условиях присоединение секции обогревающего трубопровода к секции транспортного трубопровода при любом способе соединения должно производиться на кондукторе, обеспечивающем параллельное и соосное расположение труб-спутников.
10.3. Монтаж системы электроподогрева необходимо выполнять протяжкой греющего кабеля внутри трубы-спутника и подключением его к источнику питания.
10.4. Перед протяжкой греющего кабеля через обогревающую трубу следует проверить ее внутреннюю поверхность путем протяжки калибра диаметром 1,25 диаметра кабеля. Протяжку калибра должны производить в направлении протяжки кабеля. При наличии в обогревающей трубе задиров, наплывов и других помех протяжку калибра следует производить после их устранения.
10.5. Протяжку кабеля должны производить раздельно на каждой секции с сохранением петли между трубами. После протяжки кабеля на длину 100-150 м эти петли вытягивают, а кабель соединяют с последующим его отрезком.
После окончания протяжки кабеля через весь участок обогревающего трубопровода длиной 100-150 м стыки этой трубы должны быть закрыты специальными заглушками с покрытием их антикоррозионной и тепловой изоляцией.
10.6. Протяжку кабеля через П-образный и трапецеидальный компенсатор трубы-спутника следует осуществлять вручную, для чего труба-спутник на углах компенсатора должна иметь разрывы. При протяжке на углах компенсаторов оставляются петли кабеля. После полной протяжки через компенсатор угловые петли кабеля убираются путем их вытягивания. По окончании процесса протяжки кабеля угловые разрывы компенсаторов должны быть закрыты специальными муфтами, прикрепляемыми с помощью хомутов к транспортному трубопроводу, и покрыты антикоррозионной и тепловой изоляцией.
10.7. Испытание системы электроподогрева следует проводить после ее монтажа в два этапа. На первом этапе необходимо испытать работоспособность и электробезопасность самого нагревателя, а на втором - эффективность работы всей нагревательной системы. Нагреватель подлежит испытанию на нескольких режимах изменения тока от минимального значения до максимального. Время работы на каждом режиме определяют полной стабилизацией температуры трубопровода.
10.8. Испытание системы электроподогрева должно осуществляться в соответствии с проектом.
11. ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ
11.1. Теплоизоляцию трубопровода осуществляют с применением теплогидроизолированных в заводских (базовых) условиях труб, трубных секций, узлов и деталей, предусмотренных проектом.
11.2. Заводское (базовое) теплогидроизолировочное покрытие труб, трубных секций, узлов и деталей должно отвечать требованиям проекта и обеспечивать выполнение сварочно-монтажных работ в трассовых условиях.
11.3. Допускается производство работ по тепловой изоляции трубопровода надземной прокладки с использованием индустриальных полносборных и комплектных теплоизоляционных конструкций на основе минераловолокнистых теплоизоляционных материалов и изделий из пенопластов (скорлуп, цилиндров, полуцилиндров), выполненных в соответствии с проектом.
11.4. В трассовых условиях при отрицательных температурах окружающей среды теплоизоляция на основе пенополиуретана для трубопроводов подземной и надземной прокладки допускается только из элементов заводского или базового изготовления.
11.5. Теплоизоляция газопроводов диаметром более 720 мм может осуществляться в теплоизолируемых коридорах (траншеях), теплоизоляцию основания и стенок которых осуществляют непосредственно перед опуском трубопровода.
11.6. При теплоизоляции надземных промысловых трубопроводов с использованием теплогидроизолированных труб на основе пенополиуретана или пенополистирольных скорлуп с гидроизоляционно-защитным покрытием из алюминиевой фольги или полиэтиленовых лент необходимо выполнять через каждые 24 м разделительные пояса шириной 0,5 м из несгораемых или трудносгораемых материалов (минерало-волокнистые материалы и изделия) с окожушиванием металлическими листами (оцинкованная сталь, алюминиевый лист).
11.7. Заделка стыков теплоизолированных труб, трубных секций, узлов и деталей производится после сварки стыков и включает: нанесение антикоррозионной защиты, теплоизоляцию их сборными, индустриальными конструкциями (с использованием полуцилиндров или скорлуп из полиуретанового пенопласта или минераловатных изделий), последующее нанесение защитного покрытия и герметизацию швов.
11.8. Поверхность стыков после их сварки и положительного заключения о качестве сварных соединений перед нанесением противокоррозионного слоя должна быть очищена от шлака, грязи, пыли, продуктов коррозии до металлического блеска и высушена.
11.9. Нанесение изоляционного покрытия из слоя грунтовки в трассовых условиях на поверхность в зоне стыка разрешается производить при температуре окружающего воздуха не ниже -40°С. При температуре воздуха ниже +3 °С изолируемую поверхность необходимо подогреть до температуры не ниже +15 °С, избегая загрязнения ее следами копоти, топлива и т.п.
Перед нанесением грунтовку необходимо тщательно перемешать до полного исчезновения возможного осадка. Для нанесения грунтовки рекомендуется применять окрасочные волосяные кисти или поролоновые валики; можно использовать способ распыления.
11.10. Для теплоизоляции зоны сварных стыков скорлупы или маты раскраивают по длине зоны таким образом, чтобы они плотно входили в пространство между имеющимся на трубах теплоизоляционным покрытием. Нанесенное в зоне стыка покрытие скрепляют бандажами из полимерной липкой ленты, после чего наносят гидроизоляционный слой.
11.11. Для гидроизоляции теплоизоляционного слоя применяют полимерную ленту. Ленту наносят в два слоя спиральной намоткой с 50%-ным нахлестом или "сигаретным" способом. Нахлест на слой заводской изоляции должен быть не менее 10 см.
11.12. По гидроизоляционному покрытию монтируют кожух из алюминия или оцинкованного железа толщиной 0,8 мм с замком в нижней части трубы. Допускается применение алюминиевой фольги, которую наносят спиральной намоткой с нахлестом 2-3 см.
11.13. Теплоизоляцию надземного трубопровода, смонтированного из нетеплоизолированных труб, осуществляют после его укладки в проектное положение на опоры. При этом поверхность трубопровода должна быть очищена и гидроизолирована слоем грунтовки толщиной 100-130 мкм и одним слоем липкой полимерной ленты. Гидроизолированный трубопровод теплоизолируют с помощью монтажа скорлуп, состоящих из слоя вспененного полиуретана и адгезированного на внешнем слое к нему в процессе формирования скорлупы фольгоизола.
Фольгоизол должен иметь выступающие за пенопласт кромки шириной до 10 см, которыми гидроизолируют продольный стык. Поперечные стыки гидроизолируют наносимой по слою грунтовки полимерной лентой методом "сигаретной" намотки в три слоя.
11.14. Теплоизоляцию трубопровода в местах расположения опор следует производить с применением типовых теплоизоляционных конструкций серии 7.90З-2, разработанных ММСС СССР для теплоизоляции трубопроводов с положительными и отрицательными температурами.
11.15. При производстве теплоизоляционных работ необходимо соблюдать требования по технике безопасности, установленные нормативными документами на применение и производство работ с использованием указанных материалов, а также общие требования, изложенные в СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия".
11.16. Отходы производства пенополиуретановых изделий (полуцилиндров, скорлуп и покрытий трубопроводов) следует зарывать в специально отведенных местах на глубину 2 м (не менее). Сжигание отходов пенополиуретановых изделий допускается только в печах, оборудованных устройством улавливания вредных газов, образующихся при горении СО, СН, НСl и др.
12. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕCКАЯ ЗАЩИТА
12.1. Электрохимическую защиту трубопроводов осуществляют в соответствии с проектом.
Сооружение анодных заземлителей на мерзлых грунтах
12.2. При расположении нижней границы вечной мерзлоты не глубже 10 м применяются свайные анодные заземлители, соединение которых в единую электрическую цепь осуществляют воздушной линией электропередачи; при расположении нижней границы вечной мерзлоты ниже 200 м выполняют таликовое глубинное анодное заземление с применением солевой обработки мерзлых грунтов и растепления.
Во всех остальных случаях применяют обычные глубинные заземлители, и технология их монтажа должна отвечать требованиям ВСН 009-88.
12.3. После окончания монтажа анодного заземления проверяющего сопротивление, величина которого предусматривается проектом.
При талых грунтах на поверхности земли сопротивление заземления необходимо измерять по трехэлектродной схеме. Если грунты на поверхности земли мерзлые, сопротивление заземлителей оценивают по данным измерений сопротивления цепи "заземлитель-трубопровод" или цепи "заземлитель-заземлитель".
12.4. Протяженные проекторы можно укладывать в одну траншею с трубопроводом с помощью специального устройства, оборудованного стойками для барабана с намотанным на него протектором и направляющей кассетой. Барабан с протектором допускается подвешивать к крюку трубоукладчика. Протектор укладывают после спуска трубопровода в траншею.
Засыпку уложенного протектора производят грунтом, не содержащим крупных и мерзлых включений размером более 50 мм.
12.5. Протектор подсоединяют к трубопроводу через контрольно-измерительные пункты, с помощью которых проверяют качество монтажа и эффективность защиты от коррозии, путем измерения электродного потенциала протектора, сопротивления цепи "протектор-трубопровод" и разность потенциалов "протектор-трубопровод". Измерения выполняют не менее, чем через две недели после засыпки трубопровода.
12.6. При строительстве многониточной системы трубопроводов средства защиты на первых нитках вводятся по пусковому комплексу, обеспечивающему электрохимическую защиту до ввода средств защиты очередной нитки. Пусковой комплекс должен включать установки катодной защиты, сооружаемые в пределах до 10 км от компрессорных или насосных станций и автономные средства защиты между этими установками.
12.7. Электрохимическую защиту очередных ниток трубопроводов допускается осуществлять с помощью поляризованных электрических перемычек в точках дренажа ранее установленных средств защиты.
13. СООРУЖЕНИЕ ЛИНИЙ СВЯЗИ И ЛЭП
13.1. Технологическая связь на магистральных трубопроводах обеспечивается в соответствии с проектом. Целесообразность строительства кабельных линий связи (КЛС) должна быть в каждом случае обоснована технико-экономическим расчетом.
13.2. В комплекс радиорелейной линии (РРЛ) технологической связи трубопровода входят следующие сооружения:
подъездные дороги к площадкам РРЛ;
площадки РРЛ;
антенно-мачтовые сооружения;
помещение для аппаратуры РРЛ;
аппаратура РРЛ;
источники электропитания;
система УКВ радиосвязи.
13.3. Подъездные дороги к площадкам РРЛ должны обеспечивать проезд к ним строительной техники, а в дальнейшем - использоваться для эксплуатации.
13.4. Строительство подъездных дорог должно быть экономически обосновано в сравнении с другими видами транспортировки (аэросани, вертолет и т.д.) оборудования.
13.5. Площадки РРЛ располагаются вдоль трубопровода в соответствии с проектом. Размер площадок РРЛ определяют в основном высотой антенно-мачтовых сооружений. Планировку площади производят подсыпкой насыпного грунта.
13.6. Центральным и анкерным фундаментом для антенно-мачтовых сооружений и аппаратуры радиорелейной линии связи является стальной свайный фундамент с ростверком.
13.7. Установку свай осуществляют в соответствии с требованиями разд.7 настоящих ВСН.
13.8. Нагружать буроопускные сваи допускается только после их окончательного вмерзания в грунты основания.
13.9. Для уменьшения пучинистого воздействия грунта на сваи последние в зоне деятельного слоя обрабатываются специальной смазкой (пушечным маслом).
13.10. Для повышения долговечности свай следует предусматривать противокоррозионные мероприятия.
13.11. Сборку мачты выполняют на площадке РРЛ в соответствии с "Инструкцией по монтажу сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения" .
13.12. Сборку секций мачты и поворотной рамы для крепления антенн производят в соответствии с чертежами, поставляемыми с каждой партией мачт.
13.13. Антенны до закрепления на поворотной раме должны быть предварительно проверены пробником и сориентированы по азимуту в соответствии с проектом. Подъем мачты РРЛ осуществляют способом падающей стрелы.
13.14. Для бесперебойной работы РРЛ должна быть создана система гарантированного электропитания.
13.15. Установку опор (свай) для ЛЭП осуществляют буроопускным способом.
13.16. После установки опоры (сваи) на проектную отметку по глубине проверяют ее расположение в плане по вертикали, после чего опору (сваю) расклинивают в устье скважины деревянными клиньями в проектном положении.
14. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
14.1. Все мероприятия по охране окружающей среды при строительстве магистральных трубопроводов должны быть выполнены в соответствии с разд.1З СНиП III-42-80 и проектом.
14.2. Трассовые строительно-монтажные работы должны выполняться преимущественно в зимний строительный сезон при промерзании деятельного слоя на глубину, исключающую разрушение мохорастительного покрова строительной техникой.
14.3. Движение транспортной и строительной техники круглогодично допускается только по постоянным дорогам, а в зимний период - по специально подготовленным зимним технологическим дорогам.
14.4. При прокладке трубопроводов следует сохранять температурный и влажностный режим вечномерзлых грунтов.
14.5. Для предотвращения протаивания вечномерзлых грунтов следует максимально сохранять мохово-растительный покров и восстанавливать его путем высева злаков в пределах нарушенных участков.
14.6. При строительстве дорог с грунтовым основанием на вечномерзлых грунтах отсыпку полотна дороги следует осуществлять пионерным способом "от себя", не допуская езды транспорта за пределами отсыпанного полотна. Грунт для полотна дороги следует отсыпать непосредственно на мохово-растительный покров.
14.7. Для предотвращения эрозионных процессов при прокладке трубопровода следует стремиться к сохранению естественной сети местного стока, а в случае ее нарушения следует производить восстановление стока.
14.8. Для предотвращения развития эрозии при необходимости в траншеях на склонах, крутизна которых более 3°, следует устраивать замки из слабофильтрующего грунта, препятствующие течению воды вдоль траншеи и возникновению эрозионного выноса. На склонах, лишенных растительности, или на склонах с нарушенным растительным покровом следует проводить фиторекультивацию - залужение откосов быстрорастущими злаковыми растениями с развитой корневой системой (овсяница, красная, лисозвост луговой и др.).
14.9. При прокладке трубопроводов на склонах (если в этом есть необходимость) должно производиться закрепление откосов в соответствии с требованиями проекта.
14.10. При производстве работ в летний период следует применять строгие противопожарные мероприятия, в том числе не допускать при работе на сухих торфяниках применения открытого огня, не разводить костры и не сжигать порубочные остатки; разведение открытого огня допускается только в специально оборудованных местах в соответствии с правилами противопожарной безопасности.
14.11. При проектировании и строительстве трубопровода необходимо учитывать пути миграции животных, максимально сохранять районы зимних и летних пастбищ.
14.12. Запрещается устраивать складирование труб и материалов, возводить временные поселки строителей и выполнять другие строительные и вспомогательные работы на участках оленьих пастбищ.
14.13. Для восстановления нормального режима водотоков следует предусматривать:
биологическую рекультивацию речных пойм, нарушенных строительством;
планировку береговых откосов и берегоукрепление;
расчистку русел реки от наносов, вызванных строительными работами.
14.14. Для восстановления нормального гидрологического режима территории и естественного стока поверхностных вод, а также для исключения подпора воды вдоль трассы трубопровода при необходимости в местах переходов трубопровода через естественные препятствия осуществляют строительство водопропускных сооружений.
14.15. После окончания строительно-монтажных работ с трассы трубопровода должны быть удалены остатки труб, строительных, горюче-смазочных материалов.
15. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
15.1. При строительстве магистральных трубопроводов, кроме CНиП III-4-80, следует руководствоваться:
"Правилами техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов", утвержденными Миннефтегазстроем в 1981 году;
"Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации установок потребителей (ПТЭ и ПТБ)", утвержденными Главгосэнергонадзором в 1984 году;
"Правилами устройства электроустановок потребителей", М., Энергоатомиздат, 1985.
15.2. Лица, направляемые на работу в районы вечной мерзлоты, для определения пригодности к работе в условиях сурового климата должны пройти предварительный медицинский осмотр.
15.3. Рабочие перед началом зимнего строительного сезона должны пройти обучение по правилам техники безопасности, в том числе по правилам ориентации на местности в местах производства работ, по оказанию доврачебной помощи при обморожении.
15.4. В местах производства работ должны быть средства и оборудование для обогрева рабочих.
15.5. Рабочие места сварщиков в трассовых и базовых условиях следует оборудовать средствами защиты от ветра, атмосферных осадков (укрытие, переносные щиты, тенты и т.д.).
15.6. В летний период работающие должны быть обеспечены защитными и отпугивающими средствами от гнуса (сетки Павловского, химические вещества -диэтилтулоамид, бензамин и др.) и проинструктированы о порядке пользования ими.
15.7. Строительная организация обязана осуществлять регулярную связь с ближайшей метеорологической станцией и своевременно оповещать свои подразделения о предстоящей перемене погоды (пурга, ураганный ветер, снегопад и т.д.).
15.8. В каждой группе, работающей вдали от других групп, руководитель работ (прораб, мастер) должен назначать старшего, знающего специфические условия районов производства работ. Старший группы должен принимать меры по обеспечению безопасности всей группы в случае плохой погоды или при других неблагоприятных условиях.
15.9. Каждая группа машин с рабочими, направляемая в дальний рейс, должна быть обеспечена необходимым инструментом, инвентарем, запасом продуктов, рацией, палаткой с каркасом, обогревательным прибором, аптечкой, пеньковыми канатами, сигнальными ракетами, запасом топлива, карманными электрическими фонарями.
15.10. Во время пурги находящиеся в пути машины должны остановиться. Между отдельными машинами автоколонны следует натянуть пеньковый канат для пользования им во время перехода от одной машины к другой.
15.11. Толщину льда на действующей ледовой переправе следует измерять:
а) зимой один раз в 10 дней, при пересечении фарватера с быстрым течением - один раз в неделю;
б) осенью и весной - ежедневно.
15.12. При выполнении работ, связанных с электроподогревом грунта, прогреваемую площадь следует ограждать, устанавливать на ней предупредительные сигналы, в ночное время освещать. Расстояние между ограждением и контуром прогреваемого участка должно быть не менее 3 м.
На участках прогреваемой площади, находящихся под напряжением, пребывание людей не допускается.
15.13. При перекладке трубопровода от места монтажа на берму траншеи рабочим запрещается находиться между траншеей и трубопроводом.
15.14. Трасса действующего трубопровода и его сооружений в границах зоны производства работ должна быть обозначена знаками, особенно на углах поворота, в местах пересечения со строящимися коммуникациями.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
4. МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
5. ОЧИСТКА И ЗАЩИТА ПОЛОСТИ ТРУБ ОТ СНЕГА И НАЛЕДИ
6. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ
Устройство насыпей при наземной и призм при надземной прокладке трубопровода на вечномерзлых грунтах
7. БУРЕНИЕ СКВАЖИН И УСТАНОВКА СВАЙ
8. ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ
9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И БАЛЛАСТИРОВКА ТРУБОПРОВОДОВ
10. СООРУЖЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ С ПОПУТНЫМ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ
11. ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ
12. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕCКАЯ ЗАЩИТА
Сооружение анодных заземлителей на мерзлых грунтах
13. СООРУЖЕНИЕ ЛИНИЙ СВЯЗИ И ЛЭП
14. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
15. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ