ВСН 185-75, часть 2
При большем содержании свободной извести в золах их следует использовать для укрепления указанных грунтов только с добавками хлористого кальция (п. 3.15).
3.12. При укреплении цементом песчаных и супесчаных грунтов, а также крупнообломочных грунтов неоптимального состава применяют добавки, которые помимо физико-химического и химического взаимодействия с поверхностью частиц грунта способствуют также заполнению пор грунта. К таким добавкам относятся золы уноса или золошлаковые смеси гидроудаления, получаемые при сжигании бурого или каменного угля, не отвечающие требованиям табл. 5. При этом золы уноса или золошлаковые смеси должны содержать частиц размером мельче 0,071 мм более 60 %, частиц размером крупнее 2 мм — не более 5 %, а потери при прокаливании — не более 10 %.
3.13. Количество зол уноса сухого отбора (применяемых в качестве самостоятельного вяжущего или активного компонента смешанного вяжущего в сочетании с цементом или известью), отвечающих требованиям табл. 5, назначают:
а) не менее 20 % от массы смеси — золы уноса в качестве самостоятельного вяжущего;
б) не менее 15—20 % от массы смеси в сочетании с 4—6 % цемента от массы смеси, добавку извести принимают в пределах 5—8 % от массы смеси (зола уноса в качестве активного компонента смешанного вяжущего).
3.14. Количество зол уноса или золошлаковых смесей гидроудаления, не удовлетворяющих требованиям табл. 5, назначают не менее 15—25 % от массы смеси в сочетании с 5—10 % цемента от массы смеси.
3.15. Для ускорения процессов твердения и повышения прочностных показателей грунтов, укрепленных золой уноса в качестве самостоятельного вяжущего, в смесь рекомендуется вводить добавку хлористого кальция 4—6 % от массы золы с учетом п. 3.11, а также в том случае, если укрепленный грунт по физико-механическим свойствам не отвечает показателям табл. 1.
3.16. При укреплении легких суглинков добавкой золы уноса, применяемой в качестве самостоятельного вяжущего, содержание в золе свободной извести должно быть не менее 15 % по массе золы. При этом количество золы в смеси должно составлять 20—25 % по массе смеси.
В ряде случаев для улучшения процессов структурообразования и повышения морозостойкости легких суглинистых грунтов, укрепленных золами уноса, рекомендуется вводить добавку каустической соды 0,7—1 % по массе сухого грунта.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
При сооружении земляного полотна
4.1. Земляное полотно автомобильных дорог из золошлаковых смесей возводят так же, как из местных или привозных грунтов (СНиП III -Д.5-73 и ВСН 97-63).
При этом (учитывая, что под золошлаковые отвалы всегда, как правило, отводят балки, овраги или же другие низинные участки местности, не пригодные, вследствие избыточного их увлажнения, для использования в сельском хозяйстве) организация работ по вывозке золошлаковых смесей должна включать устройство хороших подъездов к золошлаковым отвалам ТЭС.
4.2. Разработку золошлаковых отвалов осуществляют по согласованию с руководством ТЭС и в тех местах или на тех полях гидрозолоудаления, на которые в намеченном строительном сезоне не предусматривается сброс зол уноса и шлаков из котельного цеха ТЭС.
4.3. Золошлаковые смеси из отвалов, используемые при сооружении земляного полотна, наиболее целесообразно разрабатывать либо экскаваторами с последующей вывозкой смесей на трассу автомобилями-самосвалами, либо скреперами.
В некоторых случаях рекомендуется вывозить золошлаковые смеси автоцементовозами или автозоловозами, при условии обеспечения самостоятельного забора сухой золошлаковой смеси, находящейся в отвалах.
4.4. При разработке золошлаковых отвалов следует учитывать их разнородность как по вертикали, так и по простиранию.
Достаточную однородность материала из золошлаковых отвалов для сооружения насыпей автомобильных дорог можно получить за счет осуществления определенного порядка разработки отвалов и вывозки золошлаковых смесей. Такой порядок предусматривает прежде всего установление степени однородности отвалов при предварительном их обследовании, а также строгое соблюдение технологических процессов, в соответствии с пп. 4.7—4.9.
4.5. Разработку золошлаковых отвалов экскаватором осуществляют в местах, где установлено наиболее однородное сложение отвалов в части зернового состава золошлаковых смесей.
Примечание. В случае большой разнородности сложения отвалов разработку их и заполнение транспортных средств осуществляют таким образом, чтобы обеспечить каждой транспортной единице приблизительно одинаковое количество разных по однородности золошлаков.
4.6. Для получения однородного морозоустойчивого материала из золошлаковых смесей в верхних слоях земляного полотна наиболее целесообразно осуществлять разработку золошлаковых отвалов, как можно ближе к месту слива золошлаковых смесей на поля гидроудаления.
4.7. После проведения операций по разработке золошлаковых смесей в отвалах ТЭС и вывозке их на трассу, выполняют другие технологические операции в следующей последовательности:
а) разравнивают и профилируют золошлаковые смеси на дороге автогрейдером из расчета получения толщины слоя для уплотнения 0,25—0,3 м ;
б) уплотняют золошлаковые смеси катками на пневматических шинах или виброкатками до плотности не менее 0,98 от максимальной стандартной.
4.8. При проведении работ с сухими золошлаковыми смесями, или имеющими влажность менее оптимальной, последние необходимо увлажнять до оптимальной влажности, разливая по поверхности уплотняемого слоя (толщиной 0,25—0,3 м ) воду из поливо-моечной машины, с последующим перемешиванием смесей автогрейдером, профилированием и их уплотнением катками.
Если золошлаковые смеси переувлажнены, необходимо их подсушить до требуемой оптимальной влажности путем рыхления или перемешивания.
4.9. При отсыпке верхних слоев земляного полотна из золошлаковых смесей последние на глубину 0,45—0,5 м перемешиваются фрезой Д-530 послойно за 2—3 прохода по одному месту на всю ширину земляного полотна. Это обеспечит получение наиболее однородного материала непосредственно под слоями оснований дорожной одежды. После этого золошлаковые смеси опять послойно профилируют и уплотняют до требуемой плотности.
4.10. Контроль за качеством уплотнения укладываемых слоев осуществляют методом лунки или радиометрическим способом, изложенным в “Инструкции по определению требуемой плотности и контролю за уплотнением земляного полотна автомобильных дорог” ВСН 55-69.
При устройстве укрепленных дорожных оснований
4.11. Несцементированные обломочные и супесчаные грунты (п. 3.5) укрепляют золами уноса или золошлаковыми смесями преимущественно двумя способами:
а) приготавливая смесь непосредственно на дороге с помощью грунтосмесительных машин типа дорожной фрезы Д-530 или грунтосмесителя Д-391Б;
б) приготавливая смесь в карьере или в притрассовом резерве с помощью стационарных установок типа Д-709 либо бетоносмесительных установок цикличного действия типа С-945, С-951, С-773 или непрерывного действия типа С-780, С-543, либо с помощью лопастных вибрационных смесителей.
4.12. При укреплении грунтов золами уноса (п. 1.5, а) с использованием отряда машин с ведущей дорожной фрезой Д-530 технологическая последовательность рабочих процессов будет такой:
а) на земляное полотно, подготовленное в соответствии с требованиями СНиП III -Д.5-73 и ВСН 97-63, вывозят различными транспортными средствами грунт, в объеме, необходимом для укрепления. Его профилируют автогрейдером и уплотняют катком на пневматических шинах до плотности 0,80—0,85 от максимальной стандартной;
б) по слою спрофилированного грунта распределяют необходимое количество золы уноса распределителем цемента Д-343Б с трактором ДТ-54;
в) перемешивают подготовленный слой с золой уноса фрезой Д-530 на второй или третьей скоростях за 2 прохода по одному месту;
г) смесь профилируют автогрейдером и уплотняют катком на пневматических шинах до плотности 0,80—0,85 от максимальной стандартной;
д) далее распределителем цемента Д-343Б дозируют цемент или известь в смесь грунта и золы уноса, после чего смесь перемешивают с цементом либо с известью за 2—3 прохода фрезой Д-530 по одному месту. Затем смесь увлажняют до оптимальной влажности через распределительную систему фрезы Д-530 и снова одновременно перемешивают за 2—3 прохода по одному месту фрезой Д-530 на второй или третьей скоростях;
е) профилируют, уплотняют и осуществляют уход за готовым укрепленным слоем в соответствии со СНиП III -Д.5-73.
4.13. Необходимо учитывать, что схватывание смесей из грунтов, укрепленных золами уноса (п. 1.5, а, б) или золошлаковыми смесями (п. 1.4, б), наступает после увлажнения смеси до оптимальной влажности позже, чем для цементогрунтов, что дает возможность при необходимости удлинить технологический процесс.
4.14. При проведении работ, указанных в п. 4.12, но с ведущей машиной отряда— грунтосмесителем Д-391Б— в отряд дополнительно включают фрезу Д-530 и распределитель цемента Д-343Б для распределения золы уноса по ширине укрепляемого основания и дальнейшего перемешивания золы с укрепляемым грунтом.
В этом случае технологическая последовательность рабочих процессов, указанных в п. 4.12, а—г, сохраняется.
Затем выполняют операции по дозированию цемента либо извести, перемешиванию, увлажнению и повторному перемешиванию смеси за 1 проход грунтосмесителя Д-391Б на второй или третьей скоростях.
Последующие работы ведут в соответствии с п. 4.12, е.
Примечание. При указанном выше методе проведения работ с ведущей машиной — грунтосмесителем Д-391Б, производительность отряда машин увеличивают на 30—40 % по сравнению с производительностью отряда с ведущей машиной— фрезой Д-530 (в количестве двух фрез).
Состав отряда машин для укрепления грунтов золами уноса (применяемых в качестве активного компонента смешанного вяжущего в сочетании с цементом или известью) назначают по табл. 6.
Таблица 6
Состав отряда для укрепления грунтов золами уноса при приготовлении смеси на дороге
|
Количество машин в отряде с ведущей машиной |
|
Машины |
фрезой Д-530 |
грунтосмесителем Д-391Б |
Грунтоомеситель Д-391Б . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
— |
1 |
Дорожная фреза Д-530 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
2—3 |
1 |
Распределитель цемента Д-343Б . . . . . . . . . . . . . . |
2—3 |
1 |
Автоцементовоз (для подвозки цемента или извести) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
2—3 |
3—4 |
Автоцементовоз или автозоловоз (для подвозки золы уноса) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
4—5 |
5 — 6 |
Поливо-моечная машина ПМ-130 (для воды и водных растворов хлористого кальция) . . . . . . . . . . |
2—3 |
3—4 |
Автогрейдер Д-598 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1 |
1 |
Самоходный каток на пневматических шинах Д-627 или Д-551 либо прицепной каток ДСК-1 с тягачом на пневмоколесах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1 |
1 |
Автогудронатор Д-640 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1 |
1 |
Передвижной склад для вяжущего (при дальности возки свыше 25 км ) емкостью, т . . . . . . . . . . . . . . |
50—75 |
50—75 |
Примечание. При применении для укрепления грунтов золошлаковых смесей в сочетании с цементом используют для подвозки золошлаков на дорогу также автомобили-самосвалы или другие транспортные средства в соответствии с п. 4.16.
4.15. При проведении работ способом приготовления готовой смеси непосредственно на дороге осуществляют в необходимом объеме транспортные перевозки золы уноса, цемента или извести, воды и раствора хлористого кальция. Сыпучие или порошкообразные компоненты смеси вывозят к строящемуся участку в автозоловозах и автоцементовозах, воду и раствор хлористого кальция вывозят в поливо-моечных машинах
Золу уноса на дорогу (пп. 4.12 и 4.14) подвозят непосредственно с ТЭС от золопогрузочных узлов автоцементовозами или автозоловозами, либо организуют вывозку зол уноса с ТЭС по схеме: электростанция ® железнодорожный транспорт ® прирельсовый склад ® автоцементовозы или автозоловозы ® участок строительства автомобильной дороги.
Возможна также прямая погрузка золы уноса из железнодорожного транспорта в автоцементовозы или автозоловозы с последующей вывозкой ее на строящийся участок дороги.
Указанную последовательность транспортных операций с использованием железнодорожного транспорта применяют также и для подвозки зол уноса, используемых в качестве самостоятельного вяжущего (п. 4.18).
4.16. При укреплении грунтов золошлаковыми смесями в сочетании с цементом технологическую последовательность рабочих процессов, при применении отряда машин с ведущей—дорожной фрезой Д-530 или отряда машин с ведущей—грунтосмесителем Д-391Б, принимают в соответствии с пп. 4.12 , 4.14.
При этом учитывают, что вывозку золошлаковых смесей с полей гидроудаления и их разработку осуществляют так же как и при проведении работ по возведению насыпей земляного полотна из золошлаковых смесей.
4.17. При укреплении грунтов золами уноса, применяемыми в качестве самостоятельного вяжущего (п. 1.5, б), отрядом с ведущей машиной— дорожной фрезой Д-530 или грунтосмесителем Д-391Б технологическую последовательность выполнения рабочих процессов принимают так же, как и при укреплении грунтов цементом.
При этом также учитывают, что окончательное уплотнение таких смесей может быть даже закончено через 14 — 18 ч (но не позднее) с начала увлажнения смеси.
При необходимости в укрепляемые золами уноса грунты добавляют хлористый кальций (п. 3.15), который вводят в смесь в виде раствора через дозировочные устройства грунтосмесительных машин при увлажнении смеси до оптимальной влажности, выполняя в требуемом порядке другие технологические операции.
4.18. Золы уноса (применяемые как самостоятельное вяжущее) доставляют на дорогу также прямыми автоперевозками (4.15) или железнодорожным транспортом в вагонах-цементовозах до станции назначения, где с помощью компрессорных установок (что возможно при перевозке золы в цистернах-цементовозах) перегружают в прирельсовые складские помещения силосного или другого типа, обеспечивающие возможность быстрой загрузки золой автоцементовозов или автозоловозов.
Возможна также прямая перегрузка из железнодорожных цистерн в автоцементовозы.
Примечание. При этом необходимо иметь в виду, что такие прямые перегрузки требуют исключительно четкой организации работ. Задержки с подачей под загрузку автоцементовозов или автозоловозов и другие организационные неполадки неизбежно приведут к излишним простоям железнодорожных цистерн-цементовозов, что в свою очередь может существенно отразиться на стоимости работ по укреплению грунтов золой уноса.
Золы уноса можно перевозить в вагонах-цементовозах бункерного типа с гравитационной системой разгрузки. В этом случае также может быть предусмотрена как прямая погрузка золы в автоцементовозы или автозоловозы, так и разгрузка золы в подрельсовый разгрузочный бункер с дальнейшей подачей золы наклонным конвейером в прирельсовый склад силосного или другого типа, откуда зола грузится в автоцементовозы или автозоловозы и вывозится на дорогу.
4.19. Для приготовления укрепленных смесей в стационарных грунтосмесительных установках (п. 4.11, б) необходимо перед началом производственного выпуска укрепленной смеси на дорогу выполнять пробные замесы с целью установления оптимального времени перемешивания, точности дозирования компонентов смеси, равномерности и однородности получения смеси из накопительного бункера смесительной установки. Поскольку при укреплении грунтов расход зол уноса в основном достигает 20—25 % и более по массе смеси, такое количество вяжущего дозаторные установки грунтосмесителя Д-709 отдозировать не могут, поэтому для соблюдения запроектированного и подобранного в лаборатории состава смеси необходимо снизить производительность установки Д-709 до 60—70 т/ч за счет уменьшения подачи укрепляемого грунта через соответствующий дозатор.
При производительности смесительной установки 60—70 т/ч обеспечивается укладка укрепленного слоя длиной 200—220 м в смену при его толщине 15—17 см и ширине 8 м .
4.20. В случае применения зол уноса в качестве активного компонента смешанного вяжущего в сочетании с цементом или известью при использовании грунтосмесителя Д-709 золу дозируют через дозатор цемента, а цемент или известь — через дозатор сыпучих добавок. Золу уноса, применяемую как самостоятельное вяжущее, можно дозировать одновременно через дозатор цемента и дозатор сыпучих добавок. Это позволит при расходе золы уноса 20—25 % по массе смеси обеспечить производительность установки 70—80 т/ч или 250 м и более в смену при толщине обрабатываемого слоя 15—17 см и ширине 8 м .
4.21. Золу уноса к смесительным установкам (п. 4.11, б) перевозят автоцементовозами или автозоловозами, либо непосредственно транспортируют с прирельсового или другого склада соответствующим оборудованием в расходные бункеры дозаторов цемента или сыпучих добавок грунтосмесительных или бетоносмесительных установок.
4.22. Производство работ на дороге и другие технологические процессы, связанные с уходом за готовым укрепленным слоем дорожной одежды, с применением укрепленных смесей, приготовленных в стационарных смесительных установках, осуществляют в соответствии со СНиП III -Д.5-73.
Наиболее целесообразно и эффективно для укладки смесей на дороге применять укладчик Д-724, обеспечивающий равномерную толщину укрепляемого слоя дорожной одежды.
4.23. Контроль за качеством производства работ осуществляют также в соответствии со СНиП III -Д.5-73.
При этом в центральных лабораториях трестов и управлений строительства, а также в полевых лабораториях строительных управлений готовят образцы из указанных смесей по расчету на твердение и испытания После 28, 90, 120-суточного хранения во влажной среде.
4.24. Открывать рабочее движение транспортных средств по слою укрепленного основания допускается при укреплении крупнообломочных несцементированных грунтов, песков различного состава и супесей не ранее 15 суток со времени устройства основания.
4.25. Хранение зол уноса осуществляют в зависимости от способа их использования (п. 1.5) в следующем порядке:
— золы уноса (п. 1.5, а) допускается хранить под навесами в местах, защищенных от влаги, и особенно от ветра, и предохраняющих золы от загрязнения посторонними примесями;
— золы уноса (п. 1.5, б) хранят так же, как и цементы или другие неорганические активные вяжущие вещества.
4.26. При производстве работ по укреплению грунтов золами уноса или золошлаковыми смесями (п. 1.4, б, 1.5, а, б), общий химический состав и физические свойства которых (в части пылимости) не отличаются от цемента, необходимо соблюдать те же правила техники безопасности, которые предусмотрены для устройства дорожных оснований и покрытий из укрепленных грунтов, в соответствии с “Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог”, утвержденными Минтрансстроем 10 октября 1968 г., Минавтодором РСФСР 14 октября 1968 г. и согласованными Президиумом ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.
4.27. При сооружении земляного полотна из золошлаковых смесей (п. 1.4, а) также необходимо руководствоваться указанными в п. 4.26 “Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог”, при этом необходимо иметь в виду, что при работах в сухой жаркий период года при сильной пылимости золошлаковой смеси для рабочих, занятых на упомянутых работах, следует предусматривать спецодежду, предохраняющую дыхательные пути работников от вредного воздействия данных отходов тепловых электростанций.
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ГРУНТОВ, УКРЕПЛЕННЫХ ЗОЛАМИ УНОСА И ЗОЛОШЛАКОВЫМИ СМЕСЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПРИ ПОДБОРЕ СОСТАВОВ СМЕСЕЙ И ЗОЛОШЛАКОВЫХ СМЕСЕЙ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Испытание грунтов
5.1. Для исходных грунтов определяют следующие свойства:
— зерновой (гранулометрический) состав обломочных, песчаных и глинистых грунтов (по ГОСТ 8269—64 и 12536—67);
— границы пластичности и число пластичности глинистых грунтов (по ГОСТ 5183—64 “Метод лабораторного определения границы раскатывания” и по ГОСТ 5184—64 “Метод лабораторного определения границы текучести”);
— оптимальную влажность и максимальную плотность (п. 5.2).
В качестве дополнительных характеристик по специальным методикам определяют: величину рН, содержание гумуса в гумусированных грунтах, количество солей и их состав в засоленных грунтах, состав обменных катионов и обменную способность грунтов.
5.2. Оптимальную влажность и максимальную плотность грунта определяют экспериментальным путем и устанавливают графически по зависимости между плотностью (объемной массой скелета грунта g ск и влажностью его при уплотнении W ).
Наибольшая плотность соответствует уплотнению грунта при определенной оптимальной влажности W 0 .
Для построения кривой стандартного уплотнения определяют объемную массу одинаковых по размеру образцов, изготовленных при одинаковом стандартном режиме уплотнения, но при разной влажности на малом или большом приборе Союздорнии для стандартного уплотнения. В малом и большом приборах уплотняют грунты, содержащие частицы крупнее 5 мм в количестве не более 5 %. Методика стандартного уплотнения грунтов на большом приборе описана в СН 449-72.
Крупнообломочные грунты, содержащие от 20 % и более частиц размером от 10 до 40 мм, испытывают в специальных цилиндрах — формах емкостью 3—5 тыс. см 3 или производят перерасчет оптимальной влажности и плотности с учетом содержания крупных частиц по “Указаниям” СН 449-72.
Малый прибор стандартного уплотнения состоит из подставки с двумя закрепляющими винтами, разъемного цилиндра объемом 0,1 л , направляющей цилиндрической насадки, плунжера, передающего ударную нагрузку гири весом 2,5 кг , направляющего стержня, рукоятки и вкладыша. Перед употреблением цилиндр и насадку смазывают керосином.
Для определения g ск и W 0 отбирают среднюю пробу воздушносухого грунта, измельченного и просеянного через сито с отверстиями 5 мм, массой около 1,5 кг и помещают в хорошо закрывающийся широкий сосуд.
Наименьшая влажность в начале первого опыта уплотнения должна несколько превышать влажность грунта в воздушносухом состоянии, поэтому взятую пробу грунта в воздушносухом состоянии смачивают водой (4—6 % от массы грунта) и тщательно перемешивают.
От увлажненного грунта отбирают навеску 250—260 г . Непосредственно перед уплотнением из нее берут контрольную пробу на влажность, после чего грунт всыпают в разъемный цилиндр, предварительно вставленный в подставку с насадкой и зажатый винтами.
В форму вставляют плунжер с направляющим стержнем, и грунт, заключенный в форму, уплотняют последовательными ударами гири, падающей с высоты 30 см . Число ударов гири должно составлять: для песчаных и супесчаных грунтов — 15, для суглинков и глин — 25.
После уплотнения пробы грунта плунжер и насадку осторожно снимают и тщательно срезают ножом излишки грунта заподлицо с краями разъемного цилиндра. Цилиндр вынимают, взвешивают вместе с образцом грунта с точностью до 0,1 г и, вычитая массу цилиндра, определяют чистую массу образца грунта. Опыт с уплотнением повторяют несколько раз, причем каждый раз увеличивают влажность грунта на 2 % до тех пор, пока не начнет появляться устойчивое уменьшение массы уплотненного грунта.
Объемную массу скелета грунта вычисляют по формуле
(1)
где g ск — объемная масса скелета грунта, г/см 3 ;
W — влажность пробы грунта, % к массе сухого грунта;
g вл — объемная масса влажного грунта, г/см 3 ,
q — масса образца влажного грунта, г .
По результатам опытов строят график, откладывая по оси ординат объемные массы скелета грунта g ск , по оси абсцисс — влажность грунта W . Наивысшая точка кривой соответствует максимальной плотности g ск и соответственно оптимальной влажности W 0 уплотняемого грунта (табл. 7).
Таблица 7
Ориентировочные значения оптимальной влажности
Грунт |
Влажность, % от массы грунта (числитель) и в долях от влажности границы его текучести (знаменатель) |
Крупнообломочный: щебенистый . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 — 5 — |
дресвяный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
5—7 — |
Пески: гравелистые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
4—6 — |
крупные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
6 — 8 — |
средней крупности . . . . . . . . . . . . . . . . |
7—9 — |
Пески мелкие и пылеватые, мелкие одноразмерные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
8—10 — |
Супеси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
8—14 __ 0,60—0,65 |
Суглинки легкие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12—16 __ 0,55—0,6 |
Суглинки тяжелые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16—22 __ 0,55—0,6 |
Глины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18—26 __ 0,45—0,6 |
Для одноразмерных песков обычно не получают четко выраженного максимума на кривой, поэтому для таких грунтов определяют оптимальную влажность и плотность на смесях с оптимальным количеством вяжущих (цемента, золы уноса). В этом случае оптимальная влажность составляет, как правило, не менее 10—12 %.
Испытание вяжущих материалов
(зол уноса, золошлаковых смесей, цемента и извести)
5.3. Свойства вяжущих материалов определяют в соответствии с требованиями следующих ГОСТов:
— зол уноса или золошлаковых смесей — ГОСТ 310—60 (удельную поверхность), ГОСТ 5382—65 (содержание свободной СаО, содержание сернистых и сернокислых соединений и потерю при прокаливании);
— цемента (портландцемента, шлакопортландцемента и других видов) — ГОСТ 310—60;
— извести — ГОСТ 9179—70.
Применяемые добавки хлористого кальция (СаСl2 ), каустической соды (NаОН) должны соответственно удовлетворять требованиям ГОСТ 4141—66 “Кальций хлористый кристаллический” (или ГОСТ 450 — 70 “Кальций хлористый технический”), сода каустическая N аОН — ГОСТ 2263—59.
Приготовление смесей
5.4. Подготовка грунтов. Грунты высушивают до воздушносухого состояния.
Песчаные и глинистые грунты просеивают через сито с отверстиями 5 мм (глинистые грунты предварительно размельчают). Крупнообломочные грунты просеивают через сито с отверстиями 40 и 25 мм .
Влажность грунта определяют путем высушивания навесок грунта в термостате до постоянной массы при температуре 105°С.
В случаях, когда проектом предусмотрено улучшение зернового (гранулометрического) состава грунта, вносят соответствующие добавки (песок, гравий, щебень, отходы камнедробления, золы уноса или золошлаковые смеси и др.).
Грунт с этими добавками смешивают без увлажнения.
5.5. Ориентировочные значения оптимальной влажности для исходных грунтов по табл. 7 уточняют для смесей грунтов с золами уноса или золошлаковыми смесями*, применяемыми без или в сочетании с цементом или известью.
Воздушносухой грунт перемешивают с золой уноса или золо-шлаковой смесью без или в сочетании с добавками цемента или извести и осуществляют другие операции, необходимые для определения оптимальной влажности и максимальной плотности смеси в соответствии с п. 5.2.
5.6. Приготовление смеси грунта с золой уноса, применяемой в качестве самостоятельного вяжущего, осуществляют в следующем порядке:
В воздушносухой грунт вносят золу уноса, смесь перемешивают и увлажняют (с учетом содержащейся в грунте влаги) до оптимальной влажности.
Смесь тщательно перемешивают в лабораторной лопастной мешалке в течение 4—6 мин или вручную.
После этого смесь выдерживают в герметически закрытом сосуде в течение 4—5 ч. После указанного срока выдерживания изготовляют образцы.
5.7. Приготовление смеси грунта с золой уноса или золошлаковой смесью, применяемыми в сочетании с цементом или известью, осуществляют в следующем порядке.
В воздушносухой грунт вносят золу уноса или золошлаковую смесь, перемешивают то или иное из указанных веществ с грунтом, затем добавляют цемент или известь и снова перемешивают. Далее смесь увлажняют до оптимальной влажности и перемешивают ее в лабораторной лопастной мешалке (п. 5.6). В случае применения зол уноса или золошлаковых смесей в сочетании с цементом после перемешивания смеси в лопастной мешалке сразу же изготовляют образцы.
_____________
* Золошлаковые смеси для укрепления грунтов применяют в соответствии с п. 1.4, б только в сочетании с цементом или известью.
В случае применения зол уноса или золошлаковых смесей в сочетании с известью, смесь после лопастной мешалки должна быть выдержана в герметически закрытом сосуде в течение 4—5 ч так же, как указано в п. 5.6. После чего разрешается изготовлять образцы.
5.8. Приготовление смеси грунта с золой уноса, применяемой в качестве самостоятельного вяжущего в сочетании с добавками хлористого кальция или соды каустической, осуществляют в том же порядке (п. 5.6). При этом добавку хлористого кальция или соды каустической вводят в смесь в виде раствора при увлажнении смеси до оптимальной влажности.
Затем перемешивают смесь в лопастной мешалке, после чего также выдерживают в герметически закрытом сосуде в течение 4—5 ч. Затем изготовляют образцы.
5.9. Ориентировочные добавки зол уноса или золошлаковых смесей, применяемых без или в сочетании с добавками цемента или извести (пп. 3.13—3.16), уточняют подбором, приготовляя 3—4 пробные смеси, отличающиеся по содержанию вяжущего на 1—3 %.
Масса каждой смеси из глинистых и песчаных грунтов равна 2—3 кг, а из крупнообломочных с крупностью зерен 25 мм — 10—12 кг, с крупностью зерен 40 мм — 25—30 кг.