ВСН 004-88, часть 2

а - снятие снежного покрова; б - рыхление грунта буровзрывным способом; в - планировка разрыхленного грунта;

г -разработка траншеи


Захватки должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы весь взорванный грунт был разработан в течение одной смены. Расстояние между захватками должно обеспечивать безопасное ведение работ на каждой из них.

Бурение шпуров осуществляется шнековыми мотобурами, перфораторами и самоходными буровыми машинами.

4.38. При разработке мерзлого грунта с использованием тракторных рыхлителей мощностью 250-300 л.с. работы по разработке траншеи должны осуществляться по следующим схемам:

Схема 1. При глубине промерзания грунта до 0,8 м стоечным рыхлителем грунт разрыхляется на всю глубину промерзания, а затем разрабатывается одноковшовым экскаватором.

Выемку разрыхленного грунта необходимо осуществлять сразу после рыхления (рис. 6).



Рис. 6. Схема разработки траншеи в мерзлом грунте с предварительным рыхлением его механическим рыхлителем:

а - снятие снежного покрова; б - рыхление грунта механическим рыхлителем;

в - планировка разрыхленного грунта; г - разработка траншеи экскаватором


Схема 2. При глубине промерзания грунта до 1 м работы необходимо вести в следующей последовательности:

рыхление грунта стоечным рыхлителем за несколько проходов, затем выбор разрыхленного грунта бульдозером вдоль траншеи;

оставшийся грунт с глубиной промерзания менее 0,4 м должен разрабатываться одноковшовым экскаватором.

Схема 3. При глубине промерзания грунта до 1,5 м работы допускается проводить аналогично предыдущей схеме.

Рыхление грунта должно осуществляться стоечным рыхлителем, оснащенным одним или несколькими зубьями.

4.39. Разработку траншей в грунтах с глубиной промерзания более 1 м допускается проводить проходом двух или трех роторных экскаваторов.

4.40. При засыпке трубопровода в зимнее время мерзлым грунтом поверх него должен устраиваться валик грунта с учетом последующей осадки его при оттаивании.

4.41. Земляные работы в условиях болот и заболоченной местности должны выполняться по следующим схемам:

Схема 1. При глубине торфяного слоя до 1 м с подстилающим основанием, имеющим высокую несущую способность, разработка траншеи осуществляется с предварительным удалением торфа бульдозером или экскаватором. Глубина траншеи на 0,15-0,2 м ниже проектной отметки. При использовании экскаватора для выторфовывания протяженность создаваемого фронта работ должна быть 40-50 м.

Схема 2. При глубине торфяного слоя более 1 м с подстилающим основанием, имеющим низкую несущую способность, разработка траншеи должна осуществляться с применением специальной техники, щитов или сланей.

При отсутствии специальной техники разработка траншеи может осуществляться экскаватором, находящимся на сланях или корытообразной пене.

4.42. На болотистых участках небольшой протяженности (до 500 м) со слабой несущей способностью разработку траншей допускается выполнять с помощью канатно-скреперных установок.

4.43. Болота большой протяженности с низкой несущей способностью торфяного покрова следует проходить зимой, а заболоченные участки - также и летом.

4.44. На участках с глубоким промерзанием торфа работы должны выполняться комбинированным способом: разрыхление мерзлого слоя буровзрывным методом и разработку грунта до проектной отметки одноковшовым экскаватором.

4.45. На болотах I и II типов засыпка траншей должна выполняться либо бульдозерами на болотном ходу, либо экскаватором-драглайном на уширенном или обычном ходу, перемещающимся по сланям на отвалах грунта.

4.46. Траншеи в песчаных грунтах должны разрабатываться бульдозерами, скреперами, одноковшовыми и роторными экскаваторами.

Неглубокие траншеи (до 1,2 м - в сыпучих грунтах и до 1,5 м - во влажных) допускается разрабатывать бульдозерами продольно-поперечным способом.

При устройстве глубоких траншей в сыпучих песках должны применяться комбинированный способ разработки грунта. Верхний слой грунта (глубиной до 1,0 м) разрабатывается бульдозерами, а остальная часть до проектной отметки - одноковшовыми экскаваторами.

Разработку траншей в плотных закрепленных растительностью и влажных песчаных грунтах следует производить роторными экскаваторами, снабженными откосообразователями, формирующими стенки с откосами от дна траншеи.

В местах кривых вставок трубопровода при работе в закрепленных несыпучих песчаных грунтах траншеи должны разрабатываться одноковшовыми экскаваторами, оборудованными ковшом-обратная лопата.

4.47. Трубопровод должен засыпаться непосредственно вслед за изоляционно-укладочными работами не позже трех суток после его укладки. Засыпка уложенного трубопровода грунтом из разровненного отвала производится поперечными проходами бульдозера.

Засыпку траншеи при значительной высоте отвала следует выполнять проходами бульдозера, направленными под углом к отвалу, с окончательной засыпкой и зачисткой прямыми поперечными проходами.

4.48. После окончания земляных работ прилегающая полоса в зоне подвижных песков должна быть закреплена в соответствии с проектом.

4.49. Параметры траншеи при сооружении трубопровода, балластируемого утяжеляющими армобетонными грузами, или обетонированного трубопровода определяются проектом в соответствии с требованиями СНиП по проектированию. Методы производства земляных работ аналогичны методам производства земляных работ на болотах.

4.50. Сроки проведения земляных работ по строительству трубопровода на плодородных землях должны быть определены проектным институтом на стадии согласования отвода земель с землепользователями.

4.51. Через оросительные каналы и осушительные коллекторы должны быть оборудованы переезды с водопропусками в соответствии с проектом и согласованы с их владельцами. После окончания работ переезды следует разобрать, а грунт переместить обратно в резерв.

4.52. Засыпку трубопровода в любых грунтах после получения письменного разрешения заказчика следует выполнять бульдозерами прямолинейными, косопоперечными параллельными, косоперекрестными или комбинированными проходами. В стесненных условиях строительной полосы, а также в местах с уменьшенной полосой отвода работы должны выполняться косопоперечными параллельными или косоперекрестными проходами бульдозером или роторным траншеезасыпателем (рис. 7).


Рис. 7. Схемы производства работ по засыпке уложенного трубопровода бульдозером:

а - прямолинейными проходами; б - косопоперечными параллельными проходами;

в - косоперекрестными проходами; г - комбинированным способом


4.53. При наличии горизонтальных кривых на трубопроводе вначале должен засыпаться криволинейный участок, а затем остальная часть. Засыпка криволинейного участка начинается с его середины движением поочередно к его концам.

4.54. На участках местности с вертикальными кривыми трубопровода (в оврагах, балках, на холмах и т.п.) засыпку следует производить сверху вниз.

4.55. После засыпки на нерекультивируемых землях над трубопроводом устраивают валик грунта в виде правильной призмы в соответствии со СНиП по магистральным трубопроводам.

На рекультивируемых землях в теплое время года после засыпки трубопровода минеральным грунтом производят его уплотнение пневмокатками или гусеничными тракторами. Уплотнение минерального грунта должно выполняться до заполнения трубопровода транспортируемым продуктом.

4.56. Предоставляемые во временное пользование земельные участки после окончания строительства трубопровода должны быть восстановлены в соответствии с проектом.

4.57. Полоса отвода земель на лесных участках по окончании строительства должна быть очищена от пней, других древесных остатков и спланирована.

4.58. Рекультивация строительной полосы после засыпки магистральных трубопроводов должна осуществляться в процессе строительства трубопроводов в сроки, устанавливаемые органами, предоставляющими земельные участки в пользование в соответствии с проектами.

4.59. В проекте рекультивации земель в соответствии с условиями предоставления земельных участков в пользование и с учетом местных природно-климатических особенностей должны быть определены:

площади по трассе трубопровода, на которых необходимо проведение технической и биологической рекультивации;

объем снимаемого плодородного слоя почвы;

место расположения отвала для временного хранения снятого плодородного слоя почвы;

допустимое превышение нанесенного плодородного слоя почвы над уровнем ненарушенных земель;

объем и способы погрузки и вывозки лишнего минерального грунта после засыпки трубопровода;

стоимость работ по технической и биологической рекультивации.

4.60. Возвращение плодородного слоя почвы следует выполнять бульдозерами, перемещающими его из отвала хранения, распределяющими и выполняющими окончательную планировку продольными проходами.

4.61. Снятие плодородного слоя почвы должно выполняться роторным экскаватором. Допускается выполнять операции по снятию плодородного слоя почвы в немерзлом состоянии продольными проходами бульдозеров на ширину ножней, но не менее 3,5 м для трубопроводов диаметром до 820 мм и с последующим расширением этой полосы до 8 м для трубопроводов диаметром 1020-1420 мм.

4.62.Плодородный слой почвы мощностью менее 20 см в немерзлом состоянии должен сниматься продольными проходами бульдозеров. При этом ширину полосы рекультивации следует принимать на 1 м больше, чем при использовании роторного экскаватора. Для снятия плодородного слоя почвы в мерзлом состоянии следует использовать роторные экскаваторы.

4.63. На участках, где ширина верха траншей, выемок и насыпей превышает 3,5 м (углы поворота; подходы к переходам; крановые узлы; участки со скальными и мерзлыми грунтами, требующими предварительного разрыхления механическими рыхлителями или взрывом и т.д.) плодородный слой почвы должен быть снят со всей подлежащей разработке площади до начала земляных работ (срезка, планировка, рытье широких траншей, котлованов, отсыпка насыпей и т.п.).

4.64. Плодородный слой почвы должен быть снят и перемещен в отвал хранения на одну или обе стороны зоны земляных работ на расстояние, обеспечивающее размещение и возвращение минерального грунта на нарушаемую площадь, не допуская при этом перемешивания его с плодородным слоем почвы.

4.65. После перемещения плодородного слоя почвы в случае образования выемок и насыпей их откосы должны быть укреплены в соответствии с проектом.

4.66. На участках с низкой несущей способностью грунтов следует снимать плодородный слой почвы с полосы шириной не менее 3,5 м одноковшовыми экскаваторами с укладкой его в отвал на полосу монтажных работ и разравниванием.

4.67. В случае необходимости прокладки для осушения участка трассы дренажных канав или колодцев водосборников плодородный слой почвы и минеральный грунт следует последовательно укладывать по разные их стороны, а возвращать минеральный грунт и плодородный слой почвы в обратной последовательности.

4.68. После завершения работ, включая и благоустройство территории на всей строительной площадке, излишний плодородный слой почвы следует использовать для улучшения малопродуктивных угодий. Порядок использования плодородного слоя почвы для этой цели должен предусматриваться проектом.

4.69. При сооружении подъездных дорог плодородный слой почвы должен быть снят со всей полосы строительства роторными экскаваторами при необходимости с перемещением его в отвалы временного хранения бульдозерами или автотранспортом.

4.70. После завершения работ в карьере в зависимости от рельефа местности необходимо предусматривать планировку выработки с последующим возвращением плодородного слоя почвы на всю ее поверхность, либо заполнение выработки минеральным грунтом, вытесняемым сооружаемым трубопроводом, с последующей его планировкой и возвращением на него плодородного слоя почвы, или планировать откосы выработки до уклонов, обеспечивающих их устойчивость. Впоследствии покрывают откосы плодородным слоем почвы и засевают многолетними травами. Рекультивация отработанных карьеров должна предусматриваться проектом.

4.71. Работы по снятию плодородного слоя почвы должны выполняться как в холодное, так и в теплое время года, а работы по его возвращению только в теплое (безморозное) время года.


Погрузка, разгрузка, складирование и перевозка труб большого диаметра


4.72. При выборе способов проведения погрузочно-разгрузочных и транспортных работ в различных дорожно-климатических условиях следует учитывать:

технологическую схему транспортировки труб и секций;

необходимость обеспечения сохранности труб, в том числе антикоррозионного покрытия труб, в процессе их перевозки и проведения погрузочно-разгрузочных операций;

обеспечение безопасности работ при перевозке, погрузке, выгрузке и складировании труб и трубных секций;

необходимость обеспечения правильной загрузки транспортных средств и надежной увязки перевозимых труб;

обеспечение вписываемости транспортных средств в закругления дорог, в вертикальный профиль пути и разъезда со встречным транспортом;

тяговые возможности транспортных средств;

технико-экономические показатели транспортных средств.

4.73. При выполнении транспортных и погрузочно-разгрузочных работ следует соблюдать особые требования:

"Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта", утвержденных ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог;

"Правил дорожного движения", утвержденных МВД СССР;

"Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом", утвержденной МВД СССР;

"Правил технической эксплуатации железных дорог", утвержденных Министерством путей сообщения, "Правил плавания по внутренним судоходным путям", утвержденных Министерством речного флота РСФСР, "Правил техники безопасности при строительстве магистральных трубопроводов", утвержденных Миннефтегазстроем.

4.74. В составе транспортной схемы в общем случае должны предусматриваться следующие транспортные и погрузочно-разгрузочные операции:

погрузка труб на заводе-изготовителе и перевозка железнодорожным транспортом;

выгрузка и временное складирование труб на прирельсовом складе и в портах;

погрузка на автомобили и другой вид транспорта;

перевозка труб на базисный или притрассовый склад;

погрузка и транспортировка трубных секций на трассу строительства трубопровода;

выгрузка и раскладка труб по трассе.

4.75. Доставка труб должна осуществляться железнодорожным, автомобильным, гусеничным, водным или воздушным транспортом.

Требования к перевозке труб железнодорожным транспортом приведены в справочном прил. 3, а водным транспортом - в справочном прил. 4.

Основные технические данные по используемым в отрасли видам транспорта и грузоподъемным средствам приведены в справочном прил. 5.

4.76. Выгрузку труб из железнодорожных полувагонов следует осуществлять по двум схемам: полувагон - склад - трубовоз или полувагон - трубовоз.

4.77. Выгрузка труб из полувагонов и погрузка их на транспортные средства должны производиться в следующей последовательности:

полувагоны с трубами подают на место разгрузки;

кран на прирельсовой разгрузочной площадке устанавливают в рабочее положение;

снимают скрутки, крепящие трубы в полувагоне;

крюк со стропом или несколькими стропами подают на середину полувагона;

трубу стропуют, поднимают, перемещают и грузят на трубовоз;

так же выгружают вторую трубу;

уложенные на трубовозе трубы закрепляют.

Основные типоразмеры и количество поставляемых в полувагонах труб приведены в справочном прил. 6.

4.78. При выгрузке труб из полувагонов кран должен устанавливаться между разгружаемым полувагоном и транспортным средством согласно схеме (рис. 8). Просвет Б между хвостовой частью платформы крана и наружным бортом полувагона должен составлять не менее 1 м. Допустимое расстояние С между продольной осью крана и боковой стенкой полувагона равно:


где - ширина полувагона;

- диаметр перевозимых труб.

Значения и для разных кранов приведены в табл. 1.


Рис. 8. Схема выгрузки труб из полувагонов с погрузкой их на транспортные средства


Таблица 1



Диаметр труб и толщина стенки, мм


Марка крана

Радиус, описываемый хвостовой частью, м


1420х18,7


1420х15,8


1220х15,2


1220х12,5


1020х14,0


1020х11,0



Масса трубы, т



8,49



7,26


5,42


4,46


4,17


3,28


КС-3562А

(К-1015)



2,4


-


5,5


5,5

--------

2,9



5,8

-------

3,2


6,1

--------

3,4


7,0

---------

4,3

КС-3561

(К-1014)


2,9

-

-

5,5

--------

2,9


5,9

---------

3,2

6,1

---------

3,4

7,0

---------

4,3

КС-4561

(К-162)


2,9

5,5

--------

3,0


6,2

----------

3,7

7,5

--------

4,9


8,3

--------

5,7

-

-

КС-4361

(К-161)


3,0


5,8

---------

3,3


6,4

---------

3,9

8,0

----------

5,4

8,8

---------

6,2

-

-

КС-5363


3,6

8,5

---------

5,0


9,5

---------

7,0

-

-

-

-

А К-40Т-60

("Либхер"


3,1

7,2

---------

4,7


7,8

--------

5,3

-

-

-

-

-450А

("Фиорентини")

2,7

6,0

---------

3,5


7,1

---------

4,6


8,8

---------

6,2

10,0

---------

7,4

-

-

-790А


3,5

9,0

10,0

-

-

-

-


Примечание. В числителе , м; в знаменателе - , м.


4.79. При разгрузке труб с заводским изоляционным покрытием особое внимание следует уделять сохранности изоляционного покрытия. Не допускается использование канатов, цепей и других грузозахватных устройств, вызывающих повреждения изоляции трубы. Все грузоподъемные средства (их рабочие органы) должны быть оборудованы защитными устройствами.

4.80. Полувагоны подаются под разгрузку рельсовым транспортом. Запрещается применять для перемещения вагонов тракторы, автомобили, трубоукладчики или другие машины нерельсового транспорта.

4.81. При разгрузке труб кранами и погрузке на транспортные средства, а также при складировании труб на прирельсовых и притрассовых складах с помощью трубоукладчиков должны использоваться торцевые захваты, состоящие из 2 и более канатов с крюками на концах и траверсы. Для исключения повреждений концов труб крюки должны быть снабжены губками из мягкого материала.

4.82. Для выполнения подъемно-транспортных операций и перемещения на короткие расстояния секций труб с наружной изоляцией должны применяться мягкие полотенца с трубоукладчиком.

4.83. Для выполнения подъемно-транспортных операций с трубами без изоляции на трубосварочной базе и в трассовых условиях должны применяться трубоукладчики, оснащенные кольцевыми стропами, надеваемыми на трубы удавкой.

4.84. Для автоматической строповки и расстроповки труб и секций труб при их подъеме и перемещении трубоукладчиком следует применять клещевые захваты.

4.85. При выполнении подъемно-транспортных работ на складах, а также при погрузочно-разгрузочных работах допускается использование автоматических захватов.

4.86. Склады для хранения труб должны предусматриваться проектом, сооружаться по типовым техническим решениям и соответствовать требованиям строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР, санитарных норм, другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

4.87. Трубы укладывают в штабель рядами по вертикали и располагают их в седловинах между трубами нижележащего ряда (расстояние между смежными штабелями не менее 1 м). Укладка осуществляется на инвентарные подкладки или спланированную площадку, исключающую повреждение изоляционного покрытия. В качестве основания допускается использовать сборно-разборный стеллаж.

4.88. При укладке в штабеля трубы должны быть расположены в поперечном направлении к проезжей части склада. В зимнее время года, а также в условиях пустынь и полупустынь на торцах труб должны быть инвентарные заглушки.

4.89. Высота штабеля труб при укладке их "в седло" в зависимости от схемного количества рядов труб в штабеле должна определяться в соответствии с "Методикой расчета высоты складирования труб большого диаметра (РД 102-63-87)”, утвержденной Миннефтегазстроем и Минморфлотом СССР.

4.90. При складировании труб запрещается:

укладывать в один штабель трубы разного диаметра;

производить укладку труб верхнего ряда до закрепления труб нижнего ряда;

складировать вместе изолированные и неизолированные трубы;

укладывать трубы в наклонном положении ("ерш") с опиранием поверхности трубы на кромки нижележащих труб.

4.91. Прирельсовые склады должны устраиваться в местах разгрузки труб из железнодорожных полувагонов и платформ для краткосрочного складирования и обладать вместимостью не более 5-10 км труб. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ они должны быть оснащены автокранами, пневмоколесными кранами, кранами-трубоукладчиками. В качестве грузозахватных средств для высокорядного складирования труб (высота штабеля более 3 м) должны использоваться захваты с автоматической строповкой и расстроповкой, а для низкорядного складирования (высота штабеля менее 3 м) - траверсы и торцевые захваты.

4.92. Базисные склады должны устраиваться близ железнодорожных рельсовых путей или водных пристаней в местах массового поступления труб для временного складирования и накопления перед началом строительства и обладать вместимостью до 100 км труб. Средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ для высокорядного складирования должны использоваться козловые и башенные краны, автокраны, гусеничные краны, автоматические захваты, а для низкорядного складирования - автомобильные и пневмоколесные краны, краны-трубоукладчики, торцевые захваты, траверсы и т.д.

4.93. Притрассовые склады должны устраиваться на трубосварочных базах для временного складирования труб и секций перед транспортировкой их на трассу строительства.

При высокорядном складировании в качестве средств механизации следует использовать козловые краны, автокраны, гусеничные краны и автоматические захваты, а при низкорядном - автокраны, пневмоколесные краны, краны-трубоукладчики, торцевые захваты, мягкие полотенца, траверсы и др.

4.94. При складировании труб с изоляционным покрытием места контакта труб с опорными и разделительными стойками должны быть облицованы амортизирующими материалами (дерево, резина и т.д.) для обеспечения сохранности изоляции.

4.95. Для предотвращения раскатывания труб при хранении следует использовать внутреннюю или наружную увязки. В обоих вариантах крайние трубы нижнего ряда необходимо подклинивать с помощью металлического упора, облицованного резиной.

При внутреннем способе увязки в местах соприкосновения торцов труб с увязочными канатами, пропускаемыми внутри трубы, должны быть установлены прокладки (дерево, резина, автопокрышки и др.).

При наружном способе увязки следует использовать стальные канаты; для надежности закрепления крайние трубы должны быть подклинены упорами.

4.96. При складировании секций труб на трубосварочной базе их следует укладывать в один ряд на подкладки или подготовленную площадку, а изолированные - только на подкладки. Крайние секции труб должны быть подклинены упорами.

4.97. Одиночные трубы от пунктов временного складирования до трубосварочных баз должны транспортироваться трубовозами на шасси полноприводных автомобилей УРАЛ-375Е, ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б и др.

Предельное количество труб или секций, перевозимых на подвижном составе, с учетом грузоподъемности транспортных средств, массы труб и допускаемых габаритов приведены в справочном прил. 7, а правила их перевозки - в справочном прил. 8.

4.98. Для перевозки труб в сложных дорожных условиях (с учетом заболоченных участков и болот I типа) следует использовать гусеничный транспорт, в том числе снегоболотоходы типа "Хаски-8", "УРАЛ-5920", БТ-361А.

На болотах I, II и III типов допускается использовать автомобили УРАЛ-375Е, ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б, гусеничные транспортные средства ПТГ-251, БТ-61А и гусеничные транспортеры при наличии временных дорог.

4.99. Перевозку труб и секций длиной 12 и 24 м в горной и предгорной местности на участках с продольными уклонами до 10° следует выполнять трубоплетевозами на базе автомобилей.

На участках с частым чередованием подъемов и опусков с продольными уклонами 10-20° следует применять поезда на гусеничном ходу или использовать автомобили высокой проходимости.

4.100. На особо трудных участках трассы с подъемами более 20° следует использовать дежурные тягачи или тракторные самоходные лебедки.

4.101. В песчано-пустынной местности должны использоваться полноприводные автомобили и гусеничные поезда. Для повышения проходимости поездов в песках на прицепах следует применять арочные шины и пневмокатки.

В барханных песках трубы и секции следует перевозить тракторными поездами, состоящими из гусеничного трактора и 2 колесных роспусков. Поезда должны работать колоннами в составе не менее 2 тракторов.

4.102. Секции труб длиной до 36 м от трубосварочных баз до трассы строительства трубопровода следует перевозить трубоплетевозами на базе автомобилей КрАЗ-255Б, УРАЛ-4320, УРАЛ-375Е, колесных тракторов К-701 и гусеничных тракторов.

4.103. Погрузка секций труб на транспортные средства трубоукладчиками должна выполняться в следующей последовательности:

установка прицепа-роспуска за тягачом на расстоянии, обусловленном длиной перевозимой секции и тяговым канатом;

затормаживание прицепа-роспуска и натягивание каната;

подъем секции трубоукладчиком и погрузка ее на транспортное средство методом продольного натаскивания или поочередной погрузки концов труб на грузовые опоры (коники) тягача и прицепа-роспуска;

увязку перевозимых секций труб.

4.104. Допустимая величина заднего свеса трубных секций при движении по пересеченной местности не должна превышать размеров, указанных в справочном прил. 9.

4.105. При перевозке труб с заводским изоляционным покрытием труботранспортные средства должны быть оборудованы специальными устройствами, имеющими амортизирующие прокладки, предохраняющие наружную поверхность труб от повреждения. Для перевозки труб в несколько рядов между ними должны быть предусмотрены прокладки, исключающие взаимное повреждение труб.

4.106. Секции труб, доставленные к месту производства монтажных работ, должны разгружаться с транспортных средств трубоукладчиками в следующей последовательности:

подъем конца секции трубы на тягаче, поперечное его перемещение с помощью стрелы и опуск на лежки или грунт;

передвижение трубоукладчика к другому концу секции трубы;

подъем, поперечное перемещение и опуск секций на лежки или грунт.

4.107. Разгрузка изолированных секций трубоукладчиком, оснащенным мягким полотенцем или клещевым захватом, должна осуществляться в следующей последовательности:

подъем заднего конца секции и опуск наклоном стрелы на лежку;

перемещение трубоукладчика к другому концу секции;

подъем его и опуск наклоном стрелы на лежку.

4.108. Секции труб следует размещать на трассе в "косую" однорядную раскладку, т.е. под острым углом к оси трубопровода.

4.109. При транспортировке труб или трубных секций вдоль трассы расстояние от следа движения трубовоза до бровки траншеи должно быть более 1 м.

4.110. При развозке вдоль трассы трубы и секции следует укладывать на расстоянии 1,5 м от бровки траншеи.

4.111. Трубы и секции, уложенные на поперечных склонах свыше 5°, во избежание скатывания или сползания должны быть закреплены.


Изоляционно-укладочные работы


4.112. Изоляционно-укладочные работы изоляционной и очистной машинами (или комбайном для очистки и изоляции трубопровода) и колонной трубоукладчиков должны осуществляться:

совмещенным способом, при котором работы по очистке, изоляции и укладке трубопровода следует производить в едином технологическом потоке узким подвижным фронтом;

раздельным способом, при котором ведение очистки и изоляции трубопровода опережает укладочные работы.

4.113. Как правило, изоляционно-укладочные работы должны выполняться совмещенным способом.

Схемы размещения механизмов в колонны при использовании очистной и изоляционной машин приведены на рис.9, а при использовании комбайна - на рис.10. Расстояния между трубоукладчиками и группами трубоукладчиков приведены в табл. 2.



Рис. 9. Схемы расположения трубоукладчиков и машин в изоляционно-укладочной колонне при совмещенном способе производства работ для трубопроводов различных диаметров:

а - 529-820 мм; б - 1020 мм; в - 1220 мм; г - 1420 мм; ОЧ - очистная машина; ИЗ - изоляционная машина; СТ - сушильная установка; - расстояния между трубоукладчиками и группами трубоукладчиков



Рис. 10. Схемы расстановки трубоукладчиков и машин в изоляционно-укладочной колонне при совмещенном способе производства работ для трубопроводов различных диаметров:

а - 529-820 мм; б - 1020 мм; в - 1220 мм; г - 1420 мм; СТ - сушильная установка; К - комбайн для очистки и изоляции трубопровода; - расстояния между трубоукладчиками и группами трубоукладчиков


Таблица 2



Диаметр трубопровода, мм


Схема

(см. рис. 9

и рис. 10)


Расстояние между трубоукладчиками (группами), м



Максимально допустимое расстояние между очистной и изоляционной машинами, м




529



а


15-20


10-15


35

720-820


б

20-25

15-20

45

1020


б

20-25

15-25

50

1220

в

25-35

20-30

65


1420


г

35-50

30-45

100

Закрыть

Строительный каталог