ВСН 139-80, часть 5
5.113. Ввиду ускоряющего действия хлористого кальция на процесс схватывания цемента оптимальную величину этой добавки следует устанавливать опытным путем с учетом времени для доставки бетонной смеси на место укладки, ее уплотнения и отделки поверхности покрытия.
5.114. По бетонному покрытию, построенному в температурных условиях, указанных в п.п. 5.108 и 5.110 Инструкции, движение транспортных средств разрешается открывать, когда бетон достигнет прочности не менее 100% проектной.
6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА БЕТОННОЙ СМЕСИ, БЕТОНА И СТРОИТЕЛЬСТВА БЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ (ОСНОВАНИЯ)
6.1. При строительстве бетонного покрытия (основания) должен осуществляться систематический контроль за соблюдением требований нормативно-технических документов. Контроль возлагается на инженерно-технический персонал, руководящий работами, и на лабораторию, осуществляющую его в соответствии с положением о лабораториях в дорожно-строительных организациях.
6.2. При приготовлении и укладке бетонной смеси лаборатория должна контролировать:
качество материалов;
состав бетона и назначение дозировки материалов;
правильность хранения материалов;
приготовление бетонной смеси, ее однородность, подвижность и жесткость;
объем вовлеченного в бетонную смесь воздуха на месте приготовления и укладки;
соответствие прочности и морозостойкости бетона заданной марке путем изготовления и испытания контрольных образцов;
транспортирование, распределение и уплотнение бетонной смеси, отделку покрытия, включая устойчивость кромок и боковых граней, толщину и ширину покрытия после прохода скользящей опалубки;
условия твердения и набор прочности бетона в заданные сроки;
ведение технической отчетности по контролю качества материалов, приготовления смеси и прочности бетона.
Проверка качества и испытание материалов
6.3. Все материалы для бетона (цемент, песок, крупный заполнитель, вода и добавки) при поступлении на строительство должна проверять лаборатория ЦБЗ или Центральная лаборатория. Качество материалов следует проверять по паспортам, внешним осмотром, а также путем отбора проб материалов и последующего их испытания в лаборатории в соответствии со стандартами.
6.4. Контроль качества цемента следует проводить при поступлении каждой партии, а при длительном хранении - через каждый месяц после первого. В последнем случае необходимо провести не менее чем по одному испытанию для определения нормальной густоты и сроков схватывания цементного теста, равномерности изменения объема, тонкости помола и активности цемента.
6.5. Контроль качества песка следует проводить путем определения не менее 1 раза в смену влажности, зернового состава, модуля крупности, содержания пылеватых и глинистых частиц отмучиванием. Влажность песка следует определять дополнительно после дождя или ее явного изменения.
6.6. Контроль качества крупного заполнителя заключается в определении не менее 1 раза в смену влажности, зернового состава, в том числе содержания частиц мельче 5 мм, если их не отгрохочивают, и содержания пылевых и глинистых частиц. Остальные испытания крупного заполнителя (содержание зерен лещадной и игловатой форм, предел прочности при сжатии исходной горной породы, потери массы исходной горной породы, содержание зерен слабых пород и морозостойкость) на строительстве следует производить в том случае, если при визуальном осмотре партии прибывшего заполнителя установлены очевидные несоответствия с паспортными данными. Влажность крупного заполнителя следует определять дополнительно после дождя или ее явного изменения.
6.7. Концентрацию рабочих растворов добавок ПАВ следует контролировать не менее 1 раза в смену и после приготовления новой порции раствора в расходной емкости.
Контроль приготовления, однородности и
подвижности (жесткости) бетонной смеси
6.8. Бетонную смесь следует приготавливать только в исправных, отрегулированных смесителях; дозировочные устройства должны быть проверены перед началом работ и, если необходимо, отрегулированы.
6.9. Контроль однородности бетонной смеси визуальным осмотром и при необходимости регулирование приборов дозирования и режима перемешивания следует проводить периодически, но не реже 2 раз в смену.
6.10. Контрольные проверки дозаторов следует производить в процессе работы завода не реже 1 раза в месяц и оформлять актами. Независимо от этого все весовые устройства должны проходить плановую проверку в установленные сроки, а также после ремонта.
6.11. Правильность дозирования материалов должна контролироваться согласно рабочему составу бетона. Следует проверять последовательность загрузки всех материалов, продолжительность перемешивания, однородность и подвижность (жесткость) бетонной смеси. Подвижность (жесткость) следует проверять также при каждом переходе на новый состав бетона или новые партии цемента и заполнителей.
Особое внимание следует уделять контролю дозирования цемента, воды и растворов добавок ПАВ.
6.12. В случае отклонения от заданной дозировки или других отступлений представитель лаборатории должен немедленно уведомить руководителя работ и принять меры к устранению причин отклонений.
6.13. Выданный лабораторией рабочий состав бетона следует исправлять при изменении влажности мелкого и крупного заполнителей более чем на 1%.
6.14. При одних и тех же материалах и их правильной дозировке подвижность (жесткость) бетонной смеси, а также объем вовлеченного воздуха и объемная масса должны быть постоянными. Отклонения от заданных подвижности (жесткости) и объема вовлеченного воздуха свидетельствуют о нарушении дозировки материалов или их качества (зернового состава, влажности) и требуют немедленного вмешательства лаборатории.
6.15. Подвижность (жесткость) смеси на бетонном заводе определяется в соответствии с ГОСТ на дорожный бетон не менее 2 раз в смену, а также в случае явного изменения свойств бетонной смеси.
Для определения подвижности (жесткости) бетонной смеси из произвольно выбранных замесов, но не в начале и в конце смены, следует отбирать две пробы с интервалом в 3 -4 ч.
6.16. Для получения качественного бетона, обеспечения принятой производительности машин, строящих покрытие, необходимо приготавливать смесь такой подвижности (жесткости), которая в момент укладки соответствует уплотняющей способности бетоноукладочных машин.
6.17. Количество вовлеченного в смесь воздуха должно контролироваться не реже двух раз в смену на бетонном заводе в соответствии с ГОСТ на дорожный бетон или приложением 2 Инструкции. Пробы бетонной смеси для этого следует отбирать с учетом указаний п. 6.15 Инструкции.
6.18. При необходимости (например, при значительном расхождении между фактическими показателями подвижности и соответствующими показателями, указанными в выданном лабораторией составе), но не менее 1 раза в две смены с отбором не менее двух проб разрешается определять состав бетонной смеси способом мокрого рассева.
Для этого среднюю пробу бетонной смеси в количестве 10 кг после тщательного перемешивания следует разделить на две части и каждую часть взвесить.
Первую часть при непрерывном перемешивании необходимо быстро высушить до потери влаги, охладить и взвесить. Общую влажность бетонной смеси, включая влагу, содержащуюся в каменных материалах, следует определять по формуле:
где -масса смеси до высушивания;
-масса смеси после высушивания.
Вторую часть необходимо промыть в проточной воде в сосуде высотой около 30 см так, чтобы удалился весь цемент. Промывать следует до тех пор, пока вода не станет чистой, но не более 20 мин. После этого пробу следует высушить, охладить и взвесить. Высушенный остаток даст суммарную массу мелкого и крупного заполнителя; ее необходимо просеять и определить зерновой состав. Вычитая из навески бетонной смеси массу воды и заполнителей, определяют количество цемента.
Для точности определения параллельно с отбором пробы бетонной смеси необходимо взять (из бункера или с транспортерной ленты) пробы заполнителей, идущие в замес, в количестве 5 -10 кг, их высушить, определить влажность и водопоглощение (для щебня), зерновой состав, содержание отмучиваемых частиц. Количество воды затворения в бетонной смеси необходимо определять с учетом влажности и водопоглощения щебня.
Чтобы установить содержание цемента, из общего количества отмытых частиц следует вычесть количество отмучиваемых частиц в заполнителе.
6.19. Объемную массу бетонной смеси при необходимости следует контролировать на ЦБЗ не реже 1 раза в смену и во всех случаях изменения дозировки компонентов в соответствии с ГОСТ на дорожный бетон.
6.20. Ежедневно следует сверять количество бетонной смеси, отпущенной с завода и уложенной в покрытие. При расхождении свыше 3% производят тщательную проверку, чтобы установить причины расхождения и устранить их.
Контроль прочности и морозостойкости бетона
6.21. Контроль прочности бетона должен производиться с использованием статистических* и нестатистических методов и включать: изготовление контрольных образцов из бетонной смеси и их испытание в установленные сроки, оценку и регулирование прочности. Снижение предела прочности бетона от проектной марки в возрасте 28 сут (среднего значения предела прочности бетона в серии) при нестатистическом контроле не должно превышать 10% при испытании на сжатие.
________________
* По специальным указаниям.
6.22. Контроль прочности бетона должен проводиться на заводе и непосредственно на месте укладки. Контроль прочности бетона в готовом покрытии допускается осуществлять либо с помощью кернов, либо ультразвуковым импульсным методом.
6.23. Пробы для изготовления образцов на ЦБЗ следует отбирать каждую смену независимо от объема изготовленного и уложенного бетона в соответствии с указаниями п. 6.15 Инструкции.
В соответствии с указаниями СНиП по производству и приемке работ при строительстве автомобильных дорог при темпах строительства не менее 400 м в смену, для контроля прочности бетона на ЦБЗ следует изготавливать в рабочую смену две серии образцов, состоящие из трех балок размером 15 ´ 15 ´ 60 см каждая. На месте укладки допускается изготавливать одну серию образцов, состоящую из трех балок размером 15 ´ 15 ´ 60 см. При меньших темпах строительства серию образцов из трех балок размером 15 ´ 15 ´ 60 см для испытания на растяжение при изгибе необходимо изготавливать на каждые 200 м3 бетонной смеси, но не реже 1 раза в смену.
6.24. Для ускорения контроля прочности допускается испытывать бетон в возрасте трех-семи суток. В этом случае необходимо опытным путем установить переходный коэффициент от прочности бетона в возрасте трех-семи суток и прочности бетона в возрасте 28 сут по аналогии с установлением масштабного коэффициента в соответствии с ГОСТ на методы определения прочности бетона.
6.25. Проба смеси для испытаний на прочность должна отражать действительные свойства бетона. На ЦБЗ ее следует отбирать при выгрузке из смесителя (из кузова автомобиля), а на месте укладки - после выгрузки и распределения смеси на основание.
6.26. Ежемесячно и ежегодно качество выпускаемой на ЦБЗ смеси допускается оценивать по однородности бетона по результатам испытаний контрольных образцов-балок.
В качестве показателя однородности бетона по прочности следует использовать коэффициент вариации (показатель изменчивости), определяемый по формуле:
где -среднее квадратическое отклонение;
-среднее арифметическое значение предела прочности бетона.
Среднее арифметическое значение предела прочности определяется по частным результатам испытания контрольных образцов-балок за определенный период работы ЦБЗ (месяц или год) по формуле:
где -сумма всех без исключения частных значений предела прочности бетона на растяжение при изгибе за тот же период;
-число этих частных определений.
Среднее квадратическое отклонение определяется по формуле:
где -частное значение предела прочности бетона.
Примечание. При <30 в знаменателе формулы для вычисления ставится число, равное .
В зависимости от величин коэффициента вариации прочности допускается устанавливать следующие оценки качества бетона на ЦБЗ:
отлично - при коэффициенте вариации не более 10%;
хорошо - при коэффициенте вариации не более 13,5% ;
удовлетворительно - при коэффициенте вариации не более 15%.
6.27. При определении прочности бетона в готовом покрытии (основании) с помощью кернов их механические испытания следует проводить по методике, изложенной в приложении 4 к Инструкции. Для определения механической прочности бетона на 1 км должно быть взято не менее 3 кернов.
6.28. Керны разрешается испытывать на растяжение при раскалывании, так как при этом путем простого пересчета (умножением на переходный коэффициент) получают приведенное значение предела прочности бетона на растяжение при изгибе.
6.29. Испытания прочности бутона в готовом покрытии неразрушающим методом с помощью ультразвука следует проводить в соответствии с ГОСТ на ультразвуковой метод определения прочности. Этим методом разрешается испытывать бетонные покрытия любой протяженности, но не менее 1 км.
6.30. Морозостойкость бетона в процессе строительства должна проверяться в соответствии с указаниями ГОСТ на методы определения морозостойкости.
Контроль однородности и подвижности бетонной смеси на месте укладки
6.31. Соответствие подвижности (жесткости) смеси уплотняющей способности бетоноотделочных машин служит решающим условием, гарантирующим качество бетона в покрытии. В случае завышенной подвижности смеси поверхностный слой бетонного покрытия может оказаться ослабленным; при недостаточной ее подвижности не будут достигнуты требуемые уплотнение и отделка, а также ровность покрытия.
6.32. Подвижность (жесткость) бетонной смеси на месте укладки следует определять не менее одного раза на каждые 100 м покрытия, а также дополнительно в случае ее явного изменения.
6.33. При уплотнении смеси машинами Д-376 и ДБО-7,5 необходимо следить, чтобы на поверхности бетона не создавался излишний слой раствора и цементного теста с избытком воды (что возможно при повышенной подвижности смеси). В этом случае следует немедленно внести изменения в состав бетонной смеси.
6.34. При пониженной подвижности смеси, укладываемой бетоноукладчиком со скользящей опалубкой, следует скорость движения бетоноукладчика привести в соответствие с фактической подвижностью смеси. В случае применения бетоноукладчиков, передвигающихся по рельс-формам, при пониженной подвижности смеси допускается многократное повторное ее уплотнение за несколько проходов машины.
6.35. При поступлении бетонной смеси, фактическая подвижность (жесткость) которой не соответствует заданной, а также при обнаружении других дефектов (расслоение, большое водоотделение, неудовлетворительная удобообрабатываемость) лаборатория должна немедленно внести соответствующие изменения в рабочий состав бетонной смеси.
6.36. Контроль объема вовлеченного в бетонную смесь воздуха на месте бетонирования должен производиться не реже 1 раза в смену и не менее 1 раза на каждые 200 м покрытия.
Контроль подготовки основания, уплотнения
бетонной смеси и отделки покрытия
6.37. При строительстве основания и выравнивающего слоя следует проверять качество и степень их уплотнения, соответствие поперечного профиля проекту, ровность, правильность и надежность установки копирных струн и рельс-форм, обеспечивающих получение бетонного покрытия требуемой ровности и толщины.
6.3 8. Непосредственно перед укладкой смеси следует проверять достаточность увлажнения выравнивающего слоя из необработанного песка или песчаного основания для предупреждения отсоса воды из бетона.
6.39. При уплотнении бетона и отделке поверхности покрытия должен проводиться систематический контроль устойчивости кромок и боковых граней и толщины покрытия, качества уплотнения, отделки и ровности поверхности покрытия.
6.40. При устройстве деформационных швов следует проверять своевременность нарезки, соблюдение геометрических размеров паза, качество кромок, подготовку паза для заполнения герметирующими материалами и процесс заполнения.
6.41. При уходе за бетоном следует вести журнал, проверять своевременность выполнения мероприятий по уходу, защитную способность пленкообразующих материалов, достаточность принятых мер по уходу, чтобы предотвратить появление температурно-усадочных трещин.
6.42. Качество ухода за бетоном с применением пленкообразующих материалов следует проверять не менее двух раз в смену, а также дополнительно в сомнительных случаях на участках покрытия размером 20 ´ 20 см. Для этого сформировавшуюся на бетоне пленку необходимо промыть водой и удалить оставшуюся влагу, впитывая ее чистой ветошью. По подготовленной таким образом поверхности следует разлить 10%-ный раствор соляной кислоты или 1%-ный раствор фенолфталеина. Вспенивание или покраснение допустимо не более чем в двух точках на 100 см2 поверхности пленки. В противном случае необходимо поверхность дополнительно покрыть слоем пленкообразующего материала.
7. ПРИЕМКА РАБОТ
7.1. Приемка работ должна производиться в соответствии с требованиями СНиП по строительству автомобильных дорог с нижеследующих указаний.
Приемке подлежат: скрытые работы с целью определения возможности дальнейшего производства работ; законченные конструктивные элементы, перечень которых приведен в разделах Инструкции; законченное бетонное покрытие.
Приемка скрытых работ должна быть повторена, если последующие работы будут начаты с большим перерывом.
7.2. При строительстве бетонных покрытий, приемке с составлением актов освидетельствования скрытых работ и оценкой их качества и соответствия проекту подлежат: подготовка основания и устройство выравнивающего слоя; установка в покрытие закладных элементов швов (прокладок, штырей, крепления) и арматуры; установки рельс-форм или копирных струн.
7.3. Покрытие следует принимать, как правило, по достижении бетоном проектной прочности. Покрытие должно быть предъявлено к приемке с очищенной поверхностью. Мелкие дефекты (неровности, раковины) необходимо устранить.
7.4. Проверку соответствия выполненных работ проекту, СНиП по строительству автомобильных дорог, а также данной Инструкции следует проводить с применением геодезических инструментов.
Вертикальные отметки продольного и поперечного уклонов сверяют с проектными нивелиром, а поперечный уклон - шаблоном.
7.5. Качество бетонных работ и прочность покрытия необходимо проверять и оценивать: по материалам технического контроля на ЦБЗ и на месте укладки; наружным осмотром бетонного покрытия в местах вскрытий; испытанием (при необходимости) бетонных образцов-кернов, взятых из покрытия.
На отобранные керны следует составлять акты с указанием времени и места их взятия.
7.6. При приемке законченного бетонного покрытия необходимо проверять:
качество исходных материалов и их соответствие проекту, состав смеси, соблюдение технологического режима приготовления смеси (по данным лабораторной документации для принимаемых участков покрытия и текущего технического контроля в процессе работ);
состояние поверхности покрытия - наличие неровностей, раковин, наплывов, трещин, правильность устройства и разделки швов, отделку краев покрытия (тщательным внешним осмотром всего принимаемого участка покрытия);
правильность установки рельс-форм или копирных струн, арматуры и конструкций швов расширения и сжатия (по данным актов промежуточной приемки скрытых работ и журналов технического контроля в процессе работ);
качество бетона (по данным лабораторных испытаний образцов, хранившихся в стандартных и в одинаковых условиях с построенным бетонным сокрытием). При необходимости для установления качества бетона, его структуры, прочности и толщины покрытия по назначению приемочной комиссии следует также высверливать керны на каждом километре покрытия не менее трех, диаметром не менее 130 мм, на расстояниях в поперечном сечении: 0,5 м от наружных краев покрытия и 0,5 м от его продольной оси;
толщину краев покрытия на каждом пикете;
ширину покрытия - один раз на пикет;
продольный профиль - контрольным нивелированием не менее чем 10% сдаваемого участка;
ровность в продольном направлении и поперечные уклоны - на 10 -15% длины сдаваемого участка дороги захватками длиной по 300 -400 м, выбираемыми при визуальном осмотре либо на основе графической записи, получаемой с помощью автомобильной установки ПКРС-2.
На каждой захватке через равные расстояния следует выполнить 100 -130 измерений просветов или непрерывную графическую запись неровностей на расстоянии 0,75 -1 м от кромки полосы движения; 80 -100 измерений поперечных уклонов рейкой с уровнем.
Разницу в уровне поверхности покрытия у стыков смежных плит необходимо контролировать не менее чем на трех стыках каждого пикета; на каждом стыке следует замерять просветы в двух местах: у оси и на расстоянии 0,75 -1 м от кромки.
7.7 . Допускаемые отклонения от проектных размеров при приемке должны соответствовать требованиям СНиП по строительству автомобильных дорог.
7.8. Ровность покрытий и оснований в процессе их строительства (операционный контроль) следует проверять трехметровой рейкой с клином (промерником), стрелочным прибором или передвижными многоопорными рейками.
7.9. При инспекционном и приемочном контроле просветы под рейкой с клином (промерником) следует измерять в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга. Прикладывать рейку к поверхности покрытия следует через равные расстояния.
7.10. При инспекционном и приемочном контроле ровности разрешается также использовать передвижные двухопорные рейки. Такие рейки следует применять только после схватывания бетона (не ранее чем через 10 -12 ч). В этих случаях ровность должна оцениваться непосредственно по показаниям передвижных двухопорных реек либо по показаниям, переведенным в показания обычной рейки с клином, по уравнениям, имеющимся в инструкции по работе с передвижной двухопорной рейкой ПКР-1 для контроля ровности дорожных покрытий.
Для аналогичных целей разрешается использовать передвижные многоопорные рейки с записывающим устройством. Их показания следует переводить в показания обычной рейки с клином по уравнениям, приведенным в инструкции по работе с передвижной многоопорной рейкой ПКР-4М для контроля ровности дорожных покрытий, либо оценку следует производить непосредственно по результатам измерений.
7.11. С помощью перечисленных в п.п. 7.8 -7.10 приборов следует контролировать параметры единичных неровностей (операционный контроль) либо производить детальный статистический контроль ровности участков небольшого протяжения. Для предварительного контроля ровности на участках значительного протяжения (2 -50 км и более) разрешается использовать автомобильные установки типа ПКРС. Полученная графическая запись показателя ровности в одном из режимов позволяет наметить места для детальных измерений с помощью реек, так как между показаниями ПКРС и рейками существует приближенная корреляционная зависимость.
7.12. У бетонных покрытий следует оценивать также качество отделки поверхности и швов. Когда оценки ровности поверхности, отделки поверхности и швов разные, общую оценку качества принимаемого покрытия устанавливают по низшему показателю.
7.13. При определении алгебраической разности отклонений отметок точек в случае невозможности высотной привязки ровность следует контролировать по разности между вычисленной и полученной при нивелировании относительным отметкам на средней из каждых трех соседних точек. Этот способ не следует применять в местах перелома продольного профиля.
7.14. Все дефекты, отмеченные при приемке, а также отступления от проекта с указанием их количества и размеров должны быть занесены в акт с заключением о качестве работ. Указанные в акте дефекты необходимо устранить в сроки, назначенные комиссией.
8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ БЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ
Общие положения
8.1. При строительстве бетонных покрытий и оснований следует соблюдать Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и требования СНиП “Техника безопасности в строительстве”, а также правила техники безопасности, изложенные в инструкциях по эксплуатации соответствующих машин.
8.2. Мероприятия по ограничению и устранению вредного воздействия производственных шумов и вибрации следует осуществлять в соответствии с Временными санитарными нормами и правилами по ограничению шума на производстве и Временными санитарными правилами и нормами по ограничению вибрации рабочего места, утвержденными Госсанинспекцией СССР.
Требования техники безопасности на бетонном заводе
8.3. К работе на машинах и установках ЦБЗ следует допускать лиц, достигших 18 лет, имеющих удостоверение на право управления машинами, прошедших медицинский осмотр и необходимый инструктаж на рабочем месте.
Курсовое обучение по технике безопасности должно быть организовано администрацией. Результаты инструктажа и обучения следует фиксировать в соответствующих документах.
8.4. Площадки для ЦБЗ надлежит выбирать в соответствии с общими правилами, изложенными в СНиП по технике безопасности в строительстве.
В населенных пунктах территория ЦБЗ должна быть ограждена.
Территория ЦБЗ, проезды, проходы, галереи и рабочие места должны быть в темное время суток и при плохой видимости хорошо освещены.
8.5. ЦБЗ должны быть оборудованы средствами тушения пожара. Все противопожарные мероприятия, осуществляемые на территории ЦБЗ, подлежат согласованию с местным отделением Госпожнадзора. Места, опасные в пожарном отношении (компрессорная установка, узел по приготовлению добавок, источники питания бетоносмесительных установок и т.д.), должны быть снабжены противопожарным оборудованием.
8.6. Лицам, не связанным с обслуживанием машин и установок ЦБЗ, запрещается находиться в зоне работ.
8.7. На ЦБЗ рабочие и операторы цементных складов должны работать в респираторах, защитных очках и спецодежде.
8.8. Рабочие площадки заводов, переходы, галереи, лестницы должны быть чистыми. Запрещается загромождать рабочие площадки. Места, загрязняемые цементной пылью, должны регулярно очищаться.
8.9. Перед началом работы машинист должен проверить состояние машины и устранить неисправности, убедиться в отсутствии в машинах и на транспортерных лентах посторонних предметов, осмотреть приводную и натяжную станции конвейерной линии, роликовые опоры, проверить состояние мест погрузки и выгрузки, подготовленность их к приему и выдаче материалов, а также состояние загрузочных и разгрузочных устройств.
В случае готовности завода к работе сменный мастер обязан сделать запись в книге дежурств, которая ежедневно должна проверяться дежурным механиком.
8.10. Перед пуском завода необходимо дать установленный звуковой сигнал и включить на 1 -2 с электродвигатели (предупредительный пуск). После предупредительного пуска и паузы в 10 -15 с электродвигатели разрешается включать для работы под нагрузкой. Запрещается работа при поврежденных сигнальных устройствах.
После пуска двигателей разрешается открывать заслонки питающих бункеров, воронок, течек и пускать в работу дозирующие устройства.
8.11. Части трансмиссий (ремни, канаты, цепи, валы и т.д.) должны быть ограждены на высоту не менее 2 м от пола и иметь сплошную обшивку снизу не менее 10 см от пола при металлической зашивке и 20 см при деревянной; горизонтально расположенные трансмиссии следует ограждать со всех сторон.
Проходы под трансмиссиями должны быть высотой не менее 2 м и ограждены прочной надежно укрепленной конструкцией.
8.12. Транспортерные галереи должны быть оборудованы системой экстренной остановки.
8.13. При установке конвейеров в галереях, навесах и траншеях необходимо оставить проход не менее 0,75 м между стенкой и наиболее выступающей частью конвейера. Расстояние между наиболее высокой частью конвейера и потолком должно быть не менее 0,6 м, а между рабочей ветвью конвейерной ленты и полом - не менее 0,8 м. Конвейерная галерея должна быть освещена.
Переходы через конвейерные линии значительной длины должны устраиваться в виде мостков шириной не менее 1 м, огражденных прочными перилами.
Проходы и проезды под конвейерной линией должны быть защищены от случайного падения грузов прочными навесами и козырьками.
8.14. При длительных остановках конвейера ленту нужно полностью освободить от транспортируемого материала.
8.15. Запрещается перемещать на ленте людей, оборудование и детали машин.
8.16. В конце рабочей смены при выключенных машинах конвейерную ленту, ролики и барабаны приводной и натяжной станции следует очищать от грязи и материала.
8.17. Пуск конвейеров всех типов разрешается только обслуживающим их лицам.
8.18. Автомобили-самосвалы следует направлять под погрузку бетонной смеси по звуковому или световому сигналу, подаваемому оператором ЦБЗ. Запрещается производить работы при неисправных сигнальных устройствах.
8.19. Место подъезда автомобилей-самосвалов под погрузку следует очищать от бетонной смеси после окончания смены и в период длительных перерывов.
8.20. На ЦБЗ для рабочих должны быть предусмотрены душевые с горячей и холодной водой, умывальники, туалеты, помещения с индивидуальными шкафами для хранения личной одежды и спецодежды, помещения с аптечками и баками с питьевой водой, места отдыха.
Требования техники безопасности при
строительстве покрытий и оснований
8.21. До начала работ по строительству покрытий необходимо: построить подъездные пути и объезды; на границах участков выставить дорожные знаки и предупредительные надписи; оградить участок работ; направить движение транспортных средств в объезд; наметить безопасную для людей, занятых на укладке, схему заезда и выезда из зоны работы автомобилей-самосвалов, подвозящих бетонную смесь.
8.22. Запрещается посторонним людям находиться в зоне работы машин, строящих покрытие, и автомобилей-самосвалов.
8.23. В зоне укладки движение автомобилей-самосвалов разрешается только по сигналу приемщика бетонной смеси; перед началом движения водитель автомобиля-самосвала обязан подать звуковой сигнал.
8.24. Поднятые кузова автомобилей-самосвалов следует очищать скребками или лопатами с удлиненной рукояткой. Рабочие, производящие очистку, должны находиться на земле или на специальном помосте.
8.25. К управлению машинами допускаются машинисты, получившие удостоверение установленной формы, знающие конструкцию, правила управления и эксплуатации данной машины и двигателя, а также правила техники безопасности.
8.26. На площадке управления машиной запрещается находиться кому-либо, кроме машиниста и его помощника.
8.27. Нельзя работать на неисправной машине, смазывать или ремонтировать ее на ходу. Все работы по техническому обслуживанию должны выполняться на остановленной машине.
8.28. При совместной работе бетонораспределительной и бетоноотделочной машин дистанция между ними должна быть не менее 10 м. До остановки машин запрещается находиться обслуживающему персоналу между ними.
8.29. При работе ночью должно быть обеспечено надлежащее освещение машины и рабочего места.