ТСН МУ-97 МО, часть 3

5.6. Для технолого-гигиенической оценки новых реагентов и материалов необходимо руководствоваться следующими основными критериями:

продукция должна соответствовать свойствам, заявленным изготовителем, в том числе по:

- технологическому назначению,

- составу,

- физико-химическим свойствам,

- гигиеническим характеристикам;

продукция в процессе эксплуатации не должна:

- оказывать вредное действие на объекты окружающей среды (водные объекты, почву, воздух, пищевые продукты, жилище) и здоровье населения,

- ухудшать показатели качества воды,

- приводить к поступлению в воду веществ в опасных концентрациях, в случае миграции химических веществ, концентрация их в воде не должна превышать допустимые уровни,

- оказывать влияние на развитие микрофлоры в воде и/или на конструкционных материалах,

- влиять на процессы самоочищения водных объектов;

при использовании химических, физических и биологических методов очистки и обеззараживания воды не должны образовываться продукты трансформации в концентрациях, превышающих их гигиенические нормативы.

Дополнительным критерием безопасности является режим миграции (трансформации) веществ во времени - убывающий, стабильный, возрастающий.

5.7. Объем исследований зависит от вида сертификации - первичной или повторной.

При первичной сертификации реагентов, применяемых в водоснабжении и водоотведении, таких как флокулянты, коагулянты, антинакипины, антикоррозионные средства, стабилизаторы, и др., обязательным разделом гигиенической оценки является обоснование их ПДК в воде. Обоснование ПДК проводится в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными за N 01-19/10-11 от 04.08.92 Госсанэпиднадзором России.

При повторной сертификации - в случае изменения технологии, строительства нового предприятия, цеха по производству уже сертифицированной продукции, поставки из новой страны, а также при необходимости сравнения нескольких образцов при конкурсных испытаниях - оценка реагента проводится по сокращенной программе, которая включает:

проверку идентичности химического состава,

наличие и концентрацию примесей, обнаруженных при первичной сертификации,

определение пороговой и недействующей концентраций (доз) по лимитирующему признаку вредности, установленному при нормировании сертифицируемого образца,

сравнительную токсичность первичного и нового образцов (или всех сравниваемых образцов при конкурсных испытаниях) по данным биотестирования.

5.8. Изготовитель продукции (заявитель) подает в орган сертификации заявку на проведение сертификации реагента и представляет на рассмотрение материалы, в которых должны быть отражены следующие данные:

назначение, область и условия применения;

количественное содержание каждого компонента в продукции;

ее отдельных рецептурах;

наличие четкого указания о маркировке материала и условия хранения.

5.9. Исследования всех реагентов обязательно должны включать следующие этапы:

изучение химического состава основного вещества, с целью определения его соответствия представляемым документам. В отношении полимерных материалов определяется молекулярная масса, степень однородности состава по молекулярно массовому распределению, наличие и содержание олигомеров. Определяется соответствие состава вещества предъявленному паспорту (или ГОСТу, ТУ);

определение содержания примесей в реагенте. Контролю подлежит содержание исходных и промежуточных продуктов синтеза, тяжелых металлов, стабилизаторов, пластификаторов и т.д. Особое внимание уделяется содержанию мономеров в полимерных продуктах. Устанавливается концентрация примесей в мг/кг продукта.

Примеси определяют путем экстракции как водой, так и органическими растворителями. Определяют их содержание в мг/кг продукта;

анализ примесей, которые могут поступить в воду в процессе применения реагента. Для этого реагент растворяется в воде в количестве, позволяющем определить предполагаемые примеси в концентрациях, которые находятся в пределах чувствительности аналитических методов.

Состав и свойства экстрагирующей воды (дистиллированная, стандартизованная водопроводная ) зависят от методов химического анализа.

Время экспозиции 1 - 24 часа - в зависимости от условий применения реагента и свойств примесей, которые предположительно могут экстрагироваться водой (растворимость, стабильность, летучесть). Рассчитываются концентрации выявленных примесей, которые могут образоваться в воде при содержании в ней реагента на уровне 3-5 рабочих доз.

Результаты, представленные в мг/л воды, сопоставляются с ПДК или ОДУ обнаруженных веществ и оценивается опасность примесей или необходимость их нормирования,

изучение стабильности реагента с обязательным определением продуктов трансформации под воздействием факторов, которым он реально подвергается в процессе водоподготовки и водоочистки. Особое внимание уделяется опасности образования продуктов трансформации при хлорировании воды,

определение сравнительной токсичности реагента и продуктов его трансформации для гидробионтов. Биотестирование проводится в соответствии с Методическим руководством по биотестированию воды N РД-118-02-90.

Опыт показал, что тестирование флокулянтов нецелесообразно проводить на Dafnia magna, т.к. полимерные соединения оказывают на них не химически, а физически вредное воздействие за счет адсорбции на дыхательных и двигательных органах и в результате происходит обездвиживание особей. Это воздействие тем сильнее, чем выше флокулирующие свойства реагента, но не зависит от его токсичности. Более показательны данные о токсичности на фотобактериях и по результатам изучения динамики БПК.

Для других видов реагентов наиболее показательны результаты тестирования на Dafnia Magna в течение 96 часов.

5.10. Гигиеническая оценка результатов исследования реагентов, применяемых в водоснабжении, осуществляется по следующим критериям:

стабильность и степень однородности состава;

соотношение рабочих доз и величины пороговой концентрации по токсикологическому признаку вредности (ПКтокс).

Если ПКтокс ниже 2-3 кратной величины рабочей дозы - реагент не рекомендуется к применению;

класс опасности;

Разрешается применять в качестве реагентов в водоснабжении только вещества 3-4 классов опасности; для очистки сточных вод допустимо применение веществ 2 класса опасности;

содержание примесей;

При условиях, в наибольшей мере способствующих их поступлению в воду, концентрация не должна превышать 1/2 ПДК в расчете на 3-х кратную рабочую дозу реагента; при этом исходят из предположения, что при применении реагента примеси полностью экстрагируются из него и растворяются в воде;

опасность продуктов трансформации;

В процессе трансформации реагентов не должны образовываться вещества, более опасные, чем исходные и в концентрациях, превышающих их ПДК.

5.11. Порядок выдачи гигиенических сертификатов.

На новую продукцию, требующую дополнительных натурных испытаний или вызывающую необходимость пролонгированных исследований (например, изучения стабильности реагентов в окружающей среде, длительных исследований процессов старения и т.п.) выдается временный сертификат сроком на 1 год.

По истечении 1 года и при окончании дополнительных испытаний при условии соблюдения условий производства и применения, выдается сертификат на срок, оговоренный в Российском законодательстве.

В сертификате указывается величина ПДК реагента, максимальная рабочая доза в водоподготовке, допустимая величина остаточного количества, дополнительные химические показатели, подлежащие контролю в очищенной воде (например, содержание мономера или продукта трансформации).

5.12. Программа испытаний при технолого-гигиенической оценке ионообменных смол, фильтрующих материалов и засыпок (насадок) включает следующие этапы:

химический анализ водных вытяжек из материала на содержание органических и неорганических примесей, в том числе мономеров, стабилизаторов, пластификаторов (при оценке полимеров), канцерогенных примесей, дезифектантов (при оценке активированных углей), тяжелых металлов;

выявление содержания суммы идентифицированных и неидентифицированных органических примесей по показателям общего неорганического углерода и перманганатной окисляемости и/или ХПК;

изучение органолептических свойств водных вытяжек;

определение способности материала к биообрастанию (если это нарушает технологический процесс очистки воды);

установление сроков деструкции и опасности загрязнения воды продуктами деструкции;

определение токсичности водных вытяжек по результатам биотестирования;

при необходимости, обоснование ПДК или ОДУ идентифицированных веществ в воде;

изучение токсичности и опасности водных вытяжек в экспресс-эксперименте на лабораторных животных (в случае повышения токсичности по данным биотестирования);

изучение мутагенной активности вытяжки (по показаниям - результатам химического анализа);

определение сенсибилизирующего и местного раздражающего действия водных вытяжек.

Водные вытяжки готовят:

для химического анализа на стандартизованной водопроводной или дистиллированной воде;

для определения общего органического углерода на дистиллированной воде или на воде, приготовленной на установке Миллипор;

для биотестирования на аквариумной воде;

для токсикологических экспериментов на животных на стандартизованной водопроводной воде.

Условия приготовления водных вытяжек.

Требование стандартного соотношения поверхности исследуемого образца (см) к объему воды (см) - 1:1 соблюдается для частиц исследуемого вещества, имеющих размер от 0,6 до 0,8 мм, при объемном соотношении продукт:вода = 1:50. Миграция веществ может изучаться как в статических условиях, так и в установках, обеспечивающих рециркуляцию воды, второй способ является предпочтительным.

Экстрагирование с целью химической идентификации примесей проводится водой при рН=6,5 и 8,5, при температуре 20° в течение 30 суток, при температуре 60° - в течение 1 суток, при кипячении (с обратным холодильником) - в течение 1 часа.

При экспозиции в условиях комнатной температуры (20° С) химический анализ водных вытяжек и органолептические испытания проводят в 1-3-5-15-30 сутки.

Биотестированию и токсикологическим исследованиям подвергают вытяжки, которые, по данным химических и органолептических испытаний, оцениваются как наиболее опасные.

Способность к биообрастанию изучается при экспозиции материала в нативной речной (прудовой) воде или в дехлорированной питьевой воде при добавлении естественного органического загрязнения. При этом: соотношение материал : вода по объему =1:50 при t° =200 °C; сроки наблюдения (тотчас) 1-3-7сутки; критерий оценки - динамика роста и отмирания сапрофитной микрофлоры и динамика нарастания содержания аммиака и нитритов в воде.

Изучение мутагенной активности водной вытяжки обязательно при следующих условиях:

- если выявлена миграция в воду вещества, известного как мутаген или канцероген или не изученного в отношении мутагенной активности, в концентрации менее чем 50мкг/л, проводится 3 теста на мутагенность: генные мутации у бактерий, хромосомные аберрации в клетках млекопитающих, генные мутации в клетках млекопитающих;

- если концентрация мутагена или канцерогена в вытяжке составляет от 50 мкг/л до 5 мг/л, исследования дополняются опытом на животных в течение не менее 90 дней при ежедневном введении вытяжки или неизученного вещества в желудок;

- в остальных случаях проводится определение суммарной мутагенной активности водной вытяжки.

5.13. Процессы и сроки деструкции материалов могут оцениваться по изменению внешнего вида материала при макро- и микроскопическом исследовании, по нарастанию ХПК, ООУ в условиях, исключающих биообрастание, а также по вспомогательным физическим показателям, например, по уменьшению массы материала. Дополнительно может исследоваться биодеструкция материала в условиях биообрастания - по изменению внешнего вида и накоплению продуктов деструкции, например, мономеров, олигомеров.

5.14 Количественные критерии гигиенической оценки материалов.

Водные вытяжки, полученные в модельных условиях, должны отвечать следующим требованиям:

содержание общего органического углерода - не выше 4мг/л;

органолептические свойства не должны ухудшаться по сравнению с контрольной водой;

содержание веществ, известных как мутагены и канцерогены, - не выше 1/2 ПДК (например, ПДК 1,2-дихлорэтана 3мкг/л, его содержание в вытяжке не должно быть выше 1,5мкг/л; ПДК эпихлоргидрина - 0,5мкг/л, содержание в вытяжке - не более 0,25мкг/л);

содержание веществ 2-3 классов опасности не должно превышать гигиенические ПДК или ОДУ;

увеличение перманганатной окисляемости, ХПК, аммиака и нитритов в вытяжке более чем на 25% по сравнению с контрольной водой;

отличие от контроля в динамике роста и отмирания сапрофитной микрофлоры (по показателю ОМЧ) в 10 и более раз при параллельном нарастании количества аммиака и нитритов в воде. В отсутствие нарастания нитритов и аммиака значимым считается увеличение ОМЧ на 2 порядка.

Оценка результатов биотестирования и токсикологической оценки на лабораторных животных проводится в соответствии с методическими документами по этим разделам исследований.


6. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ


6.1. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат.

В инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Госстандарта России, представители санитарно-эпидемиологических органов, транспортной инспекции, обществ потребителей и др. Содержание проверки при инспекционном контроле определяется в соответствии со схемой сертификации.

При инспекционном контроле используется информация обществ потребителей, органов санэпиднадзора, Минприроды России и других органов экологического контроля.

6.2. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией предусматривает:

анализ информации о сертифицированной продукции;

организацию комиссий для проведения инспекционного контроля;

проведение проверки;

оформление результатов проверки и принятие решений.

6.3. Периодичность и объем проведения инспекционного контроля за соответствием продукции требованиям, установленным при сертификации, определяет орган по сертификации, но не реже, чем один раз в год.

6.4. Внеплановый инспекционный контроль может проводиться в случаях неоднократного поступления информации о претензиях к качеству продукции, на которую выдан сертификат.

6.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний (проверок) и делается заключение о возможности сохранения действия данного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются исполнителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.

6.6. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата в случае несоответствия требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:

изменения нормативного документа на продукцию;

изменения технологического процесса;

изменения методов контроля, испытаний (проверок), если указанные изменения могут вызвать несоответствие требованиям, контролируемым при сертификации.

6.7. Решение о приостановлении действия сертификата принимаются в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованным с органом его выдавшим, заявитель не может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок и испытаний соответствие продукции нормативным документам.

Информация о приостановлении действия или отмене сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Госстандарта России и других заинтересованных участников системы сертификации однородной продукции. Отмена сертификата действует с момента исключения его из Государственного реестра.


7. КОРРЕКТИРУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ


7.1. В случае выявления при инспекционном контроле нарушения соответствия продукции установленным требованиям разрабатываются корректирующие мероприятия.

7.2. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

приостанавливает действие сертификата;

информирует заинтересованных участников сертификации;

устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

контролирует выполнение корректирующих мероприятий;

уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности (или нежелательности) использования продукции и порядке устранения выявленных нарушений.

7.3. После выполнения корректирующих мероприятий орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомление о снятии приостановления действия сертификата.

При невыполнении производителем корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата.


8. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


8.1. В Системе сертификации должно осуществляться информирование производителей продукции, общественных организаций, потребителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций или отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации.



ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

К ТСН МУ-97 МО


Перечень нормативных правовых, нормативных и инструктивно-методических документов в области хозяйственно-питьевого водоснабжения , водоотведения и санитарной охраны водоемов


1. Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 № 5151-1

2. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 №2300-1

3. Закон Российской Федерации "О стандартизации" от 10.06.93 №5154-1

4. Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" от 27.04.93 № 4871-1

5. "О пожарной безопасности" Федеральный закон от 21.12.94 № 69-Ф3

6. Закон РСФСР “ Об охране окружающей природной среды” от 19.12.91 № 2060-1

7. Закон Российской Федерации “О недрах” от 21.02.92 № 2395-1

8. Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “ О недрах” от 03.03.95 № 27-ФЗ

9. Закон Российской Федерации “ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 19.04.91 № 1034-1

10. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 № 174-ФЗ

11. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 № 167-ФЗ

12. СНиП 10-01-94 “Система нормативных документов в строительстве. Основные положения”

13. СНиП 2.04.01-85 “Внутренний водопровод и канализация зданий”

14. СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения”

15. СНиП 2.04.03-85 “Канализация. Наружные сети и сооружения”

16. СНиП 3.05.01-85 “Внутренние санитарно-технические системы”

17. СНиП 3.05.04-85 “Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации”

18. СаНПиН 2.1.4.027-95 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения”

19. СаНПиН 2.1.4.031-95 “Зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Москвы”

20. СаНПиН 2.1.4.559-96 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного питьевого водоснабжения. Контроль качества”

21. СаНПиН № 4630-88 “Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения

22. СаНПиН 42-128-4690-88 “Санитарные правила содержания территорий населенных мест”

23. ГОСТ 16263-70. ГСИ. Метрология. Термины и определения

24. ГОСТ 16504-81.ГСИ. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

25. ГОСТ 24555-81.ГСИ. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения

26. ГОСТ 2874-82 “Вода питьевая”

27. ГОСТ 25297-82 “Установки компактные для очистки поверхностных вод на питьевые нужды. Типы. Основные параметры и размеры”

28. ГОСТ 25298-82 “Установки компактные для очистки бытовых сточных вод. Основные параметры и размеры”

29. ГОСТ 2761-84 “Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора”, М., 1984

30. ГОСТ 27384-87 “Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств“, М., 1987

31. РДС 10-232-94 “Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения сертификации продукции в строительстве. Порядок проведения сертификации продукции в строительстве”

32. Система сертификации ГОСТ Р “Правила сертификации водоочистных устройств” № РОСС RU.0001.11, 1995

33. НПБ 106-95 “Индивидуальные жилые дома. Противопожарные требования”

34. Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест, 1979 г. (Утверждены Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР № 164 от 30.03.77)

35. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами"

36. Положение о порядке лицензирования пользования недрами на территории Московской области, 1994. Решение Московской областной Думы от 28.09.94 г. № 10/29 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования пользования недрами на территории Московской области"

37. Инструкция по применению “Положения о порядке лицензирования пользования недрами” к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных. (Утверждена приказом Роскомнедра № 70 от 28.04.94, зарегистрирована Минюстом № 583 от 26.05.94).

38. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009 “Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов”

39. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1013 “Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации"

40. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.94 № 625 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"

41. Постановление Главы Администрации Московской области от 01.07.96 г. № 298-ПГ “О введении в действие раздела ТСН “Нормы водопотребления населения Московской области”

42. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации “О введении единой формы гигиенического сертификата" от 03.06.97 № 12

43. Постановление Госстандарта России и Госкомсанэпиднадзора России "О создании и внедрении сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении" от 28.04.95 № 8/5

44. Методические рекомендации по применению методов биотестирования для оценки качества воды в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения. № 005-95, Госстандарт России, М., 1995

45. Методические указания по санитарному контролю за применением и эксплуатацией обратноосмотических опреснительных установок. № 2261-80 М., 1980

46. Методические указания по гигиеническому контролю за изделиями из синтетических материалов для использования в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения. № 2349-81 М., 1981

47. Методические указания по контролю за применением и эксплуатацией электродиализных установок . № 4044-85, М., 1986

48. Методические указания по санитарному контролю за применением и эксплуатацией ионно-обменных опреснительных установок. № 4045-85, М., 1986

49. Методические указания по гигиенической оценке фильтрующих материалов для использования в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения. № 4250-87, М., 1987

50. Методические указания по санитарному контролю за применением и эксплуатацией дистилляционных опреснительных установок . № 4687-88, М., 1988

51. Методические указания по экспериментальной оценке суммарной мутагенной активности загрязнений воздуха и воды, М., 1990

52. Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий изополимерных материалов, предназначенных для использования в хозяйственно-питьевом водоснабжении и водном хозяйстве. № 425-87, М., 1987

53. Перечень материалов, реагентов и малогабаритных очистных устройств, разрешенных Государственным комитетом санэпиднадзора РФ для применения в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения. № 01-19/32-11, М., 1992

54. Справочник “Нормативное обеспечение контроля качества воды”, Госстандарт России, М., 1995



Приложение 2

К ТСН МУ-97 МО


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


В настоящих правилах используются следующие понятия.

1. Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

2. Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

3. Система сертификации однородной продукции - система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции (в отдельных случаях - к совокупности видов продукции, объединенных общностью одного или нескольких свойств), для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.

4. Центральный орган системы сертификации - орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.

5. Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции.

6. Испытательная лаборатория (испытательный центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.

7. Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

8. Знак соответствия - зарегистрированный в определенном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

9. Аккредитация (испытательной лаборатории или органа по сертификации) - процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

10. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий) - проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий продолжает соответствовать правилам системы.

11. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

12. Заявитель - предприятие, организация, лицо, обратившееся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации.

13. Эксперт (по сертификации, аккредитации) - лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

14. Схема (способов, форма) сертификации - определенная совокупность действий , официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

15. Идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу продукции) в нормативной и технической документации, в информации о продукции.

16. Система водоснабжения - комплекс водозаборных, водоочистных сооружений, систем подачи и распределения воды, регулирующих резервуаров, водопроводных вводов, установок и оборудования для водоснабжения.

17. Система водоотведения - комплекс канализационных выпусков и сетей, насосных станций, предназначенных для сбора и отвода сточных вод, а также сооружения по очистке сточных вод перед сбросом в водный объект-приемник.

18. Индивидуальная система водоснабжения (водоотведения) - система водоснабжения (водоотведения), расположенная в пределах объекта недвижимости, принадлежащего пользователю, и являющаяся его собственностью.

19. Коммунальная система водоснабжения (водоотведения) - система водоснабжения (водоотведения), расположенная на территории, принадлежащей администрации, и являющаяся ее собственностью.

20. Бытовые сточные воды - вода , использованная человеком для удовлетворения физиологических потребностей и хозяйственной деятельности и получившая при этом загрязнения.

21. Производственные сточные воды - воды, использованные в технологических процессах промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

22. Водоочистная установка - установка полной заводской готовности для очистки (питьевых ) сточных вод.

23. Питьевая вода - вода, по своему качеству безопасная и безвредная для здоровья людей, обладающая благоприятными органолептическими свойствами и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых нужд, либо предназначенная для производства пищевой продукции.

24. Питьевое водоснабжение - деятельность, направленная на обеспечение потребностей в питьевой воде.

25. Источник питьевого водоснабжения - водный объект или его часть, содержащая воду , по своему качеству отвечающую санитарным требованиям, для забора воды в системы питьевого водоснабжения, либо для индивидуального пользования.

26. Централизованная система питьевого водоснабжения (водопровод общего пользования) - комплекс инженерно-технических устройств и технологических сооружений для забора, получения, хранения питьевой воды, ее подачи к местам расходования и открытый для общего пользования гражданам и (или) юридическим лицам.

27. Нецентрализованная система питьевого водоснабжения общего пользования - инженерно-технические устройства (колодец, каптаж, скважина, водоочистная установка и другие) для забора и получения питьевой воды, без подачи ее к местам расходования и открытая для общего пользования гражданам и (или) юридическим лицам.

28. Автономная система питьевого водоснабжения - технические средства для забора и получения питьевой воды с подачей (без подачи) ее к месту расходования, находящиеся в индивидуальном пользовании (в пределах отдельного дома, объекта, фермерского хозяйства, дачного участка или иного).

29. Система питьевого водоснабжения транспортного средства - технические установки и оборудование, размещенные на транспортном средстве, для обеспечения питьевой водой пассажиров, экипажей, обслуживающего персонала в пути следования транспортного средства пассажирского или иного назначения.

30. Система водоснабжения - централизованная, нецентрализованная, автономная система и система питьевого водоснабжения на транспорте.

31. Зона санитарной охраны - территория, акватория, включающая источник водоснабжения и водопровод и состоящая из трех поясов, на которые устанавливаются особые режимы хозяйственной деятельности и охраны воды от загрязнения.

Закрыть

Строительный каталог