ТСН 31-314-98 (МГСН 4.15-98), часть 2
При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 14-18 кв.м.
Примечания.
1. Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении, но при этом помещения лаборантских должны быть предусмотрены раздельными.
2. Специальные кабинеты -географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в классах в составе блока учебных помещений или учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций.
#5.21. При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,0-1,2 м2 на одно место в классе или кабинете.
5.22. В Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах предусматриваются:
- кабинет биологии-живой уголок 60-70 кв.м с лаборантской 18 кв.м;
- компьютерный класс из расчета 6 м2 на 1 место с кладовой 16-18 кв.м;
- кабинет черчения 36-54 кв.м с подсобным помещениям 14-16 кв.м;
- кулинарный класс-кабинет социальной адаптации с комнатой приема гостей 70 кв.м и кладовой 10 кв.м;
- класс парикмахерского дела 28-30 кв.м с подсобным помещением 10-12 кв.м;
- комнату музыкальных занятий 36-40 кв.м с кладовой инструментов 18 кв.м;
- класс рисования-изостудия 36-40 кв.м с кладовой 18 кв.м;
- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом 54-60 кв.м для детей с недостатками умственного развития, 80-100 кв.м в учреждениях остальных типов;
- методический кабинет 24-30 кв.м;
- кабинет заместителя директора по педагогической части 14-16 кв.м;
- кабинет заведующего учебной частью 14-16 кв.м;
- учительскую комнату 30-36 кв.м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.
5.23. В "Учреждениях" для детей школьного возраста рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:
- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники 4,0-4,2 кв.м;
- картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5,0-5,6 кв.м.
При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий - назначения, вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможности дальнейшего трудоустройства и т.п.
При проектировании учебно-производственных помещений и кладовых для хранения материалов и готовых изделий должны быть учтены противопожарные требования действующих нормативных документов.
5.24. Воспитанники Домов проживания молодежи и постинтернатских групп Учебно-воспитательных комплексов, как правило, учатся в городских учебных заведениях или работают на городских предприятиях. Возможен вариант, когда в составе учреждений предусматриваются учебно-производственные мастерские, являющиеся также местом приложения труда воспитанников. Выбор варианта организации обучения и трудоустройства в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.
5.25. В "Учреждениях" допускается предусматривать специальный класс для подготовки младшего персонала для этих учреждений площадью 24-30 кв.м с кладовой учебных пособий 8-10 кв.м.
5.26. В составе"Учреждений"предусматриваются бассейны и физкультурно-спортивные залы.
В Детских домах для дошкольников:
- физкультурный зал - 70-72 кв.м;
- бассейн с ванной 3х7 м, глубиной от 0,6 до 0,8 м.
В "Учреждениях" остальных типов:
- спортивный зал 12х24 м;
- бассейн с ванной 5х10 м или 6х12,5 м, глубиной от 0,8 до 1,1 м.
Примечания.
1. Физкультурно-спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой.
2. В Детских домах для дошкольников физкультурный зал используется также для проведения музыкальных занятий
3. В Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития, требующих коррекции, вместо спортивного зала следует предусматривать 2-3 помещения для занятий физкультурой не более чем на 4-6 детей из расчета 4,5-5 кв.м на 1 ребенка.
4. В соответствии с заданием на проектирование допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади.
#5.27. В Школах-интернатах и в Учебно-воспитательных комплексах следует проектировать актовые залы на 120% от числа детей школьного возраста (в расчете на персонал и гостей) площадью не менее 1,2 кв.м на 1 место в зале.
Примечания.
1. По заданию на проектирование допускается предусматривать актовые залы на 60% детей школьного возраста (в расчете на проведение раздельных мероприятий для детей разных возрастов).
2. В Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития актовый зал с фойе, техническими
помещениями и помещениями для артистов не предусматриваются.
3. Если в состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов входит отделение для дошкольников, в состав
его помещений включаются зал универсального назначения площадью не менее 54 кв.м с кладовой инвентаря 12-14 кв.м.
#5.28. В состав помещений при актовом зале входят: эстрада площадью 54 кв.м, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию на проектирование), фойе (используемое как зал для танцев и игр) из расчета 1,0-1,2 кв.м на 1 место в зале, помещение артистов (30-35 кв.м) с санитарным узлом (3-4 кв.м), помещение пожарного поста (15-16 кв. м), студия кабельного телевидения (18-20 квм), фильмовидеотека (16-18 кв.м), кладовая аппаратуры (10-12 квм), кладовая мебели и реквизита (20-24 кв.м).
5.29. В "Учреждениях" для детей школьного возраста рекомендуется проектировать следующие кружковые помещения:
- кукольного театра, лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др.площадью 30-36 кв.м с кладовыми для хранения материалов и готовых изделий 16-18 кв.м;
- танцевальную студию (54-72 кв.м) с раздевальной (14-18 кв.м), санитарным узлом и душевой;
- театральный кружок (30-36 кв.м) с кладовой (16-18 кв.м);
- шахматный кружок (24-36 кв.м) с кладовой (8-10 кв.м).
Примечание.
Состав и площади кружковых помещений определяются заданием на проектирование.
5.30. В "Учреждениях" рекомендуется предусматривать помещения для хранения спортивного инвентаря (лыж, санок, велосипедов и т.п.).
5.31. В Школах-интернатах всех типов и Учебно-воспитательных комплексах предусматриваются кабинеты логопеда (12-14 кв.м); для дошкольников - 1 кабинет на секцию, в остальных типах -1 кабинет на учреждение.
Примечание. В Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития вместо кабинета логопеда следуетпредусматривать кабинет дефектолога.
#5.32. В состав медицинских помещений "Учреждений" для детей детей дошкольного и школьного возраста должны входить кабинеты: педиатра - 12 кв.м, стоматолога - 15-16 кв.м, психоневролога-психолога - 14 кв.м, психотерапии - 18 кв.м, кабинет медицинской сестры-процедурная - 14 кв.м.
В Домах проживания молодежи предусматриваются только кабинет врача и кабинет медицинской сестры (процедурная) по одному на все учреждение.
#5.33. Производственные помещения пищеблока кроме питания детей, обеспечивают питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену.
В Домах проживания молодежи централизованный пищеблок не предусматривается. В состав помещений включаются кухни, рассчитанные на самостоятельное приготовление пищи.
#5.34. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях пищеблока, площадь обеденного зала принимается из расчета не менее 1,6 кв.м на 1 место; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 кв.м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест, а в составе помещений пищеблока - раздаточная 18-24 кв.м, сервизная-хлеборезка 6-8 кв.м, а также моечная столовой посуды: 16-18 кв.м при ручной мойке и не менее 30 кв.м в расчете на механизированную мойку.
Для питания персонала следует предусматривать специальные столы в общем обеденном зале.
#5.35. Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 6-8% от числа мест для детей дошкольного возраста и детей с недостатками умственного развития и 4-5% от числа детей школьного возраста остальных учреждений. Изолятор должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отделением, при этом любой из мельцеровских боксов, представляющий собой одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванна) и выходом на участок, может служить приемно-смотровым боксом.
#5.36. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматривать глухое (неоткрывающееся) окно, которое служит для наблюдения за детьми.
5.37. Изолятор размещается в отдельном корпусе или в отдельном блоке. Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.
Размещение изолятора устанавливается в задании на проектирование.
#5.38. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть или полностью изолированным, или связан через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбур-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того в нем должен быть обеспечен подпор воздуха при пожаре.
#5.39. В помещения изолятора, включающие комнату персонала, процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме того помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур). необходимо предусматривать самостоятельный вход.
#5.40. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур-шлюзом и санитарным узлом следует принимать не менее 24 кв.м в боксах на 1 место и 30 кв.м в боксах на 2 места.
При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:8.
#5.41. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с Приложением 11.
#5.42. В состав Домов проживания молодежи следует включать изоляционные палаты на 1 место с санитарным узлом 5-6 кв.м.
5.43. Помещения медицинского обслуживания и изолятора следует проектировать с учетом действующих нормативных документов по проектированию лечебно-профилактических учреждений.
5.44. В составе помещений "Учреждений" всех типов рекомендуется предусматривать компьютерный центр с установкой персональных компьютеров (36-40 кв.м) с архивом (16-18 кв.м).
#5.45. Ширину дверей в помещениях, где находится 15 и более человек следует принимать не менее 0,9 м.
#5.46. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м и шириной не менее 6 м (не менее одной лоджии на 1-2 жилых секции), рассматривая их как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки должны быть шириной не менее 1,6 м, а ограждение высотой не менее 1 м.
#5.47. В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов.
Примечание. В "Учреждениях",с организацией проживания по квартирному типу, и в учреждениях типа"Приемная семья", расположенных в жилых квартирах, могут быть применены требования к эвакуации на случай пожара, как для жилых домов (МГСН 3.01-96).
#5.48.На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение.
5.49. Хозяйственные сооружения - котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее - проектируются в зависимости от местных условие в соответствии с заданием на проектирование. Их мощность, состав и площади помещений определяются расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечение объекта, а также требованиями действующих Строительных норм и правил.
Примечание. В "Учреждениях" на базе гаража рекомендуется предусматривать подготовку специалистов по ремонту автомобилей.
#5.50. В зданиях "Учреждений" должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию следует определять в соответствии с действующими нормативными документами.
Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (помещение охраны) и в ближайшую пожарную часть.
5.51. Системы внутреннего противопожарного водопровода, автоматического пожаротушения, противодымной защиты следует проектировать с учетом требований действующих на территории г. Москвы нормативных документов.
5.52. При разработке Программ и Заданий на проектирование "Учреждений" для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-11.
Состав и площади помещений обслуживания Домов проживания молодежи определяется в соответствии с МГСН 3.01-96.
Приложение 1
(справочное)
Типы "Учреждений"
№№
|
"Учреждения"
|
Типологическая характеристика
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Детский дом для дошкольников
|
Контингент воспитанников:дети-сироты в возрасте от 3 до 7 лет с нормальным интеллектом, с задержкой умственного развития и нарушением умственного развития. Основные функции учреждения: ранняя диагностика, медицинская реабилитация, возможная коррекция на ранней стадии, уход и воспитание. Данное учреждение является первой ступенью фильтрации детей по уровню интеллекта.
|
2.
|
Школы-интернаты:
|
|
|
для детей с нор- мальным интеллетом
|
Контингент воспитанников: дети-сироты с нормальным интеллектом в возрасте от 7 до 18 лет. Основные функции учреждения: воспитание, обучение, социальная адаптация, возможная профессиональная ориентация, уход.Для старших школьников предусматриваются классы профессиональной подготовки.
|
|
для детей с задержкой умственного развития
|
Контингент воспитанников: дети-сироты в возрасте от 7 до 18лет с задержкой умственного развития. Основные функции учреждения: воспитание, обучение, профессиональное обучение, уход. Функции профессионально-технического обучения превалируют над общеобразовательными.
|
|
- для детей с нарушениями умственного развития
|
Контингент воспитанников: дети-сироты в возрасте от 7 до 18 лет, требующие коррекции. Основные функции учреждения: воспитание, обучение, профессиональное обучение, уход. Особенностью архитектурно-планировочного решения является возможность изоляции функциональных блоков помещений, отсутствие больших по площади помещений(так как такие дети плохо переносят большое скопление людей в одном объеме) и расширенная номенклатура мастерских профессиональной подготовки.
|
3.
|
Учебно- воспитательный компекс
|
Контингент воспитанников: дети-сироты с нормальным интеллектом в возрасте от 3 до 18 лет. сновные функции учреждения: воспитание, обучение, социальная адаптация, возможность профессиональной подготовки, уход. Образ жизни прибижен к семейному.
|
Примечание.
В состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов могут входить постинтернатские группы, расчитанные на подростков 16-23 лет, которые не приспособлены к самостоятельному проживанию и нуждаются в дополнительной социальной адаптации.
Приложение 2
(справочное)
Основные принципы проектирования жилых помещений
с учетом организации учебно-воспитательного
процесса и питания.
NN
|
Принципы проектирования жилых помещений
|
Организация учебного процесса
|
Организация питания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
По типу детского сада
|
В групповой комнате
|
В групповой комнате
|
2.
|
По типу коридорной системы:
|
|
|
|
в Школах-интерна тах, а также в отделениях для детей школьного возраста Учебно-воспитательных комплексов
|
Повседневное обучение в классах или классах - игровых; специальное обучение - в кабинетах - и мастерских, общих на учреждение
|
В столовых, предусматриваемых общими на учреждение, или на каждые 2-4 группы
|
|
в Домах проживания молодежи
|
В учебно-производственных мастерских при учреждении или на производственной базе вне учреждения
|
В жилой комнате - или в кухнях на - этаже. В составе учреждения предусматривается буфет с подсобным помещением
|
3.
|
По типу жилой квартиры:
|
|
|
|
в Школах-интернатах и в Учебно- воспитательных комплексах
|
В одновозрастных семьях повседневное обучуние - в учебных комнатах, специальное обучение - в мастерских кабинетах, общих на учреждение; в разновозрастных семьях - в школьных помещениях при учреждении
|
- Как правило - в общей столовой; допускается частично (завтрак или ужин) - в квартире
|
Примечание.
В исключительных случаях по согласованию с органами образования допускается предусматривать обучение детей в школах жилого района. При этом состав и площадь учебно-воспитательных помещений "Учреждений" в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.
Приложение 3
(справочное)
Размещение санитарных узлов, состав помещений
и оборудования
NN
|
Тип помещений проживания
|
Расположение санитарного узла
|
Тип санитарного узла
|
Состав санитарного оборудования
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
По типу дошкольного учреждения
|
В составе помещений групповой ячейки
|
Общая туалетная
|
- два унитаза в кабинках, огороженных экранами - один душевой рожок с поддоном - три умывальника - две ногомойки
|
2
|
По типу коридорной системы
|
1. Санитарные узлы для мальчиков и девочек, общие на секцию, располагаются в коридоре
|
1. Уборные для мальчиков и девочек
|
На каждые 15-20 мест - по два унитаза для - писсуар в уборной для мальчиков
|
|
|
|
2. Кабины личной гигиены для девочек
|
- умывальник - бидэ
|
|
|
|
3. Умывальные для мальчиков и девочек
|
- три умывальника - по две ногомойки
|
|
|
|
4. Душевые кабины с раздевальными
|
-2-3 душевые кабины по одному рожку
|
|
|
2. Санитарный узел размещается при каждой спальне на 3-4 места
|
Совмещенный санитарный узел
|
- душ - унитаз - умывальник
|
3
|
По типу квартиры
|
Санитраные узлы в составе каждой квартиры
|
1.Уборная с умывальником
|
- унитаз - умывальник
|
Примечания.
1. Все помещения санитарных узлов, за исключением уборных и ванных учреждений типа "Приемная семья", должны иметь
полу трап для спуска воды.
2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах предусмотреть полотенцесушитель.
3. В учреждениях типа "Приемная семья" располагаемых в вартирах жилых домов, по согласованию с органами cанитарного надзора допускается предусматривать санитарный узел, включающий раздельную уборную и ванную.
Приложение 4
(справочное)
Рекомендуемые состав и площади помещений
Детского дома для дошкольников на 80 мест
NN
|
Наименование помещений
|
Площадь помещений м
|
Примечания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Жилая группа
|
|||
1.
|
Раздевальная
|
10-12
|
|
2.
|
Групповая
|
20-22
|
|
3.
|
Спальная
|
20-22
|
Может представлять собой единое помещение или состоять из двух помещений - для мальчиков и девочек
|
4.
|
Туалетная
|
14-16
|
|
5.
|
Буфетная
|
5-6
|
|
6.
|
Комната индивидуальной работы с ребенком
|
12-14
|
|
7.
|
Кладовая
|
6-8
|
|
8.
|
Комната хранения уборочного инвентаря
|
4
|
В составе оборудования предусматривается умывальник и слив
|
Жилая секция
|
|||
9.
|
Столовая
|
36-40
|
Необходимость определяется заданием на проектирование
|
10
|
Буфетная
|
14-16
|
- " -
|
11
|
Кабинет логопеда
|
12-14
|
|
12
|
Санитарный узел персонала
|
5-6
|
В санитарном узле предусматривается душ, унитаз, умывальник
|
13
|
Кладовая чистого белья
|
6-8
|
|
Помещения культурно-массового обслуживания
|
|||
14
|
Зал гимнастических и музыкальных занятий
|
72
|
Используется также как зал ЛФК
|
15
|
Кладовая спортивных принадлежностей
|
10
|
Смежная с залом гимнастических и музыкальных занятий
|
16
|
Бассейн с ванной 3х7
|
60
|
|
17
|
Инвентарная
|
10
|
|
18
|
Раздевальная для мальчиков и девочек
|
10х2
|
В раздевальной для девочек предусмотреть установку для сушки волос
|
19
|
Душевые при раздевальных, включая ножную ванну
|
4х2
|
По две душевых сетки и одной ножной ванне на каждую душевую
|
20
|
Уборные при раздевальных с умывальником в шлюзе
|
4х2
|
|
21
|
Комната методиста с санитарным узлом
|
10+4
|
В состав санитарного узла входят унитаз, душ, умывальник
|
22
|
Комната медсестры
|
10
|
Должны располагаться смежно и иметь
|
23
|
Лаборатория анализа воды
|
8
|
выход на обходную дорожку
|
24
|
Узел управления
|
6
|
|
Помещения медицинского обслуживания
|
|||
25.
|
Кабинет врача-педиатра
|
12
|
|
26.
|
Кабинет медицинской сестры -процедурная
|
14
|
|
27.
|
Кабинет стоматолога
|
15
|
|
28.
|
Кабинет психоневролога
|
16
|
|
29.
|
Кабинет психологической Разгрузки
|
18
|
|
30.
|
Кладовая
|
4-6
|
|
31.
|
Санитарный узел с умы вальником в шлюзе
|
4
|
|
32.
|
Санитарная комната
|
5
|
|
Помещения административно-бытового обслуживания
|
|||
33.
|
Вестибюль с гардеробом для посетителей
|
54
|
Используется как помещение для собраний персонала
|
34.
|
Санитарный узел с умывальником в шлюзе
|
3
|
|
35.
|
Комната свиданий детей с посетителями
|
12
|
|
36.
|
Кабинет заведующего
|
18
|
|
37.
|
Кабинет заместителя заведующего по медицинской части
|
12
|
Может располагаться в составе помещений медицинского обслуживания
|
38.
|
Кабинет завхоза
|
10
|
|
39.
|
Канцелярия и бухгалтерия
|
16
|
|
40.
|
Библиотека персонала, методический кабинет
|
18
|
|
41.
|
Комната персонала
|
10
|
|
42.
|
Душевая при комнате персонала с уборной
|
6
|
В состав санитарного оборудования должно входить бидэ
|
43.
|
Хозяйственная кладовая
|
10
|
|
44.
|
Инвентарная
|
8
|
|
45.
|
Кладовые чистого и грязного белья
|
8+6
|
|
46.
|
Комната кастелянши
|
10
|
|
47.
|
Постирочная:
|
|
Предусматривается в случае, если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечная не предусмотрена
|
|
- стиральная
|
18
|
|
|
- сушильная
|
8
|
|
|
- гладильная
|
6
|
|
48.
|
Дезкамера
|
По заданию на проектирование
|
Может располагаться в подвале или в хозяйственной зоне при прачечной
|
Помещения пищеблока
|
|||
49.
|
Горячий цех
|
30
|
|
50.
|
Заготовочные:
|
|
|
|
- рыбы и мяса
|
10
|
|
|
- овощей
|
8
|
|
51.
|
Помещение первичной обработки овощей
|
6
|
|
52.
|
Холодный цех
|
8
|
|
53.
|
Моечная кухонной посуды
|
10
|
|
54.
|
Охлаждаемые камеры:
|
|
|
|
- продуктов
|
12
|
Не менее двух камер
|
|
- отходов
|
4
|
С выходом наружу
|
55.
|
Кладовая сухих продуктов
|
6
|
|
56.
|
Кладовая суточного запаса
|
8
|
|
57.
|
Кладовая овощей
|
12
|
|
58.
|
Загрузочная
|
10
|
|
59.
|
Кладовая и моечная тары
|
10
|
|
60.
|
Комната персонала с душевой и санузлом
|
12
|
|
61.
|
Раздаточная
|
12
|
|