ТСН 31-307-96 (МГСН 4.07-96), часть 3

Приложение 2

(рекомендуемое)

Виды дошкольных учреждений, типы зданий и комплексов

Типы зданий и комплексов дошкольных учреждений

Виды, размещаемых в них дошкольных образовательных учреждений

Принадлежность учреждений, статус

Градостроительные условия

1

2

3

4

1. Дошкольные учреждения общего типа

Дошкольное обязательное учреждение:

детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (общеразвивающий);

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий (оздоровительный);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, оздоровительные и компенсирующие группы в любом соотношении);

Государственные, муниципальные. Ведомственные, прочих видов коллективной собственности.

Частные.

В соответствии с определением нормативной или фактической потребности и нормативного радиуса обслуживания

2. Центры дошкольного воспитания (содержащие детские группы)

Дошкольное образовательное учреждение:

Центр развития ребенка: детский сад с осуществлением физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников;

детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, которое может включать дополнительные службы. (методическая работа с родителями и помощь семье; детские кружки и секции, в том числе для детей близрасположенных дошкольных учреждений и не посещающих дошкольные учреждения; организация детских концертов, утренников и спектаклей, занятия в бассейне и пр.).


По одному в жилых комплексах на 5-10 тыс. жителей, или из расчета один Центр на каждые 10 тыс. жителей в более крупных комплексах

3. Групповые отделения

Дошкольные образовательные учреждения:

детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (общеразвивающий);

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий (оздоровительный);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад комбинированный (в состав которого могут входить общеразвивающие, оздоровительные и компенсирующие группы в любом соотношении);

дошкольные учреждения. специализирующиеся на обслуживании определенных возрастных групп (детские ясли, подготовительные к школе и т.п.)

То же

То же; при применении встроенных групповых отделений - с предпочтением применения в жилых комплексах с повышенной интенсивностью использования территории.

4. Учебно-воспитательный комплекс

Образовательное учреждение — Образовательный центр. Дошкольное отделение УВК — дошкольное образовательное учреждение:

детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников

То же

В соответствии с определением нормативной или фактической потребности, с учетом расчета системы школ

5. Малые дошкольные учреждения

Дошкольные образовательные учреждения:

детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитано-гигиенических и оздоровительных мероприятий;

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвиваюшие, оздоровительные и компенсирующие группы в любом соотношении)

Частные

В пригородных поселениях или городских комплексах с малоэтажной застройкой, в реконструируемых жилых комплексах сохраняемой исторической застройки с малоэтажным жилищным строительством

6. Прогулочные группы

Дошкольное образовательное учреждение:

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий (оздоровительный)

Частное

Жилые комплексы со средневзвешенной этажностью 5 и более этажей

7. Семейный детский си

Тоже

Тоже

Любые

8. Дежурные группы кратковременного присмотра

То же

Муници пальное, Частное

То же

Приложение 3

(рекомендуемое)

Номенклатура дошкольных учреждений, рекомендуемых в качестве объектов массового строительства

1. ДУ общего типа на 4, 6, 8 и 10 групп, как отдельно стоящие здания, так и встроенные (встроенно-пристроенные) в многоквартирные жилые дома массового применения.

2. Малое ДУ на 2 группы: а) отдельно стоящее здание, б) встроенное в многоквартирный жилой дом; в) блокируемое в качестве торцевого элемента жилой застройки — для условий малоэтажной, коттеджной, усадебной жилой застройки, реконструируемых жилых комплексов центральной части города (сохраняемой исторической застройки с малоэтажным жилищным строительством).

3. Центр дошкольного воспитания на 12 групп детей 4-6 лет и 12 групповых отделений по 4 группы, встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных к многоквартирным жилым домам в условиях многоэтажной жилой застройки (Большой комплекс дошкольного воспитания).

4. Центр дошкольного воспитания на 6 групп детей 4-6 лет и 6 групповых отделений по 2 группы, встроенных (встроенно-пристроенных) или блокируемых и качестве торцевых элементов в малоэтажной блокированной жилой застройки (Малый комплекс дошкольного воспитания).

5. Учебно-воспитательный комплекс на 12 классов I ступени с дошкольным отделением на 6 групп: для выводов классов I ступени образования из общеобразовательных школ, выстроенных по старым проектам, а также в качестве прогимназии с программным обучением детей с 4-5 лет.

6. Учебно-воспитательные комплексы на 11 классов I , II, III ступени с дошкольным отделением на 4 группы; на 8 классов I (I-II) ступени с дошкольным отделением на 4 группы; на 8 классов I (I-II) ступени с дошкольным отделением на 4 группы (вариант —реконструкция ДУ на 10-12 групп с надстройкой 3-го этажа); на 4 класса I ступени с дошкольным отделением на 2 группы (вариант ¾ реконструкция ДУ на 6 групп с надстройкой 3-го этажа) для пригородных поселений, коттеджных, усадебных и малоэтажных жилых комплексов, реконструируемых жилых образований.

Приложение 4

(рекомендуемое)

Размещение дошкольных учреждений в жилой застройке

Типы дошкольных

Размещение

Основные виды услуг

Число детских групп

учреждений

квартира, инд. жилой дом

встроенное(встр.-пристр. многоэтаж. жил. дом)

(пристроен к многоэтаж. жил. дому

блокир. с малоэт. жил. домами

отдельно стоящ. Здание

в зданиях с ОШ

в составе прочих обществ. зданий

в рекреациях

уход, присмотр

уход, присмотр, оздоровление

общеразвивающие

компенсирующие

детские кружки и секции

методическая помощь родителям



0,5



1



2



3



4



6



8



10



12

Малые дошкольные учреждения
























Дежурная круглосуточная группа кратковременного присмотра
























Дежурная дневная группа кратковременного присмотра
























Прогулочная группа
























«Семейный детский сад»
























Дошкольные учреждения общего типа
























Центр дошкольного воспитания (с детскими группами)
























Комплекс дошкольного воспитания (групповые отделения)
























Учебно-воспитательный комплекс (дошкольное отделение)
























Приложение 5

(обязательное)

Функциональная структура дошкольных учреждений


Основные функциональные группы помещений

Дополнительные функциональные группы помещений



Групповые

Специализированные

Сопутствующие помещения


Служебно-

Рекреационно-

Зал-арена для

Методический

Семейные клубы

Пункт надомного

Детские кружки и


Бассейн


Торговые


ячейки

помещения для занятий с детьми

медицинского обслуживания

организации питания

организации стирки белья

бытовые

коммуникационные

детских утренников

пункт работы с родителями


обслуживания

секции для приходящих детей


пункты

Малые дошкольные учреждения:















обычного режима

·

ð

·

·

·

·




ð

ð


ð

ð

дежурная группа круглосуточного присмотра

·


ð

·

·










дежурная группа кратко временного присмотра

·



ð











прогулочная группа

·


ð

ð











«Семейный детский сад"

·



·











Дошкольные учреждения общего типа

·

·

·

·

·

·


ð

ð

ð

ð

ð

ð

ð

Центр дошкольного воспитания, не содержащий детские группы

·





·

ð

ð

ð

ð

ð

ð

ð

ð

Центр дошкольного воспитания, содержащий детские группы

·

·

·

·

·

·

ð

ð

ð

ð

ð

ð

ð

ð

Комплекс дошкольного воспитания (групповые отделения)

·

ð

·

·

·

·









Учебно-воспитательный комплекс (дошкольное отделение)

·

·

·

·

·

·

ð

ð

ð

ð

ð

ð

ð

ð



могут предусматриваться общими с младшими школьниками













Примечание: ·  — обязательные функциональные группы помещений, ð  — рекомендуемые для выбора.

Приложение 6

(рекомендуемое)

Примерное определение соотношения возрастных групп детей в дошкольных учреждениях общего типа

Возраст детей

Ориентировочный повозрастной процент охвата дошкольными учреждениями при общем охвате

Примерное соотношение возрастных групп детей в дошкольных учреждениях


60 %

40 %

на 6 групп

на 10 групп

0-1

10

5

-

1

-

1-2

30

10

-

1

1

2-3

50

20

1

1

1

3-4

90

50

1

1

2

4-5

95

60

1

2

2

5-6

100

85

2

2

3

6-7

50

50

1

2

1

Примечание: комплектация дошкольных учреждений на 10 групп представлена в двух вариантах

Приложение 7

(обязательное)

Состав помещений групповых ячеек.

Типы

Основные элементы

Дополнительные элементы

групповых ячеек

Раздевальные

Групповая

Помещения для занятий (игр) по подгруппам

Спальня (спальная зона)

Буфетная

Туалетная

Комната персонала

Помещение для индивидуальной работы с ребенком (комната коррекции)

Помещение психологической разгрузки «домашний уголок»

Остекленная отапливаемая или неотапливаемая веранда (оранжерея)

Открытая терраса-манеж

Ванна-бассейн

1. Одновозрастная группа детей возраста до 3 дет (универсальная ясельная)

·

·

ð

·

·

·

ð


ð

ð

ð

ð

2. Разновозрастная группа детей возраста от 1 до 3 лет

·

·

ð

·

·

·

ð


ð

ð

ð

ð

3. Одновозрастная группа детей возраста 4-6 (7) лет (универсальная дошкольная)

·

·

ð

·

·

·

ð

ð

ð

ð

ð

ð

4. Разновозрастная группа детей возраста 3-6 (7) лет

·

·

·

·

·

·

ð

ð

ð

ð

ð

ð

5. Группа шестилеток

·

·

ð

·

·

·

ð

ð

ð

ð

ð

ð

6. Малокомплектная группа обычного режима (0,5 группы)

·

·


·

·

·

ð


ð

ð

ð

ð

7. Прогулочная группа

·

·


ð

ð

·

ð



ð

ð

ð

1. Дежурная группа кратковременного присмотра

·

·

ð

ð

ð

·

ð



ð

ð


9. Дежурная круглосуточная группа кратковременного присмотра

·

·

ð

·

·

·




ð

ð


Примечание: 1. — помещения, обязательно предусматриваемые, ð — рекомендуемые для выбора

2. Помещение (зону в составе общей площади групповой) для занятий (игр) детей по подгруппам необходимо предусматривать для разновозрастных групп детей при новом строительстве. В существующем фонде зона может быть выделена функциональным оборудованием на площади групповой.

Приложение 8

(обязательное)

Площади основных помещений групповых ячеек


Основные

Площади основных помещений групповых ячеек ДУ различных типов, м2 (не менее)

помещения групповой ячейки

Прогулочные группы

Малые ДУ

ДУ общего типа, ПДВ, групповые отделения, КДВ

УВК (дошкольные отделения)

1. Групповая

36

40

50

60

2. Спальня (спальная зона)

-

40(30)

46

50

3. Раздевальная

15

15

18

18

4. Буфетная

3,8

3,8

3,8

3,8

5. Туалетная

6

14

16

14

Примечания: 1. Площадь спальной зоны, указанная в скобках, означает увеличение групповой, если спальня, как отдельное помещение, не предусматривается (при использовании трансформируемых кроваток).

2. В малых ДУ и групповых отделениях КДВ на 1-2 группы, если раздевальная (общая раздевальная) предусматривается одновременно в качестве холла (вестибюля-холла), ее площадь принимается не менее 20 м2 (ДУ на 1 группу) и 36 м2 (ДУ на 2 группы).

3. Если для ДУ типа "Прогулочные группы" выделяется жилая квартира, она используется: 2-х комнатная (или общей площадью не менее 50 м2 ) — для размещения одной группы (до 20 мест); 3-х комнатная (или общей площадью не менее 70 м2 ) — для размещения двух групп (до 40 мест); 1-комнатная (или общей площадью не менее 30 м2 ) — для размещения 0,5 группы (до 10 мест).

Санузлы этих квартир должны быть переоборудованы таким образом, чтобы на каждые 10 детей был предусмотрен один унитаз и одна раковина.

Приложение 9

(рекомендуемое)

Площади дополнительных помещений групповых ячеек

Наименование дополнительных помещений групповых ячеек

Площадь помещения, м2 (не менее)

1. Помещение для игр и занятий детей по подгруппам

12

2. Комната психологической разгрузки и индивидуальной работы с ребенком ("Домашний уголок")

6

3 Пространственный модуль спортивно-игрового оборудования

2

4. Ванна-бассейн (площадка с ванной бассейна 1,8´ 1,8 м и кабиной для переодевания)

12

5. Открытая терраса — солярий

12

6. Модуль "Мастер" — зона для изобразительного творчества, лепки, игр с глиной, водой

2

7. Пространственный модуль заменяемого игрового оборудования ("Театр", "Замок", Джунгли", "Стройка" и др.)

4

8. Комната персонала с санузлом

3

9. Комната сушки одежды

4

10. Остекленная веранда оранжерея

1

11. Открытая терраса-манеж

12

Примечание: 1. Помещения п.п. 5, 6 при расположении между двумя групповыми могут предусматриваться общими на две группы детей, с трансформацией (поочередным раскрытием) в каждую из двух групповых ячеек.

2. Помещения п.п. 8, 9 могут предусматриваться общими на две групповые ячейки.

3. Помещение п. 1 может использоваться как комната коррекции.

Приложение 10

(рекомендуемое)

Состав и площади специализированных помещений в дошкольных учреждениях общего типа

№№


м2 (не менее)

пп

Наименование помещений

ДУ общего типа

Центры дошкольного воспитания



4-6 групп

8-10 групп

6 групп

8-10 групп

1

2

3

4

5

6

1.

Зал-арена для музыкальных занятий, детских утренников и спектаклей:

-

-

120

120


артистическая

-

-

12

12


кладовая

-

-

6

6

2.

Физкультурный зал:

-

-

100

120


раздевальные, душевые и туалет

-

-

24

12+12

24

12+12


снарядная

-

-

8

8

3.

Универсальный зал для музыкальных и гимнастических занятий:

100

150

100+50

-

-


кладовая при зале

6

12

6´ 2

-

-

4.

Универсальные кружковые помещения:

36

54

90

54+36

144

54´ 2+36


кладовые

6

6

12

6´ 2

18

6´ 3


комната преподавателей

6

6

9

12

5.

Бассейн:






зал с ванной бассейна 6(7)´ 3 м

-

60-75

60-75

60-75**


раздевальные для мальчиков и девочек

-

24

12´ 2

24

12´ 2

48

12´ 4


душевые

-

8

4´ 2

12

6´ 2

24

6´ 4


туалетные

-

4

2´ 2

4

2´ 2

8

2´ 4


инвентарная

-

8

8

8


комната инструктора с кабиной для переодевания, туалетом и душем

-

4

4

4


комната медсестры

-

4

6

6


узел управления бассейном, комната анализа воды

4

4

6

6


техническое помещение

4

4

8

10

6.

Рекреационно-коммуникационное пространство:






вестибюль-холл

-

36

54

80


гардероб верхней одежды для приходящих групп детей

-

-

48

12х4

72

12х6


гардероб для детей, приходящих с родителями

-

8

16

8х2

24

8х3

Примечания: 1. Заданием на проектирование ДУ общего типа на 4-6 групп может предусматриваться бассейн с ванной 20-30 м2 (площади помещений принимаются по аналогии с указанными для ДУ общего типа на 8-10 групп) или индивидуальные для каждой групповой ячейки или общие на каждые 2 (3) групповые ячейки ванны-бассейны площадью ванны 2-4 м2 .

2. В составе центра дошкольного воспитания могут быть запроектирована одна ванна площадью (10) 12.5 х 6 м, с площадью зала 120 м2 .

Приложение 11

(обязательное)

Состав и площади специализированных, сопутствующих и служебно-бытовых помещений малых ДУ, групповых отделений КДВ, дошкольных отделений УВК



м2 (не менее)

№№ пп

Наименование помещений

Дежурные груллы кратковременного присмотра

Прогулочные группы

Семейный детский сад

Малые дошкольные

Групповые отделения КДВ

Дошкольные отделения УВК



дневые

круглосуточые



учреждения

1 -3 группы

4 группы

2-3 группы

4 группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Универсальное помещение для коррекции, кружковых занятий, диа- и видеофильмов, консультирования родителей

¾

¾

¾

¾

(12)

¾

¾

¾

¾

2.

Зал для музыкальных и гимнастических занятий:

(36)

(80)

80

120


кладовая

¾

¾

(6)

(6)


12

3.

Медицинские помещения:











медицинская комната

(2)

¾

4

4

4

8

10


процедурный кабинет

(2)

(2)

¾

¾


изолятор: приемная

(2)

(2)

(2)

2

2


туалет

(2)

(2)

(2)

3

3


палаты

(4)

(4)

(4)

4

4

4.

Кухня (буфетная-ниша) для приготовления чая, компотов

3

4

2

5

Предусматрикается об-

5.

Пищеблок:






Вариант с пищеблоком

Предусматривается общий пищеблок на весь учебно-воспитательный комплекс


кухня с раздаточной

¾

¾

¾

¾

15

15

23




заготовочный цех

6

6

8




моечная кухонной посуды

4

4

4




охлаждаемые камеры с фреоновой установкой

6




кладовая сухих продуктов

7

7

8




кладовая овощей

4

4

4




загрузочная

4

4

4




гардероб, душ, туалет персонала





10

6+2+2

10

6+2+2

10

6+2+3



6.

Помещения, заменяющие пищеблок при доставке готовой пищи:

Вариант с доставкой готовой пищи


загрузочная и моечная термоконтейнеров

8

8

10



7.

Постирочная:

Вариант при самостоятельной стирке белья


стиральная

¾

¾

¾

12

12

14

12

14


гладильная



10


10


помещение для хранения грязного белья

¾

¾

¾

2

2

3

8.

Помещение для подстирки

2

2

2

2


Вариант при централизованной стирке белья





(при размещении ДУ в жилой ячейке используется ванная комната)

(при размещении ДУ в жилой ячейке используется ванная комната)

3

3

4

4

4

9.

Служебно-бытовые помещения:











кабинет-офис

4

5

3

(3)

4

4

4




комната персонала

6

4-6






туалет

2

3

2

2

3

3

3

3

3






(при размещении в жилой ячейке используется ее санузел)







хозкладовая

2

3

(2)

(1)

3

3

4

4

6


кладовая чистого белья

¾

1

¾

(0.5)

2

2

3

3

8











(одновременно служит комнатой кастелянши)

Закрыть

Строительный каталог