ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94), часть 2
Примечание.
В группах для необучаемых детей раздевальная и групповая не предусматриваются, а площадь спален принимается из расчета 6—8 кв. м на одного ребенка.
Таблица 5.4.
Площади помещений проживания, проектируемых по типу
коридорной системы или квартиры
№ |
Наименование |
Площадь помещений, кв. м |
Примечания |
|||
п.п. |
помещений |
при коридорной системе |
в семейных квартирах |
|
||
|
|
на 1 место |
всего |
на 1 место |
всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.
2.
3.
4.
5 .
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. |
Спальные комнаты на 3—4 места
Спальные комнаты на 2—4 места
Класс-игровая
Учебная комната, комната приготовления уроков
Инвентарная
Общая комната, столовая, игровая
Столовая
Кухня или буфетная
Санитарные узлы: а) при каждой спальной комнате
б) общие на группу: уборная с умывальником,
умывальная с но-гомойками, душевые с раздевальными, кабина личной гигиены для девочек, туалетная
Санитарный узел персонала с умывальником в шлюзе
Комната хранения уборочного инвентаря
Комната воспитателей
Раздевальная с сушильным шкафом
Бытовая комната
Кладовая чистого белья |
6
—
4,2
—
—
—
2,3
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
1,4
—
— |
—
—
—
—
6—8
—
—
12
6
8 х 2
10х2
8х2
5
—
3
4
12
—
6 — 8
6 — 8 |
—
6—7
—
4,2
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
— |
—
—
—
—
6—8
25
—
8
3
—
—
—
6
—
4
16
10 — 12
4
3 — 4 |
Предусмотреть возможность просмотра телевизора
Общая на 2—3 группы
При коридорной системе предусматриваются общими на 2—4 группы то же
то же
то же
то же
Может быть предусмотрен общим на 2—4 группы
Оборудуется сливом, умывальником
При коридорной системе предусматривается общей на 2 — 4 группы
то же
то же |
5.14. Кроме помещений, указанных в табл. 5.3. и 5.4., необходимо предусматривать кабинеты заведующих секциями и отделениями — один кабинет 12—14 кв. м на 2—4 группы.
5.15. Во всех классах, в том числе и классах-игровых, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 15—20% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку, кресло, шведскую стенку.
5.16. Планировка и оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно-производственных мастерских должны быть рассчитаны на детей, передвигающихся на колясках, из расчета 1 место для инвалида-колясочника на каждые 6—8 мест.
5.17. При помещениях классов, располагаемых в едином блоке помещений учебной и профессиональной подготовки, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2—1,4 кв. м на одно место в классе.
5.18. Кабинеты для занятий физикой, химией, классы обучения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста с нормальным интеллектом из расчета 4,5—5 кв. м на одно место; при кабинетах следует размешать лаборантские или кладовые площадью 18 кв. м.
Примечание:
Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении.
5.19. Во всех типах учреждений для обучаемых детей и детей с нормальным интеллектом школьного возраста необходимо предусматривать:
— кабинет социально-бытовой адаптации, служащий также для приема гостей, площадью 60—70 кв. м с кладовой 18 кв.м;
— класс биологии — живой уголок 60—70 кв. м с лаборантской 18 кв. м;
— компьютерный класс 50—60 кв. м с кладовой 18 кв. м;
— комнату музыкальных занятий 36—54 кв. м с кладовой инструментов 18 кв. м;
— класс рисования 50—54 кв. м с кладовой 18 кв. м;
— библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 120 кв. м в учреждениях для детей с нормальным интеллектом и 60 кв. м для детей с недостатками умственного развития;
— кабинет заведующего учебной частью 16—18 кв. м;
— учительскую комнату 30—40 кв. м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.
5.20. В домах-интернатах для детей с недостатками умственного развития рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:
— в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники — 4—4,5 кв. м;
— картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной — 5—6 кв. м.
При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6—8. Специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий — вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п.
5.21. В домах-интернатах рекомендуется предусматривать специальный класс для подготовки медицинского и воспитательного персонала площадью 36 кв. м с кладовой учебных пособий, а также методический кабинет площадью 24—36 кв. м.
5.22. В составе учреждений необходимо предусматривать бассейны и физкультурно-спортивные залы. В домах для дошкольников:
— физкультурный зал 100—120 кв. м;
— бассейн с ванной 3 х7 м, глубиной от 0,6 до 0,8 м.
В домах-интернатах:
— спортивный зал 12 х 24 м;
— бассейн с ванной 5 х 10 м или 6 х 12,5 м, глубиной от 0,8 до 1,1 м.
Примечания:
1. Физкультурно-спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой.
2. В домах для дошкольников физкультурный зал используется также для проведения музыкальных занятий. В домах для дошкольников вместимостью свыше 150 мест залы для физкультурных и музыкальных занятий предусматриваются раздельными.
3. В соответствии с заданием на проектирование допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади.
5.23. В домах-интернатах следует проектировать:
— зрительные залы на 120% (учитывая персонал и гостей) обучаемых детей школьного возраста: не менее 1,8 кв. м на одно место в зале в домах-интернатах для детей с недостатками физического развития и 1,2 кв. м — для умственно отсталых детей. При этом в зале должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 10—15% в домах-интернатах для детей с недостатками физического развития и 5—10% — для детей с недостатками умственного развития.
В состав комплекса помещений зрительного зала должны входить: эстрада площадью не менее 54 кв. м, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию) , фойе (используемое как выставочный зал, зал для танцев и игр) из расчета не менее 1,2 кв. м на 1 место в зале, помещение для артистов с санитарным узлом (30—35 кв. м), помещение пожарного поста (10—12 кв. м), фильмовидеотека (16—18 кв. м), кладовая мебели и реквизита (10—20 кв. м).
— кружковые помещения (кукольного театра, лепки, танцевальный класс с санузлом) с кладовыми для хранения материала и готовых изделий.
Примечание:
В домах-интернатах вместимостью свыше 200 мест одновременную вместимость зрительного зала допускается рассчитывать на 60% детей (обучаемых).
5.24. В домах-интернатах допускается предусматривать игровые автоматы, размещаемые или в вестибюле или в специальном зале.
5.25. В учреждениях для детей с недостатками физического развития рекомендуется предусматривать блок бани сухого жара (сауну) с подсобными помещениями. При проектировании помещений данного типа необходимо руководствоваться требованиями СНиП "Общественные здания и сооружения".
5.26. Состав медицинских помещений следует предусматривать в каждом конкретном случае согласно заданию на проектирование.
5.27. В домах-интернатах всех типов необходимо предусматривать кабинет логопеда площадью 18—20 кв. м: для детей с недостатками умственного развития — один кабинет на учреждение; для детей с недостатками физического развития — один кабинет на 20—25 мест.
5.28. Ориентировочное число мест в процедурных кабинетах следует принимать согласно данным таблицы 5.5.
Таблица 5.5.
Расчет числа мест в процедурных кабинетах различных типов
№ п.п. |
Вид процедуры |
Расчетное число детей в учреждениях на одно процедурное место |
|
|
|
для умственно отсталых детей |
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. |
Электролечение
Светолечение
Водолечение
Подводный массаж
Ингаляторий
Теплолечение
Массаж: — в отдельном кабинете — в общем зале
Электросон |
—
60 — 75
30 — 40
—
20 — 30
—
80 — 100 60 — 75
75 — 100 |
25 — 30
60 — 75
30 — 40
75 — 100
20 — 30
50 — 60
20 — 25 10 — 15
75 — 100 |
5.29. Площадь кабинетов следует принимать из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях — 4—5 кв. м, в кабинетах подводного массажа — 18—20 кв. м, индивидуального массажа — 16—18 кв. м, в кабинетах остальных типов — 7—8 кв. м на одну ванну или кушетку.
5.3 0. В состав медицинских помещений домов-интернатов всех типов должны входить кабинеты: педиатра — 15—16 кв. м, консультативного приема с темной комнатой (для возможности работы офтальмолога) — 20+8 кв. м, стоматолога — 16—18 кв. м, психоневропатолога — 14—16 кв. м, старшей медицинской сестры — 14—16 кв. м, помещения стерилизационной-автоклавной, аптечная комната. В состав домов-интернатов для детей школьного возраста следует включать дополнительно кабинет гидропатии — 28—30 кв. м с раздевальной — 14—16 кв. м.
В состав домов-интернатов для детей школьного возраста с недостатками физического развития следует включать кабинеты механотерапии 28—54 кв. м и психологической разгрузки 18—24 кв. м.
5.31 . Производственные помещения кухни во всех типах домов-интернатов следует рассчитывать на работу на сырье: кроме питания детей, помещения кухни должны обеспечивать питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену.
5.32. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни, площадь обеденного зала принимается из расчета нс менее 2,3 кв. м на одно место (10—15% мест для инвалидов-колясочников). При зале предусматривается раздаточная — 18—24 кв. м умывальная из расчета 3 кв. м (1 умывальник) на каждые 18—20 мест, сервизная — хлеборезка — 6—8 кв. м, а также моечная столовой посуды — 16—18 кв. м при ручной мойке и не менее 30 кв. м в расчете на механизированную мойку.
5.33. Для питания персонала необходимо предусматривать специальный обеденный зал самообслуживания из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 место, либо располагаемый вблизи от входа в помещения кухни или администрации, либо имеющий отдельный вход с участка. Вместимость обеденного зала персонала следует рассчитывать исходя из конкретных условий (общего числа персонала, числа питающихся, продолжительности обеденного времени, пропускной способности места).
5.34. Для обслуживания изолятора при помещениях кухни следует предусматривать специальную раздаточную площадью 16—20 кв. м. Раздаточная должна иметь удобный доступ к внутренним коммуникационным связям (коридорам, лестницам, пандусам, лифтам), а также выход на участок.
5.3 5 . Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 4 — 5% от числа мест для детей школьного возраста и 6—8 % от числа мест для детей дошкольного возраста. Он должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отделением. При .этом любой из мельцеровских боксов, представляющих собой одно-двух местные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванна) и выходом на участок через тамбур, может служить приемно-смотровым боксом.
5.3 6. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматривать глухое (не открывающееся) окно, которое служит для наблюдения персонала за детьми.
5.37. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть или полностью изолирован, или связан через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбуре-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов.
Изоляторы свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.
5.3 8 . Помещения изолятора должны быть разделены на зоны, в каждую из которых должен быть предусмотрен отдельный вход. Зоны необходимо соединять друг с другом через переходные тамбуры-шлюзы. Центрально по отношению к помещениям изолятора следует располагать нейтральную зону, в которой размещаются комнаты персонала, процедурная, буфетная, а в изоляторах свыше 8 мест кроме того — кабинет врача, выписная, помещение хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур).
5.39 . Не менее 30% мест общей вместимости изолятора должяы составлять мельцеровские боксы.
Допускается проектировать изоляторы, состоящие только из мельцеровских боксов. В этом случае ванную, горшечную, выписную комнату в составе помещений изолятора предусматривать не следует.
5.40 . В палатах изолятора на 2 места койки должны быть отделены друг от друга стеклянными перегородками или экранами. В палатах изолятора следует предусматривать умывальники с подводкой горячей и холодной воды.
5.41. При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:8.
5 .4 2. Площадь помещений изолятора следует принимать не менее показателей, приведенных в таблице 5.6.
Таблица 5.6.
Состав и площади помещений изолятора
№№ пп |
Наименование помещений |
Площадь помещений, кв. м |
Примечания |
|
|
|
в изоляторе до 10 мест |
в изоляторе свыше 10 мест |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
|
Мельцеровский бокс на 1 место
Мельцеровский бокс на 2 места
Палата на 1 койку со шлюзом и санитарным узлом
Палата на 2 койки
Ванная с душем
Горшечная
Санитарная комната
Процедурная
Кабинет врача, медицинской сестры
Комната персонала с раздевальной и душем
Буфетная
Комната хранения переносной аппаратуры
Инвентарная
Уборная с умывальником в шлюзе
Выписная |
24
30
14
18
6
6
6
18
12
8
6
—
8
3
—
|
24
30
14
18
6
8
8
18
14
10
10
12
12
3
6
|
Число боксов и палат определяется расчетом
то же
то же
то же
С унитазом в кабине |
5.43 . Ориентацию окон помещений следует принимать согласно таблице 5.7.
Таблица 5.7.
Наименование помещений |
Ориентация |
|
|
оптимальная |
допустимая |
Спальни Групповые
Классные Учебно-игровые комнаты
Палаты изолятора Мельцеровские боксы
Кухня |
Ю, ЮВ
Ю, ЮВ, В
Ю, ЮВ
С, СВ |
В
ЮЗ, З
В
любая, кроме западной |
5.44. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетной и раздевальной детских групп, комнатах персонала, горшечной, ванной, санитарной комнате, выписной и буфетной изолятора, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных, уборных и душевых персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнате хранения переносной аппаратуры изолятора, санитарных узлах при спальных комнатах и в составе семейных квартир.
5.45. В помещениях, рассчитанных на инвалидов-колясочников ширину дверей принимать не менее 1 м; ширину коридоров принимать при расчете на двухстороннее движение — не менее 1,8 м, при расчете на одностороннее движение — не менее 1,3 м.
5.46. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное освещение.
5.47. В зданиях домов-интернатов должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, определяется заданием на проектирование.
5.48. При загородном размещении домов-интернатов необходимо предусматривать отапливаемое помещение площадью 8—10 кв. м. для хранения мотопомпы и тобогтана.
5.49. Хозяйственные сооружения — котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее — проектируются в зависимости от местных условий в соответствии с заданием на проектирование. Их мощность, состав и площадь помещений определяются техническими расчетами и требованиями специальных нормативов.
5.50. При разработке программ и заданий на проектирование домов-интернатов для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными приложениями 1—6.
5.51. При проектировании помещений домов-интернатов рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными в приложении 7.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(справочное)
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ
ПОМЕЩЕНИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ
НА 100—150 МЕСТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С
НЕДОСТАТКАМИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
№№ пп |
Наименование помещений |
Площадь помещений, кв. м |
Примечания |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Помещения культурно-массового обслуживания |
|||
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. |
Зал гимнастических и музыкальных занятий
Кладовая спортивных принадлежностей
Бассейн с ванной 3 х 7 м
Инвентарная
Раздевальные для мальчиков и девочек
Душевые при раздевальных, включая ножную ванну
Уборные при раздевальных с умывальником в шлюзе
Комната методиста с санитарным узлом
Комната медсестры
Лаборатория анализа воды
Узел управления |
100
10
60
10
14 х 2
4 х 2
4 х 2
1 0+ 4
10
8
6 |
Используется также как зал ЛФК смежно с залом гимнастических и музыкальных занятий
В раздевальной для девочек предусмотреть установку для сушки волос
По две душевых сетки и одной ножной ванне на каждую душевую
В состав санитарного узла входят унитаз, душ, умывальник
Должны располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку |
|
Помещения медицинского обслуживания |
||||
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26 .
27. |
Кабинет врача
Кабинет медицинской сестры
Процедурная
Кабинет логопеда
Кабинет консультативного приема с темной комнатой
Зубоврачебный кабинет
Аптека
Кабинет электросветолечения
Кабинет водолечения
Ингаляторий
Подсобная комната
Кабинет оксигенотерапии
Кабинет массажа
Стерилизационная — авто-клавная
Санитарный узел с умывальником в шлюзе
Санитарная комната |
12
10
14
12
18+6
15
8+4
18
18
16
8
10
24
8
4
5 |
По 5—6 м2 на 1 стол |
|
|
Помещения административно-бытового обслуживания |
|||
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
|
Вестибюль с гардеробом для посетителей
Кабинет заведующего
Кабинет заместителя заведующего по медицинской части
Кабинет завхоза
Канцелярия и бухгалтерия
Библиотека персонала, методический кабинет
Комната персонала
Душевая при комнате персонала с уборной
Хозяйственная кладовая, инвентарная
Кладовые чистого и грязного белья
Комната кастелянши
Постирочная
Туалетные персонала с умывальником в шлюзе
Помещение хранении колясок |
54
16
12
10
16
18
10
6
10+10
8+6
10
8+18+6
3
12 |
Используется как помещение для собраний персонала
Может располагаться в составе помещений медицинского обслуживания
В состав санитарного оборудования должно входить бидэ
Предусматривается в случае, если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечная не предусматривается
Располагаются при вестибюле |
|
|
Помещения кухни |
|||
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
|
Горячий цех
Заготовочные: — рыбы и мяса — овощей
Помещение первичной обработки овощей
Холодный цех
Моечная кухонной посуды
Охлаждаемые камеры: — продуктов — отходов
Кладовая сухих продуктов
Кладовая суточного запаса
Кладовая овощей
Загрузочная
Кладовая и моечная тары
Комната персонала с душевой и санузлом
Раздаточная
Столовая персонала с буфетной |
30
10 8
6
8
6
12 4
6
8
12
10
10
12
12
24
|
Не менее двух камер С выходом наружу
С отдельным входом с участка |