РСН 31-83, часть 3
5. ИЗЫСКАНИЯ Д ЛЯ ВЫБОРА ТРАССЫ ВНЕПЛОЩАДОЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
5.1 . Инженерно-геологи ческие из ыскания для выбора трассы внеплощадочных коммуникаций выполняются после выбора площадки строительства.
5.2. Задачами инженерно-геологических изыскан ий для выбора трассы внеплощадочных коммуникаций являются определение полосы местности (трассы), наиболее благоприятной для прокладки проектируемо го сооружения, опре деление положения оси соо ружения в пределах выбранной п олосы (трассы) и получение материалов, обеспечивающих раз работку технических решений оснований и фундаментов проектируемой коммуникации.
5.3. Из ыскания для выбора трассы произ водятся от начальной до конечной точки проекти руе мой трассы, указ анных в техническом з адании з аказ чика. Кратчайшей д лин ой трассы является возд ушная прямая меж ду ее начальной и конечной точками. Каждое отклонение положения трассы от прямой должно быть обосновано топографическими и мерз лотными инженерно-геологическими условиями с учетом требований по трассировке соответствующих линий коммуникаций.
5.4. Изыскания для выбора трассы включают предварительные, полевые, лабораторные и камеральные работы и выполняются на топографической основе масштаба 1:25000 - 1:5000, причем для предварительной оценки района используется топооснова масштаба 1:25000 - 1:10000, а для из ысканий на вариантах трассы 1:10000 - 1:5000. При изысканиях следует использовать плановые аэрофотоснимки соответствующих масштабов.
5.5. При предварительных работах состав ляется карта ландшафтного районирования района воз можного прохождения т ра ссы применительно к из ложенному в пп.2.4-2. 7 настоящих Норм.
На основании проведенных работ намечаются варианты трассы проектируемого сооружения (совместно с з аказчиком).
5.6. Полевые работы состоят из рекогносцировочно го мерзлотного обследования района воз можного прохождения трассы, а также маршрутного мерз лотного обследования, геофиз ических, буровых, термокаротажных и лабораторных работ по каждому варианту трассы.
5.7. Рекогносцировочное мерзлотн ое обследование района возможного прохождения трассы следует произ во дить применительно к изложенному в пп .2.10-2.13 Норм.
5.8. На выбранных вариантах трассы из ыскания проводятся в полосе шириной 100-150 м. В з онах пересечения водотоков и других коммуникаций при неблагоприятных условиях пересечения шири на полосы может быть увеличена.
5.9. Маршрутное обследование выполняется в соответствии с п.2.15 Норм, но по 2-3 параллельным линиям, расположенным в полосе трассы с расстоянием между ни ми 30-50 м с описанием ландшафта на каж дой лини и в точках, отстоящих друг от друга не более чем на 50 м.
5.10. После составлени я ка рты ланд шафтного pa йонирования полевые работ ы на вариант ах трассы выполняются с учетом указ аний п.2. 16 Норм.
5.11. Электропрофилирование выполняется по линиям маршрутного обследования с шагом 10 -20 м. На участках с аномальными значениями удельного электрического сопротивления проходятся дополнительные, в том числе поперечные электропрофили, в объемах, достаточных для оконтуривания участков с аномальными сопротивлениями.
5.12. Точки ВЭЗ, ЧЭМЗ или сейсмического з ондирования (при использ овании многоканальн ой из мерительной аппаратуры) закладываются по оси каждого варианта трассы на расстоянии 150 -200 м друг от друга при усло вии освещения ими всех ландшафтных типов. Точки геофиз ического з ондирования з акладываются между скважинами, а также у скважин, используемых в качестве опорных. На участках, где выявляются аномальные значения удельных электрических сопротивлений или скоростей упругих волн, допускается увеличение числа точек геофизического зондирования с ц елью уверенной фиксации таких з он.
5.13 . Бурение скважин на вариантах трассы проводится в минимальных объемах исходя из необходимости освещения хотя бы одной скважиной каждого ландшафтного типа. При назначении мест заложения скважи н используются как материалы ландшафтного райониров ания, так и геофиз ических работ.
5.14. Глубин ы скважин устанавливаются в соответствии с пп.2.20 и 2.22, условия их проходки - с п.2.21 Норм. Д окументация скважин выполняется в соответствии с п.2.24, а отбор образ цов в соответствии с пп.2.25 и 2.26 Норм.
5.15. Термокаротажные работы выполняются в соот ветствии с изложенным в пп. 2.27 и 2.28 Норм..
5.16. Лабораторные работы производятся в соотве тствии с из ложенным в п.2.30, а по выбранной трассе - с п.3.12 Норм.
5.17. В результате камеральной обработки м ате риалов изысканий дается оц ен ка вариантов и выбор оптимального положения трассы в соответствии с пп. 2.31-2.33 Н орм.
По выбранной трассе камеральная обработка материа лов из ысканий производится согласно пп.3.13-3.17, а состав рекомендаций определяется применительно к указ аниям п.3.18 Норм.
5.18. Отчетные материалы об из ысканиях для выбора трассы включаются, как правило, в состав отчета об из ысканиях на выбранной площадке, а состав этих материалов устанавливает ся применительно к изложенному в п.3.29 Норм. Сейсмичность вариантов трасс устанавливается, как правило, в соответстви и с табличными данными главы СНиП по строительству в сейсмических районах.
6. ИЗЫСКАНИЯ НА ВЫБРАННОЙ ТРАССЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
6.1. Инженерно-геологические из ыскания на выбранной трассе инженерных коммуникаций произ водятся для детализации мерзлотных инженерно- геологических условий по оси сооружения, достаточной для составлени я рабочей документации коммуникаций, включая уточ нения п рогноз а изменения мерзлотных инженерно-геологических условий в соответствии с проектом сооружения.
6.2. Изыскания з аключаются в выполнении по оси сооружения геофиз ических, буровых, шурфовочных, опыт ны х и термокаротажных работ. Кроме этого, выполняются лабораторные и камеральные работы. Полевые работы произ водятся по всей длине трассы. При определении объемов полевых работ должны быть учтены изыскания , выполнен ные на данной трассе при ее выборе.
6.3. Геофизически е работы заключаются в выполнении электрического профилирования, верти кального электрического и ли частотного электромагнитного з ондирования. Д опускается примене ние сейсмического з онди рования с много канальной ре ги стри рующей аппаратурой.
Электропрофилирование выполняется с шагом 10-20 м, то чки геофи зического зонди рования раз мещаются через 25-50 м, как правило, между скважинами.
6.4. Проходка скважин производит ся при подземной или наземной прокладке (без опор) проектируемого сооружения на расст оянии 50 -100 м друг от друга, а при надземной прокладке на сваях - у каждой сваи (куста свай).
Д опускается уменьшение числа скважин при условии, что инженерно-геологические элементы в сжимаемой толще основания проектируемого сооружения будут охарактеризованы образцами в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию оснований з даний и сооружений.
Глубина скважин определяется в соответствии с п.4.4 Норм, но во всех случаях должн а быть не менее глубины распространения годовых колебаний температуры в грунтах.
6.5. В случаях, когда сооружение проектируется на опорах (кроме свай), шурфы проходят близ мест з аложения опор в соответствии с пп.4.5-4.8 Норм.
6.6. Опытные полевые работы произ водятся при прокладке сооружения на опорах близ мест з аложения опор в соответствии с из ложенным в пп.4.9-4.12 Норм.
По согласованию с заказ чиком допускается определение осадок оттаивающ их грунтов по физ ическим характеристикам грунтов при прокладке сооружения на опорах. В этих случаях шурфы не проходятся, а опытн ые полевые работы не произ водятся.
6.7. Отбор образцов из скважин и шурфов производится в соответстви и с требованиями п.4.13 Норм.
6.8. Термокаротажные работы произ водятся в скважин ах в соответствии с указани ями пп.2 .2 7 и 2.28 Норм.
6.9. Камеральные работы произ водятся применительно к из ложенному в пп.4.16-4.18, а содержание отчета определяется п.4.19 Норм.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения
Изыскания для выбора площадки строительства
Изыскания на выбранной площадке строительства
Изыскания на конкретных участках размещения проектируемых зданий и сооружений
Изыскания для выбора трассы внеплощадочных коммуникаций
Изыскания на выбранной трассе инженерных коммуникаций