РДС 35-201-98
Система нормативных документов в строительстве
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ
ПОРЯДОК
РЕАЛИЗАЦИЙ ТРЕБОВАНИЙ
ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДНОСТИ
К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
РДС 35-201-98
Издание официальное
СОВЕТ ПО ДЕЛАМ ИНВАЛИДОВ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОССТРОЙ РОССИИ, МИНТРУД РОССИИ
Москва 1998
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Институтом общественных зданий (AM. Гарнец) и Архитектурным проектно-исследовательским объединением «АПИО-Центр» (Л.А.Смывина)
ВНЕСЕН Управлением архитектуры Госстроя России и Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России
СОГЛАСОВАН с Центральным правлением Всероссийского общества инвалидов, Центральным правлением Всероссийского общества слепых и Центральным правлением Всероссийского общества глухих
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 25 марта 1998 г. № 18-22/13
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ПОДГОТОВЛЕН К ИЗДАНИЮ редакционной коллегией Госстроя России (Л.В. Хихлуха, В.А.Цветков, Н.Н.Якимова, Л.А.Викт орова), Минтруда России (А.И. Осадчих, А.Е. Лысенко, Ю.В.Колосов) и ЦП ВОИ (Л В. Ломакин-Румянцев)
ОДОБРЕН решением НТС Госстроя России (протокол от 27.11.97 №23-12/6)
Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстроя России и Минтруда России.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Область применения
2. Общие положения
3. Порядок реализации требований доступности для инвалидов при проектировании и строительстве
4. Состав и содержание документации
Приложение А Перечень законодательных, нормативно-правовых актов и нормативных документов, необходимых для руководства при разработке проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов
Приложение Б Основные принципы разработки целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями* к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, включая сооружения общественного пассажирского транспорта, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения) при разработке, согласовании и утверждении проектной документации и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
Такое взаимодействие основано на участии территориальных органов социальной защиты населения и учете мнения общественных объединений инвалидов на всех этапах инвестиционного процесса в области строительства, включая формирование и утверждение заданий на проектирование застройки, архитектурно-планировочных заданий (далее —АПЗ), заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе проектирования и строительства, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.
______________________
* К этим группам населения относятся также люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п. (далее — маломобильные группы населения).
РДС 35-201-98
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ
ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
PROCEDURE of Realization the Requirements for Access by the Disabled Persons to Social Infrastructural Objects
Дата введения 1998-05-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Порядок регламентирует условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно-разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее — строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов.
1.2 Настоящий документ определяет задачи, права и обязанности всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации.
2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 При проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно-исследовательским, проектным и строительным организациям независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам Государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться перечисленными в приложении А настоящего документа законодательными, нормативно-правовыми и нормативно-методическими документами федерального уровня, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными и правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться ВСН 6291* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения», а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
2.2 В случаях когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для
инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованного общественного объединения инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов.
В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.
Рекомендации экспертной комиссии представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления для принятия соответствующих решений и учета при выполнении проектных и строительных работ, а при необходимости — информирования об этих решениях общественности.
2.3 Оформление и выдача исходно-разрешительной документации, в том числе заданий на проектирование застройки, АПЗ и заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, не допускаются без согласования с местным органом социальной защиты населения в случаях, когда требования действующих нормативных актов в части доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры не могут быть выполнены в полном объеме по тем или иным причинам.
2.4 Последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые должны разрабатываться местными органами социальной защиты населения или
по их заказу с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Целевые программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности составляются с учетом рекомендуемых основных принципов разработки целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (приложение Б).
2.5 Расположение в структуре города специализированных учреждений, предназначенных для медицинского обслуживания и реабилитации инвалидов, и вместимость этих учреждений следует определять по реальной и прогнозируемой в них потребности в конкретном городе, районе, микрорайоне. Такой принцип позволит более гибко решать задачу обеспечения нуждающихся специализированными учреждениями. Для оптимального решения задач расположения и вместимости таких объектов должно быть обеспечено взаимодействие местных органов архитектуры и градостроительства с органами социальной защиты населения при участии общественных объединений инвалидов.
2.6 Требования по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов при разработке градостроительной документации на всех стадиях и видах проектирования, кроме проектов планировки и проектов застройки (далее — планировочная документация), устанавливаются в соответствующих нормативных документах в области строительства.
3 ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
3.1 Разработка проектов планировки, проектов застройки и проектной документации на строительство и реконструкцию
объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов осуществляется на основе исходно-разрешительной документации, позволяющей заказчику (инвестору, застройщику) заключить договор на проектирование градостроительного или архитектурно-строительного объекта.
3.2 При подготовке и утверждении задания на проектирование застройки или АПЗ на проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры местными органами социальной защиты населения и органами архитектуры и градостроительства в числе исходных показателей должны устанавливаться основные обязательные (функциональные) требования, выполнение которых средствами архитектуры и градостроительства обеспечивает создание условий доступности строящихся и реконструируемых зданий и сооружений для инвалидов.
3.3 Задание на проектирование застройки или АПЗ на проектирование и строительство объекта социальной инфраструктуры утверждается в установленном порядке при условии предварительного его согласования с территориальным органом социальной защиты населения и передается заказчиком вместе с заданием на проектирование подрядной проектной организации.
3.4 Задание на проектирование объекта строительства составляется заказчиком (инвестором, застройщиком), который несет ответственность за включение в состав этого задания мероприятий по созданию доступной для инвалидов среды в соответствии с требованиями, указанными в АПЗ. В задании должны быть конкретизированы (по сравнению с АПЗ) требования по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
3.5 Задание на проектирование объекта строительства при наличии в АПЗ требований по доступности его для инвалидов представляется заказчиком (инвестором, застройщиком) на согласование в органы Государственной вневедомственной экспертизы и последующее утверждение в установленном порядке.
3.6 Заказчик и другие заинтересованные организации несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления исходных данных для проектирования объекта строительства. Проектные и проектно-строительные организации, юридические и физические лица, принимающие участие в разработке проектно-сметной документации на строительство, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, за ее качество, соответствие утвержденному заданию на проектирование и соблюдение обязательных требований действующих нормативных документов в области строительства в части проектирования среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов.
3.7 Проектная документация на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должна разрабатываться в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов, действующих строительных норм и правил и технических условий, должна согласовываться и утверждаться в установленном порядке.
3.8 В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов», необходимыми обоснованиями принятых решений и графическими материалами.
3.9 Планировочная и проектная документация на строительство объектов социальной инфраструктуры, независимо от источника финансирования, при наличии в задании на проектирование застройки и АПЗ требований по доступности инвалидов к этим объектам должна представляться в органы Государственной вневедомственной экспертизы.
3.10 Планировочная и проектная документация на объекты строительства, не соответствующая требованиям п. 3.8 настоя-
щего Порядка, не принимается к рассмотрению органами Государственной вневедомственной экспертизы.
3.11 Контроль за соблюдением требований доступности для инвалидов зданий и сооружений в процессе их строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию обеспечивается территориальными органами Госархстройнадзора России при участии представителей территориальных органов социальной защиты населения, которые включаются в состав приемочных комиссий, и представителей общественных объединений инвалидов.
4 СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
4.1 Состав и содержание планировочной и проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры, включая специальный раздел с мероприятиями по учету потребностей инвалидов, должны отвечать требованиям Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации и Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).
4.2 Задание на проектирование застройки, АПЗ и задание на проектирование объектов социальной инфраструктуры в числе основных требований к объекту строительства должны содержать основные обязательные требования по учету потребностей инвалидов.
4.3 Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов должны разрабатываться на основе функциональных требований к объектам социальной инфраструктуры, специальному оборудованию, приспособлениям и устройствам, облегчающим инвалидам пользование зданиями и сооружениями.
4.4 В планировочной и проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должны использоваться, как правило, решения, принятые на предыдущих стадиях разработки, включая соответствующие части утвержденной в установленном порядке градостроительной и проектной документации на строительство.
4.5 В составе специального раздела проектной документации на строительство зданий и сооружений производственного назначения с учетом потребностей инвалидов должны содержаться материалы по генеральному плану и транспорту и архитектурно-строительным решениям объекта строительства с мероприятиями по обеспечению для инвалидов условий доступности к зданиям и сооружениям, а в пояснительной записке — соответствующие обоснования.
В материалах по генеральному плану и транспорту объекта строительства приводятся мероприятия, соответствующие решения и показатели по обеспечению инвалидам условий доступности к объектам социальной инфраструктуры, средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации.
В архитектурно-строительных решениях должны содержаться: краткое описание и обоснование архитектурного замысла, принципиальные решения по обеспечению для инвалидов условий доступности зданий, сооружений, рекреационных зон и информации.
4.6 В составе специального раздела проектной документации на строительство зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения с учетом потребностей инвалидов разрабатываются материалы, указанные в СНиП 11-01-95, с дополнениями, отражающими специфику создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
На схеме генерального плана или непосредственно на генеральном плане показываются объекты социальной инфраструк-
туры, к которым должна быть обеспечена доступность для инвалидов, гаражи и места парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, площадки для отдыха, занятий спортом, малые архитектурные формы, иные элементы внешнего благоустройства и др.
4.7 В соответствии с заданием на проектирование и с учетом предложений органов социальной защиты населения в проектной документации на строительство дополнительно могут быть приведены рекомендации по цветовому решению фасадов жилых и общественных зданий, устройству рекламы и иной визуальной информации с учетом особенностей восприятия ее инвалидами.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РУКОВОДСТВА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ
1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.)
2. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. № 245 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры»
5. Постановление Министерства строительства Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. № 18-27/1-4403-15 «О дополнительных мерах по обеспечению жизнедеятельности престарелых и инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений»
6. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Вводная часть
7.СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания». Вводная часть, абзац первый, пп. 1.9; 1.12; 1.17; 1.23; 1.28; 1.38*; 1.50*; 1.52*; 2.2; 2.6 и 2.7
8. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения». Вводная часть, абзац третий, п. 1.3
9. СНиП 2.09.02-85* «Производственные здания». Раздел 1, пп. 1.4; 2.20; 2.33; 2.34; 2.35; 2.40; 2.58
10. СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания». Пункты 1.1; 1.9; 1.18; 2.1; 2.3; 2.5; 2.14—2.19; 2.25; 2.30; 2.31;
2.52; 3.2; 3.6
11. СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий». Пункты 3.12; 3.16; 3.82; 3.85
12. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации
13. ВСН 62-91 * «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения». Изменение № 1 (приказ Председателя Госкомархитектуры от 29 ноября 1991 г. № 166) и изменение № 2 (постановление Минстроя России от 26 июля 1994 г. № 18-3)
14. РДС 11-201-95 «Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства»
15. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения:
Выпуск 1 «Общие положения»
Выпуск 2 «Градостроительные требования»
Выпуск 3 «Жилые здания и комплексы»
Выпуск 7. Часть 1 «Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов»
Выпуск 10 «Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, амбулатории, аптеки»
Выпуск 10 «Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, амбулатории, аптеки»
Выпуск 12 «Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения»
Выпуск 13 «Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения»
Выпуск 14 «Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи»
Выпуск 19 «Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения»
Выпуск 20 «Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(рекомендуемое)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 В зависимости от местных особенностей и социальноэкономических условий при разработке целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности могут использоваться различные методики, а также вноситься в предлагаемые состав и содержание целевых программ необходимые изменения, не противоречащие при этом основным направлениям, целям и задачам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и статьями 14 и 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
1.2 Целевая программа по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности разрабатывается для каждого субъекта Российской федерации, каждой его территориальной единицы, каждого города, городского района (префектуры), поселка городского типа и иных поселений.
1.3 Целевая программа города, городского района, поселка городского типа и иных поселений должна содержать мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов всех объектов социальной инфраструктуры (зданий и сооружений жилищногражданского и производственного назначения, включая предприятия и системы транспортного и информационного обслуживания) в пределах территории, подведомственной местным органам власти и управления,
1.4 Целевая программа субъекта Российской Федерации по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, в отличие от программ, указанных в предыдущем абзаце, должна содержать мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также пассажирского обслуживания инвалидов междугородным транспортом и другие мероприятия, входящие в компетенцию субъекта Российской Федерации.
1.5 Мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры финансируются за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта Российской Федерации, города, городского района, поселка городского типа или иного поселения), а также внебюджетных источников и средств юридических и физических лиц, владеющих на правах аренды или собственности объектами социальной инфраструктуры.
2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
2.1 Цели и важнейшие направления государственной политики в обеспечении инвалидам равных со всеми гражданами возможностей в пользовании жилыми и общественными зданиями, трудоустройстве, получении образования и услуг социально-бытовых и культурных учреждений посредством создания условий доступности ко всем сферам общественной жизни определены Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и закреплены в статьях 14 и 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Установленные в этих актах требования к проведению конкретных мероприятий по приспособлению среды к потребностям инвалидов относятся к проектированию и строительству новых зданий и сооружений, а также к тем из них, в которых в силу различных обстоятельств проводятся или будут проводиться
работы по реконструкции, капитальному ремонту либо переоборудованию.
2.2 Целевая программа должна основываться на генеральном и перспективном планах развития города и отдельных его районов, поселка городского типа или сельского поселения, учитывать предполагаемые и возможные варианты развития социальной инфраструктуры путем застройки новых территорий и реконструкции сложившихся жилых и промышленных районов, строительства новых и реконструкции действующих зданий и сооружений.
2.3 Конечная цель программы состоит в создании средствами архитектуры и градостроительства условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении полноценного образования, реализации своего творческого и профессионального потенциала, всестороннего развития личности и активного участия в общественной жизни.
2.4 При разработке и реализации целевых программ формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на текущий и ближайший (2—3 года) периоды следует особое внимание уделять совмещению мероприятий, направленных на создание для инвалидов условий доступности объектов социальной инфраструктуры с проведением плановых и плановопредупредительных ремонтных работ по благоустройству территорий, пешеходных и транспортных коммуникаций, переоборудованию зданий, сооружений и их помещений общественного назначения вне зависимости от форм собственности.
2.5 Территориальным органам социальной защиты населения рекомендуется совместно с органами архитектуры и градостроительства, а также другими заинтересованными организациями, уполномоченными на то органами исполнительной власти и управления и с учетом мнения общественных объединений
инвалидов и имеющихся у них статистических и аналитических материалов, а при необходимости и в зависимости от изменений социально-экономической ситуации корректировать перспективные целевые программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, своевременно представлять предложения по корректировке этих программ местным органам исполнительной и законодательной власти, а также регулярно контролировать исполнение мероприятий, предусмотренных целевыми программами, при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
2.6 Принципиальные подходы к решению проблем реабилитации городской среды с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения основаны на том, что те параметры и требования, которые обеспечивают инвалидам условия доступности, не только создают возможность для удовлетворения потребностей представителей групп населения с ограниченными возможностями, но и способствуют реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всех групп населения.
2.7 Важнейшими критериями доступности для инвалида среды в целом и отдельных ее элементов, в частности, являются, с одной стороны, уровень ограничений жизнедеятельности, выражающийся степенью способности инвалида к самообслуживанию, самостоятельному либо с помощью других лиц передвижению, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, с другой стороны — способность среды адаптироваться к возможностям и потребностям жизнедеятельности инвалида.
При разработке целевой программы каждое учреждение социальной защиты населения должно иметь необходимый для работы комплект соответствующих нормативных документов и методических материалов, разработанных Государственным
комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстроем России) и Министерством труда и социального развития Российской Федерации (Минтруда России), обязательных для руководства и рекомендованных к применению и использованию в повседневной деятельности при работе по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
3 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Целевая программа строится по принципу поэтапного переоборудования (преобразования) всей среды жизнедеятельности с учетом максимального использования реальных возможностей каждого из этапов. При этом возможно и желательно выделение в программе самостоятельных разделов и подразделов, содержащих мероприятия по строительству и реконструкции соответственно.
3.2 Для рациональной организации работ рекомендуется формировать целевую программу по тематическим разделам, а при необходимости и по подразделам, группируя в них соответствующие по направлениям деятельности мероприятия, последовательность реализации которых должна определяться по этапам с указанием конкретных сроков выполнения каждого из мероприятий и конкретных должностных лиц, ответственных за их реализацию.
3.3 Разделы мероприятий программы:
1. Строительство новых объектов в условиях реконструкции и развития городской инфраструктуры
2. Реконструктивные мероприятия. Пешеходные пути
3. Жилище
4. Здания и сооружения общественного назначения
5. Здания учреждений органов власти и управления
6. Специализированные учреждения для инвалидов
7. Организация рабочих мест для инвалидов
8. Системы внутригородского транспортного пассажирского обслуживания инвалидов
9. Координация и контроль за ходом выполнения программных мероприятий
3.4 Каждый этап программы должен соответствовать определенному направлению и периоду деятельности (кварталу, полугодию, году и т.п.) в зависимости от полноты имеющейся информации, наличия соответствующих материально-технических и финансовых ресурсов, проводимых на подведомственной территории сопутствующих мероприятий, например, в области совершенствования медицинского обслуживания населения, общего, среднего, специального и высшего образования, развития системы учреждений социальной защиты населения и т.п.
3.5 Мероприятия программы рекомендуется определять и формировать исходя из учета планируемых на ближайшие периоды работ по проектированию и строительству новых зданий и сооружений, ремонту или реконструкции действующих объектов, обновлению, ремонту или укладке нового полотна проезжей части улиц и тротуаров, а также других ремонтно-восстановительных работ, большая часть которых может быть совмещена с мероприятиями по обеспечению условий доступности для инвалидов, что позволит существенно сократить расходы материально-технических и финансовых ресурсов при реализации программных мероприятий.
3.6 Особого внимания и соответственно возможного выделения в самостоятельный подраздел программы требует решение проблем реконструкции и ремонта памятников архитектуры и народного зодчества, культовых зданий, к которым также должна быть обеспечена доступность инвалидов. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что подобные работы могут производиться в пределах, позволяющих в наибольшей степени сохранить первозданный облик либо архитектурно-художественные достоинства объекта.