РДС 11-201-95 (с изм. 1 1998)
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства
РДС 11-201-95
Издание официальное
Министерство строительства Российской Федерации
(Минстрой России)
Москва
1995
ПРЕДИСЛОВИЕ
1.Разработан Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.
Утвержден постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. N 18-39.
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Минстроя России.
СОДЕРЖАНИЕ:
Область применения
Общие положения
Порядок проведения экспертизы
Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу
Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе
Заключение по экспертизе проектов строительства
Сроки проведения экспертизы
Приложение А. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения
Приложение Б. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов жилищно - гражданского и общественного назначения.
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства
Дата введения 1995.07.01
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико - экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений * на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса в строительстве.
технико - экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются - проекты строительства.
2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально - экономической и природоохранной политики.
При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.
Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.
Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.
В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.
Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.
Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.
3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ.
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20.06.93г. N 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно - сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г. N 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:
Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:
проектов строительства:
-объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
-объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;
-объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;
-экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;
-потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.
Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.
Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.
Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:
проектов строительства:
-объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
-объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).
Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.
Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независомо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.
Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.
При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.
ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК
ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ
Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).
По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.
4. 3. Объем документации проектов строительства, под леж ащих рассм отрению в порядк е выборочного контроля, устанавливается экс пертным органом. К предста вляем ой документации прилагаются документы об утверж дении проекта, заключени е ранее рассм атривавшего проект э кспертного органа и справка о с остоянии строительства (по строящ им ся объектам ).
4.4 . При необходимости экспертный орган по вопросам , относя щимся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика д ополнител ьную информаци ю по рассматри ва емому проекту строительства.
4 .5. Комплектность пред ставленны х материалов, и х соответствие требовани ям действу ющих нормативны х документов по составу проектной документации проверяется экспертным органом в 5-т и дневный срок с даты их получения.
При установлени и некомплектности проектной документации э кспертны й орган увед омляет заказчика о необходи мости представления недостаю щих материалов. В этом случае экспертным органом мож ет быть такж е принято решение об отклонении от рассмотрения проекта с троительства до его укомплектования.
4. 6 При повторн ой экспертизе пред ставляются:
пояснительная запи ска к доработанному по замечан иям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;
проектная документация, в которую внесены изм енения и дополне ния по результатам предыдущего рассмотрения.
5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕ ЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТИ ЗЕ
При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие при нятых решени й обоснованию инвестиций в строител ьство объекта, другим предпроектным м атериалам, заданию на проекти ровани е, а такж е исходным данн ым, техническим условиям и требовання м, выд анн ым з аинтересованными организ ациями и органами государственного н адз ора при согласовании м еста размещения объ екта ;
_________________________
* основные вопросы уточняются в зависим ости от отраслевой специфи ки, особых услови й и видов строительства _________________________
наличи е необход имы х согласований проекта с заинтересованным и организациями и органам и государственного надзора;
хозяйственная необходим ость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функциони ров ан ия запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов;
вы бор площ адки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-гео логи чес ких, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития с оциальной и производств енной инфраструктуры территорий, результатов сравнительн ого анализа вариантов раз мещения площ адки (трассы) ;
обоснованность опр еделения мощности (вместимости, пропускной способности ) объекта, исходя из принятых проектн ых решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другим и ресурсам и, потребности в вы пускаемой продукции или пред ставляе мых услугах;
достаточность и эффективность технических решений и меропри ятий по охране окруж ающи й природной среды, предуп реждению аварийных ситуаций и л ик видации их последствий;
обеспечение безопасности э ксплуатации предприятий, зданий и сооруж ений и соблюдени е норм и правил взрыво-по жарной и пож арной без опасности;
соблюдени е норм и правил по охра не труда, технике безопасности и санитарным тре бованиям;
достаточность инж енерно-технических мероприятий по защ ите населения и устойчи во сти функционирования об ъектов в чрезвычайных ситуациях мирного и во енного времени;
нали чие про ектных решений по обеспечению условий жизнедеятельност и маломобильных групп населения;
оценка техничес кого уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприяти я ( производств а), его материа ло- и энергоемкости ;
обоснованность приме няемой технологии производства н а основе сравнения воз мож ных вариантов технологических проц ес сов и схем , выбор основного технологического оборудования;
опти мальнос ть прин ят ых решений по ин женерному обеспечению, воз можность и це лесооб раз ность использования автономных систем и вторичны х эн ер горесу рсов;
наличие безотходного ( малоотходного) произ водства на базе полного и компле ксног о и спольз ования сы рья и отходов;
обоснованность и надеж ность строительных реш ений (особенно при сооруж ении объекта в слож ных инж енерно-геологических условиях);
оптимальность решений по генеральном у плану, их взаимоувязка с утвержденн ой град остроительной документацией, рациональност ь решени й по плотности застройки территории и протяженности и нженерных к оммуникаций;
обоснованность принятых объемно-плани ровочных решений и габаритов зд аний и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающ им. Эффективность использования площ адей и объемов зд аний; обеспе чени е архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика здан ий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
оц енка проектных решений по орган изации строит ельства;
достоверность определения стоимости строительства;
оценка эффекти вности инвестиций в строительство объекта и условий его реализац ии.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕ ЛЬСТВА.
6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, приним авших уча стие в рассмотрении проекта .
Основные требов ания по составу и сод ерж ан ию экспертного зак лючения по проекту строительства объектов производственного назначения приведены в приложении "А", а объектов жилищно-гражданского и общественного на знач ения - в приложении "Б".
6.2. Экспертно е эаключение должно содержать:
краткую х арактери стику и сходных данных, усл овий строительства и основных проектны х решени й, а также технико-эконом ические по казатели проекта строительства;
конкретны е замеч ания и предложения по принятым проектный решениям, из менения и дополнения, внесенные в процес се экспертизы, ож идаемый э ффект от их реализ ации (с количественной оценкой);
об щие выводы о целесообразн ости инвестиций в строительство с учетом экон омической э ффективн ости, экологической без опасности, эксплуатационной надежности, конкур ентоспособности продукции и социальной значимости объекта;
рекомендации по д ополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последую щем проектировании:
рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экон омических пок азателей) или отклонении проекта.
По утверж денным проектам, рассматриваемым в порядке выборочного контроля, делае тся вывод об одобрении или необходимости доработки документации (по объектам, наход ящимся в стадии строительства, указ ываются виды работ, которые могут выполнятьс я до доработки проектной д окументации).
6.3. При выявлении в результате эк спертиз ы грубых нарушений нормативных требо ваний, которые могут повлечь з а собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или с озд ать ины е аварийные ситуации экспертным органом вносится предложение о примен ении в у становленном порядке к организ ациям-разработчикам проек тной докуме нта ци и штрафных санкц ий или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лице нзий.
6.4 . Заключение утверждае тся руководи телем экспертного органа и направляется з ака зчику или в утверждающую прое кт , инстанцию.
6.5. При проведе нии совместной экспе ртиз ы заключение утверждается руковод ством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительств а.
В конкретных экс пертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя экспертного органа, утверждающего выводы эксп ертизы, является обязательной.
7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ .
7 .1.Сроки проведен ия комплек сной государственной экспертизы проектов строительства принимаю тся в зависимос ти от трудое мкости экспертизы и, как прави ло, не долж ны превышать 45 дней.
В отдельных сл учаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объ ектов, указ анный срок мож ет быть увеличен по ре шению ру ководства э кспертного органа.
7.2. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее зак лючениям документации не должны превышать 30 дней.
7.3. Сроки про ведения экспертизы проектов строительства, осу ществляе мого з а счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных рез ервов, з аем ных и привлеченных с редств инвесторов, устанавливаются договоро м.
7.4. Продолжи тельность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продолж ительности к ом плексной экспертиз ы проекта строительства .
7.5. Сроком начала экспертизы является дата утверж дения руковод ством экспертного органа плана ее проведения (или подпис ания договора на экспертизу), а окончания экспертизы - дата отправки заключени я заказчику или утверждающей проект инстанци и.
Прило же ние А
(обязательное)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объек тов производственного назначения
...........................................................
...........................................................(наим енование объ екта и его месторасполо жен ие)
1 . Заказчик
2. Инвестор, источники финансирования
3. Генпроектировщик, наличи е лицензии на проектные работы
4. Подрядная строительная организ ация (если она определена)
5. Основан ие для разраб отки :
- задание на проектирование;
- государственные целевые программы, отраслевые схемы развития, обосновани е инвестиций в строительств о объекта и др.
6. Основные данные и принятые решения*.
6.1 . Хозяйст вен ная необходимость и целесообразность строительства:
обеспечение п ерспективной потребности в данном виде продукц ии в результате строительства объекта.
6.2. Характери стика участка строительства: - варианты размещ ения объекта, результаты с равнительного анали за и преимущест ва выбранного участка, площадки, трассы;
* по проекту строительства, возвращае мому на доработку излагаются в минимально необ ходимом объеме, обосновывающ ем з амечания и предлож ения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно - излаг аются с учетом изменени й и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы
- краткое описание района, пункта, реком ендуемой для строитель ства площад ки, сведен ия о природно-климатических, инж енерно-геологических, э кологических и др. условиях;
- сведения о согласовании с мес тными органами государственного управления в части зем лепользования и производственной инфраст руктуры территории, а такж е согласованиях с органами госнадзора .
Годовая мощ ность и номенклатура продукции:
- объем произ вод имой продукции (мощность);
- основная номенклатура продукци и и ее характеристики;
- наличие материальных, сырьевых и др. видов ре сурсов (основ ные ви ды сырья, материалов, ком плектующих и зде лий).
Основные технологи ческие ре шения:
- общая характеристика технологических процессов, основного
технологического оборудования, ма шин и механизмов,
6.5. Организаци я производства и управления:
- прои зводственно-технологическая структура и состав предприятия ;
- мощ нос ть основных производств и цехов:
- решени я по вс помогательным объектам, ремонтному, складскому, эн ергетическому и транспортному хозяйствам;
- структура управления, режи м работы предприятия;
общая численность работаю щих, обеспечение произв одства и строительства трудовыми ресурсами.
6.6. Генплан, транспорт:
- основные решения и показатели генерального плана;
- схемы грузопотоков, ре шения по внутриплощадочному транспор ту.
6.7. Основны е строительные ре шения:
- краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и слож ных здани й и сооруж ений;
- решен ия по фундаментам;
- обеспечение прочности и ус тойчи вости зданий и сооружений.
6.8. Инженерное обеспечение:
- источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для произ водственных и хозяйственно-бытовых нужд; - использовани е вторичны х энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, прим енение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).
6.9. Ин женерно-технические мероприятия гражд анс кой об ороны (Г.О.):
характеристика инженерно-технических ме роприятий граж данской обороны, исполь зование пом ещений Г.0. в обычных условиях хозяйс твенной деятел ьности.
6.10. Охрана окружающей сред ы:
- общая э кологиче ская характе рис тика района;
- во здейств ие строительства и эксплу атации объекта на окружающую ср еду;
- мероприятия по охра не окруж ающей среды и рациональном у использованию природ ны х ресурсов;
- ре шения по обеспечению технической бе зопасности, пред упреждению и ликвидации последствий возможны х аварийных ситуаций.
6.11. Организация строительства:
- объем ы основны х строительно-монтажны х ра бот;
- потребность в строительных м атериалах, м еханизм ах и тран спортн ых средствах;
- трудоемкость и сроки строите льства объекта;
- оче редность строительств а, пусковые комплексы.
6.12. Стоимость строи тельства и эконом ическая э ффектив ность инв естиций:
- стоимость строительства;
- эфф ективность и нве стиций, сопо ста влен ие основных технико-экономических пок азателе й с пока зателями, опр еделенными в обосновании инве стиций в строительств о объе кта.
7. За мечания и пре дложения по принятым реше ниям и результаты э кспертизы:
- соотве тствие з ада нию на прое ктирова ние, обоснованию инв естиций в строите ль ство объекта, техни ческим ус лови ям и требованиям, выданным орган ами государственного над зора и з аинтересованн ыми организациями, основным направ лениям техни ческой политики в соответствующей отрасли;
- оценка сос та ва и комплектности представленных мате риалов, полноты и качества и нженерных изыскан ий;
- оценка качества всех разделов проектной д окументации, изл ож енных в п.6 ;
- предложени я по п ов ышен ию экономической э ффективности, эк сплуатационной надеж ности и экологической безопасности за счет соверш енствования техн ич еск их ре шений, более раци онального использ овани я ресурсо в и их результативность: изменени е (у мен ьшение, увеличение ) стои мости ст роительства, продолжите льности строительства, уменьшение расхо да потре бляемых топливно-энергетических ресурсов, труд озатр ат в строит ельстве, расхода основных строи тельных материалов (проката, металла, цем ента, лесоматериалов) и др. (форма произво льная в завис имости от характера и злож ения).
8. Выводы.
Общие выводы о целес оо бразности стро ительства объекта и условиях его реализац ии.
С учетом оценки качества проекта строительства в целом и вн есенных в процессе э ксперти зы изменений и дополнений проект рекомендуется к утверж дению (при водятся рекомендуемые к утвержд ению технико-экономические показ атели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой спе цифики и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку.
Прило жение Б
(обязательное)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБ ОВА НИЯ
по составу и сод ержанию экспертного заключения по проекту строительства объек тов жилищно-граждан ского и об щественного наз начения
......................................................
(наим енован ие объекта и его месторасположение)
1. Заказчик ______________________________________________________
2. Инвестор, и сточники финансирования _________________
3. Генпро ектиро вщ ик, наличие лицензии на проектны е работы
4.Подрядная строительная организация (если она определен а)
5. Основани е для разработки:
- задание на проектировани е;
- государственн ые програ ммы, проекты застройки микрорайо нов, кварталов, градостроит ельных ком плексов и жилых групп.
6. Основны е д ан ные и принятые реше ния*.
6.1. Хоз яйстве нная необх одимость и целесообразность строительства :
- назначение об ъе кта, ожидаем ый в рез ультате строительства социальный эффект;
-м ощнос ть ( вместимость) и функциональная структура объекта.
6 2. Характе ристика участка строительства:
- краткая характерис тика рекомендуем ого для строительства участка по размер ам, расположени ю в инфраструктуре населенного
_____________ _______________ _______________________________
* по проекту строи тельства, воз вращаемому на д оработку излагаются в ми нимально необ ходи мом об ъеме, обосновывающем з амечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому пов торно - излагаются с учетом изменений и д ополнений, вне сенных по замечаниям и предложениям экспертиз ы.
пункта, транспортной доступности , рельефу, инженерно-геологи чес ким, гидрогеологическим и э кологически м условия м, наличию подзе мных и наземны х сооружени й и ко ммуникаций на площадке строитель ства;
- вари анты раз ме щения объекта, результаты сравнительного анализа (при отсутствии д анного об ъекта в утверж денной градостроительной документации), согласование с органами госнадзора.
6.3. Ре шения генплана объекта:
- зонирование территории, организация пешеходных и транспортных потоков, размещ ени е зданий и их вз аимосвязь на площ адке, ув язка предлагаемы х ре шений с окружаю щей застройкой;
- инженерная подготовка территории, ее благоустройство и озелен ение, использовани е су ществующего рельефа, формирование доступной для и нв алидов среды жизнедеятельности;
- основн ые показатели по генплану.
6.4 . Объемн о - пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные ре шения:
- варианты градос троительного и объемно-планировочного решений, их сравнительный анали з;
- этажность, об щая пло щадь, стро ительный объем;
- краткая характери стика конструкти вных решений;
- решени я по фундаментам;
- об еспечени е прочности и устойчивости зданий и сооружений;
- соответствие архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и функциональному назначению об ъекта, формиров ание доступной д ля инвалидов среды жизнедеятельнос ти;
- выразительность по фасадам;
- применяемые отделочные материалы;
- решения по интерьерам, естественному осве щению помещений и к оридоров, художественному оформлению.
6.5. Технологические решения:
- состав и площади запроектированных помещений и служ б;
- общ ая характеристи ка основного технологического оборудования, систем инженерного технологического оснащения зданий;
- мероприятия по соблюд ению нормативных и технических требований госуд арственного надзора и инспекций по обеспечению санитарно-гигиенического режима и безопасности работы в поме щениях, отдельных службах, территории и зданиях проектируемого об ъекта.
6.6. Инженерн ое обеспечение:
- отопление, вентиляция, водоснаб жение, водоотведение, электроснабжение, слабот очные устройства, автоматика, газоснабжение, х олодоснабжение и други е инженерные сист емы.
6.7. Инженерно-те хнические мероприятия граж данской обороны (Г.О.):
характеристики инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, использо вание помещ ений Г.О, в обычных условиях хоз яйств енной деятельности.
6.8. Охрана окруж ающ ей среды :
- общая характ ер истика экологической ситуации на площадке строите льства;
- ре шение вопр осов очи стки, уничтожения и утилизации образ ующихся выбросов и отход ов, использования и рекультивации з емель;
- ме роприятия п о защи те от шум а, электромагнитных излучений, радиационного з агряз не ния и других вредных факторов.
6.9. Противопожарная безопасность:
ре шения по пожа рной безопасности и обеспечени ю надежности эвакуац ии людей в экс тренных условиях.
6.1 0. Организ ация строительс тва:
- объемы основны х строительно-монтажных ра бот;
- потребность в с трои тельных материалах, механизмах и транспортных средствах ;
- трудое мкость и с ро ки строи тельства объекта;
- очередность с троительства, пуск овые комплексы.
6. 11 . Стоимость ст роит ельства.
7. З аме чании и пре дложения по принятым решениям и результатам э ксп ертизы:
- соответствие заданию на проектирование, государственным программа м, проект ам застройки микрорайонов, кварталов, градостроит ельных компле кс ов и жилых групп:
- оце нка сост ава и комплектности представленных материалов, полноты и качес тва инженерных изысканий;
- оце нка качест ва всех раз делов проектной документации, изложенных в п. 6;
- предложения по пов ышению экономической эффективнос ти, эксплуатационной над ежнос ти, уров ня комфортности за счет совершенствовани я технических решений и их рез ультативность: измен ение (уменьшение, увеличение) стоимости строительства, продолжительности строител ьства, ум еньшение расхода потребляемых топливно-энергетических ресурсов , трудозатрат в строительстве, расхода основных строительны х материалов (проката, цемента, лесоматериала) и др. (форма произвольная в зависимости от характера изложени я).