РД 10-103-95, часть 2
4.25. В процессе работы крана крановщик должен подавать звуковой сигнал в следующих случаях:
1) при включении механизмов передвижения крана и тележки, а также при включении механизма подъема, за исключением выполнения технологических операций магнитными, грейферными, стрипперными, клещевыми, грабельными кранами и кранами-перегружателями;
2) при приближении крана с грузом к людям, находящимся на пути перемещения груза. Если люди не уходят с пути перемещения груза, крановщик должен остановить кран;
3) при приближении крана к другому крану, работающему на том же крановом пути;
4) при перемещении груза на малой высоте.
4.26. При производстве работ крановщику запрещается:
1) перемещать груз, застропованный рабочими, не имеющими удостоверения стропальщика, а также использовать съемные грузозахватные приспособления без бирок или клейм. В этих случаях крановщик должен прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
2) производить погрузку и разгрузку грузов краном при отсутствии утвержденных схем их правильной обвязки и зацепки;
3) поднимать и кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана. Если крановщик не знает массы груза, то он должен получить сведения (в письменном виде) о ней у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
4) подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком, грейфером или электромагнитом крана при наклонном положении канатов;
5) отрывать крюком груз, засыпанный или примерзший к земле, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз с целью его отрыва;
6) освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи и т.п.);
7) поднимать железобетонные изделия, не имеющие маркировки массы;
8) поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно застропованный и находящийся в неустойчивом положении груз, а также груз в таре, заполненной выше бортов, кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах без ограждения. В виде исключения разрешается поднимать только кирпич в поддонах без ограждения при погрузке его (и разгрузке на землю) на автомашины, прицепы, в железнодорожные полувагоны и на платформы;
9) производить перемещение тары, заполненной выше бортов или черты заполнения;
10) передвигать краном платформы, полувагоны, тележки и другие транспортные средства;
11) поднимать людей или груз с находящимися на нем людьми, а также груз, выравниваемый тяжестью людей или поддерживаемый руками;
12) пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов крана;
13) передавать управление краном лицам, не имеющим на это прав, и крановщикам, не назначенным приказом по предприятию, а также допускать к самостоятельному управлению краном учеников и стажеров без контроля за их действиями;
14) производить погрузку грузов в автомашины при нахождении водителя или других людей в кабине;
15) производить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе;
16) поднимать баллоны со сжатыми и сжиженными газами, не уложенные в специальные контейнеры;
17) оставлять на площадках и механизмах крана инструменты, детали, посторонние предметы и т.п.
4.27. Крановщик обязан опустить груз, прекратить работу крана и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, при возникновении неисправностей, указанных в п. 3.9, а также в следующих случаях:
1) при поломке механизмов или металлоконструкций крана;
2) при появлении напряжения на корпусе электродвигателя, контроллера, кожухе аппаратов, крюке или металлоконструкциях крана;
3) при закручивании канатов грузового полиспаста;
4) при обнаружении неисправности кранового пути;
5) при недостаточном освещении места работы крана, сильном снегопаде или тумане, а также при плохой видимости сигналов стропальщика или перемещаемого груза;
6) при понижении температуры воздуха ниже указанной в паспорте крана;
7) при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает указанную в паспорте крана (при этом следует принять меры против угона крана ветром);
8) при ложном срабатывании электрической, тепловой или другой защиты крана, а также приборов безопасности;
9) при неправильной укладке или спадании каната с барабана или блоков и обнаружении повреждения канатов.
4.28. Во время работы кранов специального назначения (мостовых, кранов-перегружателей, литейных, ковочных, посадочных, штыревых, грейферных, магнитных, мульдомагнитных, мульдогрейферных, мульдозавалочных, стрипперных, колодцевых и др.) крановщик должен соблюдать дополнительные требования безопасности, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов и производственных инструкциях для крановщиков кранов мостового типа специального назначения.
4.29. Во время работы кранов, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления, крановщик должен соблюдать требования Типовой инструкции для крановщиков-операторов грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления.
4.30. При загрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза несколькими кранами, при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные и служебные помещения, где могут находиться люди, при перемещении груза, на который не разработана схема строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами, крановщик должен производить работы только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
5. ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
5.1. При возникновении на кране опасных факторов, которые могут вызвать аварию или несчастный случай (трещины в металлоконструкциях, повреждение каната, поломка осей колес и других элементов, неисправность механизмов, тормозов, электрооборудования и др.), а также при появлении треска, биения, стука, грохота в механизмах крановщик должен немедленно прекратить перемещение груза, подать предупредительный звуковой сигнал, опустить груз на землю (пол, площадку) и выяснить причину аварийной ситуации.
5.2. Если элементы крана оказались под напряжением, крановщик должен принять меры личной безопасности, предусмотренные производственной инструкцией.
5.3. При возникновении на кране пожара крановщик обязан немедленно прекратить работу, отключить рубильник питающей сети, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.
5.4. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) крановщик должен прекратить работу, опустить груз на землю, площадку или перекрытие, покинуть кран и уйти в безопасное место.
5.5. При угоне крана ветром крановщик должен принять меры к его остановке в соответствии с указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана (применение противовключения и др.), отключить электропитание, покинуть кран и закрепить его всеми имеющимися противоугонными средствами, в том числе с применением специальных башмаков.
5.6. При возникновении угрозы разрушения перекрытий или стен здания, крановых путей или подкрановых балок мостовых кранов крановщик должен немедленно прекратить работу, остановить и обесточить кран и покинуть пределы опасной зоны.
5.7. При возникновении других аварийных ситуаций крановщик должен выполнить требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана.
5.8. Если во время работы крана произошли авария или несчастный случай, крановщик должен немедленно поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
5.9. Обо всех аварийных ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
6. ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ КРАНА
6.1. По окончании работы крана крановщик обязан:
1) освободить от груза крюк или съемное грузозахватное приспособление;
2) поставить кран у посадочной площадки или на место, предназначенное для его стоянки;
3) поднять крюк в верхнее положение, а подъемный электромагнит, грейфер или другой грузозахватный орган опустить на землю (пол, площадку) на отведенное для этого место;
4) перевести в нулевое положение штурвалы и рукоятки всех контроллеров и командоконтроллеров, отключить главный рубильник (автомат) и вынуть ключ-марку из защитной панели мостовых кранов;
5) закрыть на замок кабину крана, работающего на открытом воздухе;
6) надежно укрепить кран, работающий на открытом воздухе, всеми устройствами для предотвращения угона ветром;
7) записать в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана и сообщить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана в исправном состоянии.
6.2. При работе крана в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сделать в вахтенном журнале соответствующую запись.
7. техничЕСКИй уход за краном
7.1. При техническом уходе за краном крановщик должен выполнять требования, изложенные в руководстве по эксплуатации крана, в том числе:
1) содержать механизмы и оборудование крана в чистоте и исправности;
2) своевременно производить смазку всех механизмов крана и канатов;
3) хранить смазочный и обтирочный материал в закрытой металлической таре, удалять с крана использованный обтирочный материал;
4) не оставлять на кране инструменты, спецодежду и другие предметы;
5) содержать кабину крана (рабочее место) в чистоте.
7.2. Если при техническом уходе за краном будут выявлены неисправности, крановщик должен сообщить о них инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана в исправном состоянии, и сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.
7.3. Во время проведения технического ухода кран должен быть обесточен, рубильник - выключен и заперт на замок.
8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Крановщики мостовых и козловых кранов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения руководства по эксплуатации крана, производственных инструкций, требований безопасности, изложенных в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках и других документах, регламентирующих безопасную эксплуатацию крана.
Приложение 3
Нормы браковки канатов грузоподъемных машин
1. Браковку канатов грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, проводят в соответствии с настоящим приложением.
Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 - 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
Рис. 1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки
Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом: а - в канате крестовой свивки; б - в канате односторонней свивки
Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока: а - в нескольких прядях каната; б - в двух прядях в сочетании с местным износом
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т. п.;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.
Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также, транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
Таблица 1
Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются
Число |
Конструкции |
|
|
Группа классификации (режима) механизма |
|||||||
несущих |
канатов по ИСО и |
|
ГОСТ |
М1, М2, МЗ и М4 |
М5, М6, М7 и М8 |
||||||
проволок в |
государственным стандартам |
Тип свивки |
на канат |
крестовая свивка |
односторонняя свивка |
крестовая свивка |
односторонняя свивка |
||||
наружных |
|
|
|
на участке длиной |
|||||||
прядях |
|
|
|
6d |
30d |
6d |
30d |
6d |
30d |
6d |
30d |
n £ 50 |
6 ´ 7(6/1) |
|
|
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
8 |
2 |
4 |
|
6 ´ 7(1+6)+1 ´ 7(1+6) |
ЛК-О |
3066-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 7(1+6)+1о.с. |
ЛК-О |
3069-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 ´ 6(0+6)+9о.с. |
ЛК-О |
3097-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
51 £ n £ 75 |
6 ´ 19(9/9/1)* |
|
|
3 |
6 |
2 |
3 |
6 |
12 |
3 |
6 |
|
6 ´ 19(1+9+9)+1о.с. |
ЛК-О |
3077-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 19(1+9+9)+7 ´ ´ 7(1+6)* |
ЛК-О |
3081-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
76 £ n £ 100 |
18 ´ 7(1+6)+1о.с. |
ЛК-О |
7681-80 |
4 |
8 |
2 |
4 |
8 |
16 |
4 |
8 |
101 £ n £ 1 20 |
8 ´ 19(9/9/1)* |
|
|
5 |
10 |
2 |
5 |
10 |
19 |
5 |
10 |
|
6 ´ 19(12/6/1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 19(12/6+6F/l) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 25FS( 12/12/1)* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 19(1+6+6/6)+7 ´ ´ 7(1+6) |
ЛК- Р |
14954-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 19(1+6+6/6)+1o.c |
ЛК-Р |
2688-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 25(1+6; 6+12)+1o .c . |
ЛК-З |
7665-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 25(1+6; 6+12)+7 ´ 7(1+6) |
ЛК-З |
7667-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
121 £ n £ 140 |
8 ´ 16(0+5+11 )+9o.c. |
TK |
3097-80 |
6 |
11 |
3 |
6 |
11 |
22 |
6 |
11 |
141 £ n £ 160 |
8 ´ 19(12/6+6f/ 1) |
|
|
6 |
13 |
3 |
6 |
13 |
2 6 |
6 |
13 |
|
8 ´ 19( 1+6+6/6)+ 1o.c. |
ЛК-Р |
7670-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
161 £ n £ 180 |
6 ´ 36(14/7+7/7/1)* |
|
|
7 |
14 |
4 |
7 |
14 |
29 |
7 |
14 |
|
6 ´ 30(0+15+15)+7о. с. |
ЛК-О |
3083-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 36(1+7+7/7+14)+ +lo .c .* |
ЛК-РО |
7668-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 36(1+7+7/7+14)+ +7 ´ 7(1+6)* |
ЛК-РО |
7669-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
181 £ n £ 200 |
6 ´ 31( 1+6+6/6+12)+ + 1o.c. |
|
|
8 |
16 |
4 |
8 |
16 |
32 |
8 |
16 |
|
6 ´ 31(1+6+6/6+12)+ +7х ´ 7(1+6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ´ 37(1+6+15+15)+ +1о.с. |
ТЛК-О |
3079-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
201 £ n £ 220 |
6 ´ 41(16/8+8/8/1)* |
|
|
9 |
18 |
4 |
9 |
18 |
38 |
9 |
18 |
221 £ n £ 240 |
6 ´ 37(18/12/6/1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 ´ 19(1+6+6/6)+1о.с. |
ЛК-Р |
3088-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
241 £ n £ 260 |
|
|
|
10 |
21 |
5 |
10 |
21 |
42 |
10 |
21 |
261 £ n £ 280 |
|
|
|
11 |
22 |
6 |
11 |
22 |
45 |
11 |
22 |
281 £ n £ 300 |
|
|
|
12 |
24 |
6 |
12 |
24 |
48 |
12 |
24 |
300 £ n |
|
|
|
0,04n |
0,08n |
0,02n |
0,04n |
0,08n |
0,16n |
0,04n |
0,08n |
Примечания. 1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.
6. Незаполненные строки в графе “Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам” означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.
7. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
Рис. 4 Рис. 5
Рис. 4. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:
а - небольшие лыски на проволоках; б - увеличенная длина лысок на отдельных проволоках;
в - удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок;
г - лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%)
Рис. 5. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:
а - начальное окисление поверхности; б - общее окисление поверхности; в - заметное окисление; г - сильное окисление; д - интенсивная коррозия
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т. п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6).
Рис. 6. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 4, д ) или коррозии (см. рис. 5, д ) на 40% и более канат бракуется.
Таблица 2
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % |
Число обрывов проволок, °/ч от норм, указанных в табл. 1 |
10 |
85 |
15 |
75 |
20 |
70 |
25 |
60 |
30 и более |
50 |
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 7), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
Рис. 7. Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)
5. При обнаружении в канате одного или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 8). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при d в ³ l ,08 d к , где d в - диаметр спирали волнистости, d к - номинальный диаметр каната
Рис. 8. Волнистость каната (объяснение в тексте)
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при d в ³ 4/3 d к . Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 d к .
7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 9); выдавливания сердечника (рис. 10); выдавливания или расслоения прядей (рис. 11); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 6); раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 14); заломов (рис. 15); перегибов (рис. 16); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
Рис. 9. Корзинообразная деформация
Рис. 10. Выдавливание сердечника
Рис. 11. Выдавливание проволок прядей:
а - в одной пряди; б - в нескольких прядях
Рис. 12. Местное увеличение диаметра каната
Рис. 13. Раздавливание каната
Рис. 14. Перекручивание каната
Рис. 15. Залом каната
Рис. 16. Перегиб каната
Приложение 4
Форма вахтенного журнала крановщика
Дата ___________________________ Смена_____________________________
Крановщик ________________________________________________________
Результаты осмотра крана:
№ п/п |
Наименование механизма, узла, детали |
Результаты проверки |
Фамилия, инициалы и должность лица, устранившего нарушение |
1 |
Металлоконструкция |
|
|
2 |
Тормоза: |
|
|
|
грузовой лебедки |
|
|
|
стреловой лебедки |
|
|
|
механизма передвижения |
|
|
|
тележки |
|
|
|
поворота |
|
|
|
механизма передвижения |
|
|
|
крана |
|
|
3 |
Приборы безопасности: |
|
|
|
ограничитель грузоподъемности |
|
|
|
концевые выключатели |
|
|
|
блокировочные контакты |
|
|
|
указатели |
|
|
|
сигнализаторы |
|
|
4 |
Электрооборудование |
|
|
5 |
Канаты: |
|
|
|
грузовой |
|
|
|
стреловой |
|
|
|
оттяжки стрелы |
|
|
|
тележечный |
|
|
6 |
Крюковая подвеска |
|
|
7 |
Освещение, отопление |
|
|
8 |
Крановый путь |
|
|
9 |
Противовес, балласт |
|
|
10 |
Заземление |
|
|
11 |
Прочие замечания, выявленные в процессе работы |
|
|