РД 10-112-3-97, часть 4



Приложение Г3

(справочное)


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ КРАНОВ



Сборочная единица


Неисправность, вид повреждения, дефект


Метод контроля

Предельные значения дефекта,

узел (элемент крана)

подузел (элемент узла)

описание (признаки)

эскиз


повреждения

1

2

3

4

5

6

Г3-1. Ходовая рама

Кольцевая рама (балка)

Г3-1.1. Трещины в сварных швах, околошовной зоне или по основному металлу:

- соединение вертикальных листов проушины с нижним листом и стенкой кольцевой балки (обечайки);

- соединение вертикальных листов проушины с верхним листом;

- соединение горизонтальной накладки с нижним листом проушины у основания;

- стыковые соединения нижних листов рамы (см. вид А);

- у основания нижней проушины;


Осмотр

Не допускается

Г3-1. Ходовая рама

Кольцевая рама (балка)

- вдоль швов, соединяющих привалочное кольцо под ОПУ с верхним горизонтальным листом.

Г3-1, 2. Выработка отверстий проушин под ось крепления флюгера Д.

.

Проверка по люфту или измерение диаметра оси и отверстия штангенциркулем при снятой оси.


Портал

Г3-1.3. Трещины в сварных швах, околошовной зоне или по основному металлу:

- в основании стоек;

- в соединении стоек с рамой портала;

- в соединении рамы с фланцами для крепления башни.

Осмотр

Не допускается

Г3-1. Ходовая рама

Флюгер

Г3-1.4. Трещины в сварных швах, околошовной зоне и по основному металлу:

- соединения нижнего пояса со стенкой;

- в местах окончания накладки;

- в вертикальной стенке;

- соединение ребра с нижним поясом.


Осмотр

Не допускается

Рама балансира 3-х колесной ходовой тележки

Г3-1.5. Трещина рамы в зоне изменения высоты сечения.

Осмотр

Не допускается

Рама тележки

Г3-1.6. Выработка отверстия под ось Д шкворня

Проверка по люфту или измерение штангенциркулем при разборке

Г3-2. Поворотная платформа (поворотный оголовок кранов с неповоротной башней)


Основная

Г3-2.1. Трещины в сварном шве, околошовной зоне и по основному металлу в соединении балки поворотной платформы с кольцевой рамой


Осмотр

Не допускаются


Кольцевая рама

Г3-2.2. Трещины аналогичные дефектам на ходовой раме по п. Г1.1.


Осмотр

Не допускаются


Двуногая стойка

Г3-2.3. Трещины в сварном шве, околошовной зоне и по основному металлу в соединении элементов двуногой стойки с поворотной платформой и между собой.

Осмотр

Не допускается



Г3-2.4. Отклонение от прямолинейности оси элементов длиной


С помощью струны и линейки

Г3-2.5. Отклонение отверстий проушин под палец Д соединения с подкосом башни.

Проверка по люфту с помощью линейки во время работы крана или штангенциркулем при разборке.

Телескопический подкос.

Г3-2.6. Отклонение от прямолинейности оси подкоса.

С помощью струны и линейки

Г3-3. Башня

Стыковые соединения

Г3-3.1. Трещины в сварных швах, околошовной зоне и по основному металлу.

Осмотр

Не допускается

Г3-3.2. Ослабление затяжки болтов.


Проверка

Момент затяжки М в соответствии с эксплуатационной документацией.

Г3-3.3. Обрыв болта


Осмотр

Не допускается

Г3-3.4. Трещины в сварных швах, околошовной зоне и по основной зоне и по основному металлу в соединении раскосов, стоек с поясами.

Осмотр

Не допускается

Верх оголовка

Г3-3.5. Трещины в сварных швах, околошовной зоне и по основному металлу

Осмотр

Не допускается

Г3-3. Башня

Диагональные балки телескопических башен

Г3-3.6. Трещины в сварных швах, околошовной зоне и по основному металлу балки.

Осмотр

Не допускается


Проушины крепления подкосов башни

Г3-3.7. Трещины в сварном шве, околошовной зоне и по основному металлу.


Осмотр

Не допускается



Г3-3.8. Выработка отверстия под палец соединения с подкосом.

Проверка по люфту с помощью линейки во время работы крана или штангенциркулем при разборке.

Крепление стрелы и распорки

Г3-3.9. Трещины в сварных швах, околошовной зоне и по основному металлу в соединении проушины с элементами башни.

Осмотр

Не допускается

Башня в сборе

Г3-3.10. Отклонение от прямолинейности оси башни высотой Н.

Проверка

Болтовое соединение башни с фундаментом

Г3-3.11. Ослабление затяжки гаек анкерных и стыковых болтов.


Проверка гаечным или динамометрическим ключом после снятия контргаек

Момент затяжки в соответствии с эксплуатационной документацией.

Г3-3. Башня

Болтовое соединение башни с фундаментом

Г3-3.12. Обрыв болта

Осмотр

Не допускается

Г3-3.13. Трещины в сварном стыковом шве, околошовной зоне и по основному металлу фланца с поясом башни.

Осмотр

Не допускается

Г3-4. Стрела

Стыковые соединения секций

Г3-4.1. Трещины в сварных швах, околошовной зоне и по основному металлу.

Осмотр

Не допускается

Г3-4.2. Ослабление затяжки болтов


Проверка гаечным или динамометрическим ключом.

Момент затяжки М - в соответствии с эксплуатационной документацией

Г3-4.3. Обрыв болта.


Осмотр

Не допускается

Сварные неразъемные соединения решетчатой стрелы

Г3-4.4. Трещины в сварных швах, околошовной зоне и по основному металлу в соединениях раскосов с поясами в районе головки и корневой части стрелы.

Осмотр

Не допускается

Г3-4. Стрела

Ездовой пояс балочной стрелы

Г3-4.5. Выработка поверхности катания.

Измерение пояса штангенциркулем, линейкой.

5% от толщины верхней полки

Стрела в сборе

Г3-4.6. Отклонение от прямолинейности оси стрелы ( - длина стрелы):

а) для подъемной стрелы ( - расстояние от шарнира до головки);

б) для балочной стрелы ( - расстояние от шарнира до подвески)

Проверка

Г3-4.7. Отклонение от прямолинейности оси пояса или поперечины стрелы из тонкостенных оболочек.

Измерение с помощью струны и линейки.

Элементы стрелы из тонкостенных оболочек (гнутого профиля)

Г3-4.8. Местная вмятина глубиной с размерами (0,25а< <0,75а)

Измерение с помощью линейки и штангенциркуля

Г3-5. Противовесная консоль

Сварные неразъемные соединения решетчатой консоли

Г3-5.1. Трещины в сварных швах, околошовной зоне или по основному металлу в соединениях раскосов с поясами в районе установки лебедки и противовеса.

Осмотр

Не допускается

Г3-5. Противовесная консоль

Сварные неразъемные соединения решетчатой консоли

Г3-5.2. Трещины в сварных швах, околошовной зоне или по основному металлу крепления расчала.

Осмотр

Не допускается

Стыковые соединения секций

Г3-5.3. Трещины в сварных швах, околошовной зоне и по основному металлу крепления расчала.


Осмотр

Не допускается

Г3-5.4. Ослабление затяжки болтов.

Проверка гаечным или динамометрическим ключом

Момент затяжки М - в соответствии с эксплуатационной документацией

Г3-5.5. Обрыв болта


Осмотр

Не допускается

Г3-6. Башня, стрела, противовесная консоль, монтажная стойка и пр.

Элементы решетки

3-6.1. Отклонение от прямолинейности элемента решетки: оси пояса, поперечины или раскоса решетчатых башен и стрел в зависимости от их длины между узлами.

С помощью струны и линейки



Г3-6.2. Местный зазор между фланцами при незатянутых болтах.


Визуально или с помощью щупа

=1



Г3-6.3. Местный зазор между фланцами при затянутых болтах.


То же

=0,3

Г7. Несущие элементы металлоконструкции

Коробчатые или трубчатые конструкции замкнутого сечения

Г3-7.1. Уменьшение сечения элемента из-за коррозии


Проверка, измерения степени коррозии.

5%



Г3-7.2. Выпучивание стенки толщиной (от перенапряжения или замерзания воды)


Измерение с помощью линейки, струны и штангенциркуля.


Конструкции с примыканием элементов поперек плоскости прокатки

Г3-7.3. Расслоение (отслоение) металла в - плоскости)

Осмотр, ультразвуковой контроль

Не допускается



Приложение Д3

(Рекомендуемое)


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗМЕРЕНИЮ НЕПРЯМОЛИНЕЙНОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ


Д3-1. Методические указания предназначены для определения величин отклонений от прямолинейности:

- башни;

- стрелы;

- элементов решетчатых башен и стрел.

Д3-2. Отклонение Н от прямолинейности оси башни (высотой Н) следует проверять либо в вертикальном положении на кране в рабочем состоянии, либо в горизонтальном положении, когда кран демонтирован или разобран.

Высота Н принимается без оголовка. При затруднении в измерениях величин Н в наращиваемых башнях, величину Н допускается определять без учета части башни, находящейся внутри портала (основания) башни.

Д3-2.1. Проверку отклонений от прямолинейности оси башни в вертикальном положении необходимо проводить с помощью стальной струны диаметром 1,0-1,5 мм, линейки, деревянных подкладок и мягкой вязальной проволоки или с помощью теодолита и реек.

Измерения отклонения от прямолинейности следует проводить на тех участках башни и с той ее стороны, где при визуальном осмотре появились сомнения в ее прямолинейности.

Струна натягивается вдоль пояса башни со стороны ее наибольшего изгиба. При пространственном изгибе башни натягиваются две струны у одного пояса. При этом под струну у мест крепления подводятся одинаковые по толщине подкладки с таким расчетом, чтобы обойти имеющиеся на измеряемом поясе выступы (фланцы, проушины и т.п.) и обеспечить положение струны параллельное поясу.

Производятся измерения расстояний от струны до пояса башни (с учетом изменения его сечения) в нескольких точках. Определяется стрела прогиба Н, которая не должна выходить за пределы мм.

При измерениях с помощью теодолита к башне крана крепятся три рейки, по которым снимается отсчет. Рейки закрепляются вверху у шарнира стрелы, у основания башни (или у портала) и посредине между ними таким образом, чтобы их шкалы показывали равные расстояния от оси башни. Теодолит устанавливается на земле против крана с таким расчетом, чтобы его вертикальная плоскость была примерно параллельна измеряемой грани башни. По рейкам производится отсчет показаний в вертикальной плоскости прибора. На основании отсчета верхней и нижней реек определяется теоретическое положение башни в средней точке (как средней линии трапеции), а по третьей - истинный прогиб.

В случае, если наибольший прогиб находится не посередине башни, то среднюю рейку закрепляют на уровне этого прогиба. При этом определяют расстояние до этого места от нижней или верхней рейки.

Д3-2.2. Отклонение от прямолинейности оси башни в горизонтальном положении следует определять следующим образом.

Башня в сборе с секциями устанавливается на опоры В и Г (рис. Д3-1а). Измерение непрямолинейности оси башни производится на длине Н. Измерения производятся по взаимно перпендикулярным граням (панелям) башни А и В. Для исключения дополнительного изгиба оси башни от собственного веса конструкции, измеряемая грань располагается каждый раз сверху в горизонтальной плоскости. В верхней горизонтальной плоскости измеряемой грани А (рис. Д3-1б) устанавливаются три геодезические рейки: в середине (Р2), на уровне отверстий проушин (Р1), на уровне опорного шарнира стрелы (Р3). Положение геометрической оси каждой грани определяется половиной расстояния между поясами металлоконструкций и фиксируется по рейке.


Рис. Д3-1


Рис. Д3-2


С помощью теодолита 1, установленного на произвольных расстояниях и от опорных проушин, измеряются расстояния , и от вертикальной плоскости, проходящей через ось 2 трубы теодолита до геометрической оси 3 грани.

Фактические отклонения определяются оп формуле

Для измерений непараллельности оси второй грани (Б) металлоконструкция поворачивается вокруг продольной оси и рейки переставляются на эту грань.

Д3-3. Отклонение от прямолинейности оси стрелы следует определять либо на кране в рабочем положении или при опущенной стреле либо в демонтированном - на земле.

Д3-3.1. Отклонение от прямолинейности оси стрелы на кране должно определяться аналогично башне (п. Д3-2.1) с помощью стальной струны, натянутой вдоль проверяемого пояса стрелы со стороны наибольшего его прогиба. С помощью линейки определяется стрела прогиба, которая не должна быть более мм (где - длина стрелы).

Для удобства измерений рекомендуется подъемную стрелу опустить вдоль башни крана. Балочную стрелу, если ее опускание затруднено, можно проверять в горизонтальном положении. При этом грузовая тележка ставится у корня стрелы.

Д3-3.2. Проверка отклонения от прямолинейности оси, снятой с крана стрелы (в 2-х плоскостях), может быть проведена также с помощью струны, подкладок и линейки, либо с помощью теодолита и геодезических реек (рис. Д3-2).

Измерения производятся аналогично вышеописанному в п. Д3-2.2 для башен. При этом рейка Р1 установлена на уровне отверстий проушин, Р2 - посередине, а Р3 - в точке пересечения расчала с осью стрелы. Величина отклонения от прямолинейности вычисляется по формуле


Д3-3.3. Отклонение от прямолинейности оси пояса или раскоса решетчатых башен и стрел следует проверять на кране как в рабочем, так и в разобранном состоянии (см. приложение Г3 п. Г3-6.1.). Измерения проводятся с помощью металлической линейки и штангенциркуля в плоскости, в которой обнаружено наибольшее искривление. Вместо линейки можно применять стальную струну, натягивая ее вдоль элемента на подкладках одинаковой толщины и измеряя линейкой стрелу прогиба , которая не должна выходить за пределы мм.



Приложение Е3

(справочное)


Основные характерные дефекты и повреждения механизмов, канатно-блочных систем и других узлов


Контролируемый узел (элемент)

Показатель дефекта, при котором дальнейшая эксплуатация не допускается

Вид контроля, применяемые средства

1. Ходовые тележки

а) колеса

- трещины любых размеров;

осмотр;


- износ поверхности катания 4% по диаметру;

осмотр, шаблон


- износ реборды до толщины 15 мм в средней части по высоте;

осмотр, шаблон

б) клещевые захваты

- трещины;

- излом;

осмотр

в) шкворень

- трещина в месте галтели

осмотр после снятия с флюгера, дефектоскопия


- выработка отверстия под ось:

- для 2-х колесных тележек

=0,03;

штангенциркуль

- для 3-х колесных тележек

=0,04.

то же

2. Лебедки

а) 3-х опорная лебедка

- перемещение торца двигателя по вертикали (рис.6);

измерение при вращении барабана, индикатор

б) барабан

- трещины;

осмотр

3. Редуктора, зубчатые муфты

а) шестерни, зубчатые колеса

- трещины, облом зубьев

осмотр при появлении стука, повышенного шума

- для лебедок и привода подъемника:

- износ зуба по толщине

- передачи в редукторе, муфты

10% (В- толщина зуба)

зубомер

- открытые передачи

15%В

то же

- для механизмов поворота и передвижения крана:

- передачи в редукторе, муфты

15%В

- открытые передачи

20%В

- выкрашивание зубьев;

осмотр, измерение

- глубина 10%В более чем на 30% рабочей поверхности

штангенциркуль

б) шлицевые соединения

облом, сдвиги, смятие, скручивание

визуальный осмотр

в) шпоночные соединения

смятие, сдвиги

то же

г) валы

трещины,

-"-

изгиб

визуальный осмотр

износ - 3% от диаметра (посадочных мест)

измерение

д) подшипники

прокручивание;

проверка вручную

трещины, обломы обойм;

осмотр

ощутимые радиальные и осевые люфты;

проверка вручную

затруднительное вращение;

то же

поломка сепараторов

осмотр

е) корпуса редукторов

трещины, обломы;

осмотр

течь масла

то же

д) смазочные материалы

недостаточный уровень (отсутствие) масла

проверка

4. Тормоза

а) тормозной шкив

трещины;

осмотр

износ рабочей поверхности - 25% толщины обода;

осмотр, штангенциркуль

радиальное биение D/1400 (D - диаметр шкива)

индикатор

б) тормозные колодки

- трещины и обломы;

осмотр

- износ;

осмотр, штангенциркуль

посередине - до появления заклепокпо краям - 3 мм

5. Опорно-поворотное устройство

перекос - 0,004;

измерение по прил. И3;

обрыв болтов;

осмотр;

ослабление затяжки;

контроль, динамометрический ключ;

6. Блоки

трещины, отколы;

осмотр;

износ ручья - 20% диаметра каната;

осмотр, шаблон;

износ реборды - 30% толщины (на половине высоты реборды);

то же

наличие зазоров между устройством от выхода каната из ручья блока и ребордой - 20% диаметра каната

-"-

7. Канаты

дефекты согласно ПБ 10-14

осмотр, измерения

8. Крюк

трещины;

осмотр;

износ зева - 10% высоты сечения;

осмотр, штангенциркуль;

отсутствие предохранительного замка

осмотр

9. Детали с резьбой

срывы более двух ниток;

осмотр;

износ ниток заметный при осмотре;

то же

смятие граней под ключ;

-"-

сплошная коррозия резьбы;

-"-








Приложение Ж3

(Справочное)


Характерные дефекты и повреждения элементов электрооборудования и устройств безопасности


Контролируемый элемент

Дефект, при котором эксплуатация не допускается

Вид контроля

1. Электродвигатель

- отсутствие и неисправность уплотнений крышек;

осмотр

- износ щеток более 50% от паспортной величины;

осмотр, штангенциркуль

- сколы у щеток;

осмотр

- тугое перемещение щеток в щеткодержателях;

перемещение щеток вручную

- слабое натяжение контактных пружин;

проверка вручную

- наличие царапин на контакторных кольцах, коллекторах, щетках.

осмотр

2. Панели управления

- слабая затяжка электрических соединений;

проверка подергиванием проводов

- отсутствие "провала" контактов;

проверка при нажатии рукой

- нечеткость переключения автоматических выключателей и переключателей;

проверка путем ряда включений-отключений приборов

- отсутствие предохранителей и электроизмерительных приборов.

осмотр

3. Блоки резисторов

- слабая затяжка болтовых зажимов;

осмотр, ключи

- касание перемычек с элементами или корпусами.

осмотр

4. Тормозные электромагниты и гидротолкатели

- заедание подвижной системы, перекос штока;

осмотр, перемещение системы вручную

- неплотное соприкосновение поверхностей ярма и якоря, отсутствие короткозамкнутого витка на ярме (у магнитов переменного тока)

осмотр

- слабая затяжка проводов катушек и гидротолкателей;

осмотр

5. Кабельный барабан, вводной рубильник

- тугое перемещение щеток в щеткодержателях;

перемещение щеток вручную

- нечеткость включения рубильника.

проверка путем ряда включений-отключений рубильника

6. Командоконтрол-леры, пульты управления

- наличие заеданий, нечеткость фиксации рукояток по позициям (особенно на нулевой позиции);

проверка вручную

- отсутствие "растворов" и "провалов" контактов;

проверка вручную

- отсутствие приборов и сигнальных ламп.

осмотр

7. Монтажный пульт

- нечеткость фиксации переключателей по позициям.

проверка вручную

8. Концевые выключатели

- отсутствие "растворов" и "провалов" контактов;

проверка при нажатии рукой

- отсутствие сальников в вводных патрубках.

осмотр

9. Ограничитель грузоподъемности, указатель вылета, анемометр

- несоответствие показаний приборов фактическим данным;

проверка под нагрузкой на разных вылетах, сопоставление с показателями контрольного анемометра

- отсутствие пломб на релейном блоке ограничителя и на измерительном блоке анемометра.

осмотр

10. Вспомогательные устройства

- нечеткость включения вспомогательных устройств;

проверка путем ряда включений-отключений

- отсутствие прожекторов в соответствии с эксплуатационной документацией.

осмотр

11. Электрооборудова-ние и устройства безопасности в целом

- неудовлетворитель-ное состояние элементов (отколы, неплотное прилегание, неудовлетворительный монтаж и др.);

осмотр

- слабая затяжка болтов, кабельных наконечников, зажимов;

осмотр, ключи

- наличие нагара и коррозии на контактах, контактных кольцах и открытых токоведущих частях;

- несоответствие номинального тока автоматических выключателей, полупроводниковых приборов, плавких вставок, контакторов пускателей параметрам, указанным в технической документации.

осмотр



Приложение И3

Закрыть

Строительный каталог