ПБ 06-227-98, часть 2
3.1.29. Снимаемые с машин и оборудования узлы и детали должны размещаться в специально отведенных местах, на стеллажах, не занимая проходов и проездов. Снятые полуоси, рессоры, карданные валы и другие длинные детали должны укладываться на специальные подставки только горизонтально.
3.1.30. Разборка и сборка мелких узлов должна производиться на верстаках, а крупногабаритных (двигатели, коробки передач, задние мосты колеса и др.) - только на специальных стендах.
3.1.31. Выпрессовывать и запрессовывать втулки, полуоси, подшипники, шестерни и другие детали необходимо съемниками и прессами. В отдельных случаях допускается применять выколотки и молотки с наконечниками из цветного металла.
3.1.32. Газовая резка при разборке машин и оборудования допускается только в тех случаях, когда с машины, оборудования сняты топливные баки, детали системы питания, смазки и аккумуляторные батареи.
3.1.33. Перед ремонтом емкостей из-под ядовитых, токсичных и пожароопасных жидкостей, а также перед разборкой краскораспылителей, раздаточных пистолетов и другого оборудования должна быть проведена их пропарка, тщательная промывка и проветривание.
3.1.34. Шиномонтажные и вулканизационные работы
3.1.34.1. В цехах на участках, осуществляющих шиномонтажные и вулканизационные работы, должно быть обеспечено соблюдение требований действующих Правил техники безопасности для шиномонтажных предприятий [72].
3.1.34.2. На производство шиномонтажных работ должны быть разработаны и утверждены техническим руководством предприятия инструкции. Снятие, постановка и перемещение колес и шин массой более 20 кг должны быть механизированы. Шиномонтаж колес большегрузных машин следует выполнять на специально оборудованном участке. Монтировать и демонтировать шины следует на стенде или с использованием специальных инструментов и приспособлений. Монтировать покрышку на обод, имеющий повреждения, запрещается.
3.1.34.3. Перед демонтажом давление в колесах должно быть снято. Накачивать шины после монтажа следует с применением предохранительных ограждений или приспособлений, предотвращающих вылет замочного кольца. Исправлять положение шины постукиванием, ударять по замочному кольцу молотком запрещается.
Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кг/кв. см) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.
3.1.34.4. Компрессорное оборудование должно отвечать требованиям безопасности, изложенным в ГОСТ 12.2.016-81 [6].
3.1.34.5. Помещение для производства вулканизационных работ должно быть изолированным, просторным, светлым и оборудовано приточно - вытяжной вентиляцией и местными отсосами. Помещение, в котором установлены вулканизационные аппараты с самостоятельной топкой, должно быть изолировано от помещений, где используется бензин или резиновый клей.
3.1.34.6. Вулканизационные аппараты и контрольно - измерительные приборы должны периодически (1 раз в год) проверяться и испытываться. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.
3.1.35. К работе с вредными материалами (этилированный бензин, тосол, антифриз, тормозная жидкость) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по безопасным приемам применения этих материалов.
3.1.35.1. Запрещается:
- использовать этилированный бензин в двигателях, работающих внутри помещений и при отсутствии приточно - вытяжной вентиляции;
- обезвреживать места, залитые этилированным бензином, сухой хлорной известью;
- производить сброс загрязненных этилированным бензином сточных вод в фекальную канализацию.
3.1.35.2. На предприятии должно быть назначено лицо, ответственное за хранение, перевозку и использование антифриза. На таре, в которой хранят антифриз, должна быть несмываемая надпись крупными буквами "ЯД", а также знак, установленный для ядовитых веществ.
Запрещается допускать к работе с антифризом водителей и других лиц, не прошедших специальный инструктаж по мерам безопасности при его использовании.
3.2. Железнодорожный транспорт
3.2.1. Железнодорожные пути и сооружения, подвижной состав, связь, сигнализация и блокировка, находящиеся в ведении предприятия, а также организация движения поездов и производство погрузочно - разгрузочных работ должны отвечать действующим строительным нормам, СНиП 2.09.07-91 [46] Промышленный транспорт, Правилам технической эксплуатации железнодорожного транспорта на предприятии и Единым правилам безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом [69].
3.2.2. Габариты приближений строений и подвижного состава железных дорог должны соответствовать ГОСТ 9238-83 [7], узкоколейных железных дорог - ГОСТ 9720-76 [8].
3.2.3. В местах пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями должны устраиваться переезды, соответствующие требованиям СНиП 2.05.07-91 [46], СНиП 32-01-85 [55]. Переезды и переходы через железнодорожные пути должны иметь настилы на уровне головок рельсов. Переход через пути в неустановленных местах запрещается.
3.2.4. Запрещается загромождение железнодорожных габаритов различными предметами. Материалы и изделия должны находиться на расстоянии не менее 2,0 м от головки рельса при высоте штабеля до 1,2 м. При большей высоте штабеля расстояние от него до головки рельса должно быть не менее 2,5 м.
3.2.5. Оборудование и сооружения устройств механизации подачи и уборки вагонов на участках погрузки - выгрузки должны иметь ограждения и перекрытия движущихся и вращающихся частей или зон их действия, обеспечивающие безопасное проведение работ.
3.2.6. Вагоноопрокидыватели, расположенные на рабочих площадках приемных устройств, должны быть ограждены прочными перилами с решетками. Управление вагоноопрокидывателем осуществляется из специально оборудованного для этой цели помещения с хорошим обзором площадки разгрузки.
3.2.7. При доставке руды контактными электровозами в местах разгрузки необходимо вывешивать плакаты об опасности поражения электротоком.
3.2.8. Контактные провода железных дорог, входящие в помещение над приемными бункерами, должны быть оборудованы секционными разъединителями с заземляющими ножами.
3.2.9. Запрещается загружать неисправные вагоны, а также ремонтировать вагоны на разгрузочной площадке приемных устройств.
3.2.10. Ремонтные и экипировочные пункты должны соответствовать Нормам технологического проектирования ремонтного хозяйства и экипировочных устройств железных дорог промышленных предприятий (ПромтрансНИИпроект, 1980 г.).
3.2.11. До постановки на техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивы и вагоны необходимо очистить от грязи, пыли, льда, а электрические машины и аппараты продуть сжатым воздухом.
3.2.12. Вагоны и тепловозы в депо должны устанавливаться с соблюдением следующих расстояний:
- промежуток между воротами и буферным брусом крайних вагонов, тепловозов должен быть не менее 2 м;
- промежуток меду буферными брусами соседних вагонов (тепловозов) при ремонте подвижного состава без выкатки колесных пар или тележек должен быть не менее 3 м;
- величина промежутка с каждой стороны тележки должна быть не менее 1 м при ремонте четырехколесных вагонов с выкаткой тележек в промежутки между соседними вагонами (тепловозами).
3.2.13. Электровозы постоянного и переменного тока вводят (выводят) в здание депо и пункты технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) при питании от постороннего источника постоянного тока напряжением до 250 В, предназначенного также для перемещения локомотивов и их тележек в процессе ремонта. Ввод (вывод) электропоездов переменного тока, дизель - поездов и тепловозов с гидромеханической передачей на ремонтные позиции технического обслуживания и текущего ремонта необходимо осуществлять другим локомотивом с прикрытием из железнодорожных платформ, не позволяющим заходить локомотиву в здание. Ввод (вывод) электропоездов постоянного тока на ремонтные позиции ТО-2, ТО-3, ТО-4 и ТР-1 может осуществляться при питании от контактного провода с рабочим напряжением или специальным (маневровым) локомотивом.
3.2.14. В каждом депо и ПТОЛ необходимо иметь инструкцию о подаче и снятии напряжения с контактной сети, а также с локомотивов от источника питания постоянного тока напряжением до 250 В.
3.2.15. Работами по подъему (опусканию) кузовов вагонов должен руководить мастер или бригадир. Во время подъема (опускания) с каждой стороны кузова должен находиться специально выделенный работник, наблюдающий за работой домкратов и горизонтальным положением кузова. При поднятии (опускании) кузова и выкатке (подкатке) тележек нахождение людей в кузове, на крышке и под кузовом не допускается.
3.2.16. Испытания электрических машин, аппаратов и счетчиков электроэнергии на электрическую прочность изоляции после ремонта перед установкой на локомотив необходимо выполнять на специально оборудованной станции (площадке, стенде), имеющей необходимое ограждение, сигнализацию, блокировку и звукоизоляцию. Перед началом и во время испытаний на станции (площадке) не должны находиться посторонние лица.
3.2.17. Приступать к осмотру и ремонту узлов дизеля разрешается только после его остановки, открывать люки у картера - через 10 минут после остановки дизеля. При работе с дизелем в помещении следует предусматривать подачу охлаждающего воздуха от специальной установки. Снятый с тепловоза дизель допускается ремонтировать на специальных стационарных или передвижных площадках.
3.2.18. Разборку и сборку узлов дизелей необходимо выполнять на стендах, технологических площадках с использованием кантователей, стеллажей, съемников, втулок, специальных ключей и других устройств, обеспечивающих механизацию тяжелых и трудоемких операций и предусмотренных технологическими картами или инструкциями.
3.2.19. При экипировке тягового подвижного состава необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
набор песка в песочницы тепловозов и моторвагонного подвижного состава следует выполнять со стационарных или поворотных площадок с лестницами или с переносных лестниц с поручнями. Стационарные площадки должны иметь перила высотой 1,0 м, нижняя часть которых на высоту 0,15 м должна выполняться сплошной. Лестницы должны быть стальными с уклоном не более 1:1 и шириной не менее 0,8 м.
3.2.20. На открытых деповских путях для выхода с лестницы на стационарную площадку, предназначенную для набора песка в песочницы электровозов, а также для выхода на крышу электровозов необходимо устанавливать специальные проходы, закрываемые калитками с блокировочными запорами.
3.2.21. На приемо - отправочных путях рабочие площадки необходимо выполнять поворотными. В нерабочем положении эти площадки и лестницы должны находиться за пределами габарита приближения.
3.2.22. Запоры калиток и повторные механизмы площадок должны иметь блокировку, не допускающую открытие калитки и поворот площадок в рабочее положение при наличии напряжения в контактной сети и подачу напряжения в контактную сеть до закрытия калитки и установки площадок в нерабочее положение.
3.2.23. При размещении устройств для экипировки электровоза на открытых деповских путях станции участок контактного провода над местом экипировки должен быть секционирован, оборудован сигнализацией о снятии и подаче напряжения и блокировкой. При снятом напряжении с секционированного участка контактной сети должен гореть зеленый сигнал светофора, при наличии напряжения - красный сигнал.
3.2.24. Экипировочные устройства на деповских путях должны дополнительно иметь двухцветную световую сигнализацию, разрешающую (зеленый сигнал светофора) или запрещающую въезд электровоза на место экипировки (красный сигнал светофора).
3.2.25. При наличии напряжения в контактной сети выход на крышу электровоза, находящегося под контактным проводом, запрещается. Люк для выхода должен иметь блокировку.
3.2.26. Слив и заправку воды для охлаждения дизелей тепловозов и дизель - поездов необходимо производить при помощи шлангов, трубопроводов и других приспособлений, исключающих пролив воды и контакт работников с водой.
3.2.27. Подача жидких нефтепродуктов на тепловозы и дизель - поезда должна производиться по трубопроводам, уложенным в закрытых каналах. При этом должен обеспечиваться контроль их герметичности.
3.2.28. Раздаточные устройства в нерабочем положении должны быть за пределами габарита приближения. Для переноса на тепловозы смазочных материалов, расходуемых в небольших количествах, следует применять специальную тару с плотно закрывающимися крышками.
3.2.29. На экипировочных и ремонтных позициях необходимо иметь закрытые емкости для сбора отработанного дизельного масла, забракованного дизельного топлива и охлаждающей воды, а также отстоя пенообразователя из противопожарной установки. Слив топлива и масел открытым способом в ведра и противни запрещается.
3.3. Конвейерный транспорт
3.3.1. Конструкция и размещение конвейеров в производственных зданиях, галереях, тоннелях и на эстакадах должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.022-80 [9] и Единым правилам безопасности [60].
3.3.2. Высота от пола до низа галерей и эстакад должна быть не менее 2 м. Ширина галерей и эстакад должна обеспечивать проход для людей не менее 800 мм, между стеной и конвейером не менее 700 мм. При ширине ленты свыше 1400 мм - не менее 800 мм с обеих сторон.
3.3.3. Эвакуационные выходы из галерей и эстакад и переходные мостики над конвейерами следует располагать не реже чем через 100 м.
В проходах с наклоном более 7 град. должны быть устроены трапы.
3.3.4. Конвейеры должны иметь устройства, обеспечивающие:
- аварийную остановку привода из любой точки со стороны основных проходов;
- отключение привода при обрыве и пробуксовке ленты, а также забивке разгрузочных воронок и желобов.
3.3.5. При угле наклона более 6 град. конвейер должен быть оборудован стопорными устройствами, препятствующими движению груженой ветви в обратном направлении при остановке.
3.3.6. При расположении конвейеров над проходами и оборудованием нижняя ветвь их должна быть ограждена сплошной обшивкой, исключающей падение транспортируемых материалов.
3.4. Транспорт технологического назначения (электротележки, автотележки, авто- и электропогрузчики)
3.4.1. Запрещается эксплуатация электротележек при неисправности токоприемника, контроллера, тормозов и сигналов, а также при отсутствии средств защиты от воздействия электрического тока.
3.4.2. Ходовые колеса электротележек на высоте 10 - 12 см от пола, рельсов должны быть закрыты сплошными металлическими кожухами.
3.4.3. Электротележки должны быть оборудованы автоматическими устройствами (стопорами, фиксаторами и др.), предупреждающими их самопроизвольное перемещение.
3.4.4. Штучные грузы должны укладываться в габаритах грузовых площадок тележек. Мелкие штучные грузы следует перевозить в контейнерах. Перемещение баллонов со сжатыми газами, а также бочек, барабанов и ящиков с едкими веществами должно производиться в специальных контейнерах или тележках, оснащенных приспособлениями, исключающими падение, опрокидывание таких грузов и их повреждение.
3.4.5. Присутствие водителя на тележке во время погрузки и разгрузки ее краном запрещается.
3.4.6. Укладывать грузы на вилочные захваты автопогрузчика следует так, чтобы исключалась возможность падения груза во время погрузки, подъема, транспортировки и выгрузки.
3.4.7. При эксплуатации авто- и электропогрузчика должны соблюдаться Правила по охране труда на автомобильном транспорте [63], в частности, запрещается:
- эксплуатировать технически неисправный погрузчик (отсутствие сигнала, тормозов, электроосвещения);
- подъем грузов весом выше установленной грузоподъемности;
- захватывать груз вилами с разгона путем врезания;
- поднимать раму с грузом на вилах при наклоне от себя;
- поднимать, опускать и изменять наклон груза при передвижении;
- захватывать лежащий на поддонах груз при наклоне вил от себя;
- перевозить грузы, поднятые на высоту более 1,0 м;
- поднимать примерзший груз;
- транспортировать на вилах баллоны (кислород, ацетилен и др.);
- сталкивать груз со штабеля и подтаскивать его;
- использовать погрузчики для перевозки и подъема людей.
3.5. Погрузочно - разгрузочные работы (подъем и перемещение грузов)
3.5.1. Все работы, связанные с погрузкой, выгрузкой и транспортировкой грузов, должны выполняться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76 [10], Правилами по технике безопасности и производственной санитарии при производстве погрузочно - разгрузочных работ на железнодорожном транспорте, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов [ПБ 10-14-92], утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России 30.12.92 N 41, Правилами по охране труда на автомобильном транспорте [63].
3.5.2. Погрузочно - разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других машин, а при незначительных объемах - с применением средств малой механизации. Механизированный способ погрузочно - разгрузочных работ обязателен для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 1,5 м. Тяжеловесные грузы (массой более 500 кг) разрешается грузить и выгружать только грузоподъемными кранами.
3.5.3. Допускается следующая норма ручной переноски грузов: одним мужчиной - массой не более 50 кг на расстояние, не превышающее 25 м и на высоту не свыше 1,5 м; женщиной - массой не более 10 кг <*>. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг; подросткам в возрасте от 16 до 18 лет разрешается грузить навалочные, легковесные и штучные грузы массой до 16 кг.
--------------------------------
<*> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.11.93 N 105.
Перемещение грузов на расстояние более 25 м должно производиться на двухколесных тележках или других приспособлениях малой механизации.
3.5.4. Грузовые платформы должны иметь высоту 1,1 м от головки рельса, а со стороны подъезда автомобилей - на высоте пола кузова автомобиля.
Платформы и склады следует оборудовать рампами, ширина которых со стороны железнодорожного пути должна быть не менее 3,0 м, а со стороны подъезда автомобилей - не менее 1,5 м.
3.5.5. Сходни, служащие для подъема и опускания грузов, переносимых вручную, следует сбивать из нескольких досок толщиной не менее 60 мм. Ширина сходней для прохода без груза должна быть не менее 0,25 м, а для прохода с грузом - не менее 1 м. Для упора ног на сходни требуется набивать планки через 0,5 м.
3.5.6. Слеги для спуска или подъема груза следует изготовлять из дубового или другого здорового кругляка диаметром не менее 150 мм и длиной от 4 до 6 м без трещин и сучков. Верхний конец должен быть снабжен крючьями из полосового железа сечением 75 x 16 мм, нижний конец - обит железом для предохранения от раскалывания. Для тяжелых грузов слеги должны быть усилены по расчету, соответственно их массе.
3.5.7. Укладка материалов и оборудования должна производиться с учетом требований безопасности работ и их сохранности.
Способы укладки материалов указаны в Приложении 11.3.
3.5.8. Прислонять (опирать) материалы и детали оборудования к стенам и заборам запрещается.
3.5.9. При производстве работ на штабеле высотой более 1,5 м необходимо применять переносные инвентарные лестницы.
3.5.10. При пользовании накатами угол их наклона не должен превышать 30 град., а расстояние между накатами выбирается таким, чтобы груз не выступал за них более чем на 1 м. При выгрузке не допускается скатывание нескольких труб, круглого леса одновременно.
3.5.11. К погрузочно - разгрузочным работам с опасными и особо опасными грузами допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение в учебных подразделениях предприятия или в индивидуальном порядке путем закрепления за опытными рабочими и после сдачи экзаменов комиссии, назначаемой руководством предприятия. Инструктаж для этих лиц необходимо проводить через каждые 3 месяца.
3.5.12. Грузоподъемные механизмы, используемые на погрузочно - разгрузочных работах должны соответствовать техническим условиям и находиться в исправном состоянии. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тары владелец должен периодически проводить их осмотр в следующие сроки:
- траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;
- стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;
- редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их на работу.
Осмотр стропов и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией.
3.5.13. При выполнении такелажно - стропальных работ запрещается:
- поднимать груз, масса которого превышает предельные нагрузки строп и подъемных устройств;
- стоять на перемещаемом грузе или находиться под ним;
- пользоваться неисправными чалочными приспособлениями, а также приспособлениями, срок испытания у которых истек;
- поправлять (подвигать) ударами кувалды, лома и пр. ветви строп, которыми обвязан груз;
- направлять груз руками;
- удерживать руками или клещами соскальзывающие при подъеме груза стропы;
- открывать крюком примерзшие или засыпанные землей грузы;
- укладывать грузы на электрический кабель, шланги, трубопроводы.
3.5.14. Канаты страховочные, предохранительные пояса, стропы грузовые канатные, тали ручные и кошки и каски строительные должны соответствовать техническим требованиям.
4. Ремонтно - механические цехи и производства
4.1. Производственное оборудование и организация рабочих мест
4.1.1. Оборудование во вспомогательных цехах размещается с учетом очередности стадий (операций) технологического процесса, обеспечения безвредных и безопасных условий работы и в соответствии с Общесоюзными нормами технологического проектирования механообрабатывающих и сборочных цехов предприятий машиностроения, приборостроительных и металлообрабатывающих, (ОНТП 07-83 [74]), Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП-01-91 [73]), Ведомственными строительными нормами ВСН-01-89 Минавтотранса РСФСР [77], а также НТП ремонтных хозяйств предприятий цветной металлургии [75].
4.1.2. Принимать в эксплуатацию оборудование должна комиссия, назначаемая руководством предприятия. Производственное оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003-91 [36].
4.1.3. Безопасность эксплуатации производственного оборудования должна обеспечиваться:
- стабильным технологическим режимом и безопасными элементами конструкций;
- применением в конструкции схем автоматизации и дистанционного управления;
- применением в конструкции средств защиты;
- соблюдением предусмотренных в технической документации требований безопасности по монтажу, эксплуатации и ремонту.
4.1.4. Технологические процессы должны отвечать требованиям ГОСТ 12.3.002-75 [3], ГОСТ 12.3.025-80 [29], станочное оборудование - требованиям ГОСТ 12.2.009-80 [13].
4.1.5. Ширина проходов в цехах должна быть не менее, м:
для магистральных проходов 1,5;
для проходов между оборудованием 1,2;
для проходов между стенами производственных
зданий и оборудованием 1,0;
для проходов, предназначенных для обслуживания
и ремонта оборудования 0,7.
4.1.6. Ширина проходов у рабочих мест должна быть увеличена не менее чем на 0,75 м при одностороннем расположении рабочих мест от проходов и проездов и не менее чем на 1,5 м при расположении рабочих мест по обе стороны от проходов и проездов.
4.1.7. При эксплуатации установленных в цехах грузоподъемных машин, водогрейных котлов, сосудов и трубопроводов с жидкостями и газами следует руководствоваться Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-14-92), Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов [62], Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ-10-115-96), Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 03-75-94), утвержденными Постановлениями Госгортехнадзора России (соответственно 30.12.92 N 41; 28.05.93 N 12; 18.04.95 N 11; 18.07.94 N 45).
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 10-115-96), утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.04.1995 N 20, а не N 11.
4.1.8. Эксплуатация газового хозяйства должна проводиться в соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве [61].
4.1.9. Эксплуатация компрессорных станций должна осуществляться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов, утвержденными Госгортехнадзором России 07.12.71 и ГОСТ 12.2.016-81 [6].
4.1.10. Опасные элементы производственного оборудования и внутрицехового транспорта, устройств и средств пожаротушения для обеспечения безопасности должны иметь яркую окраску, а также цветовые знаки.
4.1.11. Ремонтные цехи должны иметь запасные выходы, внутризаводскую телефонную связь и соответствовать требованиям Санитарных правил Минздрава России для механических цехов N 5160-89.
4.2. Обработка металлов резанием
4.2.1. Работы на токарных, сверлильных, металлорежущих и других станках с вращающимся и движущимся рабочими органами должны вестись в спецодежде, исключающей случайный захват ткани. Не допускается работа при закатанных или незастегнутых рукавах одежды, а также без головного убора, предупреждающего захват волос.
При обработке металлов резанием должны выполняться Правила по охране труда при холодной обработке металлов, утвержденные Минтрудом России.
4.2.2. Заточные станки должны иметь упоры (подручники) для затачиваемого инструмента и деталей, защитные кожухи и щитки с автоматикой отключения двигателя в нерабочем положении. Перед установкой на станок наждачные круги должны пройти соответствующие испытания. Не допускается эксплуатация заточного станка с несбалансированными наждачными кругами, а также наждачных кругов, имеющих трещины или сколы.
При работе на заточных станках запрещается:
- производить правку кругов зубилом или каким-либо инструментом;
- применять рычаги для увеличения нажима на круг;
- использовать охлаждающие жидкости, вредно влияющие на кожу рабочих;
- выполнять работу боковыми (торцевыми) поверхностями кругов, не предназначенными для такого вида работ.
4.2.3. Рабочий инструмент (резцы, фрезы, сверла, резьбо- и зубонарезной и т.д.) перед началом работ должен проверяться рабочим. Периодическую проверку осуществляет мастер. При этом должны выполняться Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями [64], утвержденные Минэнерго СССР 30.04.85. Работа неисправными инструментами запрещается.
4.2.4. Оборудование, на котором в процессе работы выделяются осколки, стружки, искры, брызги охлаждающе - смазочной жидкости, должно быть оснащено защитными щитками, экранами, расположенными между рабочим инструментом на станке и лицом работающего. При необходимости наблюдения за процессом обработки в экранах устанавливаются смотровые окна из прозрачного и прочного материала.
В случае невозможности по конструктивным и другим обстоятельствам устройства защитного экрана рабочим должны выдаваться средства индивидуальной защиты.
4.2.5. При смене рабочего инструмента, установке и снятии со станка обрабатываемой детали, а также при уборке стружки станок должен быть выключен.
4.2.6. Для обработки деталей большой длины (более 10 - 12 диаметров) должны применяться люнеты (неподвижные или подвижные).
4.2.7. Все детали, предназначенные для обработки на сверлильном станке, за исключением особо тяжелых, должны устанавливаться на столе или плите сверлильного станка неподвижно при помощи тисков, кондукторов и других надежных приспособлений.
При работе на сверлильных станках запрещается:
- применять сверла с забитыми или изношенными хвостовиками;
- использовать при работе рукавицы;
- удерживать изделие во время обработки непосредственно руками.
4.2.8. Конструкция сборных фрез должна предусматривать надежное закрепление зубьев, исключающее выпадение их во время работы. Эти фрезы, а также фрезы с пластинками из твердого сплава или быстрорежущей стали должны подвергаться тщательному техническому контролю. Применять дисковые фрезы с трещинами, прожогами или сломанными зубьями не разрешается.
4.2.9. Долбежные и строгальные станки в зависимости от хода стола должны иметь специальные выдвижные ограждения, окрашенные в ярко - красный цвет. Между стеной и выдвинутым столом должен быть проход шириной не менее 0,7 м.
4.2.10. Станки с ленточной пилой должны быть оборудованы приспособлениями, улавливающими пильную ленту в случае ее обрыва.
4.2.11. Материалы под ленточные и дисковые пилы должны подаваться специальными приспособлениями, обеспечивающими устойчивое положение разрезаемого материала и устраняющими возможность травмирования рабочего.
4.2.12. Гильотинные, роликовые, комбинированные ножницы для резки материала должны быть оборудованы:
- приспособлениями для укладки и поддержания разрезаемых материалов (столы, рольганги и т.п.), установленными на уровне неподвижного ножа;
- направляющей и предохранительной линейками, конструкция которых должна позволять работающему четко видеть линию (место) разреза;
- устройством для регулирования зазора в зависимости от толщины разрезаемого металла и упорами для ограничения подачи разрезаемого листа;
- механическими и гидравлическими прижимами для фиксации разрезаемого материала;
- предохранительными устройствами, сблокированными с пусковым механизмом, исключающими возможность травмирования работающих. Ножницы должны иметь табличку с указанием наибольшей допустимой толщины разрезаемого материала.
4.2.13. Ручные рычажные ножницы должны быть надежно закреплены на специальных стойках, верстаках, столах и т.п.
4.2.14. Ручные маховые ножницы должны быть оборудованы прижимами на верхнем подвижном ноже, амортизатором для смягчения удара ножедержателя и противовесом, который удерживает верхний подвижной нож в безопасном положении.
4.2.15. Металлообрабатывающие станки (токарные, фрезерные, заточные, сверлильные и др.) должны быть оборудованы пылестружкоприемниками и устройствами для подачи смазочно - охлаждающей жидкости.
4.2.16. Перед пуском производственного оборудования необходимо проверять правильность положения рукояток и кнопок управления. При этом должна быть обеспечена полная безопасность обслуживающего персонала.
4.2.17. Запрещается пуск оборудования после монтажа или ремонта без установки ограждений, звуковой и световой сигнализацией, блокировок, предусмотренных конструкцией и обеспечивающих безопасность обслуживания, а также без разрешения работника, ответственного за монтаж или ремонт.
4.2.18. Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала дистанционный пуск оборудования должен производиться после подачи предупредительного звукового или светового сигнала и получения ответственного сигнала с мест обслуживания оборудования о возможности пуска.