МДС 11-3.99, часть 4

_________

1) Рекомендации по проведению государственной экспертизы указанного раздела более полно изложены в приложении к приказу МЧС России (согласованы, с Главгосэкспертизой России) от 10.06.96 г., № 383.

2) Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.


- общая пояснительная записка;

- раздел проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций".

При необходимости представляются и рассматриваются другие разделы проекта, связанные с вопросами обеспечения безопасности, защиты населения и работающего персонала, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Экспертная оценка проектных решений проводится по следующим направлениям:

- оценка инженерно-технических мероприятий гражданской обороны по защите населения и работающего персонала от воздействия современных средств поражения вероятного противника, разработанных в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны", СНиП II -11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны" и исходными данными территориального органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- оценка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданию условий безопасности для населения и работающего персонала при авариях и катастрофах на проектируемых объектах и прилегающей территории.

2.6.3. Содержание и объем проектных материалов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, представляемых на экспертизу, должны формироваться в зависимости от группы города и категории объекта по гражданской обороне, исходя из расчетных воздействий современных средств поражения вероятного противника, а также соответствующих им инженерных решений по защите и жизнеобеспечению населения и работающего персонала в условиях военного времени.

В ходе экспертизы проверяются:

- правильность отнесения проектируемого объекта и населенного пункта, в котором он располагается, к соответствующей категории по гражданской обороне и исходя из этого состав инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- правильность определения и нанесения на ситуационном плане и генплане объекта зон возможных разрушений от воздействия средств поражения вероятного противника;

- обоснование выбора технических решений сетей водо-, газо- и электроснабжения и транспорта, обеспечение надежности их работы в условиях военного времени;

- наличие и качество проектных решений по созданию систем связи, сигнализации и управления гражданской обороной проектируемого объекта;

- условия обеспечения проезда аварийно-спасательных и пожарных команд;

- наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;

- наличие и обоснованность схемы размещения защитных сооружений на территории объекта;

- противопожарные мероприятия в условиях применения средств поражения;

- устройство пунктов санитарной обработки. При экспертизе проектных решений защитных сооружений гражданской обороны проверяются также:

- правильность выбора места размещения, типов и классов защитных сооружений, в том числе запасных пунктов управления (ЗПУ) в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90, СНиП II -11-77*, Рекомендациями по проектированию запасных пунктов управления;

- обоснованность принятых решений по ограждающим и защитным конструкциям, ввода инженерных коммуникаций, гидроизоляции сооружений (в сухих или водонасыщенных грунтах), обеспечению общей герметизации сооружений;

- соответствие вместимости защитных сооружений численности наибольшей работающей смены и укрываемого населения, для ЗПУ - численности оперативного состава;

- соответствие состава помещений и объемно-планировочных решений защитных сооружений действующим нормам гражданской обороны;

- состав, характеристики и режим работы оборудования систем жизнеобеспечения, обоснованность решений по обеспечению воздухоснабжения сооружений по 3-му режиму вентиляции, решения по обеспечению гарантированного электроснабжения ответственных потребителей; для ЗПУ - соответствие действующим нормам и схемам организации связи, состава аппаратуры и условиям ее размещения на узлах связи;

- взаимная увязка конструкций и коммуникаций защитного сооружения и сооружения (здания), в которое оно встраивается;

- соответствие принятых радиусов сбора укрываемых нормативным требованиям, проектные решения по обеспечению условий и времени заполнения защитных сооружений;

- места расположения и конструкции входных устройств и аварийных выходов;

- возможность и порядок эффективного использования защитных сооружений для производственно-хозяйственной деятельности, порядок и условия их перевода к готовности приема укрываемых при чрезвычайных ситуациях, расчет необходимых для этого сил, средств и времени.

При рассмотрении проектов строительства учреждений здравоохранения должны быть оценены подготовленность объекта к функционированию в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также мероприятия по защите медицинского персонала и нетранспортабельных больных.

В ходе экспертизы проверяются решения по обеспечению световой маскировки на объектах, проектирование которых должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства", а для объектов железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта - в соответствии с ведомственными инструкциями, согласованными с МЧС России.

При экспертизе проектных решений объектов коммунально - бытового назначения проверяются мероприятия по их приспособлению в военное время или при чрезвычайных ситуациях в соответствии со СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".

2.6.4. Содержание и объем проектных материалов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, представленных на экспертизу, должны формироваться в зависимости от степени опасности производственного объекта для населения и территорий, а также для предприятий, зданий и сооружений, расположенных вокруг этого объекта, с учетом возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. При этом проверяется как возможность воздействия природных и техногенных факторов на объект, так и возможные воздействия на население и окружающую среду аварий или катастроф, произошедших на объекте.

При оценке природных воздействий на проектируемый объект проверяются:

- правильность оценки вероятности возникновения в районе размещения объекта чрезвычайных ситуаций природного характера;

- правильность оценки характеристик интенсивности проявления неблагоприятных природных воздействий на объект;

- достаточность проектных решений и рекомендаций по предотвращению чрезвычайных ситуаций или снижению негативных последствий возможных аварий и катастроф до минимальных уровней.

При оценке техногенных воздействий на проектируемый объект проверяются:

- правильность оценки вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на других функционирующих в регионе потенциально опасных объектах;

- правильность определения зон возможных разрушений и действия вторичных поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях на других объектах.

При экспертной оценке опасности объекта проверяются:

- полнота перечня возможных чрезвычайных ситуаций и причин их возникновения;

- оценка вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;

- общий эффект негативного воздействия поражающих факторов, характерных для данного объекта;

- специфика вызываемых поражений;

- характеристика ущерба населению, окружающей среде и объектам инфраструктуры в результате возможных аварий;

- сравнительная оценка снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций при предусмотренных проектом инженерных мерах по их предупреждению;

- оценка развития аварий при вводе в действие предусмотренных проектом инженерных мер по локализации аварийных ситуаций по сравнению с развитием и масштабами аварии при их отсутствии.

Оценка безопасности объекта для населения и территорий проверяется для следующих основных ситуаций:

- эксплуатация объекта по утвержденной установленным порядком технологической документации;

- возможная проектная авария при штатной эксплуатации объекта;

- авария или повреждение (разрушение) объекта в результате террористического акта, военных действий или природных катастроф.

В проекте строительства объекта должна быть проведена оценка стоимости предусмотренных мероприятий по защите населения и территорий, а также дана сравнительная оценка ущерба, который может быть нанесен при возникновении чрезвычайных ситуаций без проведения на объекте защитных мероприятий.

2.6.5. Критериями оценки качества проектных решений раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций" являются сохранение жизни и здоровья населения и работающего персонала, снижение размеров материальных потерь и ущерба окружающей среде, обеспечение функционирования объекта в условиях воздействия аварий, катастроф, стихийных бедствий и современных средств поражения.

Ниже приводится перечень основных нормативных и методических документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций".



Приложение к разделу 2.6.

ПЕРЕЧЕНЬ

основных нормативных и методических документов,

которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела

"Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.

Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций"


1. СНиП II -01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

2. СП II -101-95. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений.

3. РДС II- 201-95. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства.

4. РДС 30-201-93. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации.

5. СНиП 2.01.51-90. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.

6. СНиП II -11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны.

7. ВСН ВК4-90. Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях.

8. СНиП 2.01.53-84. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

9. Справочник по внутреннему инженерно-техническому оборудованию, приборам и инвентарю защитных сооружений гражданской обороны. - Госстрой России от 29.07.93, № 06-54.

10. Методика прогнозирования инженерной обстановки на территории городов и регионов при чрезвычайных ситуациях. - В/ч 52609, 1991.


2.7. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

2.7.1. Оценивается площадка строительства с точки зрения проектных решений организации строительства в части:

- преимущества выбранного участка при вариантном размещении объекта;

- организации рельефа с точки зрения перемещения земляных масс (выемки, насыпи, отвалы и др.);

- транспортной доступности;

- наличия растительности, подземных и надземных сооружений и инженерных коммуникаций на площадке строительства;

- мест размещения временных зданий и сооружений (стройгородка), прохождения временных дорог.

Рассматриваются основные решения по организации строительства:

- организационно-технологические схемы, определяющие оптимальные решения по последовательности и методам строительства объектов (его частей), выделение пусковых комплексов, потоков, узлов и т.д., возможность реализации поточного метода строительства;

- принципиальные объемно-пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные решения:

а) этажность, общая площадь, строительный объем;

б) краткая характеристика конструктивных решений;

в) решения по фундаментам;

- обоснование методов производства и возможность совмещения строительных, монтажных и специальных строительных работ, в том числе выполняемых в зимних условиях, а также технические и технологические решения по возведению сложных зданий и сооружений;

- эффективность принятых методов производства по основным видам строительно-монтажных работ с учетом специфики местных условий;

- потребность во временных зданиях и сооружениях, возможность использования существующих зданий и сооружений, а также сооружаемых в подготовительный период строительства;

- обеспечение строительства водой, теплом, электроэнергией, кислородом, сжатым воздухом и другими энергетическими ресурсами, а также временными инженерными коммуникациями.

Возможность использования существующих городских сетей и коммуникаций. Обоснованность принятого количества ресурсов;

- условия поставки и транспортирования с предприятий-поставщиков строительных конструкций, готовых изделий, материалов, оборудования;

- потребность в строительных кадрах, условия обеспечения кадрами строителей, процентное соотношение численности работающих по профессиональным категориям;

- целесообразность применения вахтового метода при наличии социального и экономического эффекта и сокращения срока строительства, подтверждения расчетными данными в сопоставлении с вариантами аналогами;

- потребность строительства в основных строительных машинах, механизмах, установках, транспортных средствах. Оптимальность их выбора по техническим характеристикам, размещение на строительной площадке;

- календарный план на подготовительный период строительства с распределением объемов строительно-монтажных работ по месяцам;

- календарный план на основной период строительства, определяющий сроки строительства согласно организационно-техническим схемам последовательности возведения зданий и сооружений, в том числе пусковых комплексов, распределение капитальных вложений (инвестиций), сроков поставки основных материалов, конструкций, оборудования, требуемое количество строительных кадров, основных видов строительной техники по срокам строительства;

- ведомость объемов основных строительных, монтажных и специальных строительных работ, ведомость потребности в строительных конструкциях, изделиях, материалах и оборудовании, их взаимоувязка, соответствие календарному плану строительства, конструктивным решениям зданий и сооружений;

- правильность определения продолжительности строительства, в том числе пусковых комплексов, выделение пусковых комплексов с учетом темпов окупаемости объекта (комплекса) в рыночных условиях.

Соответствие продолжительности строительства нормативным данным СНиП 1.04.03-85*;

- строительный генеральный план с расположением постоянных зданий и сооружений, мест размещения постоянных и временных дорог, путей перемещения монтажных кранов, мест подключения временных инженерных коммуникаций к действующим, существующие и подлежащие сносу строения, мест расположения знаков закрепления разбивочных осей зданий и сооружений;

- ситуационный план района строительства (для особо крупных и сложных объектов (комплексов), когда организационными и техническими решениями охватывается территория за пределами площадки строительства;

- решения по организации и охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности;

- основные технико-экономические показатели:

а) сметная стоимость строительства, в том числе строительно - монтажных работ, млн. руб;

б) общая продолжительность строительства, в том числе подготовительный период и период монтажа оборудования, мес.;

в) максимальная численность работающих, чел;

г) затраты труда на выполнение строительно-монтажных работ, чел.дн.

Оцениваются инженерно-геологические и особые условия с точки зрения их влияния на производство строительно-монтажных работ и продолжительности строительства.

2.7.2. Для сложных объектов (комплексов) и особых условий строительства по решению заказчика (инвестора) или заключению экспертизы при разработке рабочей документации осуществляется детальная проработка проектных решений по организации строительства.

2.7.3. Общая экспертная оценка проекта организации строительства, указываемая в выводах экспертизы, формируется с учетом оценки эффективности предложений по организации строительства на основе анализа основных технико-экономических показателей, обеспечивающих ввод в действие объектов в расчетные сроки с заданным качеством.

2.7.4. Перечень основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела "Организация строительства", приведен в приложении.



Приложение к разделу 2,7.


ПЕРЕЧЕНЬ

основных нормативных документов,

которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела

"Организация строительства"


1. СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства. Изменения №№ 1 и 2 изд. 1995 г.

2. СНиП 1.04.03-85*, ч. I и II. Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений.

3. СНиП 1.02.07-87. Инженерные изыскания для строительства.

4. СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы с строительстве

5. СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты.

6. СНиП 2.01.01-82*) . Строительная климатология и геофизика. Изменения БСТ №№ 2, 4, 10/84.

7. СНиП II- 60-75*. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов.

8. СНиП 2.08.01-89**) . Жилые здания. Изменения БСТ №№ 7/93, 12/94.

9. СНиП 2.08.02-89*). Общественные здания и сооружения.

10. СНиП 2.02.01-83. Основания зданий и сооружений.

11. СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции.

12. СНиП 3.04.01-87. Изоляционные и отделочные работы.

13. СНиП 3.08.01-85. Механизация строительного производства. Рельсовые пути башенных кранов.

14. СНиП 111-4-80*. Техника безопасности в строительстве.

15. ППБ 01-91-93. Правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ.

16. СНиП 3.01.04-87*) . Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов. Основные положения.

17. Методические указания по разработке вопросов техники безопасности и производственной санитарии в проектах организации строительства и производства работ.

18. Пособие по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ для жилищно-гражданского строительства.

19. Рекомендации по планированию и организации жилищно - гражданского строительства при застройке городов градостроительными комплексами.

20. СНиП II -01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

21. Временное положение по приемке законченных строительством объектов.

22. Другими действующими нормативами по организации строительства и производству работ.



2.8. СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.

2.8.1. Одной из основных задач экспертизы этого раздела является установление правильности определения стоимости строительства зданий и сооружений.

При рассмотрении сметной документации необходимо руководствоваться законодательными актами Российской Федерации, положениями и формами, приведенными в нормативно-методических документах Минстроя России.

Экспертиза сметной документации должна начинаться с проверки исходных данных и других положений, использованных при ее разработке. В связи с этим одновременно с проектно-сметными материалами должны представляться документы, на основе которых были составлены те или иные сметные расчеты.

Необходимо установить: имеется ли документация, обосновывающая затраты по сносу-переносу зданий и сооружений, различным компенсациям и возмещениям убытков, а также материалы для определения затрат по 9-й главе сводных сметных расчетов (ССР).

В составе документации должны быть данные об использованных сметах к объектам-аналогам с техническими характеристиками этих объектов.

Должна быть представлена документация по определению стоимости нестандартизированного оборудования, а также оборудования и материалов, приобретенных по импорту.

2.8.2. Следует иметь ввиду, что:

Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений введен в действие 01.04.94 г. письмом Госстроя России от 29.12.93 г. № 12-3491) .

Стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) определяется в соответствии с положениями и формами, приведенными в нормативно-методических документах Минстроя России и рекомендуется исчислять ее в двух уровнях цен:

- в базисном (постоянном) уровне - сметные цены, зафиксированные на 01.01.1991 г.;

- в текущем, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет.

Состав документации, разработанной на стадии проект, должен содержать:

_______

1) Термины системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и их определения приведены в СП 81-01-94 "Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации".


- сводные сметные расчеты стоимости строительства и при необходимости сводку затрат1) ;

- объектные и локальные сметные расчеты;

- сметные расчеты на отдельные виды затрат (в т.ч. на проектные и изыскательские работы).

В состав рабочей документации включаются:

- объектные и локальные сметы2) .

В состав сметной документации проектов строительства включается также пояснительная записка, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки.

Сводные сметные расчеты составляются на каждый объект, включенный в сводку затрат. При отсутствии сводки затрат составляется один ССР на строительство проектируемого здания или сооружения.

Состав объектов, включенных в ССР, должен точно соответствовать проекту, причем в проекте должно быть обоснование необходимости их строительства.

Решение министерства или ведомства о включении стоимости строительства какого-либо объекта в ССР должно быть обосновано в соответствующем томе проекта.

В случаях экспертизы проектов на техническое перевооружение или реконструкцию необходимо изучение материалов обследования и обмеров зданий и сооружений, подлежащих реконструкции (разборка, пристройки, перепланировки и др.).

При наличии на стройке двух или нескольких генеральных подрядчиков разных направлений специализации в составе ССР выделяются затраты этих генеральных подрядчиков. В этих случаях в отдельных локальных расчетах могут применяться расценки или коэффициенты, утвержденные для указанных строительных или монтажных подразделений. При строительстве части объекта хозяйственным способом в ССР также необходимо выделение затрат по каждому участнику строительства.

При рассмотрении затрат, учтенных в ССР, необходимо проверить, требуя документального обоснования, затраты по освоению площадок, сносу и переносу зданий и сооружений, компенсации и возмещению потерь сельскохозяйственного производства, а также согласованные с заинтересованными организациями размеры средств на долевое участие в строительстве общих объектов.

________

1) Составляются в том случае, когда капиталовложения предусматриваются из разных источников финансирования.

2) Составляются, если это предусмотрено договором на выполнение рабочей документации.


При экспертизе сметной стоимости строительства прежде всего проводится анализ структуры капитальных вложений по главам сводного сметного расчета.

2.8.3. При экспертизе сметной документации следует исходить из того, что при составлении объектных и локальных смет и сметных расчетов могут применяться различные методы и, в частности, ресурсный, ресурсно - индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный.

Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.


Ресурсный метод - это калькулирование в текущих ценах и тарифах ресурсов (элементы затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способов их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих.


Базисно-индексный метод - это использование системы текущих индексов цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.


Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве.

Базисно-компенсационный метод - это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы, с уточнением этих ресурсов в процессе строительства в зависимости от реальных цен и тарифов.


При определении сметной стоимости строительства может использоваться сметно-нормативная база, введенная в действие с 1 января 1991 г., а также введенная в действие с 1 января 1984 г. с ранее установленными повышающими коэффициентами по согласованию сторон, заключающих договор (контракт) на капитальное строительство.

В случае применения сметно-нормативной базы 1984 г. при определении сметной стоимости строительных работ базисно-компенсационным (базисно-индексным) методом предельные нормы накладных расходов в базисной стоимости принимаются в размерах, установленных ранее для республиканских министерств и ведомств.

При определении сметной стоимости строительства базисно-индексным методом предельной стоимости работ, исчисленной на основе сметных норм и цен 1984 г., рекомендуется принимать в размерах, установленных строительно-монтажным и ремонтно-строительным организациям для применения с 01.01.84 г. Советом Министров РСФСР или соответствующими министерствами и ведомствами (по ведомственному признаку).

В частности, предельная норма накладных расходов для ремонтно - строительных организаций Минжилкомхоза РСФСР была установлена Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.10.84 г. № 445 в размере 14,2 % к сметным прямым затратам, а плановые накопления - в размере 6 % - для нового строительства и 2,5 % - для капитального ремонта.

Сметные расчеты по строительной части в большинстве случаев составляются в соответствии с требованиями нормативных документов:

- с применением стоимостных показателей объектов-аналогов;

- с применением смет к типовым и повторно-применяемым экономичным, индивидуальным проектам;

- по укрупненным сметным нормативам;

- по единичным расценкам.

Следует иметь в виду, что сметы к типовым проектам составлены по базисному району (Московская область) и без учета конкретных условий строительства. Следовательно, при экспертизе необходимо проверить правильность примененного территориального коэффициента, а также учета проектных решений по привязке проекта.

Наиболее тщательной проверки требуют расчеты с применением смет к объектам-аналогам. Здесь, прежде всего, должны быть представлены в виде сопоставления технические характеристики проектируемых объектов и объектов-аналогов с тем, чтобы были обоснованы все изменения и дополнения, внесенные в сметы к объектам-аналогам.

Кроме этого, следует проверить правильность применения и величину коэффициентов, учитывающих разницу в объемах проектируемого здания и объекта-аналога. Некоторыми проектными организациями для соответствующих отраслей такие коэффициенты разработаны.

Сметные расчеты по единичным расценкам составляются в большинстве случаев при крупных объемах земляных работ, берегоукреплений и т.п. Необходимо сопоставление объемов работ, принятых в сметах с аналогичными объемами работ, указанными на чертежах и в ПОС, а также принятых в сметах методов производства работ с указанными в ПОС. В этом случае следует учитывать заключение эксперта по ПОС. Особое, внимание должно быть уделено вопросу перевозок грунта. Расстояние до свалок , а также расстояние от карьеров должны иметь документальное подтверждение городских или областных органов. Необходима проверка принятых характеристик грунтов по трудности разработки с изучением материалов изысканий. Зачастую в сметных расчетах используются единичные расценки по разработке грунтов экскаваторами с ковшами малой емкости (до 0,5 куб. м) при значительных объемах работ, чего нельзя допускать.

При рассмотрении сметных расчетов, в которых учтены значительные объемы водоотлива или водопонижения следует иметь в виду, что эти объемы должны быть определены по данным ПОС.

В составе стоимости оборудования1) , включаемой в сметную документацию на строительство, учитываются затраты по его приобретению, транспортные, заготовительно-складские и другие расходы. Стоимость импортного оборудования определяется исходя из его фактурной стоимости, указанной в счете поставщика (с учетом всех расходов по закупке и доставке до границы), и переводится на рубли по коммерческому курсу Центрального банка России с добавлением таможенных пошлин и налога на импорт.

При определении базисной стоимости импортного оборудования используется существовавший в данный период валютный курс рубля. Так, например, для определения стоимости импортного оборудования в ценах 1991 года применяется соотношение: 100 долларов США за 167,13 рубля, приведенное в п. 5.4.1. Порядка определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм, введенного в действие с 01.04.94 письмом Госстроя России и МВЭС России от 23.02.94 № 12-28.

Определенная таким образом рублевая стоимость импортного оборудования включается в базисную стоимость строительства и в дальнейшем для перевода в текущие цены индексации не подлежит, поскольку известна валютная цена оборудования и, соответственно, текущая рублевая стоимость.

Заготовительно-складские расходы в размере 2 % принимаются для . определения базисного уровня стоимости строительства объектов в ценах 1984 года.

В текущем уровне цен заготовительно-складские расходы определяются расчетом и включаются в договорные цены, а для объектов, строящихся за счет госбюджета, не должны превышать 2 % стоимости материалов.

Надбавка на расходы, связанные с комплектацией и поставкой оборудования и материалов, рассчитана с применением предельного размера снабженческо-сбытовой наценки (25 %).

_________

1) Классификация оборудования, применяемая при составлении сметной документации на строительство приведена в СП 81-01-94.


В указанной наценке были учтены транспортные расходы, налог НДС, заготовительно-складские и другие расходы посредника.

Закрыть

Строительный каталог