МДС 83-1.99
Государственный комитет Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
(ГОССТРОЙ РОССИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по определению размера средств на оплату труда
в договорных ценах и сметах на строительство и
оплате труда работников строительно-монтажных и
ремонтно-строительных организаций
МДС 83-1.99
УДК [69+69:658]{083.74)
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с решением коллегии Госстроя России от 24 февраля 1999 г, № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве».
Рекомендации конкретизируют положения по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, содержащиеся в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, введенных в действие постановлением Госстроя России от 29 апреля 1999 г. № 31. Дополнены практическими предложениями по оплате труда работников строительных организаций в непосредственной взаимосвязи с решениями, принятыми в договорных ценах и сметах на строительство и в договорах подряда.
В Рекомендациях приводятся общая нормативно-расчетная база для определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях, методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.
Рекомендации предназначаются для всех участников инвестиционно-строительной деятельности независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, региональных центров по ценообразованию в строительстве и могут использоваться также службами заказчиков при определении и согласовании договорных цен и смет на строительство и заключении договоров подряда.
Методические рекомендации разработаны рабочей группой в составе: С.А. Варзарь, В.А. Рогонов с участием Ю.С. Лычкина, В.А. Степанова и одобрены Управлением экономики строительного комплекса и Управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. По системам, формам и условиям оплаты труда работников предприятия, организации и учреждения, участвующие в инвестиционно-строительной деятельности, могут быть разделены на три основные группы:
1-я — предприятия и учреждения органов государственной власти и управления. В них труд работников оплачивается по должностным окладам с надбавками за квалификационный разряд, выслугу лет, особые условия государственной службы, а также выплачиваются премии и материальная помощь в пределах установленного фонда оплаты труда. Оплата труда в этих организациях регулируется соответствующими законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.95 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 16.08.95 № 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", Указы Президента Российской Федерации от 09.04.97 № 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих", от 15.06.99 № 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16.08.95 № 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" и другие);
2-я — организации и учреждения, финансируемые из бюджетных источников. В них оплата труда работников производится на основе Единой тарифной сетки с соответствующими надбавками, доплатами, поощрительными выплатами и т.д. и регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации (от 14.10.92 №785, от 08.11.92 №855, от 30.08.93 № 870, от 07.12.93 № 1268, от 30.06.94 № 759, от 27.02.95 № 189, от 18.03.99 № 309);
3-я — предприятия и организации других форм собственности и организационно-правового статуса, самостоятельно решающие вопросы оплаты труда работников на основе действующего законодательства в области социально-трудовых отношений.
1.2. Предприятия и организации 3-й группы, к которым в большинстве своем относятся строительно-монтажные, ремонтно-строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, могут использовать в своих решениях отдельные элементы оплаты труда, применяемые в первых двух группах.
Организации 2-й группы при осуществлении деятельности, финансируемой не из бюджетных источников, могут решать вопросы оплаты труда по аналогии с предприятиями 3-й группы в пределах средств, получаемых за эту деятельность. Некоторые предприятия этой группы могут входить в состав строительных организаций (учреждения здравоохранения, культуры, спорта, образования и др.).
1.3. Действующим законодательством о труде предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно определять и фиксировать в коллективных договорах и других локальных нормативных актах вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и поощрений, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников (статья 80 Кодекса законов о труде Российской Федерации).
Решение этих вопросов в строительных организациях обусловливает размер средств на оплату труда, включаемых в договорные цены и сметы на строительство.
1.4. Договорная цена (смета на строительство) и включаемые в нее средства на оплату труда или способы их определения устанавливаются в договоре подряда по взаимному соглашению сторон (подрядчика и заказчика, генподрядчика и субподрядчика и т.п.), где определяются также порядок, условия и сроки расчетов за выполнение работы и сданные заказчику объекты, что создает для подрядчика соответствующую базу для организации оплаты труда работников, занятых на строительстве конкретных объектов, и выполнения программы строительных работ организации в целом.
1.5. При определении и согласовании размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство интересы договаривающихся сторон должны основываться на единых законодательных, нормативных и правовых актах с учетом сложившейся и ожидаемой на период строительства ситуации в области трудовых и социально-экономических отношений.
При этом рекомендуется широко использовать имеющуюся нормативную базу, согласованные принципы ее обновления и дополнения, а также применяемые в стране и отрасли методические разработки по вопросам оплаты труда и ценообразования в условиях рыночных отношений.
1.6. В строительных организациях целесообразно разрабатывать и использовать системы и формы оплаты труда работников, обеспечивающие максимальную их совместимость с методами определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, а также единство нормативных и расчетных показателей, применяемых для этих целей
Такой подход обеспечивает высокую обоснованность решений, принимаемых на стадии определения и согласования договорных цен и смет на строительство (в части размера средств на оплату труда) и на стадии расчетов по заработной плате с рабочими за выполненные работы, их комплексы, этапы и объекты в целом. При этом он позволит упростить организацию оплаты труда, которую можно будет осуществлять непосредственно по сметам на строительство.
1.7. Особенностями нормативной базы, используемой при определении размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и при организации оплаты труда в строительных организациях, являются стабильность технически обоснованных норм затрат труда (в чел.-часах, маш.-часах и т.п.) на традиционные строительно-монтажные процессы и работы и динамичность, изменчивость во времени стоимости (цены) труда, а следовательно, и сдельных расценок.
Этот двойственный характер нормативной базы предопределяет соответствующую этапность ее формирования, совершенствования и обновления на всех уровнях: отраслевом, региональном и непосредственно в организациях и на предприятиях.
Порядок разработки норм затрат труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, управлением и обслуживанием строительных машин, определен Методическими указаниями о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные и специальные строительные и пусконаладочные работы, утвержденными постановлением Госстроя России от 24.04.98 № 18-40.
При определении сдельных расценок на выполняемые работы и размеров заработной платы в целом необходимо использовать действующие в расчетном периоде тарифные ставки, оклады, а также нормативы и показатели, по которым начисляются на них различные доплаты, надбавки и другие выплаты.
1.8. Приводимые в настоящих Рекомендациях нормативные показатели по труду и заработной плате установлены различными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе принятыми в дореформенный период. Правомерность их применения, за исключением случаев прямой отмены или замены, обусловлена действующим трудовым законодательством и практикой работы строительных организаций в современных условиях.
Величина конкретного нормативного показателя по соглашению сторон договора подряда может быть изменена, но это изменение не должно ухудшать условия оплаты труда и снижать ее размер против установленного действующими законодательными и нормативными правовыми актами.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ
ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ
ОПЛАТЫ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
2.1. Конституцией Российской Федерации каждому предоставлено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37).
2.2. Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ) установлено, что оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается (статья 77).
Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда, в который не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты (статья 78).
2.3. Кодексом законов о труде определены основные виды доплат, надбавок, премий и поощрений, гарантий, льгот и компенсаций, а также порядок их установления и выплаты работникам организаций и предприятий в зависимости от конкретных условий труда.
Классификация всех выплат, формирующих общий заработок работника, по их содержанию и источникам приведена в Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.07.95 № 89 по согласованию с Минэкономики России, Минфином России, Минтрудом России и Центральным банком России.
Отнесение этих выплат на соответствующие статьи затрат определено Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, разработанными в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 "Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" и от 01.07.95 № 661 об изменениях и дополнениях к указанному Положению (утверждены Минстроем России 04.12.95 № БЕ-11-260/7 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России).
В приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям приводится состав затрат на оплату труда по отдельным статьям расходов.
2.4. В рыночных условиях размеры общего заработка и составляющих его элементов регулируются в рамках действующего законодательства договорными отношениями как внутри организации (предприятия), так и во взаимодействии ее с заказчиками (инвесторами).
Договорные отношения определяются:
отраслевыми, региональными и иными соглашениями, а также коллективными договорами, разрабатываемыми и заключаемыми в соответствии с законами Российской Федерации от 11.03.92 № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" и от 01.05.99 № 93-ФЗ;
договорами подряда, разрабатываемыми и заключаемыми сторонами (подрядчиком и заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиком и т.п.) в соответствии с законами Российской Федерации от 26.06.91 № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в Российской федерации", от 25.02.99 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и Гражданским кодексом Российской Федерации (часть I от 30.11.94 № 51-ФЗ, главы 27, 28, 29 и часть II от 26.01.96 № 14-ФЗ, глава 37).
2.5. В отраслевых тарифных соглашениях по строительству и промышленности строительных материалов, систематически заключаемых между профсоюзами и работодателями с участием Госстроя России по согласованию с Минэкономики России, Минфином России и Минтрудом России, организациям и предприятиям устанавливаются минимальные тарифные ставки рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях труда в размере, достигнутом на момент заключения коллективного договора и обеспечивающем общий, месячный уровень заработной платы не ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе Российской Федерации.
Указанные тарифные ставки ежеквартально индексируются в установленном порядке и доводятся до всех заинтересованных организаций, определяется порядок исчисления тарифных ставок рабочих последующих разрядов, должностных окладов руководителей, отдельных видов доплат, надбавок, вознаграждений и т.п.
2.6. Отраслевое тарифное соглашение, являющееся правовым актом, устанавливает обязательные для применения минимальные экономические и социальные гарантии работников отрасли и не ограничивает права работодателей в расширении этих гарантий при наличии соответствующего ресурсного обеспечения.
Затраты, связанные с удовлетворением этих гарантий, включаются в договорные цены и сметы на строительство.
2.7. Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2.4) и Отраслевого тарифного соглашения подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определять размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в договорных ценах на строительную продукцию (работы, услуги) в любых согласованных размерах, но не ниже предусмотренных в соглашении.
Принятие сторонами согласованных решений о размерах средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство должно основываться на использовании, наряду с указанными выше, действующих отраслевых нормативных документов по этому вопросу. Основными из них являются:
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (Выпуск 3. Раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы". — М.: Стройиздат, 1987), с последующими дополнениями и изменениями к нему;
Нормы затрат труда и времени работы строительных машин, содержащиеся в сборниках Государственных элементных сметных норм и производственных норм (ЕНиР, ВНиР), которые должны обновляться и дополняться в связи с применением новых средств механизации, технологии производства работ, материалов и конструкций.
При решении отдельных частных вопросов могут использоваться и другие нормативные документы, которые приводятся в соответствующих разделах настоящих Рекомендаций.
3. ОБЩАЯ НОРМАТИВНО-РАСЧЕТНАЯ БАЗА ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА
В ДОГОВОРНЫХ ЦЕНАХ И СМЕТАХ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И
ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ
3.1. Основой всех форм и систем оплаты труда, применяемых в строительных организациях, является тарифная система, обеспечивающая соответствие квалификации и оплаты труда работников сложности выполняемых ими работ.
Тарификация работ и присвоение квалификации разрядов рабочим производятся по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы"), утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.07.85 № 226/125/15-88, с последующими изменениями и дополнениями к нему.
3.2. Тарифной системой устанавливаются тарифные ставки по квалификационным разрядам и тарифные коэффициенты, представляющие собой отношение тарифных ставок соответствующих разрядов к тарифной ставке первого разряда.
Таблица 3.1
Показатели |
Значение показателей по разрядам |
|||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. 1969—1986 гг. |
|
|
|
|
|
|
Часовая тарифная ставка, коп. |
43,8 |
49,3 |
55,5 |
62,5 |
70,2 |
79,0 |
Тарифный коэффициент |
1 |
1,125 |
1,267 |
1,427 |
1,60 |
1,804 |
2. 1986—1991 гг. |
|
|
|
|
|
|
Часовая тарифная ставка, коп. |
59 |
64 |
70 |
79 |
91 |
106 |
Тарифный коэффициент |
1 |
1,085 |
1,19 |
1,34 |
1,54 |
1,8 |
3. 1999 г., I квартал |
|
|
|
|
|
|
Расчетная часовая тарифная ставка, руб. |
2,58 |
2,79 |
3,07 |
3,46 |
3,97 |
4,64 |
Значения этих показателей при нормальных условиях труда, вошедших в сметно-нормативную базу (1984 г. — в п. 1 и 1991 г. — в п.2) и применявшихся в строительстве в различные периоды времени, приведены в таблице 3.1:
в п. 1 — по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.05.69 № 389 "О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства";
в п. 2 — по постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.86 № 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства";
в п. 3 —тарифные ставки, рассчитанные исходя из 40-часовой рабочей недели и установленной Отраслевым тарифным соглашением по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 1998—1999 годы на первый квартал 1999 года месячной ставки рабочего первого разряда в размере 430 рублей при сохранении тарифных коэффициентов, указанных в п. 2.
3.3. При выполнении более сложных специальных работ в особых условиях используются повышенные тарифные ставки. Для отдельных видов таких работ размеры повышения тарифных ставок по отношению к ставкам, указанным в п.2 таблицы 3.1, приведены ниже:
работы на поверхности действующих и строящихся шахт, рудников, карьеров, разрезов, приисков, строящихся и реконструируемых метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения: 1,14 — 1,25 и 6 разряды, 1,15 — 4 разряд, 1,16 — 3 разряд;
открытые горные работы на действующих и строящихся предприятиях, на отвалах, подвесных канатных дорогах, на драгах и гидравликах, на строительстве, техническом перевооружении и реконструкции метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения, верхолазные работы: 1,24 — 1,25 и 6 разряды, 1,25 — 4 разряд, 1,26 -— 3 разряд;
подземные работы на действующих и строящихся предприятиях горно-химической промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов, на строительстве, техническом перевооружении и реконструкции метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения: 1,66 — 1 и 2 разряды, 1,67 — 5 и 6 разряды, 1,68 — 4 разряд, 1,69 — 3 разряд;
подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении угольных и сланцевых шахт и разрезов (при 36-часовой рабочей неделе): 2,03 — 1 разряд, 2,04 — 5 и 6 разряды, 2,05 — 2 и 4 разряды, 2,06 — 3 разряд.
3.4. Повышенные тарифные ставки могут устанавливаться для отдельных профессий рабочих 6 разряда, занятых управлением мощными и особо сложными строительными машинами и механизмами, их ремонтом и обслуживанием, в соответствии с постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.12.86 № 524/30-44, от 16.04.87 № 249/11-23, от 20.04.89 № 136/8-51 и др.
Размеры этого повышения по отношению к тарифной ставке рабочего 1 разряда приведены в таблице 3.2.
3.5. Доплаты за условия труда предусмотрены статьей 82 КЗоТ РФ, однако размеры их законом не регламентированы. Как правило, на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с тяжелыми и вредными условиями труда тарифные ставки рабочих повышаются до 12 %, а на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — до 24 %.
Перечень таких работ, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.10.86 № 374/22-60, приведен в приложении 2. По существу указанный перечень и сегодня служит основой для введения доплат за условия труда, поскольку иное российским законодательством не определено.
Таблица 3.2
№ п/п |
Наименование профессий |
Коэффициенты к тарифным ставкам рабочего 1 разряда |
1. |
Водители погрузчиков строительных фронтальных одноковшовых (колесных и гусеничных) мощностью: |
|
|
200 до 350 л.с. (исключительно) |
1,92 |
|
350 до 500 л.с. (исключительно) |
2,05 |
|
500 л.с. и более |
2,19 |
2. |
Машинисты автогрейдеров мощностью: |
|
|
более 200 л.с. до 240 л.с. (исключительно) |
2,05 |
|
240 л.с. и более |
2,19 |
3. |
Машинисты автовышек и автогидроподъемников с высотой подъема 35 м и более |
2,05 |
4. |
Машинисты автобетононасосов производительностью: |
|
|
60—180 м3 /час (исключительно) |
1,92 |
|
180 м3 /час и более |
2,05 |
5. |
Машинисты бетоноукладчиков: |
|
|
входящих в комплекс машин типа ДС-100 и ДС-110 |
2,19 |
|
производительностью более 180 м3 /час |
2,37 |
6. |
Машинисты бульдозеров мощностью: |
|
|
285—384 л.с. |
2,05 |
|
385 л.с. и более |
2,19 |
|
с дистанционным управлением для подводных работ |
2,37 |
7. |
Машинисты буровых установок: |
|
|
СБШ-160, БТС-75 |
2,19 |
|
СБШ-200, УБШ-532, УБШ-507, 2БК-ДЕ, БТСЭ-600 |
2,37 |
|
с мощностью двигателя 100—180 л.с. для устройства буронабивных свай диаметром более 400 до 1200 мм |
2,05 |
|
мощностью более 180 л.с. для устройства буронабивных свай диаметром более 1200 мм |
2,19 |
8. |
Машинисты вездеходов строительных гусеничных |
2,19 |
9. |
Машинисты землесосных плавучих несамоходных снарядов производительностью по грунту: |
|
|
500—1000 м3 /час (исключительно) |
1,92 |
|
более 1000 м3 /час |
2,05 |
10. |
Машинисты кранов: |
|
10.1. |
Башенных передвижных с высотой подъема до 50 м грузоподъемностью: |
|
|
более 25 до 50 т |
2,05 |
|
более 50 т |
2,19 |
|
с высотой подъема 50 м и более грузоподъемностью: |
|
|
10—25 т (исключительно) |
2,05 |
|
25—50 т (исключительно) |
2,19 |
|
50 т и более |
2,37 |
10. 2. |
Башенных приставных с высотой подъема более 100 м |
2,19 |
10.3. |
Гусеничных грузоподъемностью: |
|
|
40—60т |
1,92 |
|
более 60 до 100 т (исключительно) |
2,05 |
|
100—160 т (исключительно) |
2,19 |
|
160 т и более |
2,37 |
10.4. |
Железнодорожных самоходных грузоподъемностью 80 т и более (типа ГЭК-Ф80, ГЭПК-130, ЕДК-1000/1) |
2,19 |
10.5. |
Кабельных грузоподъемностью более 20 т с пролетом более 500 м |
2,19 |
10.6. |
Козловых грузоподъемностью: |
|
|
20—40 т |
1,92 |
|
более 40 т |
2,05 |
10.7. |
Мостовых грузоподъемностью: |
|
|
40—60т |
1,92 |
|
более 60 до 100 т |
2,05 |
|
более 100 т |
2,19 |
10.8. |
На спецшасси автомобильного типа грузоподъемностью: |
|
|
более 20 до 40 т |
1,92 |
|
более 40 до 60 т |
2,05 |
|
более 60 до 100 т |
2,19 |
|
более 100 т |
2,37 |
10.9. |
Плавучих самоходных грузоподъемностью: |
|
|
более 20 до 50 т |
2,05 |
|
более 50 т |
2,19 |
10.10. |
Пневмоколесных (включая короткобазовые) грузоподъемностью: |
|
|
более 25 до 63 т |
1,92 |
|
более 63 до 100 т (исключительно) |
2,05 |
|
100—160 т (исключительно) |
2,19 |
|
160 т и более |
2,37 |
10.11. |
Портально-стреловых грузоподъемностью более 25 т |
2,05 |
10.12. |
Полярных (кругового перемещения) грузоподъемностью свыше 100 т |
2,37 |
10.13. |
Специальных грузоподъемностью 80 т и более для монтажа гидротехнических бетоновозных эстакад |
2,05 |
10.14. |
Специальных грузоподъемностью 100 т и более (типа СКР, СКУ) для блочного монтажа промышленных сооружений |
2,37 |
11. |
Машинисты компрессорных установок производительностью 70 м3 /мин |
2,19 |
12. |
Машинисты копров (самоходных копровых установок) |
2,05 |
13. |
Машинисты машин для изоляции газонефтепродуктопроводов при очистке и нанесении усиленной изоляции трубопроводов диаметром: |
|
|
800-1200 мм (исключительно) |
1,92 |
|
1200 мм и более |
2,05 |
14. |
Машинисты профилировщиков: |
|
|
землеройно-фрезерных мощностью 170 л.с. и более для скоростного строительства автомобильных дорог |
2,05 |
|
входящих в комплекс машин типа ДС-100 и ДС-110 |
2,19 |
15. |
Машинисты скреперов самоходных мощностью: |
|
|
от 160 до 360 л.с. |
2,05 |
|
от 375 до 720 л.с. |
2,19 |
|
от 850 л.с. и более |
2,37 |
16. |
Машинисты трубоукладчиков мощностью: |
|
|
более 200 до 300 л.с. (исключительно) |
2,05 |
|
300 л.с. и более |
2,19 |
17. |
Машинисты установок передвижных автоматизированных непрерывного действия для приготовления бетонных смесей: |
|
|
производительностью 120 м3 /час |
2,05 |
|
при приготовлении грунтовых смесей в притрассовых карьерах производительностью 80 м3 /час и более |
1,92 |
18. |
Машинисты установок по продавливанию и горизонтальному бурению грунта при прокладке трубопроводов диаметром бурения более 1000 мм |
2,05 |
19. |
Машинисты экскаваторов: |
|
19.1. |
Роторных траншейных мощностью: |
|
|
200—250 л.с. (исключительно) |
2,05 |
|
250—300 л.с. (исключительно) |
2,19 |
|
300 л.с. и более |
2,37 |
19.2. |
Одноковшовых с ковшом емкостью: |
|
|
1,25—4,0 м3 (исключительно) |
1,92 |
|
4—10 м3 (исключительно) |
2,19 |
|
10 м3 и более |
2,37 |
19.3. |
Планировщиков (типа УДС-110, УДС-114) на шасси автомобиля |
2,19 |
19.4. |
Для рытья траншей при устройстве сооружений методом "стена в грунте" глубиной: |
|
|
20—40 м (исключительно) |
2,05 |
|
40 м и более |
2,19 |
20. |
Машинисты электростанций передвижных мощностью 1000 кВт, входящих в комплекс машин типа "Север" |
2,37 |
21. |
Трактористы на колесных и гусеничных тракторах мощностью: |
|
|
300—500 л.с. (исключительно) |
1,92 |
|
500 л.с. и более |
2,05 |
22. |
Электрослесари строительные по ремонту оборудования комплекса машин и механизмов типа "Север" для электроконтактной сварки труб диаметром более 1000 мм |
2,37 |
23. |
Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, входящих в комплекс машин типа "Север" |
2,37 |
24. |
Машинисты смесителя асфальтобетона передвижного производительностью 100 т/час и более |
2,19 |
25. |
Машинисты выправочно-подбивочно-отделочных машин |
2,05 |
26. |
Машинисты выправочно-подбивочно-рихтовочных машин |
2,19 |
27. |
Машинисты балластировочных машин УБРМ-1 |
2,19 |
28. |
Машинисты укладчиков асфальтобетона, профилировщика, входящих в комплекс машин термопрофилирования |
2,19 |
29. |
Машинисты смесителей асфальтобетона передвижного типа "Тельтомат" |
2,19 |
30. |
Машинисты универсальных маркировочных машин типа Н-33Д фирмы "Бальтергофман" |
2,05 |
31. |
Водитель погрузчика мощностью свыше 210 л.с. |
1,92 |