МДС 81-1.99
МДС 81-1.99
УДК [69+69:658](083.74)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введены в действие постановлением
Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31
РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России и Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель — В.А. Степанов, ответственный исполнитель - Л.Н. Крылов, исполнители — И.И. Дмитренко, В.Н. Маклаков, Г.А. Шанин, Т.Л. Грищенкова, А.В. Белое, Г.П. Шпунт).
РАССМОТРЕНЫ на заседании Межведомственной комиссии при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.
ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 июля 1999 г. постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31.
ВЗАМЕН «Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений», введенного в действие с 01.04.94 письмом Госстроя России от 29.12.93 № 12-349 и «Методических рекомендаций по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, затрат на содержание заказчика-застройщика и технического надзора, прочих работ и затрат при определении стоимости строительной продукции», введенных в действие письмом Минстроя России от 03.11.92 № БФ-925/12.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические указания предназначены для определения стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, осуществляемого на территории Российской Федерации.
Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Госстрое России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 25 января 1999 г. № 95.
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.
Методические указания содержат основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сложившейся в Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений.
Методические указания имеют в своем составе общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, составлению сметных расчетов (смет), формированию договорных цен на строительную продукцию, рекомендации по проведению расчетов за выполненные подрядные работы, а также по использованию автоматизированных (компьютерных) систем.
Положения настоящего документа распространяются на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
В Методических указаниях приведены формы сметных документов и договорных цен на строительную продукцию, терминологический словарь основных понятий, используемых в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве для условий рынка.
В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 марта 1999 г.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Общие положения
1.1.1. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила — часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила» (Государственные федеральные сметные нормативы — ГФСН-81) и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются — сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Они входят в «Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации», выпускаемый систематически Госстроем России.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства.
1.1.2. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) — к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.
Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся в технической части соответствующих сборников сметных норм.
1.2. Виды сметных нормативов и основы новой системы нормативов
1.2.1. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды :
государственные федеральные сметные нормативы — ГФСН-81 (часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила»);
производственно-отраслевые сметные нормативы — ПОСН-81 (часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила»);
территориальные сметные нормативы — ТСН-81;
фирменные сметные нормативы — ФСН-81.
Вместе со «Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» (СП 8101-94), содержащим в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве (табл. 1).
Основные понятия, применяемые в системе, приведены в терминологическом словаре (прил. 1).
1.2.2. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные (табл. 1).
К элементным сметным нормативам относятся:
элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов, в том числе Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91), Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91), Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04-91) и другие;
элементные сметные нормы и расценки на виды работ, в том числе сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиР-91 или СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91) вместе с Общими положениями по их применению, сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы, сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР-91р) и другие.
К укрупненным сметным нормативам относятся:
Таблица 1
СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА
СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
Государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН-81), вводимые в действие Госстроем России, или часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила» |
|
Нормативы смежных систем ценообразования |
Элементные сметные нормы |
|
Укрупненные сметные нормы |
Элементные сметные нормы и цены базисного уровня, шифр 1 |
|
Элементные сметные нормы и расценки на виды работ, шифр 2 |
|
Сметные нормативы, выраженные в процентах, шифр 5 |
|
Укрупненные сметные нормативы и показатели |
Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин, шифр 1, СНиП 4.03-91 |
|
Сборники сметных норм и расценок на строительные работы, шифр 2 (СНиР-91) СНиП 4.02-91, 4.05-91 |
|
Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, шифр 5 |
|
Укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), шифр 6 |
|
Свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги |
Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 2-х томах и 4-х частях), в т.ч. для строительства в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним, шифр 1, СНиП 4.04-91 |
|
Общие положения по применению сметных норм и расценок на строительные работы, шифр 2, СНиП 4.02-91 |
|
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства, шифр 5 |
|
Сборники укрупненных показателей базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР), шифр 7 |
Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства, шифр 1, СНиП 4.04-91 |
|
Сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтажные и специальные строительные работы, шифр 3 |
|
Общеотраслевой норматив сметной прибыли, шифр 5 |
|
Сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР), шифр 7 |
|
|
Общие положения по применению ресурсных сметных норм на монтаж оборудования, шифр 3 |
|
Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-91), шифр 5, СНиП 4.07-91 |
|
Укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства, шифр 8 |
|
|
Сборники расценок на монтаж оборудования, шифр 3, СНиП 4.06-91 |
|
Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений, шифр 5, СНиП 4.09-91 |
|
Укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС); укрупненные сметные норм (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ; прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС); укрупненные расценки (УР), шифр 9 |
|
|
Общие положения по применению расценок на монтаж оборудования, шифр 3 СНиП 4.06-91 |
|
Нормы заготовительно-складских расходов, шифр 5 |
|
Сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий |
|
|
Сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы, шифр 4, (СНиР-91Р) |
|
Другие нормативы, шифр 5 |
Продолжение табл. 1
ОТРАСЛЕВОЙ УРОВЕНЬ |
Производственно-отраслевые сметные нормативы (ПОСН-81), вводимые в действие министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами |
Районные (по бассейнам, объединениями, отдельными стройками и т.п.) сметные цены на материалы, изделия и конструкции, шифр 1 |
|
Элементые сметные нормы на специальные работы (реставрационные и т.п.), шифр 3 |
|
Укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам производственного строительства, шифр 8 |
|
Свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги |
|
|
Районные (по бассейнам, объединениям, отдельным стройкам и т.п.) ресурсные нормы на специальные работы, шифр 3 |
|
Укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС); укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ; прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС); укрупненные расценки (УР) на строительство объектов производственного назначения, шифр 9 |
|
|
|
|
Сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь производственных зданий, шифр 9 |
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
Территориальные сметные нормативы (ТСН-81), вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, |
Зональные сметные цены на местные строительные материалы, изделия и конструкции (региональные каталоги базовых цен), шифр 1 |
|
Элементные сметные нормы на специальные работы (реставрационные и т.п.) с применением местных материалов, шифр 3 |
|
Укрупненные ресурсные нормативы и показатели ресурсов по объектам жилищно-гражданского назначения, шифр 9 |
|
Свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги |
|
|
|
|
Укрупненные сметные нормы на строительство объектов жилищно-гражданского назначения, шифр 9 |
ФИРМЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
Индивидуальные сметные цены на местные и привозные строительные материалы, изделия и конструкции, шифр 1 |
|
Индивидуальные ресурсные нормативы на отдельные виды работ, учитывающие реальные условия деятельности конкретного исполнителя работ, фирменные сметные нормы), шифры 2-4 |
|
Индивидуальные нормы накладных расходов и сметной прибыли для конкретной организации, шифр 3 |
|
Укрупненные ресурсные нормативы и показатели ресурсов, учитывающие реальные условия деятельности конкретного исполнителя работ, шифр 9 |
|
Свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги |
сметные нормативы, выраженные в процентах , в том числе:
нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, а также укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства;
общеотраслевой норматив сметной прибыли;
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (СНиП 4.07-91);
сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91);
другие;
укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР), сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР), укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства, сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ), сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ) и другие.
Перечень действующих нормативно-методических документов Госстроя (Минстроя) России с их полным названием, на основании которых определяется стоимость строительства, приведен в прил. 2.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
2.1. Основания для определения стоимости, классификация строительной продукции и виды сметной документации
2.1.1. Стоимость строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений (в дальнейшем — строительство предприятий, зданий и сооружений) — сумма денежных средств, требующихся для его осуществления, определяемая в составе предпроектных проработок (обоснований инвестиций).
Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений — сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами.
Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. На основе сметной документации осуществляются также учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности строительно-монтажных (ремонтно-строительных) организаций и заказчиков. Исходя из сметной стоимости определяется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.
При определении стоимости применяются такие понятия, как: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение и поддержание мощностей действующих предприятий, а также работ по капитальному ремонту зданий и сооружений.
К новому строительству относится возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство осуществляется на свободных территориях в целях создания новой производственной мощности.
К расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств на ранее созданном предприятии, а также возведение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.
К расширению действующих предприятий относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемое по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.
При реконструкции действующих предприятий могут осуществляться следующие мероприятия:
расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.
К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
При техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка на существующих производственных площадях дополнительного оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении производством, модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопительных и вентиляционных систем, присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло- и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка (усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий и сооружений, а также другие мероприятия) и расширение существующих производственных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных станций и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению.
К поддержанию мощности действующего предприятия относятся мероприятия, связанные с постоянным возобновлением выбывающих в процессе производственной деятельности основных фондов. В основном это относится к добывающим отраслям и производствам.
К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
2.1.2. Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
проект и рабочая документация (РД), включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), а также пояснительные записки к проектным материалам;
действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на оборудование, мебель и инвентарь;
отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения федеральных и других органов государственного управления.
В случае, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе, а также для специализированных строек (в том числе линейных), в составе проекта могут разрабатываться индивидуальные сметные нормы в соответствии с формами, приведенными в Методических указаниях о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, принятых и введенных в действие постановлением Госстроя России от 24 апреля 1998 г. № 18-40.
2.1.3. Формы сметной документации позволяют составлять ее в определенной последовательности, постепенно переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) — объект — пусковой комплекс — очередь строительства — строительство (стройка) в целом.
Применительно к составлению сметной документации объектом строительства является отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т.п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также, при необходимости, с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.).
Если на строительной площадке по проекту возводится только один объект основного назначения, без строительства подсобных и вспомогательных объектов (например: в промышленности — здание цеха основного назначения; на транспорте — здание железнодорожного вокзала; в жилищно-гражданском строительстве — жилой дом, театр, здание школы и т.п.), то понятие «объект» может совпадать с понятием «стройка».
Пусковой комплекс — совокупность нескольких объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных инженерных коммуникаций, благоустройств и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам.
Очередь строительства — часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов.
Стройка — совокупность зданий и сооружений различного назначения, строительство, расширение или реконструкция которых осуществляются на объем продукции, определенный в предпроектных проработках (обоснованиях инвестиций) по единой проектной документации в объеме, определенном сводным сметным расчетом или сводкой затрат.
2.1.4. Сметная стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций подразделяется по следующим элементам:
стоимость строительных работ;
стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
прочие затраты.
2.1.5. Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства, сводок затрат и др.
Сметная документация составляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства — подрядным или хозяйственным способом.
Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД), рабочих чертежей.
Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на объекты.
Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.
Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, как правило, в целом по стройке размер (лимит) средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т.п.).
Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.
Сводка затрат — это сметный документ, определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей в случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения. Она составляется по форме № 2 приведенной в прил. 3.
2.1.6. Одновременно со сметной документацией по желанию пользователя в составе проекта и РД могут разрабатываться ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды.
Ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс, составляется по форме № 6, приведенной в прил. 3, в том случае, когда строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять отдельными пусковыми комплексами. Эта ведомость включает в себя сметную стоимость входящих в состав пускового комплекса объектов, а также общеплощадочных работ и затрат.
Ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды составляется в том случае, когда при строительстве предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять мероприятия по охране окружающей природной среды. Ведомость может составляться по форме № 8, приведенной в прил. 3. При этом в ней, как правило, сохраняется нумерация объектов и работ, принятая в сводном сметном расчете. В ведомость включается только сметная стоимость объектов и работ, непосредственно относящихся к природоохранным мероприятиям.
2.2. Основные положения системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и методы определения сметной стоимости
2.2.1. Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется следующая документация: