СНиП 2.01.51-90
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
СНиП 2.01.51—90
РАЗРАБОТАНЫ Госстроем СССР, Госпланом СССР и Минобороны СССР (Штабом Гражданской обороны СССР) с участием Минатомэнергопрома СССР МГА СССР, Минморфлота СССР, Миннефтегазпрома СССР, МПС СССР, МВД СССР, Минздрава СССР, Минэнерго СССР, Гостелерадио СССР, Минречфлота РСФСР, Минжилкомхоза РСФСР, Госкомархитектуры.
ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Госстроем СССР (К. М. Кузьмин, В. П. Бовбель, Б. Н. Шевченко), Госпланом СССР (В. И. Ершов, В. А. Реймаров), Штабом Гражданской обороны СССР (А. М. Баринов, Ю. И. Сульдин, В. И. Попов, А. В. Фомичев).
С введением в действие СНиП 2.01.51—90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» утрачивают силу:
СНиП II-10—74 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;
«Дополнение главы СНиП II-10—74 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» в части светомаскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства»;
«Дополнение и изменение главы СНиП II-10—74 «Инженернотехнические мероприятия гражданской обороны».
Государственный строительный комитет СССР (Госстрой СССР) Государственный плановый комитет СССР |
Строительные нормы и правила |
СНиП 2.01.51—90 |
(Госплан СССР) Министерство обороны СССР (Минобороны СССР) |
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны |
Взамен СНиП II -10—74 |
Требования настоящих Норм должны выполняться при проектировании и проведении инженерно-технических мероприятии гражданской обороны на всей территории страны.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Объем и содержание инженерно-технических мероприятий гражданской обороны определяются в зависимости от групп городов и категорий объектов народного хозяйства по гражданской обороне с учетом зонирования территории по возможному воздействию современных средств поражения и их вторичных поражающих факторов, а также от характера и масштабов возможных аварий, .катастроф и стихийных бедствий.
Внесены Управлением по координации строительства специальных и уникальных объектов Госстроя СССР, Первым отделом Госплана СССР и Научно-техническим комитетом Гражданской обороны СССР |
Утверждены постановлением Госстроя СССР, Госплана СССР и Минобороны СССР от 26 апреля 1990 г. № 1с |
Срок введения в действие с 1 сентября 1990 г. |
Примечания: 1.В дальнейшем города и объекты народного хозяйства, отнесенные к группам и категориям по гражданской обороне, именуются «категорированные города и объекты»
2. Проектирование инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в отраслях и на объектах народного хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Норм и нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами СССР, государственными объединениями предприятий по согласованию с Госстроем СССР, Госпланом СССР и Минобороны СССР (начальником Гражданской обороны СССР).
1.2. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны должны разрабатываться и проводиться заблаговременно, в мирное время.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, должны проводиться в возможно короткие сроки в особый период.
1.3. Территория с расположенными на ней категорированными городами и объектами особой важности, на которой может возникать избыточное давление во фронте воздушной ударной волны D Р ф , равное 10 кПа (0,1 кгс/см2 ) и более, составляет зону возможных разрушений.
Часть территории зоны возможных разрушений, в пределах которой избыточное давление во фронте воздушной ударной волны D P ф , равное 30 кПа (0,3 кгс/см2 ) и более, составляет зону возможных сильных разрушений.
Территория, заключенная между границами зоны возможных сильных разрушений и зоны возможных разрушений, составляет зону возможных слабых разрушений.
Удаление границ зон возможных сильных и внешних границ зон возможных слабых разрушений от границ проектной застройки категорированных городов, а также объектов особой важности, расположенных вне категорированных городов, следует принимать по табл. 1.
1.4. Зона возможных разрушений категорированного города и объекта особой важности с прилегающей к этой зоне полосой территории шириной 20 км составляет зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения). Для атомной станции (АС) зону опасного радиоактивного заражения (загрязнения) составляет зона ее возможного разрушения и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для АС установленной мощностью до 4 ГВт включительно и 40 км для АС установленной мощностью более 4 ГВт.
Таблица 1
Категорированные города и объекты |
Границы зон возможных разрушений |
|
|
сильных |
слабых |
Категорированные города особой, первой, второй и третьей групп |
В границах проектной застройки города |
7 км от границы проектной застройки города |
Объекты особой важности, расположенные вне категорированных городов |
3 км от границы проектной застройки объекта |
10 км от границы проектной застройки объекта |
Примечание. Граница проектной застройки категорированного города (объекта) принимается по утвержденному генеральному плану, разработанному на расчетный срок в соответствии с требованиями соответствующих норм проектирования.
Полоса территории шириной 100 км, прилегающая к границе зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения), составляет зону возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения).
Примечание. Под термином «атомные станции» (АС) понимаются: атомные электрические станции (АЭС); атомные теплоэлектроцентрали (АТЭЦ); атомные станции теплоснабжения (ACT).
1.5. Территория, прилегающая к химически опасным объектам, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ) вероятно распространение последних с концентрациями, вызывающими поражения незащищенных людей, составляет зону возможного опасного химического заражения. Удаление границы указанной зоны от емкостей со СДЯВ следует определять по обязательному приложению 1.
1.6. Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушение зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей, составляет зону возможного катастрофического затопления. Размеры зон возможного катастрофического затопления должны определяться при разработке обосновывающих материалов (ТЭО, ТЭР) выбора площадки (трассы) для строительства городских и сельских поселений, объектов, зданий и сооружении.
1.7. Территория в пределах административных границ республики, края, области, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и пригодная для жизнедеятельности местного и эвакуируемого населения, образует загородную зону.
1.8. При наложении двух и более зон, указанных в пп. 1.3—1.6 настоящих Норм, устанавливается общая граница этих зон по их внешним контурам.
Границы этих зон утверждаются начальниками гражданской обороны республик, краев, областей с учетом местных особенностей.
1.9. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, изложенные в настоящих Нормах, должны предусматриваться:
при составлении Генеральной схемы развития и размещения производительных сил страны, схем развития и размещения производительных сил и расселения по союзным республикам и экономическим районам в соответствии с утвержденной методикой;
при составлении схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности;
при составлении схем и проектов районной планировки;
при разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений (генеральных планов, проектов детальной планировки, проектов планировки и застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов или групп общественных зданий и сооружений);
при разработке проектов планировки промышленных зон (районов) городов;
при проектировании промышленных районов и узлов;
при разработке материалов, обосновывающих строительство (ТЭО, ТЭР), а также проектно-сметной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений.
Проектирование инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на действующих (законченных строительством) предприятиях должно также осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Норм.
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны разрабатываются и включаются в соответствующие виды планировочных, предпроектных и проектных материалов и сводятся в систематизированном виде с необходимыми обоснованиями в отдельном разделе (томе, книге).
Примечание. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения разделов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны документов, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами СССР, государственными объединениями предприятий, определяются ведомственными (отраслевыми) строительными нормами (ВСН ИТМ ГО), а разрабатываемых и утверждаемых союзными республиками—республиканскими строительными нормами (РСН ИТМ ГО).
Объем и сроки проведения разработанных мероприятий определяются государственными планами экономического и социального развития страны и союзных республик.
1.10. Затраты, связанные с осуществлением инженерно-технических мероприятий гражданской обороны для вновь проектируемых, расширяемых, реконструируемых городских и сельских поселений, предприятий, зданий и сооружений, а также технически перевооружаемых предприятий и сооружений, следует определять согласно действующим нормативным документам по разработке проектно-сметной документации и включать их, кроме затрат на мероприятия (работы), выполняемые в особый период, в сметы отдельных зданий и сооружений и в общую сумму затрат по соответствующим главам сводной сметы на промышленное и жилищно-гражданское строительство.
В городских и сельских поселениях, а также на действующих, законченных строительством и не подлежащих реконструкции (расширению) предприятиях инженерно-технические мероприятия гражданской обороны должны выполняться на основе отдельно разрабатываемых разделов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны к проектам планировки и застройки указанных городских и сельских поселений, проектам (рабочим проектам) предприятия, зданий и сооружении, утверждаемым в порядке, установленном Госстроем СССР.
Для строящихся предприятий, имеющих утвержденную проектно-сметную документацию, в которой инженерно-технические мероприятия гражданской обороны не были предусмотрены, должны разрабатываться отдельно разделы инженерно-технических мероприятий гражданской обороны к проектам (рабочим проектам) указанных предприятий со сметой, утверждаемой в порядке, установленном Госстроем СССР.
1.11. Задания на разработку инженерно-технических мероприятий гражданской обороны являются составной частью заданий на разработку документов, указанных в п. 1.9 настоящих Норм.
Проектно-сметная документация инженерно-технических мероприятий гражданской обороны к указанным в п. 1.9 настоящих Норм документам должна утверждаться министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик, государственными объединениями предприятий, исполкомами Советов народных депутатов в порядке, ими устанавливаемом.
Задания на разработку инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, а также проектно-сметная документация этих мероприятий должны быть согласованы с соответствующими штабами гражданской обороны.
2. ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Общие указания
2.1. Основным способом защиты населения от современных средств поражения является укрытие его в защитных сооружениях.
С этой целью осуществляется планомерное накопление необходимого фонда защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий), которые должны использоваться для нужд народного хозяйства и обслуживания населения.
Защитные сооружения должны приводиться в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 ч, а на атомных станциях и химически опасных объектах должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых.
Защитные сооружения, входящие в состав химически опасных объектов и атомных станций, необходимо включать в пусковые объекты первой очереди. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве АС следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока.
2.2. Защита рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий, учреждений и организаций *, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов и объектов особой важности, должна предусматриваться в убежищах.
На АС предусматривается защита в убежищах персонала АС, рабочих и служащих предприятий (включая личный состав воинских и пожарных частей), обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций.
Защита рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) объектов первой и второй категории по гражданской обороне и других объектов народного хозяйства, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений, а также населения, проживающего в некатегорированных городах, поселках и сельских населенных пунктах, и населения, эвакуируемого в указанные городские и сельские поселения, должна предусматриваться в противорадиационных укрытиях (ПРУ).
2.3. Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий создается на территории этих предприятий или вблизи них, а для остального населения—в районах жилой застройки.
Примечание. В местах размещения убежищ для личного состава боевых расчетов пожарной охраны следует предусматривать строительство защитных укрытий для пожарной техники из расчета на 30% основных пожарных автомобилей дежурной смены гарнизона пожарной охраны категорированного города, дежурного караула, пожарной части по охране объекта особой важности.
________
* В дальнейшем предприятия, учреждения к организации именуются "предприятия".
2.4. Создание фонда защитных сооружений осуществляется заблаговременно, в мирное время, путем:
а) комплексного освоения подземного пространства для нужд народного хозяйства с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения, а именно:
приспособления под защитные сооружения подвальных помещении во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;
приспособления под защитные сооружения вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружении различного назначения;
приспособления под убежища метрополитенов;
приспособления для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей;
б) приспособления под защитные сооружения помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся защитных сооружений.
2.5. Проектирование защитных сооружений осуществляется в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования защитных сооружений гражданской обороны и другими нормативными документами, разработанными и утвержденными Госстроем СССР.
2.6. Убежища и противорадиационные укрытия следует размещать в пределах радиуса сбора укрываемых согласно схемам размещения защитных сооружений гражданской обороны.
Указанные схемы разрабатываются в составе разделов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны всех видов документов, указанных в п. 1.9 настоящих Норм, кроме:
генеральных схем развития и размещения производительных сил и расселения, схем развития и размещения производительных сил и расселения по союзным республикам и экономическим районам;
схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности;
схем и проектов районной планировки.
2.7. На объектах народного хозяйства и в жилой застройке населенных пунктов в одном из защитных сооружений должен быть оборудован пункт управления объекта, населенного пункта, района города.
На территории АС и в поселках этих станций должны создаваться защищенные пункты управления противоаварийными действиями, оснащенные вычислительной техникой, средствами связи, оповещения, сбора информации о радиационной и метеорологической обстановке на территории АС, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения АС.
2.8. Защиту нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала во вновь проектируемых, строящихся и действующих учреждениях здравоохранения (больницах и клиниках), располагаемых в зонах возможных сильных разрушений, следует предусматривать в убежищах. При этом численность указанных больных следует принимать не менее 10% общей проектной вместимости лечебных учреждений в мирное время.
Защита больных, медицинского и обслуживающего персонала учреждений здравоохранения, располагающихся за зонами возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, а также лечебных учреждений, развертываемых в военное время, должна предусматриваться в противорадиационных укрытиях, которые следует проектировать на полный численный состав учреждений по условиям их функционирования в мирное время.
В защитных сооружениях учреждений здравоохранения, действующих в мирное время и имеющих в своем составе коечный фонд, и лечебных учреждений, развертываемых в военное время, кроме основных помещений для укрытия больных, медицинского и обслуживающего персонала следует предусматривать основные функциональные помещения, обеспечивающие проведение лечебного процесса.
2.9. Защита персонала работающих смен предприятий по добыче полезных ископаемых должна, как правило, предусматриваться в защитных сооружениях, размещаемых в подземных горных выработках шахт и рудников.
При невозможности защиты в указанных сооружениях рабочих и служащих, работающих на поверхности, их укрытие необходимо предусматривать в защитных сооружениях в соответствии с п. 2.4 настоящих Норм.
2.10. Строители, другие рабочие и служащие, участвующие в строительстве новых или в расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих объектов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, укрываются в убежищах, предусмотренных для защиты наибольшей работающей смены этих объектов.
В случае возведения объектов за пределами зон возможных сильных разрушений указанный контингент населения укрывается в противорадиационных укрытиях по месту работы, жительства или эвакуации.
2.11. При численности работающей смены на предприятиях 50 человек и менее допускается строительство защитных сооружений, обеспечивающих укрытие наибольшей работающей смены групп предприятий.
Убежища гражданской обороны
2.12. Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения (без учета прямого попадания), бактериальных (биологических) средств (БС), отравляющих веществ (0В), а также при необходимости от катастрофического затопления, СДЯВ, перечень которых принимается согласно обязательному приложению 2, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожарах.
2.13. Все убежища (кроме убежищ, расположенных в пределах границ проектной застройки АС и в метрополитенах) должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны D Р ф =100 кПа (1 кгс/см2 ) и иметь степень ослабления проникающей радиации ограждающими конструкциями (А) равную 1000.
Примечание. Ограждающие конструкции защитных укрытий для пожарной техники должны быть рассчитаны на избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, принятое для убежищ, в которых укрывается личный состав боевых расчетов пожарной охраны.
2.14. Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением убежищ, размещаемых в зонах возможных сильных разрушении вокруг АС).
Воздухоснабжение убежищ, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции (1-й режим) и фильтровентиляции (2-й режим).
В убежищах, расположенных в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, в зонах возможного опасного химического заражения, возможных сильных разрушений вокруг АС и возможного катастрофического затопления, следует предусматривать режим полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха (3-й режим).
Противорадиационные укрытия
2.15. Противорадиационные укрытия должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение до двух суток (за исключением ПРУ, размещаемых в зоне возможных слабых разрушений вокруг АС).
2.16. При расположении ПРУ в зоне возможных слабых разрушений, а также на объектах первой категории, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, их ограждающие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление по фронте воздушной ударной волны D Р ф =20 кПа (0,2 кгс/см2 ).
2.17. В зависимости от места расположения ПРУ должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения—коэффициент защиты К з (кроме ПРУ, размещаемых в районах АС), равный:
а) на объектах первой и второй категории по гражданской обороне, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, для работающих смен предприятий — 200;
б) в зонах возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) за границей зон возможных сильных разрушений:
200 — для работающих смен некатегорированных предприятий, формирований гражданской обороны и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
100—для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения;
в) в зонах возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения):
100—для работающих смен некатегорированных предприятий и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
50 — для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения;
г) за пределами зон возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения):
20 — для работающих смен некатегорированных предприятий и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
10 — для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения.
Защитные сооружения в районах размещения атомных станций
2.18. Защита рабочих смен предприятий и населения в районах размещения АС должна осуществляться в защитных сооружениях, отвечающих обычным защитным требованиям, а также дополнительным требованиям по воздействию избыточного давления во фронте воздушной ударной волны ( D Р ф ) ядерного взрыва и степени ослабления (А) проникающей радиации ограждающими конструкциями в зависимости от мест их расположения:
в границах проектной застройки АС—в убежищах, рассчитанных на избыточное давление во фронте воздушной ударной волны 200 кПа (2 кгс/см2 ) и имеющих степень ослабления (А) и коэффициент защиты (Кз), равные 5000;
за границей проектной застройки АС, в пределах их зоны возможных сильных разрушений—в убежищах, рассчитанных на избыточное давление во фронте воздушной ударной волны 100 кПа (1 кгс/см2 ) и имеющих степень ослабления (А) и коэффициент защиты (К з ), равные 3000;
в зоне возможных слабых разрушений вокруг AC— в ПРУ с коэффициентом защиты, равным 1000, рассчитанных на избыточное давление во фронте воздушной ударной волны D Р ф =20 кПа (0,2 кгс/см2 );
на остальной территории зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг AC— в ПРУ с коэффициентом защиты, равным 500;
в 30-километровой полосе, прилегающей к границе зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг АС,—в ПРУ с коэффициентом защиты, равным 200;
на остальной территории вокруг AC — в ПРУ с коэффициентом защиты в соответствии с подп. «в» и «г» п. 2.17 настоящих Норм.
2.19. В защитных сооружениях, расположенных в зоне возможных разрушений АС, дополнительно должна обеспечиваться защита укрываемых от радиоактивных продуктов разрушения ядерных энергоустановок (кроме радионуклидов инертных газов). Системы жизнеобеспечения в этих сооружениях должны быть рассчитаны на 5-суточное пребывание укрываемых.
3. РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ И ПЛАНИРОВКА ГОРОДОВ
Общие указания
3.1. Новые промышленные предприятия не должны размещаться в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, в зонах возможного катастрофического затопления, а также в регионах и городах, где строительство и расширение промышленных предприятий запрещены или ограничены, за исключением предприятий, необходимых для непосредственного обслуживания населения, а также для нужд промышленного, коммунального и жилищно-гражданского строительства в городе.
Дальнейшее развитие действующих промышленных предприятий, находящихся в категорированных городах, а также объектов особой важности должно осуществляться за счет их реконструкции и технического перевооружения без увеличения производственных площадей предприятий, численности работников и объема вредных стоков и выбросов.
Группы новых промышленных предприятий и отдельные категорированные объекты следует размещать в экономически перспективных малых и средних городах, поселках и сельских населенных пунктах, расположенных от границ проектной застройки категорированных городов и объектов особой важности на расстоянии:
не менее 60 км — для городов особой и первой групп по гражданской обороне;
не менее 40 км — для городов второй группы по гражданской обороне;
не менее 25 км — для городов третьей группы и объектов особой важности по гражданской обороне (в том числе АС).
Примечание. Перечень предприятий, связанных с обслуживанием населения города и нуждами промышленного, коммунального, дорожного и жилищно-гражданского строительства в городе, определяется и утверждается в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик.
3.2. При размещении новых промышленных предприятий в малых и средних городах предпочтение следует отдавать групповому размещению промышленных предприятий (промышленным узлам) с общими объектами.
Численность трудящихся групп предприятий (промышленных узлов) с общими объектами, размещаемых в экономически перспективных малых, средних городах, поселках и сельских населенных пунктах, должна быть, как правило, не более 20 тыс. человек.
3.3. Строительство новых портов и судоремонтных заводов осуществляется вне зон возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности на расстоянии от них, равном наибольшей зоне возможных разрушений, вне зон возможного катастрофического затопления от волны прорыва, а также с учетом наименьшего воздействия гравитационных волн подводных ядерных взрывов.
Разработка генеральных планов указанных объектов должна производиться с учетом максимального использования естественных условий, уменьшающих воздействие поражающих факторов современных средств поражения.
3.4. При проектировании новых аэропортов гражданской авиации, приемных и передающих радиоцентров, вычислительных центров, а также животноводческих комплексов и крупных ферм, птицефабрик их размещение следует предусматривать вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. Кроме того, перечисленные объекты должны размещаться на безопасном расстоянии от объектов, которые могут быть источниками вторичных факторов поражения (химические предприятия, АС, хранилища СДЯВ, нефти, нефтепродуктов, газов и т. п.).
Вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления следует размещать базы ГУМР СССР, склады республиканского и областного значения, базисные склады и зональные базы материально-технического снабжения министерств и ведомств, а также склады материалов и оборудования для проведения восстановительных работ.
Размещение атомных станций
3.5. Новые АС должны размещаться с учетом требований, связанных с их влиянием на окружающую среду п радиационную безопасность населения:
а) минимально допустимые расстояния от атомных электрических станций (АЭС) и атомных теплоэлектроцентралей (АТЭЦ) до границ проектной застройки городов, а также до границ зон отдыха союзно-республиканского значения, биосферных и исторических заповедников, государственных природных национальных парков следует принимать по табл. 2;
б) плотность населения, проживающего в зоне радиусом 25 км вокруг АЭС и АТЭЦ (включая строителей и эксплуатационников атомных станций), рассчитанная па весь период до окончания эксплуатации станции, не должна превышать 100 человек на 1 км2 . При этом должны быть предусмотрены дорожная сеть и транспортные средства, позволяющие обеспечить в случае необходимости эвакуацию населения из указанной зоны в течение 4 ч;
в) численность населения поселков для работников
АЭС и АТЭЦ не должна превышать 50 тыс. человек и удаленность этих поселков от границы проектной застройки станции должна быть не менее 8 км;
Таблица 2
Наименование |
Расстояние от станции предельной мощностью, км |
|
|
8 ГВт |
4 ГВт |
Города с численностью населения, тыс. человек: |
|
|
от 100 до 500 |
25 |
25 |
от 500 до 1000 |
30 |
30 |
от 1000 до 1500 |
40 |
35 |
от 1500 до 2000 |
50 |
40 |
более 2000 |
100 |
100 |
Зоны отдыха союзно-республиканского значения, биосферные и исторические заповедники, государственные природные национальные парки |
25 |
25 |
Примечания: 1. Расстояния, указанные в таблице, следует принимать от границ проектной застройки городов и границ указанных территорий с учетом перспективы их развития.
2. Численность населения городов принимается на период окончания эксплуатации станции.
г) в случае размещения АС в прибрежной полосе водных объектов общего пользования расстояние от береговой линии этих объектов до АС должно быть не менее 1 км;
д) размещение АС над источниками водоснабжения с утвержденными запасами подземных вод, используемых или намеченных к использованию для питьевого водоснабжения, не допускается, если не может быть обоснована невозможность их загрязнения радиоактивными веществами;