Проектирование театров (к СНиП 2.08.02-89), часть 7
группы репетиционных залов, где желательно дополнительно предусматривать репетиционный зал балета или соответственное оборудование в малом репетиционном зале.
4. При ориентации здания на выезды музыкальных театров, особенности возможны только в демонстрационном комплексе и в помещениях для административного и художественного руководства театра (см. выше).
Театры юного зрителя (ТЮЗы)
1. Главное отличие ТЮЗа от театра для взрослых заключено в контингенте зрителей. В этом отличии усматриваются две стороны, оказывающие воздействие на проектирование здания ТЮЗа.
Первая — ТЮЗ как театр своих зрителей. Это означает потребность в создании в театре условий для пребывания детей в возрасте от 7 до 17 лет, для восприятия ими спектаклей, для педагогической работы с ним. Вторая проблема ТЮЗ как создатель зрителя для театра будущего. Это означает потребность в предвидении направления развития театра и создания для этого определенных условий.
2. Вместимость зрительного зала ТЮЗа рекомендуется не более 600 мест. Наличие разновозрастных зрителей и многообразие задач ТЮЗа делает целесообразным проектирование не менее двух залов.
3. Рекомендуемые размеры кресел для детей, м: ширина (в осях подлокотников) — 0,48; глубина — 0,36 — 0,38; высота 0,38 — 0,4. Кресла могут проектироваться жесткими, без подлокотников. Предпочтительнее планировка зоны мест короткими рядами.
4. Сцену ТЮЗа рекомендуется проектировать с учетом предоставления широких постановочных возможностей, допускающих разнообразные композиции спектакля как в изолированном пространстве глубинной колосниковой сцены, так и в пространстве зрительного зала с окружением зрителей действием или действия зрителями. В связи с этим для ТЮЗов целесообразно проектирование разновидностей глубинной сцены со сценическими площадками в зале.
5. В ТЮЗе роль оркестровой ямы может быть несколько иной, нежели в театре для взрослых, из-за частого игрового использования ее. В связи с этим целесообразны трансформации оркестровой ямы, а также проектирование дополнительных площадок для артистов оркестра. Ими могут быть: первые или последние ряды мест, боковые крылья авансцены, галереи, балконы и ложи и пр.
6. Для активизации игрового использования зрительного зала ТЮЗа целесообразно предусматривать проходы, используемые в игровых целях, а также создавать условия, позволяющие включать элементы декораций в архитектуру зрительного зала (например, проекция на ограждающие поверхности зала). Проходы, предназначенные к использованию в игровых целях, рекомендуется связывать со сценой или игровыми площадками в зале, возможно обеспечивать местами выхода актеров; ширина проходов независимо от расчета путей эвакуации рекомендуется 1,5-2 м.
7. При проектировании зрительского комплекса ТЮЗа рекомендуется учитывать некоторые особенности проектирования интерьера и отдельных помещений комплекса.
В интерьере ТЮЗов важно создавать условия для легкой ориентации детей, что, в частности, может быть обеспечено взаимным проникновением пространств разных этажей, которое помогает детям сразу увидеть весь путь, а также запоминающимися цветовыми, световыми и прочими характеристиками помещений.
8. В отличие от театров для взрослых клубный комплекс для работы с детьми, называемый педагогическим комплексом, непременная часть любого здания (рис. 1).
Для педагогического комплекса рекомендуется вход не через билетный контроль, а возможно и с улицы, связь с помещениями художественного руководства, фойе, музеем, зрительным залом.
9. В настоящее время проектирование детских театров ориентируется на создание на базе театров комплексных центров, где большая роль отводится всесторонней культурно-досуговой деятельности с многофункциональным использованием помещений зрительского комплекса и залов с включением дополнительных помещений — аудиторий, зимних садов, музыкальных и видеосалонов и пр.
Рис. 1. Планировочные схемы педагогического комплекса ТЮЗа
1 - секция, актив (15 чел.); 2 - лекция, актив (70-90 чел.); 3 – выпуск газет и журналов (15 чел.); 4 - секция, обсуждение спектакля (40-70 чел); 5 - лекция, актив, обсуждение спектакля (80-100 чел.); 6 - секция, актив (25-35 чел.); 7 - секция, обсуждение спектакля, показ творчества детей (40- 60 чел.); 8 - актив "за чашкой чая" (15-25 чел.); 9 - секция, обсуждение спектакля, лекция (60-100 чел.); 10 - подготовка к выходу на сцену (6-10 чел.); 11 - клуб искусств", лекция, показ творчества детей (150-200 чел.)
Театры кукол
1. Театр кукол предназначен для детей и для взрослых. В отечественной практике применяется различная техника кукловождения — верхние куклы, управляемые из-за ширмы (обычно), нижние куклы, управляемые сверху (изредка), сочетание кукол с театром теней, участием живого актера.
2. Театр кукол может размещаться в отдельно стоящем здании, иметь в составе помещений один зал и более, кооперироваться с ТЮЗом или другими детскими учреждениями.
3. Рекомендации по проектированию зрительского комплекса театра кукол см. подраздел "Театры юного зрителя".
4. Вместимость зрительного зала театра кукол рекомендуется принимать от 200 до 500 чел. Для взрослой или смешанной (дети и взрослые) аудитории вместимость принимается преимущественно более 350 чел.
5. В театрах с верхними куклами балконы не проектируются, а уровень пола последнего ряда определяется высотой глаза зрителя последнего ряда и лучом зрения, направленного на грядку (ширму первого плана) по горизонтали. Высота грядки от планшета сцены принимается 1,65-1,85 м, размещение ее в плане совпадает с плоскостью внутренней грани игрового портала.
Высота от пола первого ряда до пола авансцены принимается равной 0,8-1 м, а ширина авансцены — не менее 2,5 м от красной линии сцены.
6. В зрительном зале театра кукол, предназначенного только для детей, места для взрослых зрителей (до 20% общей вместимости) рекомендуется располагать сзади или по сторонам зоны мест для детей. Рекомендуемые размеры кресел или скамей, м:
|
для взрослых и детей |
только для детей |
ширина |
0,5 |
0,47 |
глубина |
0,4 |
0,36 |
высота |
0,42 |
0,4 |
7. Оркестр рекомендуется располагать над полом стационарной авансцены. Ширина помещения, — не менее 2,5 м. В ограждении помещения оркестра и в полу авансцены над оркестром рекомендуется регулируемые отверстия для прохождения звука, а в полу авансцены — съемный люк размерами 6х1,5 м.
Рис. 2. Схема сцены театра кукол
I — вариант с верхними куклами (а - план; б - разрез); II — вариант с нижними куклами
(а - план; б - разрез)
Вмести- |
Портал сцены, м |
Сцена, м |
Карманы, м |
|||||||
мость, чел. |
игровой |
строительный |
ширина |
глубина |
высота до верха |
ширина |
глубина |
высота |
||
|
ширина |
высота |
ширина |
высота |
|
|
колосникового настила |
|
|
|
200-300 |
4-6 |
3,6(2,5)-4,6(3,2) |
8 |
5(4) |
18 |
7 |
13,5(12,5) |
4 |
5 |
5(4) |
300-500 |
5-7 |
4(2,8)-5(3,5) |
9 |
6(4,5) |
20 |
7 |
15(14) |
4 |
6 |
6(4,5) |
Примечания: 1. Размеры даны в свету. 2. В карманах сцены предусматривается место для хранения сборных или стационарно-передвижных конструкций-мостиков (троп) для кукловождения и других инвентарных приспособлений. 3. Размеры в скобках даны для театра с нижними куклами. 4. Планы и разрезы, иллюстрирующие таблицу, приведены на рис. 2. Под планшетом сцены театра кукол может размещаться трюм. |
8. По боковым сценам зала на высоте не более 3 м пола первого ряда рекомендуется открытые или закрытые раздвижными щитами игровые галереи.
9. Размеры сцены театра кукол и ее элементов приведены в таблице.
10. При устройстве помещений технологического обеспечения в театре верхних кукол рирпроекционная размещается так, чтобы горизонтальная оптическая ось проектора не превышала уровня грядки.
11. В комплексе помещений, обслуживающих сцену театра кукол, рекомендуется предусматривать артистические уборные площадью 60-80 м2 , два репетиционных зала размерами (в свету) не менее 9х7 и 7х4 м, склад кукол в уровне сцены со специальными установками и контейнерами.
12. В комплексе производственных помещений размеры живописно-декорационной мастерской (в свету) определяются исходя из ширины игрового портала — ширина равна ему, длина — в 1,7 раза более, а высота — не менее 5 м.
Поделочная столярная мастерская с сушилкой и мастерские по изготовлению кукол (скульптурная, слесарная, пошивочная) располагаются смежно. Высоты помещений рекомендуются не менее 3,3 м (в свету), столярной мастерской не менее 5 м. Поделочная столярная мастерская и склад связываются со сценой.
Театры малой вместимости
1. Театры малой вместимости (малые театры) как самостоятельные объекты могут создаваться на базе крупных театров, имея статус филиала основной сцены, являться самостоятельными, обладая статусом студийно-экспериментального, камерного, молодежного и им подобного театра.
2. Диапазон вместимости малых театров составляет 300-500 зрителей. Возможно создание театральных комплексов, состоящих из нескольких залов малой вместимости и обладающих при этом разными типами сцены.
3. Объемно-планировочная структура малого театра близка структуре театра обычного типа. Различие состоит в сокращении состава помещений, обслуживающих сцену (в частности складских), производственных, упрощении систем технического оснащения сцены — механооборудования, звукооборудования, систем инженерного оборудования здания.
4. Рекомендации по проектированию зрительского и демонстрационного комплексов театра малой вместимости совпадают с рекомендациями для малых залов, входящих в состав многозальных театров. Наряду с глубинными сценами, в малых театрах широко применяются сцены иных типов (трехсторонняя, центральная) и их трансформации. Стремление к сокращению эксплуатационных расходов по зданию и численности обслуживающего персонала формирует характерную тенденцию (в мировой практике) применения простейших систем трансформации залов: блитчеров, подвижных секций зрительских мест, плунжерных систем, обеспечивающих одновременно и постановочные задачи.
5. В структуре малых театров, являющихся филиалами, закономерно отсутствие производственных помещений и резервных складов. В подобных театрах может быть сокращено количество административно-хозяйственных помещений. При проектировании репетиционных залов их площадь соотносится с площадью сцен, получаемых в результате трансформации.
В зданиях театров, обладающих статусом самостоятельности, рекомендуется предусматривать ремонтно-поделочную мастерскую и резервные склады.
6. Возможность обеспечения тесной взаимосвязи пространств зрительского комплекса, проектирования сцен без колосниковой коробки и сокращенный состав помещений, открывает перед архитекторами возможности широкого поиска индивидуального образа театра малой вместимости.
Театры с общественной функцией общегородского зала
1. В театре с общественной функцией общегородского зала могут проводиться общегородские собрания к торжественным датам, партийные съезды, научные конференции и симпозиумы, конгрессы и пр. В связи с этим в ряде помещений театра возможны изменения и дополнения, не влияющие на основное назначение театра.
2. В помещениях зрительского комплекса целесообразно:
кассовый вестибюль размещать только в здании театра и объединять со входным вестибюлем (или вестибюлями при двух залах) с целью использования его для дополнительных служб, постоянных (автоматический переговорочный пункт) или эпизодических (служба информации, торговые киоски);
в распределительном вестибюле, фойе, кулуарах обеспечивать условия для многоцелевого использования (раздвижные перегородки для создания гостиных, пресс-центров, универсальная мебель и оборудование для киосков, мест для регистрации, заседаний секций, изменяемая система освещения, радио и телефонная связь). В зданиях с двумя залами возможно совместное и раздельное функционирование вестибюлей, а также трансформация гардероба малого зала для увеличения площади. Все эти преобразования желательно также обеспечивать складированием. Женские санитарные узлы целесообразно проектировать парными (в одном или разных местах) для использования одной их части мужчинами, составляющими около 2/3 посетителей при общественных мероприятиях;
буфет проектировать с возможностью его расширения, например, за счет кафе или ресторана при кооперации, объединения буфетов большого и малого зала и пр.;
проектировать дополнительные, с изолированным входом и отдельным доступом в зрительный зал помещения — вестибюль с гардеробной, фойе, сервизную, санитарные узлы.
3. Изменения в демонстрационном комплексе могут относиться к:
зрительному залу, где возможно группировать места только короткими рядами для удобства выхода на трибуну, а также оборудовать их пюпитрами, кнопками голосования и синхронным переводом;
сцене, где оборудуется место для размещения президиума на 100-120 чел. с возможностью устройства ступенчатого пола в передней части сцены.
4. Комплекс помещений, обслуживающих сцену, целесообразно дополнить складом фур для президиума. Склад может размещаться на одном уровне со сценой или ниже ее, что в свою очередь определяет систему подачи мест президиума на сцену.
В качестве рабочих кабинетов может использоваться часть артистических уборных, а в качестве помещений для секции и комиссий — часть репетиционных залов. Их желательно оборудовать радио- и телефонной связью с президиумом и размещать вблизи сцены и зрительского комплекса.
Летние театры
1. Летние театры в основном предназначены для гастрольных спектаклей, а также спектаклей, специально поставленных в природном и архитектурном окружении (ландшафтные театры) (рис. 3). В отечественной практике пока не существует специальных летних театров для спектаклей. Поэтому рассматриваются летние театрально-концертные здания для постановочных концертов, приближающихся по требованиям к спектаклям, и для гастрольных спектаклей.
2. Вместимость летнего театрально-концертного зала возможна в пределах 1000-1500 мест. Целесообразным типом сцены является глубинная колосниковая с увеличенной авансценой, организацией выходов актеров в зону зрительских мест и использованием ее проходов в игровых целях. Для включения ландшафта в зону сценического действия желательно устройство дополнительных протяженных участков сцены типа панорамной или боковых крыльев авансцены, соприкасающихся с естественным окружением, а также возможность раскрытия задней стены сцены
3. Вместимость ландшафтного театра в природном окружении (природного театра) может быть 2000-3000 мест; вместимость театра в историко-архитектурной среде зависит от особенностей среды, но желательна не более, чем у природного театра. Для природного театра характерны включение окружения в зону сценического действия, протяженная фронтальная сцена с устройством нескольких сценических площадок на разных уровнях, с использованием разницы в рельефе, камней, скал и пр. Сценическая площадка природного театра не требует сценической механизации, основное постановочное средство такого театра — сценическое освещение, световые или водные занавесы; возможно включение в зону сцены водных поверхностей или фонтанов. Артисты оркестра в таких театрах могут располагаться под первыми рядами зрительских мест, находятся в оркестровой яме, встроенной в рельеф для укрытия от осадков и пр.
4. Расположение помещений, обслуживающих сцену, административных и пр. зависит от степени связи сценической площадки с окружением. Желательно располагать их скрыто от глаз зрителей (под амфитеатром, с использованием перепадов рельефа); возможно использование временных привозных устройств.
5. Один из путей создания и развития условий для постановки спектаклей в природном окружении — кооперация летнего театра с театром круглогодичного действия, при которой желательно для летнего театра использовать сценические помещения театра круглогодичного действия. Размещение таких кооперированных театров наиболее целесообразно в зеленой зоне, на интенсивно озелененном участке.
6. По степени открытости летние театры подразделяются на: открытые, крытые и закрытые.
Закрытые летние театры возможны в районах IB (РСФСР — Дальний Восток), IIБ (Север Прибалтики), IIB (РСФСР — Европейская часть к северу от Москвы), IIIБ (РСФСР — район Орджоникидзе), а крытые с любыми покрытиями (мягкими, жесткими, стационарными или трансформируемыми) — в районе IB (РСФСР — Западная и Восточная Сибирь до Иркутска, Читы), IIB (к югу от Москвы), IIIБ.
Открытые летние театры или театры с трансформируемыми мягкими покрытиями возможны в районе IIB (например, РСФСР - исключая район Куйбышева и Казани), IIIB , с трансформируемыми жесткими — в IIIБ (например, район Махачкалы), с теми и другими — в Средней Азии.
Рис. 3. Схемы летних театров
I - летний концертно-театральный зал (типы сцен: а - глубинная, изолированная от окружения; б - трехсторонняя - панорамная, открытая; в - глубинная-трехсторонняя-центральная закрытая, с трансформацией зрительских мест; г - глубинная - трехсторонняя с трансформирующимся задником); II - природный и историко-архитектурный театр (типы сцен: а - фронтальная протяженная, с несколькими сценическими площадками; б - кольцевая с вращающимся амфитеатром; в - трехсторонняя - кольцевая; г - комбинированная с широким фронтом соприкосновения с окружением; д - панорамная с природным или архитектурным фоном); III - кооперация сооружения (а - открытый амфитеатр с театром круглогодичного действия; б - открытый амфитеатр на крыше городского зала; в - открытый амфитеатр с закрытым танцевальным залом; г - несколько амфитеатров; 1 –сценическая площадка;
2 - сооружение иного назначения)
Балетные театры
1. Организационной базой балетного театра могут быть ансамбли классического и современного балета с возможным включением в них ансамблей народного танца, а также филиалы театров оперы и балета.
Опыт отечественных и зарубежных балетов показывает, что возможны три принципиально разных вида хореографических постановок:
игровой сюжетный балет, рассчитанный не только на воспитание зрителем рисунка танцев, но и мимики лица;
классический балет, построенный на равномерном сочетании в использовании кардебалета, солистов и малых ансамблей, где восприятие мимики лица не является существенным, но индивидуальность солистов является основой восприятия сюжета;
балетные постановки с упрощенным сюжетом или без такого с массовыми и сольными танцами, рассчитанными на общее восприятие.
2. Для первого типа балетных постановок условия восприятия спектакля и допустимая удаленность зрителя от сцены могут быть сходны с условиями в драматических театрах. Возможный тип сцены — глубинная колосниковая в сочетании с увеличенной авансценой или трехсторонней сценой, над которыми возможно устройство системы индивидуальных потолков; реальная вместимость зала — до 1000 мест.
Второй тип балетных спектаклей обеспечивается достаточно высоким качеством восприятия при удаленности до 30-35 м. Возможный тип сцены — тот же, что и в предыдущем случае.
Условия восприятия третьего типа постановки близки к условиям на малых спортивных аренах. Допустимая удаленность — до 50 м. Возможный тип сцены: центральная сцена, трехсторонняя сцена в сочетании с глубинной нишей для задников и панорам.
В репетиционных залах возможна организация камерных зрительных залов за счет устройства антресолей для зрителей по периметру зала.
3. Для сцены балетного театра рекомендуется использовать планшет с повышенным качеством поверхности с минимальным количеством швов. Конструкции планшета сцены, а также полов репетиционных залов рекомендуется упругими, не по железобетонному основанию. Возможно использование накладного планшета.
4. Карманы рекомендуется предусматривать на уровне средних и дальних планов вместо переднего в театрах оперы и балета.
Для создания на задних планах второго по вертикали уровня танцевальной площадки целесообразно устройство большой подъемо-опускной площадки или накатной двухэтажной фуры.
5. При трансформации оркестровой ямы в сценическую площадку, являющуюся продолжением основной сцены, конструкции оркестровой ямы проектируются пригодными к использованию для танцев.
При изменении местоположения оркестра рекомендуется обеспечение видимости дирижером сцены и мест выхода артистов балета на сцену.
6. В комплексе помещений, обслуживающих сцену балетного театра, возможны изменения по сравнению с театром оперы и балета: создание санитарно-оздоровительного комплекса с процедурными, тренажерными, саунами и небольшим бассейном; создание при кабинете главного балетмейстера видеостудии для просмотра и монтажа видеозаписей; проектирование третьего балетного репетиционного зала, выполняющего функцию большого репетиционного зала, с конфигурацией, соответствующей сценической площадке главного зала; отсутствие рекомендуемых для театров оперы и балета помещений для занятий артистов, кабинетов главного режиссера, хормейстера, инспектора хора и других помещений, обслуживающих хор и солистов оперного театра.
В балетном театре по сравнению с театром оперы и балета возможно некоторое сокращение складов объемных и станковых декораций при увеличении емкости сейфов, а также увеличение обувной мастерской.
Приложение 3
Рекомендации по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками
1. При проектировании театра рекомендуется обеспечивать возможность беспрепятственного доступа инвалидов в креслах-колясках во все помещения зрительского комплекса и зрительный зал.
2. На открытых стоянках автомобилей выделяются места для автомобилей инвалидов. Ширина места — не менее 3,5 м.
3. Продольный уклон пешеходных дорожек и тротуаров, которыми могут пользоваться инвалиды на креслах-колясках проектируется не более 5%. Если продольный уклон переходных дорожек и тротуаров на участке театра превышает указанные пределы, то для инвалидов на креслах-колясках предусматриваются специальные дорожки или пандусы.
4. Пешеходные дорожки, лестницы и тротуары, которыми пользуются инвалиды на креслах-колясках, обеспечиваются твердым шероховатым покрытием, которое при намокании не становится скользким.
5. При устройстве лестниц, ведущих на уровень входа в здание театра рекомендуется устраивать дублирующий подъем пандусом с перилами, а лестницы снабжать перилами.
6. В здании театра на пути движения инвалидов в креслах-колясках двери проектируются раздвижными автоматическими либо такими, чтобы условие по их открыванию было сведено к минимуму. Пороги на этих путях движения исключаются либо проектируются резиновыми. Ширина дверей проектируется не менее 0,9 м. Для обеспечения разворота коляски во всех помещениях, где могут находиться инвалиды в креслах-колясках, следует обеспечивать размещение в плане окружности диаметром 1,5 м.
7. Зрительский комплекс зданий театров снабжается лифтами с дверьми шириной не менее 0,9 м.
Кабины таких лифтов проектируются размерами, не менее: ширина 1,1 м, глубина 1,4 м. Пульт .управления размещается на высоте 0,9-1,2 м на расстоянии не менее 0,4 м от передней или задней стены кабины.
8. В здании театра проектируется как минимум две одноместные уборные (мужская и женская), рассчитанные на пользование инвалидами в креслах-колясках, либо специальные кабины в многоместных уборных. Предпочтительное размещение такой уборной — с непосредственным доступом из распределительного вестибюля.
Кабины для инвалидов оборудуются специальными откидывающимися поручнями около унитаза и поручнями, жестко закрепленными на стенах кабины. Желательно наличие подвесной ручки над унитазом. Подход к унитазу инвалида проектируется свободным спереди и с обоих сторон унитаза. На стенке кабины на высоте 1,2 м устанавливаются крючки для одежды и костылей. Размеры кабин в свету составляют от 1,5 х 1,6 до 2,14 х 2,14 м.
9. В зрительном зале (залах) предусматриваются не занятые креслами или занятые легко снимаемыми креслами места (желательно ложи) для инвалидов в креслах-колясках из расчета 3% вместимости зала (залов), обеспеченные беспрепятственным доступом из лифта.
Приложение 4
Примерные состав и площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену
Помещения |
Единица |
Вместимость, мест |
||||
|
измерения |
101-150 |
151-200 |
201-300 |
301-400 |
401-500 |
Светоаппаратная |
м2 |
8 |
8 |
10 |
15 |
15 |
Тиристорная |
" |
17 |
17 |
25 |
50 |
60 |
Звукоаппаратная |
" |
9 |
9 |
9 |
12 |
16 |
Склад бутафории, мебели и реквизита |
% площади малого зала |
10 |
10 |
10 |
8 |
7 |
Дежурный склад объемных и станковых декораций |
То же |
20 |
20 |
20 |
17 |
17 |
Кладовые сценической электроаппаратуры |
" |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
Кладовые средств малой механизации, оборудования и мебели для трансформируемых залов |
" |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Артистические уборные и санитарные узлы |
м2 |
39 |
39 |
39 |
61 |
61 |
Помещения для ожидания выхода на сцену |
" |
12 |
12 |
12 |
16 |
16 |
Щитовая |
" |
По проекту |
Приложение 5
Примерное расчетное количество артистов в театрах*
Категория штатного расписания* 2 |
Расчетное количество артистов для театров разных жанров |
||||||||||
|
драматические и музыкально-драматические |
музыкальной комедии |
оперы и балета |
||||||||
|
артисты драматические |
артисты оркестра |
вокалисты-солисты |
артис-ты балета |
артисты оркестра |
артис-ты хора |
вокалисты-солисты |
артис-ты балета |
артис-ты оркестра |
артис-ты хора |
вспомогательный состав |
I |
50*3 |
16 |
40 |
32 |
42 |
35 |
42 |
75 |
74 |
60 |
10 |
II |
40*3 |
— *5 |
30 |
24 |
30 |
24 |
34 |
60 |
58*6 |
50 |
5 |
III |
30*4 |
— *5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
_________
* Извлечение из "Типовых штатов артистического и художественного персоналов театров оперы и балета, театров музыкальной комедии (театров оперетты), драматических театров (музыкально-драматических театров), театров юного зрителя и театров кукол", утвержденных приказом Министерства культуры СССР от 18 июня 1979 г. № 479.
*2 Категория штатного расписания театров и количество артистов во внекатегорийных театрах определяется заданием на проектирование, утверждаемом в установленном порядке.
*3 Для театров, количество выездных и гастрольных спектаклей которых составляет более 25% общего количества спектаклей, допускается увеличивать расчетное количество артистов в театрах I категории штатного расписания на 10 чел., II категории — на 8 чел.
*4 Для театров, систематически организующих параллельно выездные спектакли, расчетное количество артистов допускается увеличивать на 5 чел.
*5 Для театров, имеющих в своем штате артистов оркестра в отлична от типовых штатов, количество артистов оркестра указывается в задании на проектирование.
*6 Для театров, систематически использующих две сцены, расчетное количество артистов оркестра допускается увеличивать на 7 чел.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
Помещения зрительского комплекса
Многофункциональное использование помещений зрительского комплекса
Помещения большого демонстрационного комплекса (с большим залом)
Зрительный зал
Глубинная колосниковая сцена
Разновидности глубинной колосниковой сцены и иные типы сцен
Трансформации демонстрационного комплекса
Помещения технологического обеспечения сцены
Помещения, обслуживающие сцену
Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные
Репетиционные помещения
Склады
Производственные помещения
Административно-хозяйственные помещения
Малый демонстрационные комплекс (малый зал) и обслуживающие его помещения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примерные состав и минимальные площади помещений театральных зданий
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Некоторые рекомендации по проектированию особых типов театральных зданий и театров с дополнительными функциями
Гастрольные театры
Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей и выездов театров музыкальных жанров
Театры юного зрителя (ТЮЗы)
Театры кукол
Театры малой вместимости
Театры с общественной функцией общегородского зала
Летние театры
Балетные театры
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендации по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примерные состав и минимальные площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Примерное расчетное количество артистов в театрах
ЛИТЕРАТУРА