Поговорим о том, какие нормы существуют относительно температуры горячей воды в квартире. Какой она должна быть, чтобы мы чётко знали, за что платим и комфортно принимали ванну, душ, мыли посуду, занимались другими домашними делами. И что делать, если вода нагрета недостаточно?
Хорошо, если в вашем доме есть газовая колонка для нагрева воды, накопительный или проточный электрический водонагреватель. В таком случае вы можете самостоятельно следить за температурой горячей воды, экономить, если нужно, делать погорячее при желании. Но большинство горожан в этом вопросе зависят от работы коммунальных служб, от того, какая горячая вода поступает к ним по трубам.
Относительно горячей воды и её качества есть очень чёткие нормативы, указанные в СанПиН 2.1.4.2496–09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячих систем водоснабжения». Есть также изменения к СанПиН 2.1.4.1074–01. Указанные нормы действительны для всех без исключения систем централизованного горячего водоснабжения (СЦГВ).
Итак, согласно действующим в нашей стране нормам, температура централизованно подающейся в квартиру горячей воды должна составлять от 60 °С до 75 °С. Это чёткий показатель, который регламентируется принятыми государством нормами.
Однако допускаются отклонения:
- Ночью, с 00:00 часов до 05:00 — 5 °С.
- Днём, то есть в остальное время суток — 3 °С.
Как измерить, проверить температуру горячей воды? Ведь счётчики на горячую воду этот показатель игнорируют и считают просто кубометры, поступающие в квартиру. Необходимо использовать либо градусник, имеющий градуировку до 70–100 градусов, либо термопару к мультиметру, либо кулинарный щуп для измерения температуры готовящегося продукта.
Важно! Перед измерением температуры не забудьте спустить воду 1–2 минуты.
После того как вы замеряли температуру горячей воды и выяснили, что она ниже 57–60 °С днём и 55 °С ночью, нужно с этим что-то делать. Ведь платить за коммунальные услуги низкого качества не желает никто. Последовательность действий в этом случае такова:
- Обратиться в орган ЖКХ, управляющую компанию. Сделать это можно и по телефону. Если на линии авария, коммунальщики знают о снижении температуры воды и причинах этого, вас просто уведомят и попросят подождать, пока всё наладится, проблемы будут устранены.
- Важно! Согласно постановлению правительства №354 (принято 6 мая 2011 года), допускаются перебои с подачей горячей воды в общей сложности 8 часов в месяц или 4 часа единовременно. В случае аварии — в течение суток, а во время проведения ежегодных профилактических работ — на 14 дней.
- Если же аварийной ситуации нет, причины снижения температуры горячей воды неизвестны, в ЖЭКе или управляющей компании вам не поверят на слово и потребуют провести замер температуры горячей воды в вашей квартире специалистами. В таком случае телефонного звонка может оказаться недостаточно. Для того чтобы убедиться, что ваше заявление точно принято, его следует сделать в письменной форме и зарегистрировать.
- Замер температуры, согласно правилам, должен быть проведён не позднее чем через 2 часа после обращения пользователя. Однако на деле почти всегда приходится подождать прихода представителей ЖКХ или управляющей компании. Время их визита нужно согласовать, чтобы владельцы квартиры были дома.
- После замеров температуры воды составляется акт, один из экземпляров которого обязательно остаётся у заявителя.
- Если представители ЖКХ или управляющей компании так и не нанесли вам визит, чтобы измерить температуру горячей воды, можно составить акт самостоятельно, пригласив двух свидетелей, члена правления ТСЖ, ЖК, ЖСК или председателя совета жильцов многоквартирного дома.
Главной целью составления акта и фиксации факта несоответствия температуры горячей воды установленным нормам является перерасчёт оплаты за некачественные коммунальные услуги. Если после замера температуры воды в присутствии представителей ЖКХ в акте был зафиксирован отказ в перерасчёте, можно писать жалобу в Роспотребнадзор и потребовать повторить измерение.
Нормы перерасчёта:
- Если температура воды зафиксирована на уровне ниже 40 °С, оплачивать её следует по такому же тарифу, как и холодную.
- За каждые 3 °С отклонения от установленной нормы оплата должна снижаться на 0,1%.
- За каждый час превышения нормы перерыва в подаче горячей воды оплата снижается на 0,15%.
Сумма перерасчёта будет указана в отдельной колонке в документе на оплату коммунальных услуг. Если вы будете не согласны с тем, насколько уменьшена оплата, придётся вновь отправиться в управляющую компанию или ЖЭК, чтобы получить пояснение. Перерасчёт проводится за всё время, которое прошло с момента подачи письменного заявления.
Важно! За внутридомовые системы подачи воды отвечает организация, обслуживающая дом. За внешние инженерные системы несёт ответственность ресурсоснабжающая организация. От того, что стало причиной перебоев с подачей горячей воды, зависит, кто именно будет компенсировать убытки.
Ещё раз обращаем ваше внимание, что если добиться перерасчёта за недостаточно горячую воду в коммунальных структурах не удалось, не опускайте руки! Уверены в своей правоте — идите в Роспотребнадзор, прокуратуру, Государственную жилищную инспекцию вашего региона.