Если вы испытываете трудности с оклейкой потолка обоями или просто хотите узнать правильный порядок действий, сегодняшняя наша инструкция будет как нельзя кстати. Мы опишем процесс подробно для получения ровного покрытия с максимально незаметными стыками, а главное — совершенно без нервотрёпки.
Требования к поверхности
Основой под оклейку обоями может служить широкий ряд отделочных материалов, начиная от штукатурки и заканчивая необработанными ОСП или ГКЛ. Тем не менее, для наиболее качественного результат поверхность должна обладать рядом свойств, таких как прочность, чистота, целостность, умеренная гигроскопичность и равномерность окрашивания.
Допустимая шероховатость основы определяется толщиной обоев: чем она больше, тем более грубые неровности могут быть скрыты бумагой. Для тонких виниловых или бумажных обоев необходимо выравнивание шпаклёвкой с последующим шлифованием сеткой на 80–120 грит. Более тяжёлые флизелиновые обои могут наклеиваться на цементную штукатурку или облицовочные плиты без предварительного выравнивания.
Грунтование поверхности под обои строго обязательно. Во-первых, это облегчит снятие обоев при следующем косметическом ремонте. С другой стороны, хорошо погрунтованная поверхность будет не так быстро впитывать клей и на манипуляции с холстом останется гораздо больше времени. Оптимальный состав для грунтования под обои — смесь обойного клея, грунтовки для штукатурки и воды в соотношении 1:1:2. После высыхания грунтовки нужно обязательно пройтись по потолку абразивной сеткой, снимая мелкие присохшие соринки.
Тонкие обои могут проявлять не только фактурные дефекты основы, но и её неравномерный окрас. Желательно, чтобы потолок под обои имел равномерный светло-серый или белый цвет — тогда стыки будут наименее заметными и под разными углами освещения гарантировано не проявится затемнённых областей. Подспорьем в этом деле станет акриловая водно-дисперсионная краска, разведённая водой до 1/3–1/4 начальной концентрации. Само собой, дополнительного грунтования такой потолок уже не требует.
Подготовительные мероприятия
При оклеивании потолка удобство работы ставится во главу угла. Комнату нужно по максимуму освободить от мебели, оставшуюся защитить укрывной плёнкой и расставить таким образом, чтобы свободному перемещению ничего не мешало и на потолке не оказалось мёртвых зон, к котором никак не подобраться.
Обязательно необходимы подмости и хотя бы одна стремянка, высота которой позволяет подняться вплотную к потолку. При длине полотна более 3,5–4 метров клеить обои в одиночку не рекомендуется, поэтому обеспечьте пару свободных рук на подхвате. Помощник не обязательно должен работать под потолком, его задача — придерживать не приклеенную часть полотна. Пользоваться при этом можно шваброй, обмотанной чистой хлопковой ветошью.
Помещение, в котором ведётся оклейка потолка, должно быть тщательно герметизировано: окна закрыты, под двери подложена скрученная тряпка. Оптимально, если при высыхании обоев влажность будет снижаться как можно медленнее — тогда бумага равномерно растянется, уйдут пузыри и пропадут продавленные дефекты основы.
Рекомендуется запастись питьём в большом объёме, а также держать под рукой пару вёдер чистой воды для мытья рук и пола от остатков клея. Держите наготове несколько чистых хлопковых тряпок, чтобы сразу убирать остатки клея, который выдавливается по краям полотна.
Работа с разными типами обоев
Прежде чем приступить к оклеиванию потолка, убедитесь, что вы хорошо понимаете специфику работы с разными видами обоев. В первую очередь это касается клея — он должен точно соответствовать выбранному типу.
Ключевое отличие в работе заключается в порядке нанесения клея. Флизелиновые обои клеем намазывать нельзя, им покрывают только стену и дожидаются предварительного впитывания в поверхность до образования подсохшей вязкой корочки. Виниловые и комбинированные обои, напротив, покрываются клеем с изнаночной стороны, складываются и оставляются для размокания от 3 до 5 минут.
Виниловые обои также более терпимы к наличию клея на лицевой стороне, в то время как флизелиновые почти гарантировано размокнут и покроются разводами. Также обращайте внимание на характер поверхности, наличие тиснения, катышков и присыпки. Если поверхность не имеет скрепляющего глянцевого слоя, ветошью такие обои выравнивать категорически не допускается. При наличии присыпки будет не лучшей идеей пользоваться силиконовым крылом, лучше отдать предпочтение валикам — полиуретановым, но не поролоновым.
Наклейка первого полотна
Начальный этап работы — самый важный, ибо кромка первого полотна задаёт общую линию для выравнивания всех последующих. Обои рекомендуется клеить вдоль направления естественного света, то есть от окна. Для флизелиновых обоев под покраску это требование действует не так строго, в ином случае стыки между полотнами будут гораздо более заметными.
От стены, параллельно которой наклеивается первое полотно, нужно двумя рисками отложить расстояние, на 20–30 мм меньше ширины рулона. Риски ставятся в углах, после по ним нужно натянуть отбивочный шнур или простую нитку и поставить ещё несколько отметок с интервалом в 50–70 см. Стена может иметь неровности, поэтому проверьте, ляжет ли полотно с небольшим заходом на вертикальную плоскость.
Даже при работе с виниловыми обоями первое полотно не рекомендуется долго выдерживать намоченным, чтобы жёсткость бумаги не дала кромке искривиться. Прикладывать полотно нужно не точно по меткам, а с небольшим отступом от них, выдерживая параллельное положение.
Полотно следует хорошо натянуть и придавить к потолку в центральной части. Если обои ушли в сторону более чем на 2–3 мм — отрывайте полностью и наклеивайте заново. Первую полосу не следует «возить» в приложенном состоянии, чтобы не деформировать кромку. Когда базовая кромка выровнена — разглаживайте полотно, выдавливайте пузырьки и прокатывайте углы.
Наклейка последующих полотен
Второе и остальные полотна выравниваются по кромкам предыдущих. Обойный лист прикладывайте встык, выдерживая отступ около 1 мм. Когда полотно придавлено к потолку на треть ширины, плотно прижмите его ладонями и подвиньте к предыдущему до устранения зазора. Пройдя так по всей длине и выровняв стык, прокатайте полосу валиком вдоль по центру и закончите разглаживание «ёлочкой».
Чтобы обои не отваливались, их можно временно прижать к влажному потолку, но потом обязательно нужно оторвать и раскатать как положено. Придавливать обои нужно всегда от стыка с предыдущим полотном до центра, а затем от центра к свободному краю.
Обратите внимание, что самый лучший способ организовать работу — сразу резать каждый последующий обойный рулон на целое количество полос, согласно ширине помещения с напуском на стены не менее 50 мм. Виниловые обои можно тут же намазывать клеем и складывать по 3–4 полосы для намокания.
Завершение работ, обрезка и молдинги
Мастера умеют обрезать излишки, напущенные на стены, сразу же после оклейки. Для этого нужно прокатать влажные обои угловым валиком под бортик потолочного молдинга, добиваясь оттопыривания края под прямым углом. После угол прижимается шпателем, по которому новым секционным лезвием обрезают излишки.
Если вы не уверены в твёрдости рук, лучше дождаться высыхания. Предварительно нужно убедиться, что край очень тщательно проклеен, оптимально, если под молдингом выдавится небольшой валик клея, который так и оставляется до полного высыхания.
Обрезка проводится точно таким же образом на следующий день, но только в этом случае влажная бумага не будет тянуться за лезвием. Прорезать на всю глубину не нужно, достаточно оставить тонкий надрез. У виниловых обоев по нему отойдёт верхний слой и останется рваный край основы, который после замаскируется при покраске молдингов. Более жёсткие флизелиновые обои по надрезу просто обломаются с образованием всё такого же «лохматого» края.
Также допускается клеить молдинги уже после обоев, маскируя ими примыкание отделки стен к потолку. Правда, в этом случае обрамление угла слетит во время демонтажа обоев, плюс возможны трудности с замазыванием образующихся щелей клеем-герметиком.