Если вы твердо намерены освоить технику декорирования стен венецианской штукатуркой, эта статья будет очень полезна. В ней мы расскажем об основных приемах работы с венецианкой и поможем правильно подобрать цвета отделочного материала для создания оригинальной художественной композиции.
В чем особенность работы с венецианкой
Венецианская штукатурка имитирует полированный срез мраморного массива. Благодаря эффекту полупрозрачности можно добиться практически полной идентичности природному мрамору: глянцевая поверхность, просвечивающиеся пласты и прожилки разных оттенков.
Есть два основных направления в работе с такой отделкой: художественное и имитационное. Для каждого существует особая техника работы, позволяющая в первом случае создать высоко детализированный рисунок с большим разнообразием оттенков и неравномерными градиентами. Вторым типом нанесения создается картина куда менее пестрая, но зато отлично имитирующая глянцевую поверхность и просвечивание прожилок и пластов разного цвета, точно как в натуральном мраморе.
Подбор цветовой гаммы состава
Для художественной техники рекомендуется иметь в наличии один чистый состав без красителя и один с колеровкой средней насыщенности. Учтите, что некоторые участки покрытия будут вовсе без смешения, соотносите контрастность выбранного цвета относительно белого в соответствии с интерьерным стилем.
Имитационная техника использует более приглушенные узоры, для создания основного рисунка потребуются два состава с примерно одинаковым цветом, один на 3–4 тона темнее другого. Если желаете добавить темных прожилок и вкраплений в мраморный срез, приобретите третий состав с гораздо более ярким и темным цветом.
Вы можете колеровать венецианку самостоятельно, регулируя уровень смешения и наличие в составе полосок разного тона. Смешивание штукатурки с колером в вибрационном аппарате даст абсолютное растворение краски, в этом случае гамма оттенков будет менее богатой, а сам узор более смытым и равномерным. Учтите, что при высыхании штукатурка теряет в яркости 3–4 тона.
Подготовка поверхности
Венецианскую штукатурку наносят только на специально подготовленную поверхность. Оштукатуренные стены укрепляют сеткой под слоем стартовой штукатурки. Если речь идет о поверхностях из ГКЛ, стыки подрезают под 30° и накладывают два слоя серпянки.
Поверхность обязательно обрабатывают глубоко проникающей грунтовкой до полного насыщения. Следом идет покрытие специальным праймером для венецианки или покраска стены водно-дисперсионной краской, белой или окрашенной в тон будущему покрытию.
Нанесение основы
Венецианская штукатурка из разряда тех материалов, которые необходимо чувствовать. Прежде чем приступить к отделке стен, потренируйтесь несколько раз на отрезках гипсокартона, привыкните к тому, как материал ведет себя при разных движениях инструмента.
Венецианку наносят трапециевидной кельмой и шпателями, инструмент должен иметь скругленные углы. Первый слой наносят толщиной в 0,2–0,5 мм для создания прочной основы. Наберите на кельму небольшое количество состава и равномерно его распределите. Приложите инструмент плашмя к стене и сделайте несколько втирающих движений.
Цвет основы должен получиться равномерным, однако вы сразу заметите, что создаете контуры будущего рисунка. Крупные штрихи могут иметь форму пятен, ровных или закругленных штрихов или хаотических мазков. В дальнейшем придерживайтесь образовавшихся контуров и повторяйте их в уменьшенном или увеличенном масштабе для максимально гармоничного сочетания формы. После нанесения базового слоя нужно подождать 36–40 часов для полного высыхания.
Цвет для основы выбирайте тот, который будет преобладать в законченном рисунке. Расход штукатурки на первый слой примерно на 30–50% больше, чем на последующие. Учитывайте это при покупке материала.
Приемы нанесения фактурообразующего слоя
Важно понимать способность штукатурки к смешиванию цветов. В жидком состоянии это происходит относительно легко, но если покрытие уже нанесено тонким слоем, мгновенно начинается процесс полимеризации. Полностью перекрыть цвет можно только после нанесения 3–4 новых слоев. Получается, что смешивание происходит только при движении шпателя, любой нанесенный узор, скорее всего, останется неизменным.
Если вы возьмете на шпатель или кельму два контрастных состава и размажете их по стене, вначале получится крупный и контрастный рисунок. Чем дольше вы ведете инструмент, тем сильнее смывается граница, и смешиваются цвета.
Если составы на кельме предварительно перемешать деревянной палочкой, рисунок получится более мелким и детализированным. Вы также можете добавлять отдельный цвет точечно, полосками или зигзагом, в любом случае конечный вид будет заметно отличаться.
Нанесение фактуры выполняется максимально тонкими слоями, так появляется эффект просвечивания. В художественной технике применяются тонкие, короткие мазки. Возьмите на кельму два состава разных цветов, смешивайте их в разном соотношении и наносите штукатурку шпателем шириной 30 или 40 мм.
Техника имитации предполагает использование широких и длинных мазков, в каждом слое применяется только один цвет или оттенок. Наносить штукатурку нужно широкой частью кельмы, растягивая состав как можно шире. С нанесением каждого последующего слоя будут появляться области повышенной насыщенности и наложения цветов друг на друга.
Оптимального результата можно добиться нанесением двух слоев при художественной и 4–5 при имитационной технике. Рекомендуется выдерживать каждый слой сутки для высыхания, но если вы работаете аккуратно, период сушки можно сократить до 6–8 часов.
Матирование покрытия
Если рисунок слишком контрастный или вам необходимо придать некоторую матовость покрытию, используйте для этого белую штукатурку, нанесенную максимально тонким слоем. Угол шпателя относительно поверхности должен быть не менее 45°. Каждое движение — твердое и с усилием, растирайте небольшое количество состава максимально тонко.
Часто для матирования используют белую штукатурку с добавленным темным колером, но размешанную не до конца. Такой прием немного оживляет композицию, и она не выглядит откровенно тускло.
Глянцевание и металлизация
Помимо цветового текстурирования есть еще один способ фактурирования. Он заключается в выделении рельефа покрытия с небольшими перепадами высот. Поверхность после высыхания натирают металлическим шпателем, приложенным к поверхности под углом 25–30°. Каждое движение направляйте к себе, не давите сильно на инструмент. Такой прием создаст области с разной глянцевостью. Это полезно делать как по завершению нанесения, так и после каждого нанесенного слоя.
Если приложить шпатель под более острым углом, практически вплотную, поверхность можно натирать. Это делается для придания тонким краям штрихов более темного контура. Такой способ отлично подходит для дополнительного текстурирования каждого слоя.
Когда покрытие стены готово, его можно защитить от влаги специальным воском, который втирается безворсовыми салфетками. В завершение слой воска желательно отполировать меховым кругом для дрели или УШМ.