Весна. «Травка зеленеет, солнышко блестит»… Хотя еще не зеленеет, да и солнышко пока не балует теплом, но совсем скоро появятся и первые листочки, и зелень на газонах. А на улицах Москвы вместо льда и снега снова появятся рабочие — Сергей Собянин объявил, что весной будут продолжены работы по укладке тротуарной плитки на улицах центра столицы.
Salvador Dali. The Disintegration of the Persistence of Memory
Таким образом, прошлогодняя история с заменой асфальтового покрытия на бетонную плитку получит вполне логичное и ожидаемое продолжение — отказываться от своих планов московский градоначальник не намерен. С началом работ на тротуарах центра Москвы продолжатся, скорее всего, и дебаты по поводу целесообразности начинания мэра, разгоревшиеся весной прошлого года.
Хронология событий
Итак, напомним, что еще в марте 2011 года Сергей Собянин сообщил о планах по замене свыше 90% асфальта на тротуарах центра города на более привлекательную и экологичную плитку. Руководствовался мэр, по его словам, исключительно удобством москвичей и заботой об их здоровье. К плюсам использования тротуарной плитки власти отнесли:
- Экологичность. Асфальт плавится на солнце и выделяет в атмосферу такие вредные вещества, как бензол и бензопропилен, кроме того, по словам экологов, уже в самом процессе производства асфальта в атмосферу выделяется куда больше вредных веществ, чем при производстве плитки. Впрочем, некоторые специалисты, в частности, Алексей Киселев, руководитель токсической программы «Гринпис России», отмечает, что асфальт не менее экологичный материал, чем тротуарная плитка, а его вредные свойства сильно преувеличены.
- Плитка выглядит привлекательнее и дает больший простор для декоративного оформления улиц.
- Международный опыт — во всех европейских столицах тротуары давно уже выложены плиткой, правительство Москвы решило не отставать.
- Понижение теплоотдачи — темный асфальт нагревается в жару до +60 градусов, тогда как плитка — до +35, Антон Кульбачевский, руководитель департамента природопользования правительства Москвы, заметил, что с изменениями климата столице приходится равняться не на Хельсинки или Осло, а скорее на африканские города и Ханой, где асфальт на тротуарах никогда не клали.
- Долговечность — гарантийный срок службы асфальтового покрытия составляет от 5 до 7 лет, тогда как плитка высокого качества способна прослужить до 20 лет. Причем, если асфальт приходится менять буквально целиком, то в случае с плиткой можно заменить повредившийся кусок, что особенно актуально для российских городов, где различные «прорывы теплотрассы» — явление очень распространенное. Впрочем, в данном случае ключевым словосочетанием здесь будет «плитка высокого качества», бракованное покрытие придется перекладывать уже через год (если не раньше).
Вооружившись такими вот доводами в пользу плитки, власти Белокаменной в июне провели первый тендер на выполнение работ по укладке новых тротуаров. Планировалось заменить свыше 4 миллионов квадратных метров асфальтового покрытия тротуаров, то есть порядка четверти пешеходного пространства столицы, из них 1,14 миллионов «квадратов» — в центре города.
Июньский тендер подразумевал укладку плитки на 18 объектах в центре столицы, в том числе на Садовом кольце, проспекте Мира, Якиманке, Воробьевых горах, Ленинском проспекте, Кремлевском кольце и других. Стартовая сумма государственного заказа первоначально составляла 2,78 миллиардов рублей. Позже общая стоимость работ выросла до 3,5 миллиардов рублей, а к концу июля — практически до 4 миллиардов.
Не трудно подсчитать, что укладка 1 квадратного метра плитки обходится казне (а вернее налогоплательщикам) в 3,5 тысячи рублей.
Для сравнения — укладка двухслойного асфальта на такой же площади стоит всего 1,2 тысячи рублей. Причем стоимость одного «квадрата» плитки — всего 500 рублей, остальная сумма приходится на работу, однако опросы, проведенные корреспондентами журнала «Огонек» показали, что гастарбайтеры (в основном выходцы из Армении) получают за каждый положенный квадратный метр плиточного покрытия всего 150-200 рублей. Впрочем, ценообразование в случае выполнения масштабных государственных заказов часто становится одним из самых таинственных и запутанных вопросов.
Тендер выиграли 11 компаний, которые затем самостоятельно (как бы без участия властей) заключили договора с 8 производителями тротуарной плитки, затем число поставщиков было увеличено до 16, среди производителей оказались такие компании, как «Крост», «Комплекс стройиндустрия», «Спецстрой-ЖБИ 17», «Компания «Гарантия-строй», ООО «Роуд групп», ООО «СДСК «Дорстрой» и ООО «Мособлспортстрой».
Работы начались в середине июня, планировалось, что до 25 октября будет положено все 1,14 миллионов квадратных метров плитки в центре Москвы. Однако на удивление и сторонников и противников плиточной компании в начале августа мэр сообщил, что работы будут завершены, вернее, приостановлены уже 25 августа. К этому моменту было положено всего 400 тысяч квадратных метров плитки, то есть примерно треть запланированного объема. Причинами такого решения градоначальника назывались:
- общественное мнение — очень многие москвичи выказывали недовольство разрухой, воцарившейся на тротуарах столицы, сама плитка и качество ее укладки тоже начали вызывать опасения у горожан. Также негодование жителей города вызвало и резкое сокращение количества парковочных мест, которых и раньше в Москве явно не хватало;
- нехватка материалов, так как заводы-производители не успевали поставлять необходимое количество плитки. В частности, об этой проблеме рассказывал Петр Бирюков, заместитель мэра по вопросам ЖКХ. Впрочем, поставщики сразу опровергли данную информацию, сообщив, что выполняют заказы в полном объеме;
- необходимость сразу после укладки переделывать работу в некоторых районах. Было выявлено, что во многих местах плитка не отвечает стандартам качества, да и сами работы было выполнены ненадлежащим образом. Например, новую плитку пришлось укладывать на Кремлевской набережной, так как префектура ЦАО сочла итоги работы подрядчиков неудовлетворительными. Забраковал работу префект Центрального административного округа Сергей Байдаков, отметивший, что плитку положили неровно и выше уровня бордюрного камня. Перекладывать покрытие пришлось также на улице Радищева. Такие дополнительные переделки, конечно же, затягивали работы, так что справиться со всем объемом до морозов власти уже не успевали. Встречались и вовсе необъяснимые казусы, когда рабочие, спешащие закончить укладку в срок и получить свою зарплату, просто нарисовали плитку на бетоне. А что? Дешево, быстро и практически не отличается от обычной серой плитки.
Плитка, нарисованная на бетоне у станции метро «Маяковская». Источник
Чиновники поспешили заверить, что это просто неудачная шутка рабочих, которые, конечно же, будут уволены. Бетон разобрали, на его месте некоторое время красовалась внушительная дыра, затем все-таки заложенная настоящей плиткой.
Сам Сергей Собянин объяснил свое решение так: в конце августа многие москвичи возвращаются с дач в родные пенаты, школьники собираются в школу, поэтому не стоит доставлять неудобств горожанам, вынужденным пробираться через разрушенные тротуары и горы плитки, лучше отложить работы на следующую весну.
Неофициально отмечалось, что проблемы с поставщиками надуманы, так, правительство сетовало на подорожание бетона и, соответственно, тротуарной плитки, тогда как, по словам специалистов, бетон вырос в цене не на много — обычное сезонное, связанное с повышенным спросом увеличение стоимости строительных материалов.
Кроме того, в прессе появилась информация, что власти не хотят привлекать новых поставщиков плитки, что могло бы решить вопрос с нехваткой материалов, так как придется проводить новый тендер. Кроме того, обычные заводы, по словам Игоря Заугольникова, директора департамента маркетинговых коммуникаций холдинга RODEX GROUP, могут и не подойти в связи с «родственным характером программы мэрии, о чем все уже наслышаны». Здесь прослеживается явный намек на супругу московского градоначальника, чья связь со строительными компаниями неоднократно обсуждалась в прессе, в связи с чем Сергей Собянин вынужден был выступать с опровержениями (никого окончательном так и не убедившими).
Продолжение следует
Как бы то ни было, в конце августа все работы по укладке плитке в центре столицы были свернуты, но уже в начале марта Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы объявил об открытии аукционы, проводящегося в электронной форме на выполнение работ по замене асфальтного и бетонного покрытия тротуаров на плиточное на 2012 год.
Согласно материалам, опубликованным на сайте государственных закупок, общая начальная стоимость контрактов составляет свыше 350 миллионов рублей по 14 лотам. В проектной документации сказано, что в это раз планируется положить порядка 102 тысяч квадратных метров плитки, срок окончания работ — 25 августа 2012 года. Чтобы уложиться в срок подрядным организациям придется вести работы круглосуточно, в том числе и в выходные и в праздничные дни.
Аукцион состоится 16 апреля, тогда и будут определены победители, на плечи которых ляжет обязанность укладывать плитку на московские тротуары в этом году.
В документах Департамента уточняется, что работы должны пройти на Садовой-Спасской улице, площади Яузских ворот, Яузской улице, на улице Охотный ряд, Театральной площади и Театральном проезде, на Лубянской площади, на Мясницкой улице, Кремлевской набережной и улице Солянка.
Кроме того, асфальт на плитку заменят на улице Сретенка, Смоленской-Сенной площади, Кудринской площади, Новинском бульваре, на улицах Садовая Большая и Садовая-Триумфальная, Смоленской и Таганской площадях, на Сухаревской малой и большой площадях, а также на Самотечной улице.
Как видим, объем работы запланирован достаточно большой, однако, прежде чем комментировать возобновление плиточной эпопеи, хотелось бы узнать, как перезимовала плитка, положенная в минувшем году. Ведь все эксперты единогласно заявляли, что только по результатам зимы будет видно — отвечает ли покрытие всем стандартам качества и будет ли отличаться долговечностью.
Сразу отметим, что подводить итоги пока рано — снег в Москве пока еще сошел не полностью, экспертизы состояния прошлогодней плитки планируется провести ближе к маю.
Однако, по мнению москвичей, подтвердились многие опасения, появившиеся еще летом, в процессе наблюдения за укладкой покрытия. Выяснилось, что:
А) Плитка все-таки намного более скользкая, чем асфальт! Даже несмотря на то, что мэр обещал использоваться при укладке только шероховатую, нескользкую плитку, в сравнении с асфальтом она явно проигрывает, да и положили такое покрытие не везде.
Например, пройти по Осеннему бульвару можно только по велосипедной, асфальтовой дорожке, все остальное покрыто коркой льда.
Осенний бульвар
Велосипедная дорожка на Осеннем бульваре. Источник
Б) Во многих местах плитка начала разрушаться еще в декабре, до сильных морозов. Так, Михаил Аншаков, председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», в начале декабря сообщал, что к ним поступают многочисленные жалобы москвичей на неровность покрытия, а чтобы увидеть провалы в плитке нет необходимости ходить далеко — разрушения уже видны возле офиса общества на Смоленской площади. Александр Стрельников, ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству, отметил, что причиной такого «расползания» плитки стало, скорее всего, плохое качество бетонной подложки, которая была сделана слишком тонкой.
В) Желобки для стока воды и разуклонку по стандартам рабочие, укладывавшие плитку, почему-то сделать забыли, поэтому на новых тротуарах скапливаются впечатляющие лужи воды, которые в морозы, конечно же, становятся настоящим катком.
Г) При укладке плитки в Москве были нарушены правила, предусмотренные для защиты и безопасности слабовидящих и слепых граждан. Согласно европейским стандартам, на тротуарах должна дополнительно укладываться тактильная, «пупырчатая» плитка именно желтого цвета (этот оттенок лучше остальных воспринимают слабовидящие пешеходы). Но наши рабочие восприняли такую плитку как элемент декора, и на некоторых улицах она лежит буквально зигзагами, а в других местах заменена на направляющую. Да и о том, как ухаживать за такой тактильной плиткой наши службы ЖКХ не знают вовсе, поэтому прослужит она при такой эксплуатации совсем недолго.
Даже те москвичи, которые были согласны с тем, что менять асфальт на плитку необходимо, в итоге оказались недовольны качеством и самой плитки и проведенных работ.
Д) В Москве нет специальной техники для уборки плиточных тротуаров. В европейских городах для этих целей применяются небольшие, практически игрушечные, маневренные машины, не повреждающие плитку. Кроме того, посыпать плиточные тротуары щебнем нельзя, как и скалывать лед ломиками, что традиционно практикуют наши дворники.
Приходится подытожить, что даже те москвичи, которые были согласны с тем, что менять асфальт на плитку необходимо (согласно результатам опроса — 33% жителей города, более 52% предлагали оставить все как есть и заняться более насущными проблемами), в итоге оказались недовольны качеством и самой плитки и проведенных работ. Так, во многих местах плитка из разных партий заметно отличается по цвету (темно-серый и светло-серый, например), что выглядит, мягко говоря, не слишком красиво, а на Садовом и вовсе в некоторых местах впопыхах «пробелы» между участками плитки снова залили все тем же асфальтом.
Как будут вестись работы в этом года, пока неизвестно, хотелось бы верить, что власти попытаются исправить прошлогодние ошибки, переложат некачественную плитку, наведут порядок и будут тщательнее следить за ходом работ. О результатах нового этапа плиточной истории можно будет судить только к концу августа.
В целом сама по себе тротуарная плитка — дело хорошее, действительно долговечное и привлекательное внешне. Но! Плитка должна быть качественной и укладываться строго по правилам и стандартам, так что сама идея правительства столицы не плоха и вполне отвечает современным тенденциям в градостроительстве, вопрос не в планах мэрии, а в том, как именно они будут выполняться.
Думаю, никто из жителей и гостей столицы не возражал, если бы тротуары Белокаменной выглядели примерно так:
Плитка в стиле «Старый город»
И если бы при этом на тротуарах не собирались лужи, а плитка не скользила — начинание мэра единогласно поддержали бы все москвичи.
А пока, к сожалению, в отношении московских тротуаров напрашивается только известное выражение «Хотели как лучше, а получилось как всегда» и предположить, когда же ситуация изменится в лучшую сторону, не сможет ни один эксперт.