Что мы понимаем под средой обитания? По утверждению Википедии — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них косвенное или прямое воздействие. Но ведь человека чаще всего окружает вовсе не природа, а созданное нами самими пространство.
John Leech. Museum Square in Vienna
Назвать своей средой обитания мы можем собственную комнату (это если вам повезло быть владельцем отдельной комнаты), квартиру, многоэтажный или частный дом, квартал, микрорайон, город, страну и, наконец, планету.
Как сказал давно кто-то очень умный — «все познается в сравнении». Поэтому, чтобы разобраться — насколько хорошо обустроена наша среда обитания, стоит сравнить ее с другим местом, где живут такие же люди. Сравнить нашу родную Землю с другими планетами пока не получится, о том, насколько наш российский менталитет отличается от западного известно давно, да и страна у нас действительно уникальная, сравнению практически неподдающаяся.
А вот попытаться отыскать удачные (и, мягко говоря, не очень) примеры городской среды обитания на просторах России и сравнить с другими городами, например, в Европе — задача вполне выполнимая и не безынтересная.
Принято считать, что российские города — мрак и ужас по сравнению с прославленными европейскими столицами: и чисто там у них так, что босиком ходить можно, и за собачками сразу владельцы убирают, и площадки спортивные на каждом углу, дворики зеленые… А у нас? Да что там говорить — слов нет!
Но ведь так было далеко не всегда. В период с XIV-XV по XVIII-XIX век иностранцы, приезжавшие в Московское царство, а затем в Российскую империю отмечали разительное отличие наших городов от Парижа, Берлина, Лондона, причем отличались они явно в лучшую сторону! Если в средневековом Париже кладбище располагалось в самом центре города, по немногочисленным тротуарам текли помои, а жители выливали содержимое ночных горошков просто на улицу, то у нас в то время в городах дома не лепились друг к другу, а стояли привольно и широко, были традиционно просторные, зеленые, проветриваемые дворы.
Люди жили «миром», то есть общинами, это значит, что куски улиц были «общими», отвечали за их чистоту все жители без исключения, поэтому никто, как в Париже, не мог выплеснуть ведро с помоями просто под ноги прохожим, наглядно показав, что только мой дом — это частная собственность, а на остальное –просто наплевать!
Интересно, что единственный город в России, который,по отзывам иностранцев, был так же мерзок и вонюч, как и европейские города, правда не на площадях, где за порядком бдительно следили, а в подворотнях и жилых кварталах, был Санкт-Петербург, строившийся по образу и подобию все тех же городов цивилизованной Европы. Недаром эту специфику Северной столицы запечатлел Достоевский в «Преступлении и наказании», а ведь это было уже в XIX веке.
Так что же случилось за последние сто лет, что так кардинально изменило мнение о нашей городской застройке? Конечно, в первую очередь этому способствовало то, что города Европы из помойки за это время превратились в мегаполисы, славящиеся не только чистотой, но и бережным отношением к памятникам архитектуры, истории и, что самое главное — к потребностям собственных жителей. И пока европейские города развивались, наши — просто росли, застраиваясь типовыми многоэтажными башнями, не радующими ни глаз, ни душу.
Видимо, главное отличие здесь все же в отношении — для многих россиян их среда обитания заканчивается именно за надежной, металлической дверью квартиры, а вот для европейцев — распространяется на весь район, в котором можно не только быстренько прогуляться с собакой, но и прекрасно провести весь день. Кстати, вспомнив старые советские фильмы — большая часть жизни тогдашних горожан проходила именно во дворе, чего стоят только вечные дедушки с домино и шахматами или бабушки на лавочках. А сейчас отыскать уютную скамейку в тихом уголке двора — большая проблема.
В новом квартале Bo01, который находится в шведском городе Мальме, для удобства жителей сделано все возможное: жилые дома, хотя и стоящие вплотную друг к другу, созданы разными архитекторами и сильно отличаются по стилю и оформлению фасадов — каждый дом здесь — это яркая индивидуальность.
Квартал Bo01, Мальме, Швеция. Фото — Максим Кац
Планировщиком квартала стал Клос Тамм. По словам автора,вся эта территория — самый лучший пример того, как выглядит приемлемый для всех жителей квартал. И хотя во многих СМИ новый район города позиционируется в первую очередь как экологически чистый, но, по мнению проектировщика, здесь сошлись все составляющие — экономическая, социальная и экологическая стороны развития. Особенность шведского проекта еще и в том, что велось планирование не одного отдельного дома, а именно целого квартала. В России пока не принят такой подход, а если и идет речь о застройке, более масштабной, чем одно здание, то, скорее всего, в итоге появится на свет еще одна «элитка» с закрытой, охраняемой территорией за высоким забором.
Проектируя квартал Bo01, Клос Тамм стремился создать место, где людям будет удобно и приятно встречаться друг с другом, проводить много времени на свежем воздухе. Тамм говорит, что красота — главная составляющая по-настоящему удобного города, и, глядя на уютные уголки шведского квартала, в это действительно веришь!
В центре квартала Bo01 обустроен небольшой водоем, на берегу которого есть много уютных мест для пикника и общения.
Водоем в квартале Bo01. Фото — Максим Кац
На набережной привлекает внимание деревянный тротуар, который сразу облюбовали местные жители, здесь можно вольготно расположиться просто на широких ступеньках.
Набережная квартала Bo01. Фото — Максим Кац
Кстати, если кому интересно, более подробно узнать о проекте Bo01 можно в живом журнале Максима Каца.
Если сравнить этот уютный шведский квартал с помпезными постройками на берегу Москва-реки, то лично я однозначно сделала бы выбор в пользу Bo01. Например, самый претенциозный проект столицы — жилой комплекс «Алые паруса»,монументальные башни которого просто подавляют окружающее пространство. Ничего общего со столь романтичным названием эти высотки, по моему убеждению, не имеют, и Ассоль на такой «набережной для богатых» с яхт-клубом никогда не дождется своего капитана Грея (да и ждать не будет).
Вид на «Алые паруса» с реки, Москва
Еще одно отличие квартала Bo01 в Мальме от московского проекта — квартиры здесь обустраивались с расчетом на все слои населения — есть достаточно сложные, двухуровневые квартиры с собственным лифтом и всеми атрибутами ультрасовременного жилья, а есть попроще, предназначенные для жителей старше 55 лет.
В целом главное отличие шведского квартала от «раскрученных» московских проектов — именно человечность. В таком уютном квартале легко представить себе играющих на зеленом газоне детей, за которыми родители могут наблюдать просто из окон квартиры или пару, сидящую на открытом балконе и наблюдающую за прохожими. От такого окружения не хочется прятаться за дверью квартиры, это действительно отличное место для жизни.
Впрочем, даже если не брать такую часть городской застройки, как целый квартал, а, например, обычный двор типичной многоэтажки, то и здесь наша действительность значительно проигрывает европейской.
Не нужно далеко ходить — вот вид, открывающийся из окна моей квартиры в обычной «хрущевке» в спальном районе:
Очень мило, правда? На противоположной стороне дома — та же картина, даже еще хуже, потому что гаражи стоят буквально в нескольких метрах от здания и часто жильцов будят свет фар и гул моторов.
Да, дверь на земле не просто валяется — она закрывает канализационную яму! Вот как-то так… Но, это уже вопрос к коммунальным службам, хотя отношение к благоустройству двора имеет самое прямое.
А по вечерам перед рядом гаражей выстраивается еще и вереница автомашин, ведь количество транспорта растет, а число «домиков» для авто — нет. И при этом наш двор — не самый плохой вариант, летом в палисадниках много цветов и даже нашлось место для песочницы (самодельной, конечно).
Есть дворы, которые выглядят еще хуже:
Создается ощущение, что главное для нас — комфорт и безопасность «железного коня», а все остальное — дело десятое. Интересно, что большая часть этих металлических коробок и кирпичных гаражей — незаконный самострой (в нашем районе таких буквально 100%). Так что власти вроде как и не виноваты в этом — так получилось.
На извечный вопрос — «Что делать?», можно, конечно, обратиться к примеру европейских городов, где повсеместно возводятся подземные парковки. Например, в Германии начали программу надстройки мансардных этажей в старых зданиях, куда затем переселяются обитатели с первого этажа, который превращается в подземный паркинг.
Представить себе такое у нас не то что сложно, а просто нереально. Я, например, не представляю себе, чтобы власти нашего города разорились на снос самостроя и облагораживание такой большой территории. А сами владельцы гаражей и пальцем не пошевелят, напротив, будут держаться за свое имущество до последнего.
Да и старые дома не смогут выдержать такую дополнительную нагрузку, они и так разваливаются просто на глазах, теряя балконы, штукатурку и козырьки подъездов.
И еще один нюанс — даже если когда-нибудь все эти гаражи и будут снесены, скорее всего, на их месте появится очередная стандартная многоэтажная башня, которая вид из моего окна точно не украсит.
Красивый и удобный двор жилого дома может выглядеть вот так:
Двор в Мальме. Фото — Максим Кац
Или даже так:
Двор в Копенгагене. Фото — Максим Кац
Скажете, не очень-то это и красиво, слишком провинциально и даже как-то по-деревенски? С моей точки зрения, красивый двор — это в первую очередь место, куда я без опаски смогу выпустить своего ребенка, место, где он сможет спокойно гулять, не боясь автомашин, где ему есть чем заняться. В наш двор, где постоянно кто-то приезжает или уезжает, можно выходить только за ручку с мамой, да и делать там особо нечего. А здесь детишки спокойно гоняют на велосипедах, есть удобные лавки со столиками и вполне уютно.
Так что под мнением проектировщика Клоса Тамма — «красиво — значит удобно» — я точно могу подписаться.
Безусловно, проблема дворов понемногу решается в новых жилых комплексах. Чаще всего, стараясь привлечь покупателей и повысить цену за квадратный метр застройщики возводят во дворе детскую площадку, разбивают клумбу, которую затем в проспектах могут назвать громким словосочетанием «ландшафтный дизайн», но и здесь большая часть пространства сразу же оказывается занята автомашинами, а уютных уголков, где можно посидеть, наблюдая за играющим на площадке ребенком, практически нет.
В Праге сейчас возводятся жилые комплексы нового типа, дворик в которых может выглядеть так:
Жилой комплекс Зличин, Прага, Чехия
Казалось бы, типовой проект, а ведь есть все условия для жизни — и зелени много, и площадка детская есть, а машин — нет, потому тихо, уютно, а жители первого этажа вполне могут позволить себе обустроит настоящую открытую террасу.
Конечно, в России есть и довольно красивыежилые комплексы, претендующие на звание удачного проекта. Самые яркие примеры сейчас можно отыскать в Сочи, который активно готовится стать не только курортной, но и олимпийской столицей. Например, жилой комплекс «Александрийский маяк» — рядом с черноморским побережьем, с собственной закрытой, охраняемой территорией, действительно украшенной ландшафтным дизайном, роскошным холлом, магазинами и офисами на первых этажах. Но! Стоимость одного квадратного метра жилой квартиры здесь достигает немыслимых для обычного россиянина 500 тысяч рублей (догнали и даже перегнали Москву), так что говорить о том, что это — типичная новостройка, не приходится. Да и близость к морю сыграла свою роль в привлекательности такой курортной квартирки.
Жилой комплекс «Александрийский маяк»
В целом, многие новостройки сейчас стремятся приблизиться к европейским стандартам комфортной жизни. Например, вот так будет выглядеть жилой комплекс «Парк Горького» в том же Сочи:
Жилой комплекс «Парк Горького», Центральный район Сочи
Конечно, для того, чтобы стать по-настоящему уютным, этот двор слишком велик, но здесь есть и подземный паркинг, и место для прогулок.
Остается констатировать, что наличие подземных парковок — пока прерогатива элитных новостроек, чаще всего — монолитных башен высотой не меньше 20 этажей (чтобы продажа квартир смогла окупить затраты на строительство паркинга).
Конечно, в Париже, Берлине и даже Вене, которая была признана лучшим городом для жизни в мире в прошлом году (и получает этот титул далеко не впервые) можно найти районы и дворы, которые не могут служить образцом идеальной городской застройки. Однако уже в 70-е годы, когда на улицах СССР строились исключительно «брежневки» в Вене, например, появился комплекс Alt-erlaa, состоящий из высотных зданий с открытыми бассейнами на крышах, подземной парковкой, магазинами, детскими и спортивными площадками, в окружении зелени и даже с собственной станцией метро.
Общественный комплекс Alt-erlaa в Вене
И это, между прочим, социальное жилье! Квартиры в этом комплексе в 1985 году начали выдавать малоимущим семьям.
Нельзя однозначно ответить на вопрос, почему наши дворы, районы и города пока еще проигрывают европейским. Виноваты ли власти, пустившие все на самотек или наш пресловутый менталитет….
Хочется, конечно, верить, что все это — тяжелое наследие советского прошлого, вот не станет «хрущевок» и «брежневок», а на их месте появятся новые комплексы, ничуть не хуже, чем в столицах Европы, нужно подождать только, лет так 40-50 (судя по темпам сноса «хрущоб», никак не меньше).
Но, проектируя новые кварталы, нельзя забывать о том, что это — среда обитания людей, их постоянное место жительства, по этим улицам им придется добираться на работу, а в этом дворе будут жить их дети.