Фрэнк Ллойд Райт оказал заметное влияние на развитие не только американской, но и всей западной архитектуры первой половины прошедшего века. Только за создание «органической архитектуры» Райт уже заслуживает внимания. Этот пропагандист открытого планирования дома возвёл немало интересных строений.
В целом Райт (1867–1959) построил 363 дома. По состоянию на 2005 год уцелели порядка 300 строений известного архитектора. Конечно, мы не будем описывать все из них, остановившись на наиболее значимых и интересных. Это Robie House, построенный в Чикаго в 1910 году. Данное здание стало ярким образцом серии «Дома прерий», которая прославила Райта. Отметим ленточное остекление, горизонтальную ориентацию дома, выступающий козырёк кровли, как будто защищающий здание, ассиметричную форму, отлично вписывающуюся в пейзаж. Центром здания стал камин.
Ещё одно строение Райта из серии «Дома прерий». Это здание архитектор строил для себя в 1911 году, ориентируясь на окружающую местность. Комплекс Талиесин приземистый, с низкой кровлей, стены каменные, террасы буквально врезаются в ландшафт. Центральное здание имеет форму буквы «П». Резиденция Райта с кухней, лоджией, столовой и тремя спальнями занимала одно крыло. К сожалению, дом дважды страдал от пожаров.
Уникальность «Дома над водопадом» в его расположении. Он не просто вписался в живописную местность, водрузившись над водопадом, он стал неотъемлемой частью пейзажа. Построенный в 1939 году дом является одним из наиболее известных зданий Райта, с 1964 года является музеем и пользуется популярностью у туристов, хотя и находится в очень уединённом уголке штата Пенсильвания. Интересно, что горная речка действительно протекает через нижние ярусы дома, а в гостиной на полу остался выступ скалы, ставшей основанием для строения. Интересен и очаг, построенный из найденных на месте стройки валунов.
Связь Райта с японской архитектурой достаточно сильна и не раз подвергалась исследованию специалистов. Сам Райт многое взял из японской культуры, посещал эту страну. А японские архитекторы в свою очередь тоже позаимствовали элементы «райтовского» стиля. Это Yamamura House, построенный в Ашия, Япония, в 1924 году. Это единственная постройка американского архитектора, которая сохранилась в Японии. Райт вновь отталкивался от окружающей живописной местности, обустроил места для отдыха и созерцания окрестностей. Интересен длинный южный балкон, с которого видно море, сводчатый потолок, а также стены, частично построенные из глины, как дань японским традициям.
Это штаб-квартира Johnson Wax, строительство которой началось в 1936 году по проекту Райта. Архитектор модернизировал популярный в 30-е году стиль модерн. Здание, как и почти все, созданные Райтом, имеет горизонтальную направленность, за исключением центральной башни, было возведено из кирпича. Примечательно, что архитектор также занимался проектированием мебели для этого офисного здания.
Синагога «Бейт Шалом». Одно из последних строений Райта, возведённое в 1959 году. Очень интересна форма крыши здания, которая должна символизировать гору Синай. Но при этом Райт вдохновлялся и постройками древних майя. В итоге получится весьма заметный и необычный объект, украсивший Элкинс Парк в Пенсильвании.
Усадьба Graycliff, построенная в 1926–1931 годах. Считается одним из наиболее амбициозных проектов Райта, располагается в Буффало, Нью-Йорк. Это здание часто называют «Драгоценным камнем на озере» из-за его расположения и особенностей. Усадьба представляет собой комплекс из трёх строений. Легко узнаваем стиль архитектора — множество окон, горизонтальная направленность зданий, консольные балконы. Райт взялся также за обустройство ландшафтного дизайна усадьбы.
Taliesin West. Возводя это здание, Райт вдохновился пустынями Аризоны, отметив, что этому штату нужна собственная архитектура. Сейчас здание является главным кампусом Школы архитектуры, находится в Скоттсдейле, а своё название дом получил в честь собственного поместья Райта, о котором мы уже писали. Массивная каменная кладка, пустынные оттенки помогли зданию прекрасно вписаться в пейзаж. Райт, как это нередко бывало, полностью планировал расположение мебели и сами объекты меблировки.
Весьма редкое для Райта явление — вертикально ориентированный дом, Price Tower в штате Оклахома. Другая башня архитектора стала частью штаб-квартиры Johnson Wax, а этот небоскрёб является единственным отдельно стоящим его строением. Открылась Price Tower в 1956 году, она выступала офисом местной химической компании. Сам Райт называл своё творение «деревом, которое убежало из переполненного леса».
Ведущее собрание современного мирового искусства в Нью-Йорке — Музей Соломона Гуггенхайма. Был построен по проекту Райта в 1943–1959 годах. Если снаружи музей больше всего похож на перевёрнутую спираль, то внутри скорее напоминает раковину с остекленным двориком в центре. Архитектор планировал, что осмотр экспозиции посетители будут начинать сверху, спускаясь по спиральному пандусу, однако сейчас экскурсии проводятся снизу-вверх.