По замыслу столичных властей ожидается глобальная реконструкция дорог на территории Москвы, долгосрочный план которой рассчитан до 2020 года. При этом основные работы будут проводиться в первые 5 лет.
Михаил Маркович Рудник. МКАД.
Всего экспертами выявлено около 30 проблемных магистралей, но начнутся работы с перестройки МКАД, реконструкция которой стартует уже в 2012 году. Давайте подробнее рассмотрим причины, которые вынуждают властей проводить такую масштабную и дорогостоящую реконструкцию Московской кольцевой автодороги.
История МКАД
Проектирование московской кольцевой автодороги началось еще в 30-е годы XX века. Первые участки были построены в 1941 году, правда, тогда она использовалась исключительно для военных целей. Уже после войны в середине 50-х годов была проведена первая реконструкция трассы, и она стала активно использоваться в гражданских целях. МКАД открыли для движения по всей длине только в 1962 году. Построенные транспортные развязки дали возможность использовать магистраль непрерывно. Движение осуществлялось во встречных направлениях по двум полосам.
Кроме того в это же время было построено 46 пешеходных переходов, которые позволяли пешеходам без проблем пересекать дорогу. Вдоль трассы были устроены удобные съезды и специальные «карманы» для стоянки автомобильного транспорта, а также появилась необходимая инфраструктура (кафе, гостиницы, посты ДПС).
Дорога сразу же стала активно использоваться и стала главной транспортной артерией столицы. Это привело к тому, что уже к началу 70-х годов МКАД, пропускная способность которой изначально составляла 36 тысяч автомобилей в сутки, уже не могла обеспечивать нормальные условия эксплуатации.
В итоге, в 1974 году было решено увеличить пропускную способность кольцевой дороги до 50 тысяч автомобилей в сутки. Тогда была проведена реконструкция на участке между Волгоградским проспектом и шоссе Энтузиастов. Дорожное полотно было расширено, теперь автомобили могли двигаться в три ряда.
Однако прошло не так много времени и на кольцевой магистрали стало портиться покрытие. В 80-х годах МКАД получила репутацию «дороги смерти», плохое покрытие и слабое освещение на некоторых участках трассы привели к тому, что аварийность выросла в несколько раз.
Очередная реконструкция дороги проводилась уже под руководством мэра Юрия Лужкова в 1993 году. Это был довольно масштабный проект, который реализовывался в два этапа:
- Первый этап (1993 — 1994 годы): на всем протяжении кольцевой автодороги было установлено новое осветительное оборудование и специальные железобетонные ограждения на разделительной полосе.
- Второй этап (1995—1998 годы): дорожное полотно расширили до пяти полос в каждом направлении.
В настоящий момент разрешенная на МКАД скорость движения составляет 100 километров в час, а пропускная способность трассы — 9000 автомобилей в час. Однако и этого уже становится недостаточно, поэтому и назрела необходимость в проведении очередной реконструкции шоссе.
Необходимость реконструкции назрела давно
За последние годы количество автотранспорта в Москве резко увеличилось, пробки уже стали привычными не только в самой столице, но и на МКАД. Дорога просто не справляется с такой нагрузкой, поэтому власти уже давно подумывали о проведении глобальной дорожной реконструкции.
Если говорить об основных причинах того, что кольцевую дорогу парализуют пробки, то можно выделить четыре основных момента:
- Застройка МКАД торговыми объектами и интенсивное развитие жилищного строительства на прилегающих к трассе территориях. Эта дорога изначально строилась как скоростная транзитная магистраль. Сейчас же она выполняет смешанные функции: пропуск транзитного транспорта и поворотное распределение потоков. В результате МКАД с этими функциями не справляется, так как для этих целей просто не предназначена. Так, например, желание кого-то повернуть к торговому центру тормозит движение по трассе. А таких съездов очень много, в результате возникают пробки и передвижение автомобилей по МКАД сильно замедляется.
- Несовершенство существующих транспортных развязок, выполненных по типу «клеверного листа», которые устарели и не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к дорогам такого масштаба как МКАД. Развязки такой формы приводят к неизбежному скрещиванию автомобильных потоков, поэтому для разгрузки дороги необходимо делать направленные съезды.
- Несоответствие количества полос при съездах из Москвы и со стороны Подмосковья. Например, на Варшавском шоссе при движении из области имеется 12 полос, а на городской части Варшавка состоит только из 8 полос.
- Высокая нагрузка из-за транзитного грузового транспорта. Самая неблагоприятная ситуация складывается на участках с нестандартным сложным рельефом. Например, на отрезке от Каширского шоссе в сторону Волгоградского есть довольно крутой подъем, при передвижении по нему тяжелые грузовики сильно скидывают скорость, тормозя весь поток.
Все эти причины, накапливаясь, привели к тому, что еще в прошлом году властями было принято решение о необходимости проведения масштабной реконструкции. По оценкам экспертов работы будут вестись практически на всех участках. Сообщается, что реконструировать всего предстоит порядка 80% дорожного полотна. Будут построены новые съезды и развязки, на некоторых участках расширят проезжую часть.
Описание проекта реконструкции МКАД
Тут хочется в первую очередь сказать о том, что решение о проведении реконструкции было принято еще в 2011 году. Тогда же и был проведен тендер на разработку плана реконструкции, который выиграл НИиПИ генплана. Именно инженеры этого института по заказу Москомархитектуры занимались разработкой плана реконструкции МКАД, реализация которого начнется уже в этом году.
Из-за того, что дорога в нынешнем своем виде полностью исчерпала свои возможности, то и реконструкция будет глобальной. По словам экспертов, простым расширением дорожного полотна, как это было раньше, решить проблему пробок и загруженности МКАД невозможно. Поэтому были разработан комплекс более эффективных мер.
Итак, давайте подробнее рассмотрим, какие именно работы по улучшению МКАД будут проводиться.
- Будет проведена полная реконструкция почти всех имеющихся на данный момент 47 развязок. На развязках типа «клеверный лист» достроят левоповоротные съезды, которые будут проходить снизу или сверху.
- Проблему правоповоротных съездов в область, которые не справляются с постоянно растущим потоком автомобилей, инженеры предложили решить радикально. Сейчас, чтобы съехать с МКАД в Подмосковье, весь поток должен выстраиваться в 3 полосы и от существующих 5 рядов для движения по трассе остается все 2 полосы. Проект реконструкции предполагает, что крайнюю правую поворотную полосу надо отгородить специальными ограничителями от остальных полос. Для этих целей, скорее всего, будут использованы металлические отбойники. Наличие такого ограничителя, по замыслу инженеров, позволит стабилизировать ситуацию, так как уже нельзя будет поворачивать из второй и третьей полосы, и тормозить поток.
- В местах массовых скоплений автомобилей, особенно это касается съездов у крупных торговых центров, будут построены дублеры — дополнительные боковые проезды шириной от 2 до 4 полос с разворотными эстакадами. В планах также построить удобные подъезды к торговым объектам со стороны Московской области. То есть жители Подмосковья смогут подъезжать к магазинам, не заезжая непосредственно на кольцо.
- Так как проект строительства дублеров МКАД дорогостоящий, ожидается, что его реализация будет проходить с привлечением средств инвесторов, включая владельцев торговых центров, которые расположились вдоль кольцевой автодороги.
- На участках дороги, где имеются одиночные объекты, например кафе, заправки или станции техобслуживания, будут добавлены полосы торможения и разгона.
- Будет решен вопрос несоответствия количества полос на въезде и выезде из Москвы. Для этого будут добавлены полосы на тех участках, где есть такая необходимость.
По словам столичного мэра Сергея Собянина, предстоит построить еще как минимум порядка 100 км новых дорог (съезды, развязки и т.д.), которые помогут разгрузить МКАД.
Также хочется отметить, что на настоящий момент предварительная оценочная стоимость проведения реконструкции Московской кольцевой автодороги составляет 15 миллиардов рублей. Однако эта цифра может меняться в ходе проведения строительных работ, и скорее всего не в меньшую сторону. Так или иначе — это масштабный проект, который требует больших финансовых вложений. Власти надеются, что часть средств им удастся получить у частных инвесторов.
Сообщается, что весь комплекс работ по реконструкции МКАД будет проводиться на протяжении 5 лет и завершится строительство в 2016 году.
Какие перспективы открывает реконструкция
Реконструкция МКАД это только один из этапов масштабного проекта по улучшению дорожной ситуации в столице. Город уже очень давно терпит неприятности от бесконечных пробок, это касается не только МКАД, но и городских дорог. Так что борьба с пробками и решение транспортной проблемы в столице — приоритетное направление для действующих столичных властей.
МКАД из-за массового строительства торговых центров и расширения Москвы уже не является объездной магистралью, превратившись в крайне загруженную внутригородскую дорогу. Это уже не граница города, поэтому и цели у данной трассы изменились. С учетом всего этого необходимо изменить и саму дорогу в соответствии теми требованиями, которые к ней предъявляются в настоящее время. На это и направлен проект реконструкции.
Однако многие эксперты уверены, что проведением одной только реконструкции МКАД решить проблему не получится. Возможность получить необходимый результат даст только комплексный подход к решению этой задачи. Параллельно надо строить новые дороги, строить современные удобные развязки, расширять вылетные магистрали и т.д.
Власти об этом не забыли, поэтому глобальный проект модернизации столичных дорог предполагает проведение всех этих работ. Согласно принятой программе, в ближайшие пять лет будет проведена реконструкция 19 вылетных магистралей, построят новые дороги, стоянки и развязки.
Реконструкция затронет Каширское, Варшавское, Ленинградское, Дмитровское, Ярославское и Можайское шоссе, а также шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты и некоторые другие территории.
Это позволит сократить количество пробок и улучшит связь между столичными районами. На эти цели только в 2012 году из бюджета города выделено 98,2 млрд рублей.
Конечно же, проведение реконструкции доставит москвичам определенные неудобства, так как при проведении дорожных работ движение будет сильно ограничено и затруднено. Однако после завершения работ Москва получит современные широкие дороги и удобные развязки. Эксперты отмечают, что скорость передвижения по городу вырастет до приемлемых 40 км/ч, в то время как сейчас она едва доходит до 15-20 км/ч.
Остается только дождаться окончания всех работ. Только тогда мы узнаем, насколько эффективным окажется разработанный проект и получится ли реализовать все планы инженеров в реальности.