Не заметить новое начинание московского мэра — замену асфальтового покрытия на тротуарах на плитку, просто невозможно. Работы уже начаты на многих центральных улицах столицы, так что масштабы нововведения и его влияние на внешний облик Москвы уже смогли оценить и москвичи, и гости белокаменной.
Андрей Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895
Начинание Сергея Собянина, безусловно, вызывает споры и сомнения в его целесообразности, поэтому попытаемся разобраться — нужна ли тротуарная плитка вместо асфальта обычным жителям столицы или все же есть более насущные проблемы, на решение которых могли бы быть потрачены бюджетные средства.
Постановление правительства Москвы от 4 мая текущего года подразумевает замену асфальтового покрытия на тротуарную плитку в центральных районах города и на отдельных вылетных магистралях, в частности новое покрытие будет положено вокруг 97 объектов внутри Садового кольца. Уже известно, что в тротуарную плитку в самое ближайшее время «переоденут» Зубовский, Гоголевский, Тверской, Покровский, Рождественский и Петровский бульвары, Тургеневскую и Трубную площади, Якиманку, а также улицы Остоженка, Проспект Мира, Большая Никитская и Ленинский проспект.
Замена асфальтобетонного покрытия на тротуарную плитку в целом будет произведена на площади в 1 134,3 тысяч квадратных метров, все работы, согласно постановлению, будут завершены уже к ноябрю 2011 года, хотя сам мэр отметил, что закончить укладку плитки необходимо уже к 25 августа текущего года.
Укладка одного метра квадратного тротуарной плитки обойдется как минимум в 3,5 тысячи рублей.
На укладку новой «одежки» для тротуаров на территории свыше 1 миллиона метров квадратных первоначально планировалось потратить порядка 2,78 миллиарда рублей, в настоящее время расходы выросли до 3,5 миллиарда рублей, а в некоторых СМИ называется и более солидная цифра в 4 миллиарда рублей.
По словам Сергея Собянина, укладка одного метра квадратного тротуарной плитки обойдется как минимум в 3,5 тысячи рублей. Для сравнения — уложить один квадратный метр асфальтобетонного покрытия стоит от 500 до 1,2 тысячи рублей. Так стоит ли идти на такие крупные дополнительные затраты, тем более, что практически все тротуары на центральных улицах Москвы отличались прекрасным состоянием и до начала работ по укладке плитки? Многие москвичи отмечают, что срывать асфальт без единой трещинки и качественные бордюры — просто лишняя трата денег, однако у властей имеется масса аргументов за принятое решение.
Чем тротуарная плитка лучше асфальтового покрытия
Во-первых: экологичность
По словам экологов, укладка нового покрытия способна снизить загрязненность атмосферы в центре мегаполиса на 15-20%. Асфальт, нагреваясь под жаркими лучами летнего солнца, выделяет никель, железо, ванадий, медь и магний, которые становятся причиной ухудшения экологической ситуации в столице. Тротуарная плитка, при изготовлении которой используются только такие материалы, как цемент, песок, вода, различные пластификаторы и добавки, придающие плитке морозостойкость, твердость и устойчивость, является гораздо более экологичным материалом, чем асфальт.
Во-вторых: долговечность
Хотя укладка плитки, как отметили в мэрии, обойдется практически в 7 раз дороже асфальта, она более долговечна. Если средний срок службы асфальтобетона всего 6-7 лет, то тротуарная плитка способна прослужить от 20 до 30 лет без проведения ремонтных работ.
В-третьих: жаростойкость
В летний период тротуарная плитка нагревается гораздо меньше, чем темный асфальт, который ночью отдает в атмосферу весь скопившийся за солнечный день жар. Кроме того, на наклонных поверхностях асфальт, плавясь под солнцем, начинает «течь», так что на таких дорогах и тротуарах укладка плитки является острой необходимостью.
В-четвертых: эстетичность
Тротуарная плитка выглядит гораздо более эстетично, чем банальное серое асфальтовое покрытие. Во всех европейских крупных городах, в частности в Берлине, Париже и Мадриде уже давно вместо асфальта лежит привлекательная, удобная в эксплуатации тротуарная плитка, так что решение мэра поможет Москве обрести новый, более европейский, ухоженный облик.
В-пятых: сухость
Во время дождей и таяния снега на тротуарах, выложенных плиткой, не скапливается вода, которая свободно проходит через узкие щели между плитками, так что даже затяжные дожди не сопровождаются появлением луж.
Сергей Волков. Старый Арбат. 1979
Но сразу хочется отметить — все вышеперечисленные достоинства относятся только к высококачественной, созданной с выполнением всех требований технологического процесса тротуарной плитке. Кроме того, неправильная укладка такого покрытия может свести на нет все достоинства исходного материала.
Акция протеста против замены асфальта плиткой уже прошла не так давно у здания мэрии. Участие в ней приняли не только активисты движения Левый фронт, традиционного находящегося в оппозиции к правительству, но и представители движения роллеров столицы и организации Московские родители.
К основным недостаткам нового покрытия тротуаров участники акции отнесли:
- тротуарная плитка будет препятствовать нормальному передвижению детских колясок;
- роллеры не смогут свободно кататься на роликах, так как тротуарная плитка не слишком подходящее покрытие для подобной езды;
- дамам, ранее предпочитавшим носить высокие каблуки, теперь придется отказаться от шпилек, так как тонкий каблук может легко застрять в зазоре между плитками и грозит не только испорченной обувью, но и серьезными травмами;
- зимой на тротуарной плитке образуется наледь, очень легко поскользнуться и получить травму, передвигаться по такому тротуару следует очень осторожно.
Возразить на все эти обвинения несложно — опять-таки, качественная плитка, особенно выполненная способом вибропрессования (а именно такую плитку планирует закупать Сергей Собянин), отличается матовой, шершавой поверхностью и поскользнуться на ней довольно сложно. Если тротуарная плитка уложена качественно, то между отдельными плитами остаются зазоры не более 1-2 миллиметров, поверхность получается ровной, так что ходить по ней на каблуках и везти детскую коляску можно без каких бы то ни было проблем. А для роллеров вообще необходимо отвести отдельные места для катания и тренировок, чтобы они не мешали обычным прохожим.
Однако главное, что вызывает сомнения москвичей в целесообразности замены асфальта плиткой — это серьезные подозрения в том, что все это масштабное мероприятие затеяно единственно с целью дать чиновникам и членам их семей в очередной раз заработать солидную прибыль на государственном заказе.
И почва для подобных подозрений у жителей Москвы есть — сразу после назначения Сергея Собянина на пост градоначальника столицы в прессе начала появляться информация о том, что его супруга является владелицей компании «Аэродромстрой», основной сферой деятельности которой является строительство взлетно-посадочных полос и производство тротуарной плитки. Так что, когда в правительстве столицы начались разговоры о замене асфальта тротуарной плиткой, это не стало сюрпризом для большинства аналитиков, ведь семейный бизнес всегда был приоритетным направлением деятельности большинства крупных чиновников. Тем более что в 2001-2005 годах, когда Собянин занимал пост губернатора Тюменской области, в Тюмени также производилась укладка тротуарной плитки на всех центральных улицах и производством материалов для нового дорожного покрытия занималась именно компания супруги Сергея Семеновича.
Конечно, по словам Андрея Цыбина, руководителя департамента жилищного хозяйства и благоустройства Москвы, в тендере на выполнение работ по укладке и производству тротуарной плитки принимали участие десятки строительных компаний.
В итоге тендер на укладку плитки на московских улицах выиграли 11 из них. Согласно условиям контракта, организации обязаны давать трехлетнюю гарантию на покрытие. Если в новом тротуарном покрытии в течение этого срока будут найдены недостатки, то ремонт будет производиться за счет проводивших укладку компаний. В дальнейшем за эксплуатацию покрытия будет отвечать департамент ЖКХ.
Как объяснил Цыбин, контракты с поставщиками тротуарной плитки заключали уже сами подрядчики, выигравшие тендер. Среди них — «Спецстрой-ЖБИ 17», который входит в компанию «Евробетон», строительный концерн «Крост», завод в Тверской области «Комплекс стройиндустрия», «Компания «Гарантия-строй» из Жуковского и другие организации. Андрей Цыбин особо подчеркнул, что поставлять тротуарную плитку на укладку центральных улиц столицы будут восемь заводов, причем владельцы у них разные.
Однако такие заявления чиновника не смогли уменьшить сомнения обычных граждан — уж слишком ситуация начинает напоминать начало бурной деятельности супруги бывшего мэра Юрия Лужкова, которая сперва занялась заменой пластиковых сидений на стадионах столицы, в том числе на «Лужниках», а в итоге смогла стать самой богатой женщиной России и главным московским застройщиком.
Тем более что проведение тендера на укладку тротуарной плитки не обошлось без скандалов — проигравшие компании пожаловались в Федеральную антимонопольную службу на завышенные требования властей. В частности, правительство выдвинуло требование, чтобы вся техника, принимающая участие в работах была оборудована системами ГЛОНАСС. Антимонопольщики отменили часть результатов торгов, однако количество недовольных это не уменьшило.
Кроме того, как выяснили участники движения Левый фронт, укладка тротуарной плитки в Москве доверена обычным гастарбайтерам, большинство из которых даже не говорит на русском языке, а контроль над проведением работ не осуществляется. При этом в мэрии отмечают, что из общей себестоимости замены асфальта на тротуарную плитку всего 500 рублей приходится на закупку самого материала, а 3 тысячи рублей — на выполнение работ по демонтажу асфальта и укладке плитки.
С трудом верится, что трудовые усилия гастарбайтеров действительно обходятся в такую немалую сумму.
Если уж равняться на европейские столицы, то в большинстве из них укладка тротуарной плитки давно выполняется механизированным способом, в частности с использованием современного оборудования немецкой компании «Optimas». Причем такой способ укладки плитки является даже более экономичным, чем ручной вариант — одна машина по укладке плитки способна заменить 30 рабочих, и гарантирует самое высокое качество дорожного покрытия.
Многие специалисты, в частности Геворг Шахназаров, эксперт Счетной палаты, отмечают, что укладка тротуарной плитки, при условии, что покрытие будет отличаться высоким качеством, а процесс укладки будет выполнен с соблюдением всех требований — начинание важное и вполне отвечающее современным мировым тенденциям по благоустройству городов. Однако необходимости в особой спешке нет, ведь уложить за неполные три месяца более 1 миллиона квадратных метров плитки и при этом соблюсти все требования качества — довольно сложная задача. А решить проблему с московскими пробками укладка плитки не сможет никоим образом. Так что потратить 4 миллиарда рублей можно было бы и на другие, более насущные цели, например, обустройство транспортных и пересадочных узлов, ремонт домов или запуск скоростного трамвая.